ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ЗИККУРАТ В ШУМЕРО-АККАДСКОЙ КУЛЬТУРЕ................... 3
ГЛАВА 2. ЗИККУРАТ В ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.......... 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 12
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков шумерская цивилизация вызывала волны восхищения ученых и простых обывателей своими научными и культурными достижениями.
В особенности это касается храмовых построек, таких, как зиккурат, который был воплощением представлений шумеров о Вселенной и богах.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на изученность вопроса, все также остается множество вопросов касаемо этих величественных построек и освещение их значимости в культуре шумеро‑аккадского и вавилоно‑ассирийского периодов истории шумерской цивилизации способствует развитию представлений о величественности последней, в связи с чем определяется цель, заключающаяся в передаче особенностей и ключевых отличиях в идентификации зиккуратов как особых сакральных построек. В этой же связи определяются и задачи, стоящие перед исследованием:
- проанализировать значение зиккуратов в шумеро‑аккадский период;
- проанализировать значение зиккуратов в вавилоно‑ассирийский период шумерской цивилизации.
ГЛАВА 1. ЗИККУРАТ В ШУМЕРО-АККАДСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Шумеро-аккадская культура подарила миру поистине впечатляющее наследие. Она была крайне сильно развита по отношению к прочим только зарождающимся цивилизациям. Этой культуре принадлежит изобретение письменности и жизненно необходимой в то время ирригационной системы. Однако их культовые, то есть храмовые, постройки – зиккураты – поражают и одновременно восхищают до сих пор.
В общем представлении, зиккурат – это ступенчатая башня, основное предназначение которой – быть высокой, о чем свидетельствует этимология самого этого понятия. Слово зиккурат образовано от «закару», что в переводе значит «строить высоко». Но стоит заметить, что это только часть его истинной сущности.
Здесь необходимо сказать, что шумерский зиккурат несет в себе куда более глубокое значение в понимании данной цивилизации на этом этапе развития, чем просто высокая постройка. Эту позицию наиболее точно отражает, как это ни странно, Библия, в которой говорится о сакральном значении зиккурата, предназначенного для того, чтобы достичь небес, то есть сблизится со своим божеством.
Все дело в том, что сознание древних шумеров и аккадцев было глубоко мифологизированно и постройка зиккурата как некоего сакрального объекта в их религиозной культуре было своеобразной данью богам, особым образом завуалированной молитвой.
В этом отношении можно увидеть грань сходства между шумерскими зиккуратами и египетскими пирамидами. Однако, в отличие от пирамид, зиккураты никогда не содержали в себе гробниц и вообще каких-либо помещений.
Сам ступенчатый характер зиккурата обусловлен необходимостью его защиты от зыбкой почвы во время разливов рек, поскольку изначальные культовые храмовые постройки располагались также на платформе. По своему типажу зиккурат походил на пирамиду, исполненную из сырцового кирпича. На самом верху зиккурата располагался так называемый верхний храм – место жительства главного божества, которого почитали в городе. Характерно, что террасы такого храма были окрашены в три главных цвета – черный, белый и красный. У подножия зиккурата располагался нижний храм – как раз тот, что предшествовал новому типу.
Наиболее характерным и величественным зиккуратом этой эпохи является зиккурат в древнем Уре. Его постройка датируется временем правления 3-й династии Ура 2112 – 2015 гг. до н.э., а главным инициатором строительства считается царь Урнамму, который посвятил этот храм богу луны – Нанне.
По своей компоновке он состоит из трех уровней, самый большой из которых возвышался в высоту на 60 метров и протянулся на 45 метров. Высота ярусов в нем достигает 15 метров.
Кроме этого, величественный зиккурат в честь Нанна был оборудован целым комплексом водоотводных сооружений, целью которых было орошение растений, высаженных на террасах грандиозной постройки.
