КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Научные работы
  • docx
  • 08.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья. Пирогов. Конст. основы социального государства.docx

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИРОГОВ  ПАВЕЛ  ПАВЛОВИЧ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры юриспруденции

Северо-Западного института (филиала)

АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический

университет» (г. Мурманск)

 

    В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации[1] Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с нормативным закреплением социального государства возникает вопрос – как понимать данное конституционное положение? Что такое социальное государство?

Для становления, развития и укрепления социального государства требуется, прежде всего, теоретическая разработка концептуальных основ его формирования.

Теоретическое исследование сущности социального государства предпринималось неоднократно. Впервые понятие «социальное государство» появилось в научной литературе в середине XIX века в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля. В частности, Лоренц фон Штейн считал, что задача любого государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов[2].

Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия[3].

Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.

После Второй мировой войны понятие «социальное государство» стало закрепляться в конституциях ФРГ, Франции, Испании, а затем и других стран.

Развитие идеи социального государства в ХХ в. наблюдалось даже в тех странах, где укоренился принцип индивидуализма, например, план Бевериджа – Великобритания (1942 г.). В США в начале 1950-х гг. был провозглашен «справедливый курс»: развитие социального законодательства, увеличение социального страхования, минимальная оплата труда и др.

В XXI в. государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового (формального) и социального (фактического) принципов. Это важно в связи с тем, что формирование социального государства представляется как новая стадия развития правового государства.

Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными еще в конце XIX - начале XX века. Так, Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, тем не менее не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся посредством благотворительности, а также и со стороны государства.

П.И. Новгородцев считал необходимым социальное реформирование общества путем обеспечения каждому его члену права на достойное существование[4].

Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство». Так, например, М.П. Бочаров указывает, что социальное государство – это способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими…[5].

«Социальное государство – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения»[6].

Социальным, по мнению М.В. Баглая, может называться государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности[7].

«Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства…»[8].

Таким образом, основными направлениями, по которым реализуется принцип социального государства, являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В общих чертах под социальным государством понимается тип государства, основанный на защите населения.

Традиционными признаками социального государства являются:

1.   Экономический потенциал, способный обеспечить достойное существование и свободное развитие человека (равенство шансов на успех);

2.   Социально-ориентированная структура экономики, позволяющая сглаживать имущественное неравенство, устранять напряженность в обществе;

3.   Направленность политики государства на разработку программ социального обеспечения населения и их практическая реализация;

4.   Наличие гражданского общества, выступающего за социальную ориентацию государства (занятость населения, социальные гарантии и др.);

5.   Сочетание формального (правового) и фактического принципов деятельности;

6.   Развитое социальное законодательство, защищающее многообразие форм собственности, рыночные отношения и т.д.;

7.   Ответственность государства в отношении граждан и взаимоответственность членов общества, позволяющие государству выполнять социальные задачи.

Функциями социального государства, т.е. направлениями деятельности по реализации стоящих перед ним задач, можно назвать следующие:

1.         Охрана труда и здоровья людей. Ослабление роли государства в этих сферах, например, размывание принципа трипартизма (основывающегося на равноправном взаимодействии и сотрудничестве представителей наемных работников, органов государственной власти и представителей предпринимателей, работодателей) ослабляет позиции работника в отстаивании своих прав перед работодателем, противоречит международным правилам, нормам международных договоров и сущности социального государства;

2.         Установление минимального гарантированного размера заработной платы. Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.). При определении уровня минимальной заработной платы учитываются не только материальные, но и духовные потребности работников и их семей, состояние экономического развития страны, поддержание высокого уровня занятости населения и др.;

3.         Обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам. Цель политики социального государства – сохранение здоровья людей и сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения;

4.         Развитие системы социальных служб. Их задача – помочь населению реализовать свои возможности. В ряде государств действуют службы занятости, способствующие поиску работы, переподготовке и повышению квалификации, социальным выплатам (пособие по безработице, стипендии и др.). Иные службы участвуют в предупреждении распространения заболеваний, выработке правил, нормативов и др.;

5.         Установление государственных пенсий, пособий и др. Эти гарантии должны быть адресными: для обездоленных, малообеспеченных слоев населения;

6.         Государство и гражданское общество обязаны создавать человеку возможности для достойного существования. А человек имеет встречную обязанность – трудиться для общего блага.

Статья 7 Конституции РФ закрепляет принцип социальности государства. Однако в Конституции РФ прослеживается тенденция к ограничению этого принципа, например, отсутствие права на общее среднее образование. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ говорит об обязательности лишь основного общего образования.

Развитие социального государства в Российской Федерации тормозится рядом факторов:

·        невозможностью опереться на фундамент правового государства;

·        отсутствием широкого «среднего» слоя собственников;

·        несформированностью гражданского общества;

·        отсутствием мощного экономического потенциала;

·        недостаточностью вложений государства в социальную сферу;

·        монополией в важнейших видах производства и сбыта;

·        снижением уровня нравственности в обществе, стиранием привычных духовных ориентиров, национальных предпочтений;

·        отсутствием четких программ защиты малообеспеченных слоев населения политических партий;

·        снижением социальной роли государства.

Тем не менее, в соответствие с Конституцией, в общем Россия – социальное государство; это положение является программным, оно определяет перспективы развития государства.

Повышенный интерес к государству и праву в современной России во многом определяется поиском выхода из системного кризиса. Усложнение общественной жизни, массовая неуверенность незащищенность людей, потеря традиционных ориентиров обращает их к государству и праву как необходимым институтам для достижения нужных результатов защиты себя, своих близких.

