Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 92 «Веснушка»
(МБДОУ № 92 «Веснушка»)
Конспект
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы
«Зайчик на пальчик»
(в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» категории «Любимый образ», «Мастера и рукодельницы» работа с родителями (законными представителями))
Локоткова Татьяна Ивановна,
воспитатель
г.Сургут, 2023г.
Актуальность
Программа «Социокультурные истоки» по духовно – нравственному воспитанию детей реализуется в 59 регионах РФ с 1995 года. Авторы программы И.А.Кузьмини, А.В.Камкин. В городе Сургуте программа реализуется с 2006 года. В данном учебном году программа включена в образовательные программы всех Сургутских школ и 35 дошкольных образовательных учреждений.
В последние годы становится актуальной задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Данную задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. В ней заложена идея приобщения взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа. Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Этим объясняется то, что работа с родителями является важным, ключевым моментом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Ее основной целью является создание единого контекста воспитания и общения в ДОУ и семье.
Работа с родителями является ключевым элементом в реализации программы «Истоки».
С целью повышения педагогической культуры родителей программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителя и детьми.
Занятия с родителями проводятся в благоприятной для общения, доверительной обстановке. Педагог организует работу в паре, в четверке, микрогруппе, что способствует приобретению коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем.
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной
куклы «Зайчик на пальчик»
Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Приобщение родителей и детей к народной культуре через совместное творчество.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей (законных представителей) в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
2. Научить родителей (законных представителей) изготавливать тряпичную куклу "Зайчик на пальчик" своими руками своему ребенку.
3. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской, народной игрушке.
4. Создать атмосферу психологического комфорта.
Материалы:
Записи русских народных песен, проектор, атрибуты для оформления зала, кукла «волк», буклеты «Игры с куклой зайчик на пальчик», картотека русских народных игр с детьми, картотека считалок, сговорок.
Прямоугольник разноцветной хлопчатобумажной ткани (24х12) для туловища, нитки, вата для головы, ленты для украшения, ножницы.
Ход:
Добрый день, уважаемые родители (законные представители) и гости! В рамках работы над реализацией программы «Социокультурные истоки» сегодня мы затронем темы «Любимый образ», «Мастерицы и рукодельницы». Наша Родина – матушка-Россия. (2слайд) Так с любовью называли её наши предки. Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами. (3 слайд) Жители этих деревушек работали в поле, на огороде, (4слайд) занимались ловлей рыбы, охотой, скотоводством, сбором ягод и грибов, пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками! Украшали окна деревянной резьбой, вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах, (5слайд) мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавали из поколения в поколение.
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот рукотворный мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами. Рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. А человека, который знает свое дело и умело его выполняет называют мастером. Он любит своё дело, про такого говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям. (6слайд)
Детство часто называют «золотой порой». Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего отца и матери. Родители радуются появлению малыша и щедро дарят ему свою ласку, заботу, доброту и любовь.
Добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец делают жизнь ребенка по-настоящему счастливой. В эту пору детства все представляется ребенку новым, ярким, удивительным. Он открыт миру, доверяет ему, чувствует себя его частью, поэтому приписывает окружающим предметам те же добрые чувства и желания, которые обнаруживает у самых близких ему людей.
Первый и любимый образ на всю жизнь – это образ мамы. Мама согревает малыша своей добротой, защищает от жизненных бед. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Народная мудрость, объединив эти два образа, гласит: «При солнышке – тепло, при – матушке добро».
Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова:
Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. (7слайд)
Игрушки, сделанные руками заботливой, любящей матери, это собранные в комочек ее молитвы, думы, светлые мысли - это оберег от зла и несправедливости, от хвори и злого духа.
Вечерами, после тяжелого рабочего дня, бабушки, мамы, сестрички, а иногда и совместно с детьми занимались рукоделием. Такая работа сопровождалась задушевными песнями, народными сказками. В русской печи потрескивали поленья, а дети перенимали опыт рукоделия от взрослого поколения. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Сейчас мы сами станем игрушечных дел мастерами и сделаем самую старинную тряпичную куклу. (8 слайд).
Цель нашего мастер - класса не только научить вас делать куколку из лоскутков, но и вызвать желание изготовления похожих куколок вместе с детьми дома в свободное время для совместной игры, обыгрывания сказок.
