Содержание
Глава I. Понятие исполнительного права и производства............................... 2
1.1 Исполнительное производство и исполнительное право....................... 2
1.2 Исполнительные документы и их виды.................................................. 4
Глава II. Субъекты исполнительного производства....................................... 13
2.1 Виды субъектов исполнительного производства................................. 13
2.2 Права и обязанности субъектов исполнительного производства......... 16
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы............. 27
Исполнительное производство составляют завершающую стадию механизма судебной защиты, которая позволяет должнику исполнить подтвержденные в установленном порядке обязательства посредством исполнительных производств. Как правило, судебный или иной исполнительный акт подлежит добровольному исполнению должником. Однако если этого не происходит, вступают в силу исполнительные процедуры.
Применительно к актам, исходящим из суда, здесь проявляется обязательность вступившего в законную силу судебного акта: обязательства должника, подтвержденные этим актом, должны быть исполнены им самостоятельно в установленный (или разумный) срок, а если это не так, взыскатель вправе применить исполнительные полномочия (или иные лица, уполномоченные на исполнение) к органам власти для принуждения должника.
Государством предусмотрен специальный правоприменительный механизм, представляющий собой деятельность правоохранительных органов, к функциональным полномочиям которых относится право навязывать иностранным государствам, физическим, юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в соответствии обязанность перечислять денежные средства и иное имущество другим органам граждан или в их соответствующие бюджеты либо совершать определенные действия в их пользу либо воздерживаться от их совершения.
Исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (далее - исполнительные акты) возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее – ФССП) и ее территориальные органы. Непосредственное исполнение функций по исполнению исполнительных актов возлагается на судебных приставов структурных подразделений ФССП и судебных приставов структурных подразделений территориальных органов ФССП.
Законодательство об исполнительном производстве основано на положениях Конституции Российской Федерации и подкреплено Федеральными законами «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ [9], «Об органах исполнительного производства» от 21 июля 2007 г. , 1997 № 118-ФЗ в редакции от 30.12.2007 .2020 [7], а также подзаконных актов, регламентирующих порядок исполнения судебных актов и условия, при которых эти принудительные меры применяются.
На основании и в порядке внедрения Федерального закона « Об исполнительном производстве » Глава Российской Федерации и Правительство Российской Федерации имеет право принимать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. Так, в ч. 3 ст. 130 ГПК РФ отмечено, что запросы к форматам судебных актов, обращаемых на исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации [2, ч. 3 ст. 130]. Формы исполнительных актов, порядок их составления, учета, хранения и уничтожения, требования к формам исполнительных актов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, также утверждаются Правительством Российской Федерации [2, ч. 5 ст. 428].
Закон устанавливает традиционное для российского права правило, согласно которому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, применяются правила международного договора.
Исполнительное процессуальное право представляет источником формирования и становления такого рода отрасли права, как исполнительное право, представляющее собой совокупность правовых норм, регламентирующих исполнение требований различных исполнительных документов в установленном порядке в соответствии с законом.
Исполнительное право основывается на следующих принципах, закрепленных в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»:
- законности;
- своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
- уважения чести и достоинства гражданина;
- неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
- соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения [9, ст. 4].
Таким образом, каждый из перечисленных принципов в частности и их системная взаимосвязь в целом являются основой базисного регулирования правоотношений, возникающих в ходе правоприменения и совершенствования исполнительного производства в правовом устройстве Российской Федерации.
Исполнительными документами, на основании которых могут быть возбуждены исполнительное производство и совершение соответствующих исполнительных действий судебным приставом-исполнителем, являются:
- исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
- судебные приказы;
- нотариальные договоры об уплате алиментов или их заверенные копии;
- заверенные договоры о медиации или их заверенные копии;
- справки, выданные комиссиями по трудовым спорам;
- акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с гражданина-должника, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не представившего в компетентный орган документы, содержащие сведения из банков или иных кредитных организаций полномочия, если должник вправе совершать эти действия без открытия счетов;
- сертификаты, выданные лицами, уполномоченными на оказание финансовых услуг, в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
- акты органов, осуществляющих контрольные функции по взысканию денежных средств с выемкой документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника;
- компетентные заключения уполномоченных государственных инспекторов, обязывающие работодателя к исполнению обязанностей по выплате заработной платы или иных средств, начисленных, но не своевременно выплаченных работнику, возложенных на последнего в порядке исполнения трудовых отношений;
- судебные акты по делам о правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП);
- постановления судебного пристава-исполнителя;
- акты иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- исполнительная регистрация у нотариуса;
- запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации для исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации о розыске ребенка, незаконно перемещенного или удерживаемого на территории Российской Федерации из России;
- исполнительные документы, представляемые уполномоченными органами загранучреждений, подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международным законодательством, утвержденным Российской Федерацией;
- решение судьи об аресте имущества в целях исполнения постановления о наложении административного взыскания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 Административного кодекса [5, ст. 19.28].
