Разработка открытого урока
Проект урока по
теме:Тепловые
двигатели
Предмет: физика
Класс: 10
Тип урока: урок когнитивного типа
Вид урока: урок постановки учебной задачи
Цели урока:
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам
науки и техники;
- формирование мотивации образовательной деятельности на основе
личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах;
- формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать
его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников для решения поставленных задач.
Предметные результаты:
- знание о физических принципах работы тепловых двигателей и понимание
смысла применения физических явлений в работе тепловых двигателей;
- формирование убеждения в закономерности введения основных понятий и моделей
термодинамики для создания теории, позволяющей создать реальные тепловые
двигатели, в объективности научного знания;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических
моделей физические законы.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Учащиеся научатся:
- понимать физический смысл понятий «нагреватель», «рабочее тело»,
«холодильник», «коэффициент полезного действия», необходимость введения их в
теорию тепловых двигателей;
- распознавать условия применения понятий«нагреватель», «рабочее тело»,
«холодильник», «коэффициент полезного действия» при анализе ситуаций, связанных
спроцессами в тепловых двигателях;
- способам обозначения физических величин и методам расчётов, связанных с
тепловыми двигателями;
- сравнивать между собой различные типы тепловых двигателей по эффективности их
работы;
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания о тепловых двигателях для дальнейшего изучения их
применения в повседневной жизни и технике;
- использовать полученные знания для объяснения работы различных типов тепловых
двигателей;
- использовать полученные знания для ознакомления с историей изучения и
конструирования
тепловых двигателей различного типа;
- оценить перспективы применения тепловых двигателей с различных точек зрения,
в том числе и с экологической.
Метапредметные УУД:
- организация учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- объяснение известных фактов на примерах гипотез и обсуждение выдвигаемых
гипотез;
- самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных
источников;
- участие в дискуссиях, представление и отстаивание своих взглядов и убеждений.
Предметные УУД:
- использование методов научного исследования явлений природы, выдвижение
гипотез, применение физических моделей для построения теории;
- планирование и проведение теоретических исследований, обработка результатов,
объяснение полученных результатов и выводы;
- грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в
дискуссиях, краткие и точные ответы на вопросы, использование учебника,
справочной литературы.
Источники информации:
1. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый
уровень/ Мякишев Г. Я., Буховцев Б. В., Сотский Н. Н.-М.: Просвещение, 2013.
2. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный
уровень/ ;
под
ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина.-М.: Просвещение, 2010.
3. Ивашкина Д. А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность:
реализация ФГОС на примере курса физики». – М.: Педагогический университет «
Первое сентября». 2014.
4. Сайты Интернет: https://ru.wikipedia.org, https://www.eduspb.com,
http://www.physbook.ru, http://fizmat.by/kursy/termodinamika/teplovye_dvigateli.
Оборудование:
1.Компьютер,
медиапроектор, документ – камера, презентация «Тепловые
двигатели».
Ход урока:
I. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.) |
|
Деятельность учителя (объяснения, вопросы, выводы) |
Деятельность учащихся (ответы,выполнение заданий) |
Предлагает
ответить на вопрос: Какую |
Предлагают
свои варианты ответов. |
Методический
комментарий.
Обсуждение позволяет ещё раз задуматься над мыслью, что исследования и
открытия в физике играют важную роль в научно- |
|
II. Этап
актуализации знаний и пробного учебного действия |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы,выполнение заданий) |
Задаёт
вопрос: Какие физические величины, |
Называют
прежде всего |
Предлагает
продолжить предложения |
Отвечают,
предлагают различные формулировки. |
Задаёт
вопрос: Что ещё нужно учесть для |
Предлагают свои варианты, опираясь на свой опыт и знания. |
Методические комментарии. Обсуждение позволяет заострить внимание на главных направлениях изучения темы. |
|
III. Этап постановки проблемы (3 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы,выполнение заданий) |
Задаёт
вопрос-проблему: С чем надо разобраться и что надо учесть, чтобы создать |
Высказывают
свои мысли, происходит обмен мнениями. |
Формулирует общую познавательную задачу (ПЗ): Каковы главные направления в создании теории тепловых двигателей? |
|
Методический
комментарий.
Первоначальное обсуждение вариантов постановкиПЗ, а затем её окончательная
формулировка активизирует познавательную и мыслительную деятельность
учащихся. Формируется умение |
|
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (4 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы,выполнение заданий) |
Предлагает учащимся
высказать варианты ответов для решения общей ПЗ. |
Высказывают свои
суждения, |
Формулируется
общий список вопросов, с |
Отвечают, формулируют, предлагают свои варианты. |
Методический
комментарий.
Учащиеся,предлагая варианты решения |
|
V. Этап реализации построенного проекта (10 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает поработать с учебником и найти ответы на поставленные вопросы. |
Работают над выполнением задания, делают соответствующие записи. |
После
выполнения работы с учебником |
Сравнивают
свои записи с |
Методические комментарии. Учащиеся отрабатывают навыки и умения работы с учебным текстом. Учатся делать краткие записи, конкретно по заданной теме. |
|
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи (4 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает к
обсуждению и изучению |
Устно
отвечают на вопросы, |
Методические комментарии. На этом этапе происходит первоначальноеобобщение полученных результатов проделанной работы и дополнительное повторение основных понятий и выводов. |
|
VII.
Этап
самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Задание:
Записать в тетради ответы на вопросы, которые обсуждали.Для работы использовать
также дополнительный |
Выполняют
задание, используя |
В
конце выполнения задания показывает |
Сравнивают
с информацией, |
Методические комментарии. Учащиеся приучаются к самостоятельному поиску решения с использованием всех имеющихся средств. |
|
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (10 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Организует
дискуссию по содержанию и уточнению ответов. 3.
Работа, совершаемая двигателем равна: |
Участвуют
в дискуссии. |
Реальный
коэффициент полезного действия у карбюраторного двигателя порядка 30%, |
|
Методические
комментарии.
Учащимся предоставляется возможность понять и осмыслить весь объём знаний и
информации, который использовался |
|
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (3 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает
выполнить работу по тестам. По окончании : ответы к тесту(слайд 20). |
Работают
индивидуально,
|
Методические комментарии. Работа с тестом способствует самооценке знанийучащихся, дальнейшей работе над учебным материалом, не усвоенным на уроке. |
|
X. Этап домашнего задания ( 1 мин.) |
|
Деятельность
учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Каковы результаты
нашей деятельности на уроке? |
Мы познакомились с |
Методические комментарии. Данный этап подводит промежуточные итоги изучения темы, настраивает учащихся на продолжение изучения темы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.