Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования
Оценка 4.8

Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования

Оценка 4.8
Научные работы
doc
правоведение
12.12.2023
Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования
Статья
Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования.doc

Мазурова Н.В. Преподаватель

Московский гуманитарно-экономический

университет (МГЭУ)

 

Методы и организация обучающихся в защите прав граждан в сфере науки и образования

 

Образовательные организации с учетом раздела « Актуальность правового просвещения в области прав человека» данных методических рекомендаций должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере прав человека, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сферы. Важнейшим условием реализации данной работы является соответствие образовательной организации требованиям для успешной и эффективной организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей), в частности кадровые, материально-технические и иные условия.

Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Цель преподавания прав человека в образовательной организации – это формирование правовой культуры и правовых знаний, включая позитивные и правовые убеждения и ценности.

Задачи преподавания прав человека в образовательной организации включают:

1. дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека;

2. формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека;

3. обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

4. формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между людьми;

5. способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты основных прав и свобод личности;

6. воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития общества, которое гарантировано законом права и свободы;

7. формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку.

 Результатами правового воспитания учащихся являются:

1.получение необходимых знаний о содержании конкретных прав и обязанностях детей, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;

2. установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

 3. умение различать хорошие и плохие поступки;

4. достижение социально полезного поведения учащегося, проявляющееся в осознанном правомерном поведении в общественных местах, соблюдении дисциплины и порядка в образовательной организации, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей;

5. снижение количества правонарушений, совершаемых обучающимися.

Обучение правам человека и ребенка способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов, а также содействует формированию нравственной и эстетической культуры обучающихся.

Образовательная организация может организовать обучение своих обучающихся правам человека путем:

1. Увлечения внимания вопросам прав человека в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;

2. Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной тематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного плана образовательной программы;

3. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования;

4. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования рекомендуется организовать обучение детей с 1 по 11 класс или до 18 лет включительно, а для профессиональных образовательная организаций до 18 лет включительно и далее на усмотрение администрации образовательной организации.

Вопросы прав человека могут быть изучены во время различных учебных дисциплин как в рамках курса «Обществознания» и «Право», так и других предметных областей, и иной учебной деятельности с учетом межпредметных и метапредметных связей.

Образовательные организации организуют в рамках своей компетенции проводят классные часы, внеклассные мероприятия и другие различные тематические мероприятия, в частности Единый урок прав человека, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие.

Для повышения эффективности занятий могут быть проведены межпредметные и внутрикурсовые уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.   Непосредственно уроки и занятия возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

1. Дискуссии или дебатов;

2. Деловые игры;

3. Подготовки обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

4. Квесты, конкурсы и олимпиады;

5. Анкетирование;

6. Тесты и викторины;

7. Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;

8. Семинар, вебинар или занятие приглашенного эксперта.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

1. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

2. Уроки, основанные на имитации деятельности образовательной организацией и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д. 

3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Рекомендуется предусмотреть после поведения уроков и занятий раздачу обучающимся листовок о правах человека и (или) ребенка, которые образовательные организации могут распечатать самостоятельно.

Самостоятельным направлением работы является воспитание у детей культуры права вне образовательной организации:

1. Вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных организаций, реализующие свою деятельность дистанционно, например, детская общественная организация "Страна молодых", Российское движение школьников и другие.   

2. Организация и проведение дистанционных мероприятий, посвященных правам человека, например, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие, для повышения общего уровня ИКТ-компетентности.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся — это составная часть обучения и воспитания школьников и студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Алексеев Н.Г., Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов // Исследовательская работа школьников, 2017, № 1.с. 24 – 34.

2.     Волков И.П., Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2010, 240 с.

3.     Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига.: НПЦ «Эксперимент», 2015

4.     Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999

5.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Учебная литература, 2017, 340 с.

6.     Степанова М. В. учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей.-СПб.: Каро, 2016, 270 с.

7.     Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – 1998.-№2.-С.25-39.

8.     Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. -1998.- №4.- С. 83 – 128.

 


Мазурова Н.В. Преподаватель Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ)

Мазурова Н.В. Преподаватель Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ)

Уполномоченного по правам человека в

Уполномоченного по правам человека в

Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной тематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного…

Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной тематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного…

Семинар, вебинар или занятие приглашенного эксперта

Семинар, вебинар или занятие приглашенного эксперта

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023