Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алферовская основная общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Индивидуальный итоговый проект
по обществознанию
на тему:
«Проблема суицида среди подростков в возрасте 12-16 лет»
Подготовил:
ученик 9 класса
Иванов Евгений.
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Кадетова Наталья Евгеньевна
д. Кононово
2021 год
Содержание:
Введение……………………………….…………………………………...3
Глава I. Подростковый суицид как одна из главных проблем 21века…..5
1.1. Основные понятия и подходы к проблеме суицида........................5
1.2. Причины суицидального поведения у подростков………………..8
Глава II. Меры по профилактике суицида среди подростков....................14
2.1. Методы предотвращения суицидальных действий среди подростков…………………………………………………………….………….14
2.2. Исследование подростковых суицидов……………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………….22
Приложения……………………………………………………………………..23
Введение
Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития, что мы сейчас и переживаем. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательных учреждениях.
Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В.Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А. Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В.В. Лебединский (исследовал эмоциальные нарушения в детском возрасте) и др. Интерес к этой проблеме не угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.
Объект исследования: суицидальные наклонности подростков (12-16 лет).
Предмет исследования: причины суицидальных наклонностей.
Цель исследования: изучить причины и мотивы подросткового суицидального поведения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки решаются на самоубийство не с целью уйти из жизни, а обратить внимание взрослых, протестуя, таким образом, против безразличия или жестокости окружающих.
Задачи исследования:
1. Изучение суицида как явления в подростковом возрасте.
2. Исследование причин и мотивов подросткового суицида.
3. Выявление факторов суицидальных наклонностей в подростковом возрасте.
4. Исследование подросткового суицидального поведения
5. Разработка методов профилактики и предотвращения подросткового суицида
Методы:
1. Эмпирические – анкетирование учащихся, знакомство с литературой;
2. Теоретические – анализ и обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Глава I. Подростковый суицид как одна из главных проблем 21века
1.1. Основные понятия и подходы к проблеме суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Анализ суицида для русских мыслителей всегда представлял собой анализ предельной, "пограничной ситуации" для личности при выборе ею определенного жизненного пути, другими словами, анализ истоков "веры живой".
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов.
Самоубийство – на первый взгляд довольно незначительное явление, особенно с высоты созерцающих глобальные геополитические события, на самом деле обнажает “изнанку” существующего строя, способно дать определенную оценку происходящим событиям в обществе. Кроме того, при наличии довольно таки обширных и разносторонних статистических сведений по предмету исследование феномена суицида представляет собой настоящую находку для западного социолога.
В русском языке слово самоубийство означает “намеренное лишение себя жизни”. В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.
А.Е. Личко (1985) пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера». По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20–30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы.
Большинство ученых-социологов считают, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида. Французский социолог Э. Дюркгейм доказал, что этот уровень напрямую связан с социальной интеграцией человека — то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Э. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно. У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении подростка в социальный приют). Метафорически это можно обозначить как «чужой среди своих».
Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например, депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.
Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.
Змановская Е.В. (2004) пишет о том, что у подростков мы наблюдаем несколько иную картину суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушанию, злоупотребление алкоголем и наркотиками. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой (Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я., 1978), в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Еще одним важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.
Мотивы и причины самоубийства связываются, прежде всего, с потерей смысла жизни. В. Франкл (1990) указывал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения. А.Г. Амбрумова и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Э. Шнейдман (2001) предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента: душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального; состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности.
А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50% случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами. А.Е. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.Т. Кондратенко напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков. На эти исследования мы можем ссылаться при проведении и анализе теста ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник Личко).
1.2. Причины суицидального поведения у подростков
Несмотря на то, что, на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств, причины и мотивы суицидального поведения. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.
Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania), а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т.е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.).
- кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
- суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику";
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
- средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Причины проявления суицида у подростков:
- Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
- Резкое повышение общего ритма жизни
- Социально-экономическая дестабилизация
- Алкоголизм и наркомания среди родителей
- Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
- Алкоголизм и наркомания среди подростков
- Неуверенность в завтрашнем дне
- Отсутствие морально-этических ценностей
- Потеря смысла жизни
- Низкая самооценка, трудности в самоопределении
- Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
- Безответная влюбленность
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)
· Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
· Будьте внимательным слушателем
· Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
· Помогите определить источник психического дискомфорта
· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
· Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
· Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Кроме этого, исследователи Н.В. Конончук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента:
1) повышенная напряженность потребностей;
2) повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
3) низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:
1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
2) беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
3) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
4)чувство собственной незначительности (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. У подростков причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе.
