государственное казенное учреждение Самарской области
Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних
«Особенности художественно-эстетического развития детей школьного возраста в условиях СРЦН»
Осинки
2019
Очень трудно формировать эстетические
идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый
человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое
воспитание детей дошкольного. младшего и среднего школьного возраста.
Б.Т.Лихачев считает, что период дошкольного и младшего школьного детства
является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и
формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Автор подчеркивает,
что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование
отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности Сущностные
нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде
детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя, или по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого
человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть
доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую
непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому
человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в среднем и
младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение
и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в среднем и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится Педагог . Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни . Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными, и наоборот, яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Значит первая особенность-личный пример педагога, в нашем случае- воспитателя
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме . Вторая особенность-все методы нашей работы в этом направлении должны быть интересны ребенку, нужно находить такие формы проведения мероприятий, которые будут его увлекать
Для среднего и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные герои, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает , что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" . А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. И третья особенность- грамотность педагога. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих
людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния,
возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность,
мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко
эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в
памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс
выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В Н.И. Киященко довольно
четко подчеркивается, еще одна особенность что "педагогическое
использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей
проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления,
конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния
ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. В
эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и
характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и
воли .
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет педагог . Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.