Сценарий сказки для детей "Как мышонок Пик лед изучал"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Драматизация сказки для детей на зимние каникулы
Иконка файла материала сказка про безопасность на льду (каникулы).docx

Поучительная сказка-инсценировка для дошкольников
"Как Мышонок Пик лед изучал, или Уроки Старого Филина"


Цель: Обучение правилам безопасного поведения на льду; формирование понимания опасности тонкого льда; развитие внимания, осторожности и умения слушать взрослых.
Возраст: Средняя группа (4–5 лет).
Персонажи (исполняют взрослые):
1. Рассказчик (или Ведущий) – читает текст, управляет ходом действия.
2. Мышонок Пик – любопытный, шустрый, но неопытный.
3. Мышка Мила – подружка Пика, более осторожная.
4. Зайчонок Пушок – друг Пика, наивный, но готов учиться.
5. Старый Мудрый Филин – спокойный, строгий, но очень добрый и заботливый.

Реквизит и декорации:
• Ширма (если есть) или обозначенная "сцена".
• "Река" или "озеро" – большое полотно синего или голубого цвета (можно с пришитыми "льдинками" из белой ткани или фольги), уложенное на полу.
• На берегу – "кусты" (веточки, ткань), "дерево".
• Небольшой "пенёк" или стульчик для Филина.
• Палочка для Филина (как указка).
• Костюмы/атрибуты: мышиные ушки, хвостик; заячьи ушки, хвостик; совиные очки, крылья или шапочка Филина.
• Звуки: журчание воды (в начале), хруст льда (тревожный звук), крик Филина, веселая музыка.

Ход инсценировки

(На сцене: декорации зимнего леса, на полу – "река" (синее полотно). Звучит тихая, спокойная музыка.)

РАССКАЗЧИК:
В одном сказочном лесу, где зимой деревья укрывались пушистым снегом, жили маленькие зверята. Они любили играть, резвиться и исследовать мир вокруг. А самым любопытным из всех был...

(На сцену выбегает Мышонок Пик, выглядывает из-за куста, весело осматривается.)

РАССКАЗЧИК:
...Мышонок Пик! Он никогда не сидел на месте и всегда искал что-то новое и интересное.

МЫШОНОК ПИК:
(Весело)
Пи-пи-пи! Как же скучно сидеть на месте! Пойду, поищу приключений!

(Мышонок Пик начинает бегать по сцене. На сцену выходит Мышка Мила.)

МЫШКА МИЛА:
(Осторожно)
Пик, куда ты бежишь? Не слишком ли быстро? А вдруг там опасно?

МЫШОНОК ПИК:
(Машет лапкой)
Опасности? Пустяки! Главное – быть храбрым! Смотри, Мила, что это там впереди? (Показывает на синее полотно "реки").

МЫШКА МИЛА:
(Подходит ближе, осторожно)
Это... это река. Она, кажется, покрылась льдом.

(На сцену выбегает Зайчонок Пушок.)

ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
(Радостно)
Ура! Лёд! Можно кататься! (Пытается сделать шаг на "реку".)

МЫШОНОК ПИК:
(Перебивает его)
Точно! Кататься! (Делает шаг на "реку", прислушивается) А как узнать, крепкий лед или нет?

(Звучит громкий, но спокойный крик Филина. На пенёк неторопливо вылетает Старый Мудрый Филин.)

РАССКАЗЧИК:
Но тут появился самый мудрый и самый зоркий житель леса – Старый Филин. Он всё знал и всё видел.

ФИЛИН:
(Строго, но доброжелательно)
Стойте, зверята! Ни шагу на лед!

(Зверята останавливаются, испуганно смотрят на Филина.)

МЫШОНОК ПИК:
(Тихо)
Ой, Мудрый Филин! Мы просто хотели...

ФИЛИН:
(Качает головой)
"Просто хотели" – это может плохо кончиться! Лед – это очень опасно, если не знаешь правил!

ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
А какие правила, Мудрый Филин? Расскажите нам!