Общие требования к содержанию любого исполнительного документа, кроме решения судебного пристава, судебного приказа, нотариально удостоверенного исполнительного акта и нотариально удостоверенного соглашения о выплате пенсионного обеспечения, определены в ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Таким образом, по общему правилу в исполнительном документе должны быть указаны следующие сведения:
- наименование и адрес суда или иного органа, выдавшего исполнительный лист, фамилия и инициалы должностного лица;
- наименование дела или документов, на основании которых составлен исполнительный акт, и их номера;
- дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
- дата вступления в законную силу судебного акта, акта иного органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
- сведения о должнике и взыскателе (для граждан Российской Федерации – Ф.И.О., место жительства и для должника – дата и место рождения, место работы, СНИЛС, ИНН, серия и номер удостоверения личности (паспорта); для организаций – наименование и адрес юридического лица, зарегистрированного в Едином реестре юридических лиц, ИНН и (или) основной государственный регистрационный номер при наличии; для Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и выполнять задачи в исполнительном производстве; для иностранного государства – также наименование и местонахождение органа, органа или иного органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве);
- резолютивная часть судебного акта, акта другого лица или работника, содержащая обязанность возложить на должника обязанность передать взыскателю деньги и иное имущество либо совершить определенные действия в пользу взыскателя, либо воздержаться совершать определенные действия;
- дата выдачи исполнительного документа [9, ст. 13].
Исполнительные документы, выдаваемые на основании судебного акта (исполнительный лист) или являющиеся судебным актом (судебные приказы), подписываются компетентными судьями, принявшими этот акт, и заверяются гербовой печатью суда.
Исполнительный документ, изданный на основании акта другого несудебного органа или являющийся актом другого несудебного органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью этого органа или лица, его издавшего, и если исполнительный документ направляется в виде электронного документа, он будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
Современные тренды развития российского процессуального законодательства, заключающиеся в активном развитии электронного документооборота (соответствующие изменения были сделаны ГПК [2] и другими нормативными актами), не оставили без внимания исполнительное производство. Согласно Федеральным законом «Об исполнительном производстве», требование о формате исполнительных документов, которые выдаются в форме электронного документа или представляются к исполнению, определяется Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено федеральными законами. По закону Российской Федерации исполнительный лист, как и исполнительный лист могут быть направлены судом для исполнения в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.
По закону решение судебного пристава или иного должностнего лица службы судебных приставов может быть оформлено также в виде электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью судьи или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федерация России. Запрос на получение электронного документа, подписанного расширенной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иных должностных лиц ФССП в электронном виде, может быть направлен получателю с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функции).
Исполнительные листы выдаются судом взыскательному органу после вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения исполнительного листа после решения суда. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его требованию направляется судом для исполнения. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета иск взыскателя не требуется.
Исполнительный лист на определение суда о предварительном обеспечении охраны авторских и (или) смежных прав, за исключением прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, выдается взыскателю не позднее следующего день. со дня принятия такого решения.
Исполнительный лист выдается на условиях, предусмотренных ст. 130 ГПК: если жалоба должника не поступила в суд в установленный законом срок, судья выдает взыскателю второй экземпляр решения, заверенный гербовой печатью, в суд для предъявить его к исполнению. В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход его бюджета исполнительный лист выдается на основании исполнительного листа, заверенного гербовой печатью суда и направляемого судом для исполнения в настоящей части в адрес судебного пристава [2, ст. 130].
Если определением суда предусмотрено исключение средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к нему должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия определения суда, на исполнение которого составляется исполнительный лист акта. выдал исполнительный орган. Все эти документы суд может направить для исполнения в виде электронного документа, подписанного судьей, скрепленного квалифицированной электронной подписью.
Исключительное значение имеет положение, согласно которому исполнительный акт, изданный до вступления в законную силу судебного решения, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отмене судьей, вынесшим приговор, поскольку в таких случаях нарушение закона не редкость на практике.