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультурответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернейшинал»; несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.
Еще одной причиной суицидально поведения современных тинейджеров можно считать рост потребления спиртного и наркотиков. Это своего рода скрытый суицид, который усугубляют производители этих товаров. Ведь по сути своей, наркомания и алкоголизм - это такое же следствие суицидальных наклонностей, которое свойственно для молодого человека, решившего свести счеты с жизнью, только в более "мягкой", облегченной форме. Одурманивающие вещества представляют собой относительно летальную комбинацию: они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы, длительное злоупотребление способствует усилению чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду. Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает своего максимума в 16 – 18 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.
В последнее время актуальной причиной самоубийства подростков являются группы смерти в контакте: с детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Насчитывается 130 суицидов детей, случившихся в России с ноября 2020-го по апрель 2021 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете, жили в благополучных и любящих семьях. По данным, из 130 молодых людей, покончивших жизнь самоубийством за последние полгода по всей России, около 80 состояли в этих «группах смерти» и готовились к тому, чтобы сознательно лишить себя жизни, действуя по чьей-то указке. В соответствии с Новой Газетой, в социальной сети «ВКонтакте» существует большое количество (не менее полутора тысяч) групп, как закрытых, так и открытых, подталкивающих подростков к суициду.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно – шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу.
Глава II. Меры по профилактике суицида среди подростков
2.1. Методы предотвращения суицидальных действий среди подростков
Рекомендации по превенции суицидального поведения, ведению просветительской работы.
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности подростков, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли ребенок одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3.Установите доверительные взаимоотношения с подростками. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией – подросткам необходима поддержка.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий, человек, ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете».
8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить, суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться
2.2. Исследование подростковых суицидов
В исследовательской части нашей работы приняли участие подростки в возрасте от 12-16 лет, учащиеся 5-9 классов МКОУ «Алферовская ООШ», в количестве 13 человек. Для выявления суицидального риска и уровня сформированности суицидальных намерений, была проведены методика «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой (см. Приложение 1) и анкетирование - на выявление представлений подростка о суициде и на предрасположенность к суицидальным намерениям (Приложение 2).
Результаты диагностики по методике "Опросник суицидального риска»
среди 5-9-х классов
Факторы суицидального риска |
девочки |
мальчики |
Общий процент |
Демонстративность |
27% |
24% |
51% |
Аффективность. |
32% |
27% |
59% |
Социальный пессимизм |
35% |
30% |
65% |
Уникальность |
24% |
20% |
44%
|
Максимализм |
18% |
17% |
35 % |
Временная перспектива |
18% |
15% |
33% |
Несостоятельность |
30% |
25% |
55% |
Антисуицидальный фактор |
4% |
2% |
6% |
Слом культурных барьеров |
0% |
0% |
0% |
Таким образом, можно сделать выводы, что девочки и мальчики подвержены таким факторам как, демонстративность, аффективность, социальный пессимизм, уникальность и максимализм. Если сравнить данные мальчиков и девочек, девочки подростки 5-9-х классов вызывают большую тревогу и возможно более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики, по таким показателям, как: демонстративность, аффективность, уникальность и несостоятельность. Наибольший процент 35% девочки и 30% мальчики показывают индекс «социальный пессимизм», подростки с недоверием относятся к окружающим, не до конца уверены в себе, в своих способностях. На наш взгляд, на данный показатель повлияла пандемия. Перелом коренных привычек, изоляция заставила приспособиться подростков к новым условиям общественной жизни. Пессимистические взгляды стали преобладающими из-за нехватки общения. Показатель «Демонстративность» имеет следующее процентное соотношение: девочки 27%, мальчики 24%. Данный индекс имеет достаточно высокий показатель, на наш взгляд подросткам свойственно привлекать внимание (неформальный внешний вид, пирсинг, демонстративное поведение, яркая одежда и т.д.).
Результаты тестирования подростков "На выявление представлений подростка о суициде и на предрасположенность к суицидальным намерениям" среди 5-9классов.
