Поучительная
сказка-инсценировка для дошкольников
"Как Мышонок Пик лед изучал, или Уроки
Старого Филина"
Цель: Обучение правилам
безопасного поведения на льду; формирование понимания опасности тонкого льда;
развитие внимания, осторожности и умения слушать взрослых.
Возраст: Средняя группа (4–5 лет).
Персонажи (исполняют взрослые):
1. Рассказчик (или Ведущий) – читает текст,
управляет ходом действия.
2. Мышонок Пик – любопытный, шустрый, но
неопытный.
3. Мышка Мила – подружка Пика, более
осторожная.
4. Зайчонок Пушок – друг Пика, наивный, но
готов учиться.
5. Старый Мудрый Филин – спокойный, строгий,
но очень добрый и заботливый.
Реквизит и декорации:
• Ширма (если есть) или обозначенная
"сцена".
• "Река" или "озеро" –
большое полотно синего или голубого цвета (можно с пришитыми
"льдинками" из белой ткани или фольги), уложенное на полу.
• На берегу – "кусты" (веточки,
ткань), "дерево".
• Небольшой "пенёк" или стульчик для
Филина.
• Палочка для Филина (как указка).
• Костюмы/атрибуты: мышиные ушки, хвостик;
заячьи ушки, хвостик; совиные очки, крылья или шапочка Филина.
• Звуки: журчание воды (в начале), хруст льда
(тревожный звук), крик Филина, веселая музыка.
Ход инсценировки
(На сцене: декорации зимнего леса, на полу –
"река" (синее полотно). Звучит тихая, спокойная музыка.)
РАССКАЗЧИК:
В одном сказочном лесу, где зимой деревья
укрывались пушистым снегом, жили маленькие зверята. Они любили играть,
резвиться и исследовать мир вокруг. А самым любопытным из всех был...
(На сцену выбегает Мышонок Пик, выглядывает
из-за куста, весело осматривается.)
РАССКАЗЧИК:
...Мышонок Пик! Он никогда не сидел на месте и
всегда искал что-то новое и интересное.
МЫШОНОК ПИК:
(Весело)
Пи-пи-пи! Как же скучно сидеть на месте!
Пойду, поищу приключений!
(Мышонок Пик начинает бегать по сцене. На
сцену выходит Мышка Мила.)
МЫШКА МИЛА:
(Осторожно)
Пик, куда ты бежишь? Не слишком ли быстро? А
вдруг там опасно?
МЫШОНОК ПИК:
(Машет лапкой)
Опасности? Пустяки! Главное – быть храбрым!
Смотри, Мила, что это там впереди? (Показывает на синее полотно
"реки").
МЫШКА МИЛА:
(Подходит ближе, осторожно)
Это... это река. Она, кажется, покрылась
льдом.
(На сцену выбегает Зайчонок Пушок.)
ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
(Радостно)
Ура! Лёд! Можно кататься! (Пытается сделать
шаг на "реку".)
МЫШОНОК ПИК:
(Перебивает его)
Точно! Кататься! (Делает шаг на
"реку", прислушивается) А как узнать, крепкий лед или нет?
(Звучит громкий, но спокойный крик Филина. На
пенёк неторопливо вылетает Старый Мудрый Филин.)
РАССКАЗЧИК:
Но тут появился самый мудрый и самый зоркий
житель леса – Старый Филин. Он всё знал и всё видел.
ФИЛИН:
(Строго, но доброжелательно)
Стойте, зверята! Ни шагу на лед!
(Зверята останавливаются, испуганно смотрят на
Филина.)
МЫШОНОК ПИК:
(Тихо)
Ой, Мудрый Филин! Мы просто хотели...
ФИЛИН:
(Качает головой)
"Просто хотели" – это может плохо
кончиться! Лед – это очень опасно, если не знаешь правил!
ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
А какие правила, Мудрый Филин? Расскажите нам!