Рис. 1.1 Графическая реконструкция зиккурата в Уре
В нем не было ни единой ровной линии, каждая линия располагалась под определенным углом, ведя вверх – вся композиция храма была направлена на стремление приковать взор каждого смотрящего к своей вершине – храму верховного бога Ура, бога Луны – Нанна.
Храм Нанна сохранился до наших дней (рис. 1.2) и является, вероятно, самым известным из зиккуратов, если не считать не менее знаменитую Вавилонскую башню, речь о которой пойдет во второй главе.
Современное состояние храма Нанна в Уре является заслугой более поздней реконструкции на основании древнего зиккурата, который ныне расположен в 10 километрах от русла реки Евфрат, неподалеку от иракского города Эн-Насирия.
Рис. 1.2 Реконструкция зиккурата в Уре (современное состояние)
Окраска ярусов, о которой уже упоминалось выше, символизировало своими цветам сакральные миры – небесный, земной и подземный, а вся композиция сооружения символизировала Вселенную.
Все это позволяет судить о том, что вся композиция зиккурата подчинена ярусному строению и отражает представления древних шумеров и аккадцев о строении миров – высший храм символизирует небесный мир, где расположен дом главного божества, средний ярус подразумевает собой мир людской, в котором непосредственно существовала шумеро‑аккадская цивилизация и, наконец, подножия зиккурата – мир низинный, который был окрашен в черный цвет. Однако, правда, стоит отметить и о практическом смысле черного цвета в окраске нижнего яруса – основным сырьем для покраски являлся битум, который известен своим влагоотталкивающим свойством.
Кроме того, все стремления зиккурата были направлены на приобщение к божественному и являлись своеобразной завуалированной молитвой верховному божеству.
ГЛАВА 2. ЗИККУРАТ В ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Главные религиозные воззрения вавилонян нашли свое отражение также в зиккуратах. На этапе, когда верховенство в шумерской культуре взял Вавилон, для зиккуратов отводится тоже место, что и в эпоху шумеро‑аккада. Сейчас, как и прежде, зиккурат является обязательной составляющей частью храмового комплекса. Они представляли собой высокие башни, самые большие из которых вмещали в себе семь этажей, и покоились на четырехугольном основании. Лестницы в комплексе зиккурата могли быть как напрямую связаны со святилищем, так и могли обвивать саму постройку идя в обход его четырех сторон.
Такие зиккураты имеют глубокие корни идущие с периода владычества шумеро‑аккадского царства – представление самой сути зиккурата исходит из мировой горы бога Энлиля, той самой горы на которую опирается небесная сфера в семиступенчатом сферическом представлении пространства. Зиккураты этого периода носили собственные имена, имеющие сакральное значение – Им-хар-саг, или «Гора ветра», то самое место, откуда верховный бог Энлиль мечет свои молнии, Э-сагаш, или «дом решений», где происходит суд оракула и бога и, наконец, Э-гигуну, или «дом гроба», так называемая преисподняя.
Подобным образом древние вавилоняне выражали свои религиозно‑космические идеи, отражая часть своей мифологической структуры – той самой мифологической горы богов, которая географически была расположена на далеком севере и поднималась из преисподней. В своей верхней части она была своеобразным местопребыванием сидящего на небесном троне отца богов, средняя ее часть служила местом культа живущих людей на земле, а нижняя ее часть, исходящая из преисподней, отражала место упокоения покойников. Именно этим принципам была подчинена вся структура зиккурата.
Стены зиккурата начинают украшаться мозаиками, всевозможными орнаментами и бордюрами, также они продолжают окрашиваться в различные цвета, что в этот период, могут символизировать семь планет.
Самым знаменитым зиккуратом вавилоно-ассирийского периода является зиккурат Этеменанки (рис. 2.1), что в переводе с шумерского означает «Дом основания неба и земли». Именно зиккурат Этеменанки и есть та самая знаменитая Вавилонская башня.До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно была осуществлена первая попытка к его постройке, однако, уже во время правления Хаммурапи были его зачатки.