№ |
Вопрос и варианты ответов |
Мальчики, % |
Девочки, % |
|
1 |
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь? |
|
|
|
|
«Да» |
83 |
72 |
|
|
«Нет» |
0 |
14 |
|
|
«Не совсем» |
17 |
14 |
|
2 |
Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем? |
|||
|
«С чувством надежды и оптимизма» |
50 |
58 |
|
|
«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» |
17 |
0 |
|
|
«С тревогой и не уверенностью» |
33 |
42 |
|
|
«Скорее со страхом и отчаянием» |
0 |
0 |
|
3 |
Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов? |
|||
|
«Скорее, Да» |
83 |
58 |
|
|
«Скорее, Нет» |
0 |
14 |
|
|
«Затрудняюсь ответить» |
17 |
28 |
|
4 |
Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит? |
|||
|
«Личностные проблемы» |
68 |
72 |
|
|
«Семейные проблемы» |
16 |
14 |
|
|
«Равнодушие/Жестокость» |
0 |
14 |
|
|
«Материальные трудности» |
16 |
0 |
|
|
«Вич и Спид, гепатит, др.» |
0 |
0 |
|
5 |
Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)? |
|||
|
«Да» |
83 |
72 |
|
|
«Нет» |
17 |
28 |
|
6 |
Что может толкнуть человека на самоубийство? |
|||
|
«Личностные проблемы» |
68 |
72 |
|
|
«Равнодушие со стороны окружающих» |
0 |
14 |
|
|
«Другое» |
32 |
14 |
|
7 |
Какие пути решения проблем вы видите? |
|||
|
«Разговор с другом» |
50 |
58 |
|
|
«Разговор с родителями» |
33 |
28 |
|
|
«Беседа с психологом, с учителями» |
17 |
14 |
|
|
«Употребление алкоголя и наркотиков» |
0 |
0 |
|
Результаты анкетирования показали следующие выводы. Большинство учащихся, как мальчики (83%), так и девочки (72 %) удовлетворены своей жизнью. Однако в целом 28 % девочек и 17% мальчиков – подростков не совсем довольны тем, как складывается их жизненный путь.
Большинство подростков 50% мальчиков и 58% девочек с чувством надежды и оптимизма думают о будущем, но достаточно большой показатель имеет «стревогой и неуверенностью» - мальчики- 33%, девочки 42%, данные показатели связаны, скорее всего, с переездом на новое место жительства в связи с продолжением получения образования по специальности, 17 % мальчиков – спокойно воспринимают мысли о будущем и не ждут никаких больших перемен в жизни.
Большой процент среди мальчиков- 83%, девочек- 58 ответили «Скорее да» на вопрос «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?».; 14%- девочек - не уверены, 17%- мальчиков, 28% -девочек- затрудняются ответить на данный вопрос. По данным показателям можно сделать вывод о том, что мальчики наиболее уверенные в себе личности, более амбициозные, нежели девочки.
На вопрос «Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?» ответы распределились следующим образом: большинство среди мальчиков - 68%, девочки-72% обеспокоены личностными проблемами; семейные проблемы 16%- мальчики, 14%- девочки; 14% среди девочек ответили, что их беспокоит равнодушие и жестокость; 16% мальчиков - материальные трудности. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что подростков в большей степени беспокоят личностные проблемы, так как именно сейчас они начинают осознавать свое место в мире, испытывать новые чувства наиболее остро, стремятся к привлечению внимания со стороны сверстников.
Большинство опрошенных подростков среди мальчиков- 83%, среди девочек-72% слышали о проблеме суицидов. Это связано с тем, что в современном мире проблема подростковых суицидов стала довольно актуальна в последнее десятилетие. На уроках педагогами проводится просветительская работа по профилактике суицидального поведения, социально-психологическое тестирование на данную проблематику.
На вопрос «Что может толкнуть человека на самоубийство?» большинство респондентов (мальчики-68%, 72%- девочки) ответили, что личностные проблемы; «Другое» ответили 32%- мальчиков и 14%- девочек; 14%- девочек считают, что равнодушие и жестокость могут толкнуть человека на самоубийство.
На вопрос «Какие пути решения проблемы вы видите?» больший процент опрошенных (50%- мальчиков и 58%-девочек) считают, что может помочь разговор с другом/ подругой; разговор с родителями 33%- мальчики, 28%- девочки;17% мальчиков и 14% девочек готовы прибегнуть к помощи психолога или учителя. Решение с помощью алкоголя и наркотиков не выбрал ни один человек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подросткам проще поделиться с проблемами с друзьями, возможно, это связано с тем, что перед сверстником легче открыться, чем перед взрослым человеком, подросток не будет раскритикован, а получит поддержку от товарища.