На каждый судебный приказ выдается исполнительный лист (порядок описан выше относительно количества экземпляров судебного приказа). Однако если решение вынесено в пользу нескольких оснований или против нескольких ответчиков, а исполнение должно быть произведено в разных местах, судья по требованию судебного пристава-исполнителя должен выдать несколько исполнительных актов с точным указанием места исполнения или части судебного решения, подлежащего исполнению на основании этого листа.
На основании судебного решения или определения о взыскании денежных сумм солидарными ответчиками по требованию лица, имеющего право на взыскание, должно быть выдано несколько исполнительных документов, количество которых соответствует количеству и разным подсудимые. В каждом исполнительном акте должна быть указана общая сумма взыскания, а также все ответчики и их солидарная ответственность.
В случае утраты оригинала исполнительного листа судья, принявший решение о выдаче исполнительного листа, может по требованию судебного исполнителя или судебного пристава выдать дубликаты исполнительного листа.
Закон об исполнительном производстве содержит указание на срок, в течение которого отдельные исполнительные акты могут быть предъявлены к исполнению.
Его введение необходимо для обеспечения стабильности гражданского оборота, поскольку ограничение сроков выдвижения кандидатуры в органы исполнительной власти позволяет реализовать право на исполнение судебного акта в разумный срок, избегая необоснованных проволочек в процессе исполнения акта. судебный. судебный акт. юридический документ, изданный в установленной форме и вступивший в силу.
Так, исполнительный лист, выданный на основании судебных актов (за исключением исполнительных листов, содержащих обязательство о взыскании периодических платежей, а также судебных и внесудебных актов в случае совершения административных правонарушений), может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу правового акта. юридическая ручка. Постановления суда могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет с момента их вынесения. Исполнительные листы, содержащие требование о возвращении ребенка, незаконно вывезенного в Российскую Федерацию или содержащегося в Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, должны быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня въезда в силу судебного акта.
Законодательством предусмотрена возможность прерывания срока предъявления исполнительного акта к исполнению [9, ст. 22; 2, ст. 432]. Таким образом, срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается:
- предъявление исполнительного акта к исполнению;
- частичное исполнение должником акта о взыскании долга.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 марта 2016 г. 7-П, установил, что взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 4 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», как это позволяет – в случае неоднократного прерывания срока предъявления исполнительного акта к исполнению, предъявление исполнительного акта к исполнению с последующим возвратом взыскателю на основании его просьба – каждый раз пересчитывать продолжительность этого срока с момента возвращения исполнительного листа на этом основании заявителем, а затем продлевать его на неопределенный срок, не соответствует Конституции РФ, его ст. 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) [11].
В настоящее время во исполнение указанного закона об органе конституционной юстиции законодательством об исполнительном производстве установлено, что если обращение взыскания на ранее предъявленный исполнительный лист завершено в связи с изъятием исполнительного листа взыскателем или в связи с совершением истцом действий, препятствующих его исполнению, срок со дня предъявления настоящего исполнительного листа к исполнению до окончания исполнения по нему по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа наименование исполнительного производства к исполнению, установленное федеральным законом [9, ч. 3.1 ст. 22].
Обязанности субъектов исполнительного производства: гражданские, организации и должностные лица, участвующие в процессе исполнения судебных актов.
В законе «Об исполнительном производстве» есть ряд статей, посвященных участникам судебных процессов [10], ст. 5-10 и гл6]. Следственный пристав-исполнитель регулирует свой правовой статус специальным нормативным актом – законом «Об органах принудительного исполнения» [7]. Как известно, в юридической литературе о целях и задачах участия во взыскании долгов представлены следующие классификации субъектов исполнительного производства:
- Лица, обладающие властными функциями. Это органы исполнительной власти – суд и судебные приставы;
- лица, принимающие участие в исполнении;
- лица, обязанные по закону содействовать исполнению наказаний;
- лица, завладевшие имуществом должника на законных основаниях;
- лица, имущественные права которых нарушены или нарушены судебным приставом-исполнителем [17].
Другие авторы предлагают разделить вопросы правоотношений в исполнительном производстве на две группы:
- основные участники правоприменительного процесса;
- лица, содействовавшие исполнению [22].
Решетникова И.В. предлагает разделить исполнительное производство на три категории:
- правоохранительные органы;
- субъекты, в отношении которых применяются меры воздействия;
- люди, помогающие исполнительным процессам [18].