ФИЛИН:
(Медленно, показывая палочкой на
"реку")
Слушайте меня внимательно, мои маленькие
друзья. Запомните:
Правило Первое: На лед нельзя выходить, когда
он тонкий. А как узнать, тонкий он или нет? Очень просто – если лед блестящий,
прозрачный, с темными пятнами, или если снега на нем совсем нет – значит, он
тонкий и опасный! А если лед желтого или зеленого цвета, тем более на него
нельзя ступать! Он очень слабый!
МЫШКА МИЛА:
(Задумчиво)
Значит, если он блестит – это плохо?
ФИЛИН:
(Кивает)
Именно! А еще хуже – если вы видите, что
из-подо льда бьют ключи или течет вода. Такое место очень опасно!
МЫШОНОК ПИК:
А если лед толстый-толстый? Тогда можно?
ФИЛИН:
(Продолжает)
Правило Второе: Даже если лед кажется толстым,
никогда не выходите на него без взрослых! Идите на каток, где всегда много
людей и дежурят спасатели. Только там безопасно!
ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
(Хлопает в ладоши)
Понятно! На каток!
ФИЛИН:
(Поднимает палочку)
Правило Третье: А если вдруг случилось
несчастье, и кто-то провалился под лед (показывает на "дырку" в
полотне, если можно ее сделать), ни в коем случае нельзя подбегать к краю!
Нужно позвать на помощь взрослых, громко кричать: "На помощь! Человек
провалился!"
МЫШОНОК ПИК:
(Серьезно)
Громко кричать... И не бежать к краю...
ФИЛИН:
(Улыбается)
И еще одно важное правило: никогда не играйте
в игры возле водоемов зимой! Ни в догонялки, ни в прятки. Опасность может
подстерегать там, где ее совсем не ждешь.
(Филин обводит взглядом зверят.)
МЫШКА МИЛА:
Мы поняли, Мудрый Филин! На тонкий лед – ни
ногой!
ЗАЙЧОНОК ПУШОК:
И без взрослых – тоже ни ногой! Только на
каток!
МЫШОНОК ПИК:
А если кто-то провалился – кричать: "На
помощь!" и не подходить! Я всё запомнил!
ФИЛИН:
(Довольно кивает)
Вот теперь вы настоящие умнички! Помните эти
правила всегда. Зима – это прекрасное время для игр, но безопасность должна
быть на первом месте.
(Зверята благодарят Филина. Звучит веселая, но
спокойная музыка. Филин медленно улетает/уходит.)
РАССКАЗЧИК:
С тех пор Мышонок Пик и его друзья никогда не
подходили к замерзшей реке без взрослых. Они играли в снежки, строили снежные
крепости и весело проводили время, но всегда помнили о советах Мудрого Филина.
Ведь безопасность – это самое главное!
(Актеры кланяются. Можно предложить детям
похлопать.)
Рекомендации
по инсценировке для взрослых:
• Голос и интонации:
• Рассказчик: Четкий, выразительный, меняет
интонации.
• Мышонок Пик: Веселый, любопытный, немного
легкомысленный, потом серьезный и вдумчивый.
• Мышка Мила: Осторожный, рассудительный.
• Зайчонок Пушок: Радостный, немного наивный,
потом внимательный.
• Филин: Низкий, медленный, спокойный, очень
авторитетный, но добрый.
• Движения:
• Зверята: Быстрые, юркие движения, любопытные
позы.
• Филин: Плавные, медленные, величественные.
• Визуализация опасности:
• Когда Филин говорит о тонком льде, можно
использовать палочку, чтобы показать "тонкий" и "блестящий"
лед.
• Если есть возможность, сделать небольшую
"дырку" в синем полотне "реки" и показать ее, когда Филин
говорит о провалившемся.
• Взаимодействие с детьми: После сказки
обязательно задайте детям вопросы: "Что случилось бы с Мышонком Пиком, если
бы не Мудрый Филин?", "Какие правила безопасности на льду вы
запомнили?", "Почему нельзя выходить на тонкий лед?". Это
поможет закрепить знания.
• Музыка: Используйте музыку, чтобы
подчеркнуть эмоции и смену событий.
Эта сказка поможет детям лучше понять и
запомнить такие важные правила, как безопасность на льду, в игровой и
увлекательной форме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.