Культура Италии, Испании, американских колоний в 18 веке.
Италия:
В 18 веке завершается классический период развития итальянского искусства. Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, их приглашали правители различных европейских стран. Однако творческие искания даже самых видных художников были, по существу, ограниченными, и большинство из них не выходило за рамки барочного искусства. Отсутствие материальных средств и крупных заказов сужало возможности работы на родине.
Разрозненные войнами, истощенные экономически, итальянские государства большей частью находились под ярмом различных иноземных завоевателей. Лишь Папская область с Римом и Венецианская республика сохранили государственную независимость, а их искусство сыграло значительную роль в художественной жизни Европы 18 столетия.
Архитектура. В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, найденной барочными зодчими предшествующего периода. Примененные впервые в городском ансамбле, они находят наиболее яркое воплощение в Испанской лестнице (1721 — 1726), объединяющей площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Тринита деи Монти.
В Риме завершается строительство ряда обширных раннехристианских базилик, получивших новые внушительные фасады в духе пышной барочной архитектуры, таких, как Сан-Джованни ин Латерано (1736) и Санта-Мария Маджоре (1734—1750). Среди декоративных сооружений, возведенных в это время, выделяется сложностью и эффектностью динамичной, но несколько перегруженной композиции фонтан Треви (1732—1762), созданный Пикколо Сальви.
Живопись. В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I веке античных городов Помпей и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни. Поездка в Рим — «Римская премия» стала наградой многих европейских Академий художеств. В Риме создавал свои труды по античной культуре И. Винкельман. Его «История искусства древности» (1764) давала возможность познакомиться с характером развития греческого искусства и оказала большое воздействие на формирование классицизма 18 столетия.
В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только 18 столетия, но и 19 века.
Особое место в итальянском искусстве 18 века заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.
Венецианский театр середины XVIII века: бытовые комедии Карло Гольдони и комедии-сказки Карло Гоцци. Творчество Витторио Альфьери и тенденции предромантизма в итальянской литературе. Музыкальная культура Италии. Попытки оперной реформы и итальянские композиторы-классицисты второй половины XVIII века.
Сильное впечатление на современников произвело дарование Пьетро Метастазио (1698-1782). Его литературное наследие огромно (более 60 пьес). В истории литературы он должен быть отмечен прежде всего как оперный либреттист. Музыкальная лирическая трагедия поистине его детище. Фабулы он брал из мифологии и истории античности, очень умело строил сюжетную структуру, прекрасно выписывал характеры и все это обрамлял изысканным певучим стихом. Крупным мастером классицистической трагедии был и Витторио Альфиери (1749-1803). В 18 веке Стали говорить о деградации самого жанра комедии масок. Разгорелась ожесточенная полемика между двумя драматургами Италии XVIII в. - Гольдони и Гоцци. Первого отталкивала устарелость и литературная неполноценность этого жанра, его ограниченные сценические возможности, второго, наоборот, привлекала его национальная самобытность.
Испания:
Испания в 18 веке была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран Европы с наиболее реакционным феодально-абсолютистским политическим строем. Ультрокаталическая страна, свирепствовала инквизиция. Начиная с 70-х годов 18 века развитие буржуазного просветительства в Испании ярко выражается в значительном подъеме культуры и искусства под лозунгами восстановления национального характера культуры и борьбы за народное просвещение. Идейное содержание этого движения носило по существу буржуазно-революционный характер. Это движение нашло широкое выражение в испанской литературе, поэзии, публицистике и драматургии, но самым ярким его проявлением было творчество великого испанского художника Франсиско Гойи.
Франсиско Гойя. Реалистический творческий метод Гойи (1746—1828), горячность чувств, смелое новаторство художественных приемов делают его прямым предшественником и начинателем всего нового, прогрессивного, что появилось в европейском искусстве 19 века. В ранних картинах Гойи чувствуется влияние этого господствующего направления. В частности, оно сказывается в картине «Распятие» (1780, Мадрид), за которую Гойе было присуждено звание академика. Изображение современной действительности связано у Гойи с пафосом обличения пороков господствующего класса феодалов и католической церкви, с провозглашением идеалов гуманности и справедливости. В 1797 году Гойя выпустил в свет серию офортов «Капричос». В «Капричос» реальное и фантастическое переплетаются, как в испанском фольклоре. Гойя использует образы народных поверий, поговорок и басен как основу для создания гротеска, с громадной изобретательностью используя его для критики явлений действительности. Несмотря на существовавшее в Испании запрещение изображать обнаженное женское тело, Гойя в своих двух «Махах» («Маха одетая»; «Маха обнаженная», 1798, Мадрид, Прадо) создает новую, современную интерпретацию идеала женской красоты. Образ живой и глубоко национальный не имеет ничего общего с академическими канонами этого времени.