Организации исполнительной власти И.В. Решетникова классифицирует судебных приставов, а также суд (судью), прочих участников исполнительного производства, участвующих в исполнительном производстве [там же].
Суд (судья) не подлежит исполнительному производству. Сущность отношений, появляющихся при обжаловании в суд действий судебного пристава, защите прав других лиц при совершении исполнительных действий, совершении судом иных процессуальных действий, имеющих значение для исполнительного производства, состоит в Пункт спорный: гражданские процессуальные отношения, не возникающие при исполнении исполнительных актов, указанных в ст. 12 закона об исполнительном производстве, а также при рассмотрении и разрешении судом жалоб на действия судебного пристава, прошения об освобождении имущества из-под ареста и иных действий [9, ст. 12].
Помимо того, неполны слова «лица, в отношении коих применены меры принуждения». К этой совокупности могут быть отнесены только стороны исполнительного производства, не являющиеся посредниками сторон, которых автор также включает в реестр лиц, в отношении коих осуществляются исполнительные действия. Наконец, в этой классификации также неясна роль государственного министерства, органов государственного управления и местного самоуправления. Судя по всему, автор включает их в число людей, помогающих процессу казни.
Наконец, существует классификация, согласно которой предлагается разделить всех участников исполнительных процессов на четыре группы в зависимости от адресатов исполнительных процессов, направленности их деятельности и их функций:
- органы исполнительной власти;
- суд (судья);
- стороны;
- иные участники исполнительных процессов [15].
С учетом новейших правовых норм всех субъектов исполнительного производства можно разделить на три группы:
- органы исполнительной власти;
- лица, участвующие в исполнительном производстве;
- лица, содействующие исполнительному производству.
К первой группе относится такой участник исполнительного производства, как судебный пристав-исполнитель, то есть управомоченное лицо.
Ко второй группе относится категория участников исполнительного производства, которую закон определяет как лиц, участвующих в исполнительном производстве [9, глава 6]. В их состав входят партии и их представители. Вместе с тем законодателю следует возразить против невключения прокурора и органов государственного управления в список лиц, участвующих в исполнительном производстве. На наш взгляд, в качестве лиц, участвующих в исполнительном производстве, необходимо различать прокуратуру и государственные органы в исполнительном производстве.
Третью группу составляют лица, содействующие исполнительному производству. Они не имеют юридического или иного интереса в исполнительном производстве и привлекаются к нему для исполнения своих конкретных обязанностей. В эту группу входят переводчики, свидетели, сотрудники службы пробации и другие лица.
В соответствии с Законом об исполнительном производстве стороны активно участвуют в этом производстве и именуются взыскателем и должником. Взыскатель – это лицо, в интересах которого выдан исполнительный лист, а должник есть лицо, обязанное совершить определенные действия на основании исполнительного листа или воздержаться от их совершения.
Следует иметь в виду, что сторонами исполнительного производства не всегда являются истец и ответчик в гражданских процессуальных правоотношениях. Истец становится истцом, ответчик становится должником только тогда, когда требования истца удовлетворены. В случае отказа в удовлетворении исковых требований, возмещении ответчиком судебных издержек или удовлетворении судом встречного иска ответчика к истцу стороны исполнительного производства меняются местами: взыскателем становится ответчик, а должником восстановитель.
Участники исполнительного производства обладают широким кругом соответствующих прав и обязанностей, позволяющих им добиваться реальных результатов в своих действиях. Поэтому стороны вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, извлекать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, подавать заявления, участвовать в исполнительных действиях, давать устные и письменные объяснения в исполнительном производстве, выражать свои доводы и мнения по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, обращения, ставящие под сомнение деятельность (бездействие) судебного пристава-исполнителя, должны быть направлены через судебного пристава либо непосредственно в суд или иной орган, выдавшие исполнительный лист, с просьбой об отсрочке, рассрочке его исполнения, а также об изменении порядка и способов исполнения, об отсрочке исполнения, о его приостановлении.
Кроме того, взыскатель вправе отказать во взыскании, при получении заложенного имущества должника на стадии исполнения, оставить имущество должника у себя, если оно не будет реализовано в течение двух месяцев, потребовать от судьи возмещения упущенного времени. предъявить исполнительный лист или судебный приказ, получить от налоговой администрации сведения о счетах и вкладах должника в банках или иных кредитных организациях, возместить расходы на розыск, предъявить иск к лицу о взыскании с должника суммы, не удержанной по вине этого лица .