ФИЛИН:
(Медленно, показывая палочкой на "реку")
Слушайте меня внимательно, мои маленькие друзья. Запомните:
Правило Первое: На лед нельзя выходить, когда он тонкий. А как узнать, тонкий он или нет? Очень просто – если лед блестящий, прозрачный, с темными пятнами, или если снега на нем совсем нет – значит, он тонкий и опасный! А если лед желтого или зеленого цвета, тем более на него нельзя ступать! Он очень слабый!

МЫШКА МИЛА:
(Задумчиво)
Значит, если он блестит – это плохо?

ФИЛИН:
(Кивает)
Именно! А еще хуже – если вы видите, что из-подо льда бьют ключи или течет вода. Такое место очень опасно!

МЫШОНОК ПИК:
А если лед толстый-толстый? Тогда можно?

ФИЛИН:
(Продолжает)
Правило Второе: Даже если лед кажется толстым, никогда не выходите на него без взрослых! Идите на каток, где всегда много людей и дежурят спасатели. Только там безопасно!

ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
(Хлопает в ладоши)
Понятно! На каток!

ФИЛИН:
(Поднимает палочку)
Правило Третье: А если вдруг случилось несчастье, и кто-то провалился под лед (показывает на "дырку" в полотне, если можно ее сделать), ни в коем случае нельзя подбегать к краю! Нужно позвать на помощь взрослых, громко кричать: "На помощь! Человек провалился!"

МЫШОНОК ПИК:
(Серьезно)
Громко кричать... И не бежать к краю...

ФИЛИН:
(Улыбается)
И еще одно важное правило: никогда не играйте в игры возле водоемов зимой! Ни в догонялки, ни в прятки. Опасность может подстерегать там, где ее совсем не ждешь.
(Филин обводит взглядом зверят.)

МЫШКА МИЛА:
Мы поняли, Мудрый Филин! На тонкий лед – ни ногой!

ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
И без взрослых – тоже ни ногой! Только на каток!

МЫШОНОК ПИК:
А если кто-то провалился – кричать: "На помощь!" и не подходить! Я всё запомнил!

ФИЛИН:
(Довольно кивает)
Вот теперь вы настоящие умнички! Помните эти правила всегда. Зима – это прекрасное время для игр, но безопасность должна быть на первом месте.

(Зверята благодарят Филина. Звучит веселая, но спокойная музыка. Филин медленно улетает/уходит.)

РАССКАЗЧИК:
С тех пор Мышонок Пик и его друзья никогда не подходили к замерзшей реке без взрослых. Они играли в снежки, строили снежные крепости и весело проводили время, но всегда помнили о советах Мудрого Филина. Ведь безопасность – это самое главное!

(Актеры кланяются. Можно предложить детям похлопать.)

Рекомендации по инсценировке для взрослых:

• Голос и интонации:
• Рассказчик: Четкий, выразительный, меняет интонации.
• Мышонок Пик: Веселый, любопытный, немного легкомысленный, потом серьезный и вдумчивый.
• Мышка Мила: Осторожный, рассудительный.
• Зайчонок Пушок: Радостный, немного наивный, потом внимательный.
• Филин: Низкий, медленный, спокойный, очень авторитетный, но добрый.
• Движения:
• Зверята: Быстрые, юркие движения, любопытные позы.
• Филин: Плавные, медленные, величественные.
• Визуализация опасности:
• Когда Филин говорит о тонком льде, можно использовать палочку, чтобы показать "тонкий" и "блестящий" лед.
• Если есть возможность, сделать небольшую "дырку" в синем полотне "реки" и показать ее, когда Филин говорит о провалившемся.
• Взаимодействие с детьми: После сказки обязательно задайте детям вопросы: "Что случилось бы с Мышонком Пиком, если бы не Мудрый Филин?", "Какие правила безопасности на льду вы запомнили?", "Почему нельзя выходить на тонкий лед?". Это поможет закрепить знания.
• Музыка: Используйте музыку, чтобы подчеркнуть эмоции и смену событий.

Эта сказка поможет детям лучше понять и запомнить такие важные правила, как безопасность на льду, в игровой и увлекательной форме.