Архитектура: Наиболее полно испанское барокко раскрыло себя в конце XVII – середине XVIII вв. Это время принесло большое количество новых построек, а также многие старые здания были перестроены. Распространённым типом здания стала культовая постройка. Она отличалась особой театральностью фасадов и таинственностью интерьеров.
Архитектура этого периода носит название семейства архитекторов Чурригера и именуется чурригереск. Особо выделялся Хосе Чурригера, несмотря на то, что его постройки всё ещё несут определённую сдержанность. Его стиль прост, лишенный динамической пластики. Но, при этом, большое внимание уделяется декору. Скульптура, таким образом, начинает доминировать над архитектурой.
Испанские здания начинают терять свою монументальность. Это можно увидеть у Педро де Риберы. Строил дворцы, церкви, общественные здания, фонтаны и арки. Его концепция заключалась в разработке декоративного украшения того или иного архитектурного элемента в постройке. Он противопоставляет декоративность плоскости стены. Это видно в фасаде приюта для престарелых в Мадриде (1722 г.), где входной портал особенно перегружен барочными декорациями. Такие тенденции проводили к упадку архитектуры.
Американские колонии:
Как и в сфере экономики, где развитие осложнялось пережитками старого, в области идеологии новые, передовые идеи пробивали себе путь в борьбе с отжившими, реакционными теориями. Вплоть до начала XVIII в. в колониальной культуре господствовали клерикалы, насаждавшие нравственно-религиозный фанатизм. Это сковывало формирование общественной мысли и развитие общей культуры.
С середины XVIII в. в развитии культуры и общественной мысли колоний происходят серьезные перемены, которые были прямым следствием роста среднего сословия и формирования национальной буржуазии. Широкое распространение получили идеи буржуазного просветительства, успешно развивались светское образование, наука, литература и искусство. Если в начале XVIII в. в колониях было только три колледжа, то к середине столетия появились еще шесть. Влияние церкви на обучение в колледжах к этому времени заметно ослабло. В отличие от Европы, где борьба с духовенством была осложнена тем, что оно являлось крупнейшим землевладельцем и занимало прочные экономические позиции, в североамериканских колониях Англии духовенство этими позициями, не располагало. К тому же церковь была раздроблена на многочисленные враждующие секты, и это облегчало борьбу с ней.
Середина и вторая половина XVIII в. характеризовались широким распространением грамотности, печатной продукции и библиотек. Быстро развивалось типографское дело. В Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке появились десятки книжных магазинов. В 1754 г. в Нью-Йорке открылась первая публичная библиотека, основанная Б. Франклином. а через несколько лет в колониях существовала уже целая сеть библиотек, служивших важными центрами просвещения.
Немалую общественно-просветительскую роль сыграла журналистика. Привозимые из Англии и печатавшиеся в самих колониях различного рода альманахи, а также газеты и журналы оказали сильное влияние на развитие и рост общественно-политического сознания. В 1765 г. в колониях издавались 43 газеты. Большинство из них печаталось в северных и центральных колониях, где уровень образованности среди массы населения и интерес к политическим новостям был относительно более высоким, чем на Юге.
Другая ситуация наблюдалась в Новой Англии с ее сильно выраженными чертами общинной жизни, что давало сильный импульс формированию самобытных национальных традиций. Американское просвещение неразрывно связано с именами таких блестящих ученых и мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, которым предстояло сыграть выдающуюся роль в борьбе колоний за независимость.
Выразителем национального самосознания американского народа был Томас Джефферсон, выходец из среды земельной аристократии. Т. Джефферсон испытал сильное влияние французских и английских просветителей. В произведениях этих деятелей, как и многих других американских писателей и публицистов того времени, можно без труда обнаружить влияние Руссо, Монтескье, Кондорсе, Вольтера, Бэкона, Локка, Гаррингтона, Мильтона и др. Особенно импонировала буржуазии североамериканских колоний философия Джона Локка с его доктриной естественного права на жизнь, свободу и собственность. К 1765 году в колониях выходило 26 еженедельных изданий, авторы которых пытались имитировать отточенный стиль английской периодики, в особенности очерков Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. Типичная колониальная газета тех времен содержала достаточно много поэзии, несколько математических задач, огромное количество объявлений и часто имела раздел сатиры и юмора. По сравнению с колониальной прессой, в газетах молодой республики появилось значительно больше политических репортажей из местных и центральных источников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.