Характеризуя правовое положение взыскателя, стоит отметить, что в исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель играет активную роль в совершении судебных и внесудебных действий, а взыскатель, как лицо, непосредственно заинтересованное в эффективности исполнительного производства, помогает судебному приставу-исполнителю в исполнении судебных и иных актов.
Так, одним из оснований для возврата взыскателю исполнительного листа без исполнительного производства является отсутствие у должника имущества или доходов, которые могут быть вычтены, когда меры, принятые судебным приставом-исполнителем по отысканию его имущества или доходов, оказались неэффективными. Судебный пристав‑исполнитель составляет об этом акт, который заверяется печатью старшего судебного пристава.
Согласно положениям специальной юридической литературы, данное положение закона может усилить тенденцию формального отношения судебного пристава к своим служебным обязанностям. Представляется, что реституция имущества без принудительного исполнения тем более неприемлема, если истец авансирует расходы на принудительное исполнение. К сожалению, в законодательстве отсутствует специальная норма, позволяющая в случае неисполнения исполнительного листа по вине судебного пристава-исполнителя взыскать с него причиненный истцу ущерб.
Такое положение могло бы быть закреплено в законе, если будет доказано, что должник в силу упущений со стороны судебного исполнителя спрятал свое имущество или сам должник. Можно согласиться с высказанным в литературе предположением о том, что в случае внесения аванса исполнительными органами исполнительных органов отсутствие у должника имущества или возмещаемого дохода следует рассматривать как основание для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. суд общей юрисдикции по месту работы судебного пристава.
При этом приостановленное исполнительное производство должно находиться под контролем судебного пристава и периодически возобновляться для проверки наличия у должника активов или доходов, подлежащих взысканию. Такое предложение важно, однако не отвечает на вопросы о том, сколько раз может быть возобновлено исполнительное производство, по чьей инициативе и в какие сроки.
Что касается должника, то он вправе, в частности, просить суд о приостановлении исполнительного производства в случае призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, нахождения в длительной командировке, а также в другие случаи. конкретные причины в ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве», просить судебного пристава отложить исполнение на срок не более 10 дней, в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению, указать приставу виды имущества или предметы, подлежащие взысканию в первую очередь. место [9, ст. 40].
Главной гарантией защиты интересов должника является запрет на обращение взыскания на имущество, необходимое для поддержания жизни должника и его иждивенцев. Общим правом сторон исполнительного производства является заключение соглашения, утверждение которого судом влечет за собой прекращение исполнительного производства.
В целом обязанности сторон изложены в статье 50 вышеуказанного закона. Если говорить об особых обязанностях исполнителя завещания, то следует отметить, что он особо обязан предъявить исполнительный лист в установленный законом срок, возместить расходы на исполнение в случае необоснованного отказа в принятии конфискованного имущества. от должника при исполнении исполнительного листа, для передачи их своему взыскателю, а также при создании препятствий к исполнению исполнительного листа и т.п.
Должник же обязан возместить расходы на совершение исполнительных действий во всех иных случаях, кроме указанных, и в случае прекращения исполнительного производства в связи с отменой решения, на основании которого был выдан исполнительный документ. Сопоставление правового положения кредитора и должника позволяет сделать вывод о том, что в исполнительном праве основное внимание уделяется защите прав должника, а интересы истца отходят на второй план.
Одним из важных аргументов в пользу сделанного вывода является положение, содержащееся в ч. 12 ст. 30 настоящего Закона, согласно которой должнику предоставляется пятидневный срок для добровольного совершения судебного или иного действия. Только после истечения согласованного срока и отсутствия добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель может приступить к применению мер воздействия.
Для недобросовестного должника этого срока достаточно для принятия мер по реализации или сокрытию имущества, денег в целях воспрепятствования или недопущения совершения судебного или иного действия. Если должник желает добровольно исполнить неустойку, он сделает это до или сразу после вступления неустойки в силу. Спор окончательно разрешается судом, определяются права и обязанности сторон, а должник обязан предпринять судебные или иные действия. Поэтому сохранение в законе положения о назначении должнику пятидневного срока для добровольного исполнения представляется нецелесообразным, приводя лишь к затягиванию исполнительного производства.
Для более подробно изучения рассматриваемого вопроса необходимо углубиться в детали нескольких субъектов правового поля исполнительного производства, а именно сосредоточиться на правах и обязанностях адвокатов, прокуроров и Федеральной службы судебных приставов.
Граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному листу на должника возложены обязательства, которые он может исполнить только лично, должник не вправе действовать через представителя при их исполнении.
Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, действующих в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными актами, либо через представителей таких органов и должностных лиц.
Статья 53 Закона об исполнительном производстве не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями сторон в исполнительном производстве [9, ст. 53].
Исходя из систематического толкования применимых нормативных актов, они не могут быть представителями:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста или находящиеся под опекой или попечительством;
- судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и судебного аппарата;
- нотариусам [12, ст. 6];
- государственных служащих [10, ст. 17];
- адвокаты в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 ст. 6 Закона об адвокатах адвокат не вправе:
- получить от лица, обратившегося к нему за юридической помощью, указание на то, является ли она явно незаконной;
- принять поручение от лица, обратившегося к нему за юридической помощью, в случаях, когда: у него имеется самостоятельный интерес в предмете договора с доверителем, отличный от интереса этого лица; участвовал в деле в качестве судьи, арбитра или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, в этом случае он является потерпевшим или свидетелем, а также если он был должностным лицом, ответственным за усыновление;
- решение в интересах данного лица связано с должностным лицом, причастным или участвующим в расследовании или пересмотре дела этого лица; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам этого лица [8, п. 4 ст. 6].
В исполнительном производстве необходимо отличать обязательное (судебное) представительство от добровольного (договорного) представительства.
Представитель, участвующий в исполнительном производстве, вправе совершать от имени представляемого все действия, связанные с исполнительным производством, то есть он имеет право: знать элементы исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, отправить дополнительные документы; размещать заказы; участие в исполнительном комитете и др. Поэтому случаи ограничения этих прав судебным приставом недопустимы.
Кроме того, в случаях, когда адвокат выступает представителем взыскателя или должника в исполнительном производстве, его общие права и обязанности определяются специальным законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о защите, адвокат имеет право:
- на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе обращение за полномочиями, характеристиками и иными документами в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Эти органы и организации обязаны предоставить адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии по установленным законом формам;
- беседовать с их согласия с лицами, претендующими на обладание информацией по делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
- собирать и предъявлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ;
- привлечение специалистов на договорной основе для уточнения вопросов оказания правовой помощи;
- свидания со своими клиентами свободно и наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе во время содержания под стражей), без ограничения количества свиданий и их продолжительности;
- фиксировать (в том числе с помощью технических средств) сведения, содержащиеся в делах, в которых адвокат оказывает юридическую помощь, с соблюдением государственной и иной охраняемой законом тайны;
- совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации [8, п. 3 ст. 6].
Для совершения определенных действий требуется обязательное указание на возможность их совершения представителем в доверенности: это предъявление и изъятие исполнительного документа; передача власти другому лицу (передача); обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получать основные средства (в том числе деньги).
Таким образом, анализ прав и обязанностей лиц, участвующих в исполнительном производстве, свидетельствует о наличии своеобразия и некоторых нерешенных вопросов, связанных с их участием в исполнительном процессе.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона о службе в органах принудительного исполнения контроль за применением законов при исполнении обязанностей судебного пристава в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. ему [6, п. 4 ст. 19].
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре, в целях обеспечения законности, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов со стороны общества и государства, Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- контроль за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, ведомствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, контрольными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соблюдением законов изданных ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комиссиями, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления органов управления, их работников и исполнительных органов и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением закона судебными приставами [6, ст. 1].
Согласно нормативным актам, действовавшим до принятия Закона об исполнительном производстве, прокурор имел возможность участвовать в исполнительном производстве как одной из стадий гражданского судопроизводства. Однако в рамках прежнего законодательства возникали спорные вопросы участия прокурора в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 3 ст. 351 ГПК РСФСР, которая в свою очередь отсылает к статье 4 ГПК РСФСР, право на участие в исполнительном производстве органов прокуратуры в виде исполнительного листа на взыскание разрешалось только в тех случаях, когда дело, переданное в суд первой инстанции, стало основанием для иска (заявления) прокуратуры [9; 3].
