Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Константинова Ольга Григорьевна учитель
МАОУ «ЦО №1» г. Белгород, Белгородская область
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: автор формулирует основные педагогические условия формирования экологических знаний и представлений у младших школьников. В работе обоснована необходимость специально организованной работы по формированию экологических знаний младших школьников, целью которой явилось оказание помощи в процессе формирования экологических знаний, где главная роль принадлежала учителю.
Ключевые слова: младший школьный возраст, начальная школа, экологическое воспитание, экологические знания, экологические представления, педагогические условия.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека в природе, смены ценностных ориентиров. Человечество осознает необходимость формирования нового менталитета, связанного со взглядами на экологически безопасное и устойчивое развитие общества. В последние годы были исследованы принципы построения учебных предметов естественнонаучного цикла, направленных на экологическое образование младших школьников. Однако в массовой практике обучения естествознанию младших школьников наблюдается несоответствие между уровнем экологических знаний и уровнем сформированности экологической культуры.
Изучение педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждает необходимость разработки педагогических условий для формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию.
1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Под педагогическими условиями формирования экологической культуры младших школьников понимают «целенаправленно используемые педагогом объективные возможности обучения и специально организуемые факторы и обстоятельства, которые способствуют формированию экологической культуры детей в ее когнитивно-образовательном, потребностно-мотивационном и деятельностно-практическом аспектах» [1, с. 12].
Анализ и обобщение мнений многих исследователей позволили уяснить основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое поведение. Формированию экологической культуры младших школьников способствуют следующие педагогические условия:
− моделирование отношений, в которые ребенок может быть включен в процессе своей жизнедеятельности на основе приёмов нравственной активизации младших школьников;
− активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира;
− демонстрация личностного эколого-ориентированного стиля поведения;
− создание эмоционально-ценностной среды;
− реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании экологической культуры школьников.
Эти условия конкретизируются в процессе последовательного вооружения учащихся начальной школы экологическими знаниями в системе изучения окружающего мира в 1–4 классах; воспитания у младших школьников потребности общения с природой, положительного эмоционального восприятия природы, стремления изучать и охранять природную среду; формирования у учащихся экологических умений и навыков.
Одно из важных методических условий в формировании экологической культуры младших школьников – это «создание проблемных ситуаций в процессе проведения уроков» [2, с. 1181]. Использование игровых методов является одним из эффективных методических условий. Практическая деятельность –
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
это «одно из важнейших методических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста» [3, с. 138].
Из вышесказанного, сделаем вывод о том, что развитие экологических познаний осуществляется не через нерегулярные мероприятия, а через установленный комплекс методов и форм. Задача учителя в процессе экологического образования – обеспечить условия для формирования мотивационной сферы ученика, для овладения экологическими знаниями, которые формируясь под воздействием педагогических условий, впоследствии превращаются в основной фактор для становления и развития экологической культуры.
1. Мазитова Л.А. Экологическое образование дошкольников и учащихся начальных классов: учебно-методическое пособие / Л.А. Мазитова, И.Т. Гайсин. – М.: Инфра-М, 2019. – 44 с.
2. Сергеева Б.В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б.В. Сергеева, А.С. Станина // Молодой ученый. – 2016. – №9 (113). –
С. 1181–1186. EDN VWESCR
3. Топор А.В. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников / А.В. Топор, Н.Д. Черней // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). –
Т. 0. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 138–139. EDN SWKRAR
3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.