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с двух лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. В славянских семьях, когда родители уходили в поле, они оставляли с малышом милого зайчика, одевая его на пальчик ребенку. Зайчика делали из маминого фартука или кофточки, и малыш играя, чувствовал, что мама рядом, и не плакал. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу и разговаривают как с живым человеком.
Словами «заинька», «зая», «зайка» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: «Он и бегат, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называются игрою солнечных зайчиков. А в Курской губернии зайчиками зовут синие огоньки, перебегающие по горячим уголькам.
А теперь принимаемся за работу. Посмотрите, как мы будем делать зайчика на пальчик (для удобство на столе пошаговая инструкция).
Пояснение:
• Сложить ткань вдоль пополам, лицевой стороной наружу. С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь. Посредине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити - формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.
• Теперь нам нужно сделать головку зайчика. Внутрь головки можно вставить комочек синтепона или овечьей шерсти. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.
• Складываем ткань в три слоя. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки. Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.
• Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.
Далее можно зайчику сделать фартучек и украсить атласным пояском, или как позволяет ваша фантазия. Вот наш зайчик на пальчик готов.
Недаром говорится «Дело мастера боится».
Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело: Все: «Гуляй смело».
Рефлексия. (9 слайд)
А теперь одев зайчика на пальчик, протяните его вперед в центр круга. Полюбуемся нашим творчеством. Какие разные получились игрушки, но все очень красивые.
Детям будет приятно узнать, что его мама или папа не купили зайца в магазине, а сделали своими руками. И сделали специально для своего любимого ребенка, вложив в него добрые мысли.
Предлагаю проиграть с вами в игру «Волк и зайцы».
Вы говорите слова (данная игра в буклете у каждого родителя ):
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся!
Берегись лесной народ!
На охоту волк идёт!
(игроки прячут зайчиков за спину, а "волк" пытается схватить, кого поймал- тот становится "волком")
Надеюсь, вы проиграете ее, и не раз со своим ребенком.
Со временем как ребенок рос, то кукла зайчик на пальчик могла служить мешочком в который родители клали для ребенка в качестве угощение кусочек сахара, яблоко, крендель или пасхальное яйцо. Многие вспомнят: в детстве, когда отец приходил с работы, то протягивая руку, говорил:- «Посмотри, что тебе зайчик принес…». А в руках было какое- то лакомство.
Давайте подведем итог нашего мастер-класса. Пожалуйста, скажите, с какими эмоциями вы уходите с мастер-класса? Насколько он был для вас полезен?
Заключительное слово.
Детям важно знать, что родители их любят. Чаще всего измотанные взрослые забирают ребенка из детского сада, тогда как после этого малыш занимается своими играми сам. Да, так тоже иногда может быть, но очень важно постараться находить время на своих детей, проводить с ними как можно больше времени. Постарайтесь найти время и смастерить дома такого зайца со своим ребенком, поиграть с ним. Пусть это будет вашим совместным шагом в счастливое будущее. А Вы для своего ребенка были и останетесь - главным ЛЮБИМЫМ ОБРАЗОМ.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Технологическая карта изготовления
Русской народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Для создания игрушки вам потребуются следующие материалы:
Отрезок ткани (10*20 см) Обрезки ткани или вата
Атласная ленточка (10-15 см) Нитки (лучше красные)
Порядок выполнения:
Загибаем левый верхний уголок вниз и поднимаем уголок вверх.
Вверху у нас образовались 2 уголочка. Это будут ушки нашего зайки. Перевяжем их веревочкой.
Как правило, в народной игрушке не делают узелков, а закрепляют веревочку с помощью петельки.
Затем берем небольшой комочек из обрезков ткани или ваты, чтобы набить голову. Этого можно и не делать, но тогда голова получится мягкая, форму держать не будет.
Перевяжем голову все той же ниточкой, предварительно пропустив ее под тканью. Мы веревочку не обрезаем, а "прячем" в голове.
Теперь сворачиваем низ ткани в рулетик и поднимаем его к голове.
Перевязываем лапки все той же веревочкой, закрепляя петлей.
Зайчик на пальчик готов!
