Мазурова Н.В. Преподаватель
Московский гуманитарно-экономический
университет (МГЭУ)
Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования
Образовательные организации с учетом раздела « Актуальность правового просвещения в области прав человека» данных методических рекомендаций должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере прав человека, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сферы. Важнейшим условием реализации данной работы является соответствие образовательной организации требованиям для успешной и эффективной организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей), в частности кадровые, материально-технические и иные условия.
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Цель преподавания прав человека в образовательной организации – это формирование правовой культуры и правовых знаний, включая позитивные и правовые убеждения и ценности.
Задачи преподавания прав человека в образовательной организации включают:
1. дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека;
2. формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека;
3. обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
4. формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между людьми;
5. способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты основных прав и свобод личности;
6. воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития общества, которое гарантировано законом права и свободы;
7. формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку.
Результатами правового воспитания учащихся являются:
1.получение необходимых знаний о содержании конкретных прав и обязанностях детей, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;
2. установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
3. умение различать хорошие и плохие поступки;
4. достижение социально полезного поведения учащегося, проявляющееся в осознанном правомерном поведении в общественных местах, соблюдении дисциплины и порядка в образовательной организации, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей;
5. снижение количества правонарушений, совершаемых обучающимися.
Обучение правам человека и ребенка способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов, а также содействует формированию нравственной и эстетической культуры обучающихся.
Образовательная организация может организовать обучение своих обучающихся правам человека путем:
1. Увлечения внимания вопросам прав человека в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;
2. Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной тематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного плана образовательной программы;
3. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования;
4. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.
Общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования рекомендуется организовать обучение детей с 1 по 11 класс или до 18 лет включительно, а для профессиональных образовательная организаций до 18 лет включительно и далее на усмотрение администрации образовательной организации.
Вопросы прав человека могут быть изучены во время различных учебных дисциплин как в рамках курса «Обществознания» и «Право», так и других предметных областей, и иной учебной деятельности с учетом межпредметных и метапредметных связей.
Образовательные организации организуют в рамках своей компетенции проводят классные часы, внеклассные мероприятия и другие различные тематические мероприятия, в частности Единый урок прав человека, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие.
Для повышения эффективности занятий могут быть проведены межпредметные и внутрикурсовые уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д. Непосредственно уроки и занятия возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:
1. Дискуссии или дебатов;
2. Деловые игры;
3. Подготовки обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;
4. Квесты, конкурсы и олимпиады;
5. Анкетирование;
6. Тесты и викторины;
7. Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;
8. Семинар, вебинар или занятие приглашенного эксперта.
При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:
1. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
2. Уроки, основанные на имитации деятельности образовательной организацией и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.
3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
Рекомендуется предусмотреть после поведения уроков и занятий раздачу обучающимся листовок о правах человека и (или) ребенка, которые образовательные организации могут распечатать самостоятельно.
Самостоятельным направлением работы является воспитание у детей культуры права вне образовательной организации:
1. Вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных организаций, реализующие свою деятельность дистанционно, например, детская общественная организация "Страна молодых", Российское движение школьников и другие.
2. Организация и проведение дистанционных мероприятий, посвященных правам человека, например, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие, для повышения общего уровня ИКТ-компетентности.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся — это составная часть обучения и воспитания школьников и студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев Н.Г., Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов // Исследовательская работа школьников, 2017, № 1.с. 24 – 34.
2. Волков И.П., Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2010, 240 с.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига.: НПЦ «Эксперимент», 2015
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Учебная литература, 2017, 340 с.
6. Степанова М. В. учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей.-СПб.: Каро, 2016, 270 с.
7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – 1998.-№2.-С.25-39.
8. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. -1998.- №4.- С. 83 – 128.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.