Результаты анализа анкетирования показали следующие итоги. Большинство учащихся, как мальчики, так и девочки удовлетворены своей жизнью. Мальчики более спокойно и уверенно думают и представляют свою жизнь в будущем, менее эмоционально относятся к ситуациям и конфликтам. Девочки, скорее более не уверены в осуществлении своих жизненных планов, чем молодые люди; они более эмоциональны, таким образом, привлекают внимание окружающих к своим проблемам, для того, чтобы добиться сочувствия или понимания. Действительно, преобладают факторы, связанные с демонстративностью, желанием привлечь внимание к своей личности, проблемам, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, результаты данных исследований позволяют сделать вывод, что нет острой необходимости в предупреждении суицидального поведения у данной категории подростков. В качестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться: социально-психологические консультации, беседы, поиска социальной поддержки, развитию адекватного отношения к собственной личности, выработка мотивации на достижение успеха, а также оказание подросткам социальной поддержки с помощью семьи, школы и друзей
Заключение
Итак, рассмотрев проблему суицида, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации.
Наша гипотеза, благодаря исследованию и изучению дополнительной литературы, подтвердилась в полном объеме, что подростки решаются на самоубийство не с целью уйти из жизни, а обратить внимание взрослых, протестуя, таким образом, против безразличия или жестокости окружающих.
Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
Литература
1. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.
2. Александрова В. Петля на тонкой шее. Самоубийства среди подростков // Российская газета, 2001г.
3. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
4. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
5. Плюс - минус жизнь. Проблема суицида / Сост. Л.А. Сладков. - М., 1990.
6. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. – М.,2003.
7. www.pobedish.ru
8. www.k-istine.ru
Приложения
Приложение 1
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 5-9 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Субшкальный диагностическийкоэффициент |
Номера суждений |
Индекс |
Демонстративность |
12, 14, 20, 22, 27 |
1, 2 |
Аффективность |
1, 10, 20, 23, 28, 29 |
1, 1 |
Уникальность |
1, 12, 14, 22, 27 |
1, 2 |
Несостоятельность |
2, 3, 6, 7, 17 |
1, 5 |
Социальный пессимизм |
5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 |
1 |
Слом культурных барьеров |
8, 9, 18 |
2, 3 |
Максимализм |
4, 16 |
3, 2 |
Временная перспектива |
2, 3, 12, 24, 26, 27 |
1, 1 |
Антисуицидальный фактор |
19, 21 |
3, 2 |
1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Приложение 2
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
МКОУ «Алферовская ООШ» проводит опрос на тему: «Выявление представлений подростка о суициде и на предрасположенность к суицидальным намерениям». Просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на вопросы. Это не отнимет у Вас много времени. Ваши ответы окажут помощь в изучении проблем суицидов среди подростков. Опрос анонимный, фамилию указывать не нужно. Данные, полученные в опросе, будут использоваться в обобщенном виде, конфиденциальность Ваших ответов гарантируем.
На вопросы Вам предлагаются различные варианты ответов. Обведите кружком номер того варианта, который соответствует Вашему мнению, либо напишите ответ сами, если он не приводится.
Заранее благодарим Вас за искренние ответы!
1. Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?
1.«Да» 2.«Нет» 3.«Не совсем»
2. Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем?
1.«С чувством надежды и оптимизма»
2.«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду»
3.«С тревогой и не уверенностью»
4.«Скорее со страхом и отчаянием»
3. Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?
1.«Скорее, Да» 2.«Скорее, Нет»
3. «Затрудняюсь ответить»
4.Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?
1.«Материальные трудности»
2.«Равнодушие/Жестокость»
3.«Вич и Спид, гепатит, др.»
4.«Личностные проблемы»
5.«Семейные проблемы»
5.Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?
1.«Да» 2.«нет»
6.Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?
1.«Да» 2.«нет»
7.Что может толкнуть человека на самоубийство?
«Личностные проблемы»
«Равнодушие со стороны окружающих»
«Другое»
8.Какие пути решения проблем вы видите?
1.«Разговор с другом»
2.«Разговор с родителями»
3.«Беседа с психологом»
4.«Употребление алкоголя и наркотиков»
9. Ваш пол
1.Мужской
2. Женский
Приложение 3
Рекомендации родителям и педагогам.
Советы для родителей
1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей;
2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
3. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций;
4. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка;
6. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях;
7. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;
8. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его;
9. Научитесь принимать своих детей такими, какие они есть. "Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними;
10. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
11. Будьте внимательным слушателем;
12. Помогите определить источник психического дискомфорта;
13. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
14. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка;
15. Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высмеивайте его мысли и идеи;
16. Не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
17. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения;
18. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.
Памятка для педагогов по профилактике суицида
Признаки готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
Ø утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
Ø пренебрежение собственным видом, неряшливость;
Ø появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
Ø резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
Ø внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
Ø плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
Ø склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
Ø проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
Ø безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
Ø стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
Ø самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
Ø шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.