Приложение 2
Как играть с русской народной тряпичной куклой
«Зайчик на пальчик»
1. Игра в прятки с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Это очень простая игра. Но почти все маленькие дети приходят от нее в восторг. Ведь для ребенка это магия – был и нет.
Наденьте зайчика на свой палец, а ладонь второй руки поставьте как стеночку перед ребенком. Покажите игрушку, подняв ее над ладонью-стенкой, поздоровайтесь с ребенком. Уберите игрушке, спрячьте ее за ладонь. Скажите: «А теперь зайка спрятался! Нет зайки! Где зайка?» Резко поднимите игрушку – «Вот зайка!».
Потом можно показывать зайчика то справа, то слева, то в щелочку, раздвинув пальцы на ладони.
Позже можно поменяться ролями – пусть малыш сам прячет зайку, а вы будете «искать». В этом случае, можно предложить прятать игрушку не за ладошкой, а, например, накрывать зайчика на пальчик платочком или прятать за спину – чтобы ребенок справился.
2. «Пиф-паф – ой-ой-ой» игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Разыграйте мини-спектакль по всем известному стихотворению с зайчиком на пальчик в главной роли.
Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять.
(постепенно поднимаем игрушку-зайчика рывками на каждый счет)
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
(вытянете указательный палец второй руки, «прицеливаясь» в зайчика)
Пиф-паф, не попал, серый зайка ускакал!
(спрячьте игрушку за спину или за ладонь второй руки)
3. «Зайчик, зайчик, где ты был?» - пальчиковая игра с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Это очень полезное пальчиковое упражнение. Наденьте зайчика на указательный палец, а затем дотрагивайтесь указательным пальцем-зайцем до всех остальных пальчиков;
Зайчик, зайчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил, (касаемся большого пальца)
С этим братцем - щи варил, (касаемся среднего пальца)
С этим братцем - кашу ел, (касаемся безымянного пальца)
С этим братцем - песни пел! (касаемся мизинца)
Сначала покажите эту игру-потешку сами, а затем научите ребенка. На первых порах помогайте малышу, сами соединяйте его пальчики. С детьми постарше, конечно, можно выучить стихотворение. Тогда все упражнение ребенок будет выполнять самостоятельно.
4. «Веселый музыкант» - игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Эту игру проводим под песню А.Филлипенко на слова Т.Волгиной «Веселый музыкант». Вы можете выучить несложный мотив (найти песенку легко в интернете) или использовать только текст.
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с целой группой. Можно одеть зайчиков на обе руки. В игре есть ведущий, он «играет» на разных музыкальных инструментах. Таким ведущим может быть и взрослый и, позже, сам ребенок.
Я на скрипочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! (ведущий изображает игру на дудочке)
Пляшут зайки на лужайке, Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
(дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)
Заиграл на балалайке: Тренди-брень, тренди-брень! (ведущий изображает игру на балалайке)
Пляшут зайки на лужайке, Тренди-брень, тренди-брень!
(дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)
А теперь на барабане: Бум-бум-бум! Трам-там-там! (ведущий изображает игру на барабане)
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!
(дети быстро прячут руки с куклами за спину).
5. «Вышли зайки на лужок» - групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Эту игру проводят с группой детей. Например, на дне рождения, как одно из развлечений, а «реквизит» - куклу зайчик на пальчик - гости потом могут оставить себе в качестве подарка-сувенира.
Поскольку это игра с правилами, то подойдет для детей старше четырех лет.
Дети стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок, (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, дотронуться до руки с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями
6. «Расскажи сказку». Учим детей старшего дошкольного возраста сочинять сказки.
Педагог предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники. Выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)
Вопросы:
• Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого?
• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
• Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою?
• Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить?
• Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации.
Сказка «Зайчик»
Сказка Жил был Зайчик. Он любил угощать своих друзей свежей морковкой. Как-то утром заяц отправился к своему другу Ежику. Дорога лежала через лес. Из-за дерева на него напал Волк.
Сказка «Друзья Зайчика»
Был у нашего Зайчика друг Барашек. Вдруг он услышал, что Зайчик зовет на помощь. Барашек поспешил к Зайчику. Он начал бодать Волка. Волк упал в кусты, а потом обиженный убежал далеко в лес. Друзья вместе отправились к Ежику. В гостях пили чай и вспоминали встречу с Волком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.