Участие прокурора в исполнительном производстве в форме регистрации в нем (надзорной формы) вытекает из ст. 12 и п. 1 ст. 41 ГПК РСФСР [3]. Поэтому, несмотря на участие прокурора в рассмотрении дела судом первой инстанции в виде записи в нем (надзорной формы), прямого указания на право возбуждения исполнительного производства не было. При этом участие прокурора в заключительной стадии гражданского судопроизводства (исполнительном производстве) в форме регистрации в исполнительном производстве (надзорной форме) не зависело от его участия в деле на более ранних стадиях, по смыслу ст. Часть 1 ст. 41 ГПК РСФСР прокурор имел право вступить в дело на любой стадии гражданского процесса [3].
В настоящее время в связи с изменением места исполнительного производства в российской правовой системе в целях усиления роли прокурора целесообразно включить его в перечень лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается тем, что прокурор может выступать с заявлениями: а) для защиты прав лиц, которые в этом нуждаются, но не имеют возможности обеспечить самостоятельную защиту (дети, престарелые, физически немощный и др.); б) защищать интересы государства и общества как представитель государства. Поэтому прокурор должен быть наделен полномочиями возбуждать исполнительное производство по таким делам.
В этом случае возникает правомерный вопрос о формах участия прокурора в исполнительном производстве, его процессуальных правах и обязанностях.
В случае принятия законодателем положительного решения об участии прокурора в исполнительном производстве прокурор может участвовать в исполнительном производстве.
Поэтому судебный и прокурорский контроль являются важными процессуальными гарантиями защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
Согласно статье 5 Закона об исполнительном производстве исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц возложено на Федеральную службу исполнения наказаний и ее органы местного самоуправления [9].
ФССП России в целях осуществления своих полномочий имеет право:
- запрашивать и получать от федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справки и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, связанным с установленной сферой деятельности;
- привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, научные и иные организации, ученых и специалистов к принятию решений по вопросам, относящимся к определенной сфере деятельности;
- выполнять функции государственного заказчика и организовывать строительство объектов капитального строительства, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Федеральной службы судебных приставов России, а также жилищное строительство.
Перед Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации стоят следующие задачи:
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- налаженное функционирование судов;
- проведение исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов;
- применение принудительных и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
- оценка и расчет конфискованного и задержанного имущества;
- организовать в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- хранение и обращение с арестованным и конфискованным имуществом;
- розыск организации должника и имущества должника (гражданина или организации);
- участие судебных приставов в защите интересов Российской Федерации как кредиторов в делах о банкротстве и конкурсном производстве;
- участие судебных приставов в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;
- руководство деятельностью органов местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/, по подписке.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/, по подписке.
3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 31.12.2002) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2237/, по подписке.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/, по подписке.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/, по подписке.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/, по подписке.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fssp.gov.ru/2663898/, свободный.
8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/, по подписке.
9. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/, по подписке.
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/e7b86a940bc71a71af7b9288590f1ca92a69d878/, по подписке.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195170/, по подписке.
12. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденные ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 26.03.2022) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/, по подписке.
13. Гражданский процесс / под ред. В.В. Яркова. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2021. – 722 с.
14. Гражданский процесс / под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амоглобели. – 9‑е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 689 с.
15. Гражданский процесс / под ред. М.К. Треушникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2014. – С. 495.
16. Гражданский процесс / С.А. Алешукина, Н.А. Антонова, А.В. Афтахова [и др.]; под ред. Л.В. Тумановой. – М.: Проспект, 2016. – 412 с.
17. Заворотько, П.П. Процессуальные гарантии исполнения судебного решения / П.П. Заворотько. – М., 1974. – С. 188.
18. Защита прав инвесторов / И.В. Решетникова, П.В. Хинкин, В.В. Ярков; под ред. В.В. Яркова. М.: Деловой экспресс, 1998. – С. 88.
19. Исполнительное производство / К.Л. Брановицкий, Д.В. Бурачевский, В.В. Долганичев [и др.]; под ред. В.В. Яркова. – М.: Статут, 2020. – 576 с.
20. Исполнительное производство / под ред. В.А. Гуреева. – М: Статут, 2021. – 550 с.
21. Коршунов, Н.М. Гражданский процесс / Н.М. Коршунов, А.Н. Лабыгин, Ю.Л. Мареев; под ред. Н.М. Коршунова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 431 с.
22. Морозова, И.Б. Исполнительное производство / И.Б. Морозова, А.М, Треушников. – М: ИД Городец, 2004. – С. 62.
23. Федоров, Р.П. Стороны исполнительного производства / Р.П. Федоров, А.П. Бобылева // Инновационная наука. – 2017. – № 1. – С. 160-163.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.