Мазурова Н.В. Преподаватель
Московский гуманитарно-экономический
университет (МГЭУ)
Участие объединений обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования
В настоящее время различные международные акты, федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения затрагивают вопросы правового просвещения детей в области прав человека. Международные акты, затрагивающие образование в области прав человека.
В соответствии с пунктом 2 Статьи 26 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированная в Российской Федерации, гласит о том, что «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к укреплению чувства уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира". Статья 29 Конвенции о правах ребенка Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, ратифицированная в Российской Федерации, (далее – Конвенция) содержит положение о необходимости правового просвещения детей: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций» Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государств, а для ее реализации создан Комитет ООН по правам ребенка. Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в данный орган доклады каждые 5 лет о реализации положений Конвенции на национальном уровне.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о правах ребенка Российская Федерация направляет Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций доклад о реализации прав человека, в том числе в части образования в сфере прав человека. В 2018 году Российская Федерации в части «I. Образование, в том числе в области прав человека (рекомендации № 205–211)» представила следующую информацию о реализации мер в области основного образования: «Российская Федерация продолжает принимать меры в области правового просвещения.
В школьной системе образования имеются различные возможности для формирования правовой культуры у учащихся как в начальной и основной школах, так и в старших классах средних учебных заведений. В основной школе по выбору учащихся изучаются различные модули, например, «Основы правоведения», «Основной Закон», «Права на каждый день», уделяется внимание таким темам как «Подросток как гражданин», «Гражданские и политические права», «Социально- экономические и культурные права».
В классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля в программу включен самостоятельный курс права. В рамках курса «Всеобщая история» особое внимание уделяется мировоззренческому и правовому подходам концепции прав человека. В школах используются также формы внеурочной и внешкольной деятельности по правовой тематике, включая взаимодействие с правоохранительными органами…
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации принимает участие в мероприятиях, связанных с подготовкой образовательных программ по проблемам реализации и защиты прав и свобод человека, изданием учебных и методических пособий, функционированием юридических клиник, а также в проведении научноисследовательских мероприятий и проектов, стимулировании магистерских программ, направленных на подготовку юридических кадров, специализирующихся на защите прав человека.» Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившая с 17 октября по 23 ноября 1974 года в Париже, рекомендует государствам-членам выполнять Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (далее – Рекомендации ООН) и довести Рекомендации ООН до сведения как органов, ведомств или учреждений, ответственных за школьное, высшее и внешкольное образование.
Участие студентов в организации учебного процесса в своих учебных заведениях следует рассматривать само по себе как фактор гражданского воспитания и важный элемент международного воспитания.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.
В результате изучения на базовом уровне учебного предмета "Право" на уровне среднего общего образования выпускник научится, в частности, характеризовать и классифицировать права человека и объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Таким образом, вопросы организации преподавания прав человека в образовательных организациях отмечены в Примерных основных образовательных программах общего образования.
Права человека взаимозависимы и взаимосвязаны, поскольку различные права человека, по существу, связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от существования многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения.
Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России на протяжении 18 и последующих веков. Именно это направление активно развивали Н.И. Новиков и Ф.И.Янкович.
В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших о себе добрую память можно назвать Московское общество грамотности, общество Тенишевского училища, Тверское общество внешкольного развития учащихся, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, Общество содействия экскурсиям учеников созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой. Как видим, тематика и направления деятельности весьма разнообразны.
Несколько слов следует сказать о технологии создания и работе создаваемых обществ и кружков. После принятия решения о начале деятельности приступали к работе над Уставом. Как правило, главой общества избирался директор училища, либо представитель попечительского совета. Устав определял структуру общества, права и обязанности его членов, регламентировал его финансовую деятельность, определял порядок работы ревизионной комиссии и вопросы связанные с внесением дополнений в Устав, отчётность, прекращение деятельности общества. Власти неусыпно следили за их деятельностью. Так, например, устав общества должен был быть утверждён в МВД, ежегодные отчёты должны были составляться в 2-х экземплярах (для губернатора и в МВД), изменения в устав должны были вноситься с разрешения всё того же МВД. В качестве яркого примера можно привести выдержки из Устава общества содействия экскурсиям учеников Курского реального училища, утверждённого 4.02.1902 года товарищем министра внутренних дел П.Дурново.
Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа. При организации занятий ИД на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности. Подготовительный этап ИДУ (исследовательской деятельности учащихся) начинается уже в среднем звене, в 5-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия: знакомство с понятием «НОТ»; расширение и углубление понятия «Алгоритм»; введение понятия об алгоритмизации обучения; углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.). В 6-м классе проводим экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования: обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект); формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой. Следующий, 2-ой уровень, ИД строится на работе по выполнению методологической функции. Он реализуется в 7-8-ых классах, когда мы переходим к осуществлению следующей функции ИД, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой. Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе ИДУ (исследовательской деятельности учащихся), который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.
Таким образом, оба этапа ИДУ: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели:
· овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента);
· осуществление умственных действий;
· изучение специальной литературы;
· организация ИД.
Следует отметить, что и образовательная, и методологическая функции ИД отслеживаются и в старшем звене обучения, но работа по пониманию их специфики, умению воплотить их в своей деятельности проводится в средних классах на подготовительном и практическом этапах ИДУ.
В старшем звене обучения организация ИД проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция ИД - управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап ИДУ.
Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в ll-м классе. Ученики сами выбирают и формулируют тему; определяют зоны исследования; проводят целеполагание; планируют и реализуют методы исследования; описывают ход работы; делают выводы; вырабатывают рекомендации. Таким образом, следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества - формирует конкурентоспособного выпускника.
После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура. Мы полагаем, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности. Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в школе-гимназии, либо представителей вузов) будет курировать работу. Школа приглашает в качестве научных руководителей работ известных учёных города, которые, как правило, охотно идут на сотрудничество. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.
Представление собранного материала на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы-гимназии. Подобные секционные заседания, как показал опыт четырёхлетней работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.
Учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях ИОУ проводимых в рамках Ученических чтений. К участию в чтениях привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы признанные лучшими в каждой из секций выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.
Сегодня рассматриваются такие вопросы, как возникновение и развитие научных объединений учащихся в России, функции научных объединений, а также этапы реализации исследовательской деятельности в рамках научных объединений учащихся. Поставленная цель была достигнута, но всё же вопрос намного глубже, чем может показаться на первый взгляд и требует более детального рассмотрения. Сегодня участие объединений обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования имеет огромное значение.
Литература
1.Астахов А.Б., Обеспечение проектной организации школы: практическое пособие. - Москва. Изд-во: ИРП и ГО, 2019
2.Блохин А.Н., Метод проектов как продуктивное образование: практическое пособие. - Ростов на Дону. Изд-во РГПУ, 2018
3. Прохоров А. М., А. П. Горкин, В. И. Бородулин, В. М. Карев, Н. М. Ланда // Российская педагогическая энциклопедия. – Москва, Изд-во: Большая Российская энциклопедия, 2019
4. http://ombudsmanrf.org;
5. http://minjust.ru;
6. http://минобрнауки.рф;
7. http://www.council.gov.ru;
8. http://www.government.gov.ru;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.