Рис. 2.1 Графическая реконструкция зиккурата Этеменанки (Хансьорг Шмид, 1995 г.)
Основание зиккурата Этеменанки представлял собой квадрат со стороной в 91 метр и достигал в высоту 33 метра. Второй ярус возвышался на 18 метров, а все последующие – на 6 метров. Внутренняя часть зиккурата была выложена из кирпича-сырца. Облицовка этого грандиозного комплекса достигала 15 метров в толщину и состояла из обоженного кирпича на битумном растворе.
С юго-востока к башне вела главная лестница, достигавшая в длину 60 метров и 9 метров в ширину. На вершине величественного строения располагалось 15-метровое святилище Мардука, которое было также сложено из обожженного кирпича, но облицованного синим.
Высокое семиярусное строение точно отражало представление мира как разделение на семь сфер. Цифра семь в мифологии – это сакральное число, поэтому его так часто можно встретить в различных проявлениях архитектуры культовых построек.
Также существует равноценная теория о том, что каждый ярус Вавилонской башни представлял собой одну из семи планет, известных вавилонянам, и был окрашен в соответствующий цвет.
Это величественное здание отстраивали несколько раз и только при вавилонском царе Навуходоносоре II она приобрела свой окончательный облик.
Как уже упоминалось выше, на вершине башни располагался величественный храм Мардука. Внутри него размещалось специальное ложе и стол для подношений главному божеству Вавилона, а само святилище было увенчано его символом – позолоченными рогами.
Однако, с течением времени Вавилон утратил свое было могущество, а череда завоеваний этого города различными государствами привела к полному разрушению зиккурата. В наши дни, благодаря археологическим раскопкам, можно лицезреть то былое могущество великой страны. Археологам удалось раскопать основание башни (рис. 2.2). Она находится на территории археологического комплекса Вавилона, который расположен в 87 километрах от нынешней столицы Ирака – Багдада.
Рис. 2.2 Останки зиккурата Этеменанки, вид сверху
В заключение необходимо отметить, что зиккураты вавилоно‑ассирийского периода в истории шумерской цивилизации были подвержены тем же принципам, что легли в основу зиккуратов шумеро‑аккадского периода и, в первую очередь, отражали религиозное мировоззрение вавилонян о семиступенчатости мироздания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основании проведенного анализа можно заключить, что такие культовые постройки шумеров на протяжении всех эпох, как зиккураты были всецело подвержены религиозному представлению Вселенной.
Главная композиционная структура зиккурата – верхнее святилище, посвященное главному божеству того города, в котором был расположен зиккурат.
Характерной отличительной чертой между двумя рассматриваемыми периодами было то, что в шумеро‑аккадском зиккураты были трех ярусными, представляющими собой три сферы мироздания – небеса, земной мир и мир подземный, а в вавилоно‑ассирийский период, в подавляющем большинстве, зиккураты семи ярусными, что отражало семь сфер мироздания, или семь планет, известных вавилонянам, а главный зиккурат этого периода – башня Этеменанки, была опорой для небесной сферы (что являлось отголоском великой мировой горы богов), местом обитания верховного бога Вавилона – Мардука.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуляев, В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории / В.И. Гуляев. – М.: Алетейя, 2004. – 440 с.
2. Девлетов, О.У. Лекции по истории Древнего Востока: учебное пособие / О.У. Девлетов. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 383 с.
3. Згурская, М.П. Архитектурные стили / М.П. Згурская, Н.Е. Лавриненко. – М.: Омико, 2013. – 150 с.
4. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне [Электронный ресурс] / Культура и искусство. – Режим доступа: https://culture-art.ru/зиккурат-этеменанки-в-вавилоне, свободный. – Загл. с экрана.
5. Тураев, Б.А. История Древнего Востока. Том I / Б.А. Тураев. – М.: Директ‑Медиа, 2020. – 567 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.