Произвол, рост социальных конфликтов предполагает использование государственно-правовых начал для достижения устойчивого порядка как основы управления обществом, созидания социального блага. Эти начала располагают действенными средствами, способами и методами установления типовых масштабов поведения и действий, т.е. организованного бытия.

Глобализация многих проблем выдвигает на первый план такие ценности, как равенство, равноправие людей, рас, народов, что повышает роль государства и права в цивилизованном разрешении коллизий, духовном развитии народа и др. С помощью права мораль, справедливость возводятся в ранг официальных и защищаемых, т.е. приобретает юридически значимый характер.

При этом, анализ теоретической сущности социального государства интересен нам, прежде всего, для необходимости сопоставления теоретической модели социального государства с современной российской правовой действительностью.

Социальное государство в современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном). Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база узка и явно несовершенна[9].

Отчуждение от собственности, от власти, развитие психологии социального иждивенчества в годы «уравнительного социализма» привели к появлению неравноправных социальных слоев, подорвали мотивацию к труду. Как показал опыт 1990-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению «дикого» рынка. Это приводит к ослаблению социальной защищенности простых тружеников, расслоению общества и к другим негативным явлениям.

Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить два основных направления: сакрально-патерналистское и либеральное[10]. Сакрально-патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государства за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности каким-либо образом влиять на нее. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, своеобразного спонсора, а общество – в качестве ее объекта.

Для подобной ситуации характерна следующая «мизансцена»: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает по своему усмотрению все насущные проблемы населения, в т.ч. и определяет приоритеты и источники финансирования программ. В такой модели объект деятельности системы достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы.

Либеральная же модель реализации социальной политики (страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития – ОАСР) акцентирует свое внимание на полной экономической свободе и личной ответственности каждого за свою судьбу и обеспечение своего благосостояния. Современный либерализм руководствуется принципом лишь определенного вмешательства государства в процесс распределения создаваемых в обществе благ, социальной поддержки граждан и организации социального обеспечения трудящихся.

         В России государство предпочитает организовывать социальную политику по сакрально-патерналистской модели, практически не допуская никаких либеральных элементов. Поскольку только при такой модели государство может гарантировать монополизм в распределении материальных общественных благ, и, прежде всего, природных ресурсов. Отстаивается именно такое представление о «сильном» государстве. Это дает возможность государственному аппарату направлять средства, предназначенные для решения социальных задач (и весьма ограниченные), на иные технологические нужды. Т.е. в ситуации, когда приходится выбирать между благополучием человека и могуществом государственного аппарата, выбор делается вовсе не в пользу человека. А это уже подрывает одно из базовых конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

         С сожалением приходится констатировать, что социальная политика современного российского государства далека от потребностей общества. Об этом говорит хотя бы та же так называемая пенсионная реформа.

Еще весной 2018 года Правительство РФ объявило о старте этой реформы в России, которая уже начала реализовываться в начале 2019 года. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин - такой закон уже был принят и подписан Президентом РФ В.В. Путиным 3 октября 2018 г.[11]. Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», назревала уже давно. Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году - в том числе за счет непопулярной среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

Указанные изменения кардинальным образом затронули все основные компоненты пенсионной системы. Основные вопросы, которые являются содержанием данной реформы, следующие:

1.       Повышение пенсионного возраста.

2.       Внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК).

3.       Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии (НЧП) для тех, кому она будет назначена в 2019 году.

4.       Отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения)

5.       Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян.

6.       Корректировка системы досрочного выхода на пенсию (например, для педагогов).

Причины новой пенсионной реформы объясняются изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране, а именно:

1.   Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2019 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года. В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 204  Президент РФ В. Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 - уже до 80 лет[12].

2.       Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек

3.       Для реализации нацпроектов 2018-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Как предполагается, на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.

4.       Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» - то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).

         Эти и иные меры, предпринимаемы правительством страны указывают на то, что необходимые средства изыскиваются за счет обычного населения (и не только трудящегося).

Если же страна провозгласила себя социальным государством, то она обязана выбрать такую модель социальной политики, которая ориентирована на укрепление принципов социального государства. Если это не так, то государство преждевременно назвало себя социальным и ему следует срочно реализовывать меры по приведению фактического состояния обеспечения населения в соответствие с конституционными положениями. Как верно указывает А.Н. Аверин, взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан[13].

    Приоритетной деятельностью социального государства должна являться реализация программ социального развития. Указанные программы способствуют реализации следующих основных принципов социальной политики:

1.     Обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных конституцией;

2.     Создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами;

3.     Адресность социальной помощи – предоставление такой помощи гражданам (семьям), которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход;

4.     Согласование интересов поколений.

Таким образом, основные практические меры по реализации принципов социального государства включают в себя: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Кроме того, по-настоящему социальным современное государство становится только при обеспечении следующих условий:

·        Равновесие политических и социальных сил в обществе;

·        Разделение функций и сфер деятельности между государством и развитым гражданским обществом, являющимся сообществом экономически свободных равноправных граждан, способных реализовывать свои частные интересы;

·        Приоритетность решения социальных проблем во всех сферах жизнедеятельности людей.

Именно на реализацию указанных положений следует направить свои силы всему российскому государственному механизму.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[2] Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – С.58.

[3]Там же.

[4] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991 – С.172.

[5] Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – С.164.

[6]Социальное государство: Краткий словарь-справочник. – М.: АТиСО, 2002. – С.191.

[7]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007, - С.118-119.

[8] Социальная политика: Толковый словарь /Общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2002. – С.729.

[9] Шарков Ф.И. Указ. соч. – С.151.

[10] Шарков Ф.И. Указ. соч. – С.159-160.

[11] Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2018, N 41, ст. 6190.

 

 

[12] Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817.

 

 

[13] Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и практика. – М.: РАГС, 2010. – С.17.