Доклад на тему:"Игровая технология в преподавании физики"
Еще в древности люди использовали игру в обучении молодого поколения. Однако современный образовательный процесс рассматривается как очень серьезный, обязательный и тяжелый труд, и в принципе он не должен быть развлекательным. Игра рассматривается как досуговая деятельность. В то же время, в связи с необходимостью усвоения большого объема информации, расширением диалога культур появляется потребность в неких педагогических технологиях, обучающих умению воспринимать и запоминать информацию, видеть и решать проблемы, а так же развивать творческие способности. Сегодня одной из таких технологий может стать игровая технология, которая способна развить умения и навыки самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра – это естественный для ребенка способ усвоения информации и довольно эффективная форма обучения. Она является важной частью жизненного опыта ребенка. Итак, передавая знания с помощью игры, педагог учитывает будущие интересы школьника и организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
Для того чтобы правильно применять игровые технологии на уроках, прежде всего, следует изучить классификации игр.
Для начала нам необходимо дифференцировать просто игру от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован.
Существуют различные критерии классификаций педагогических игр.
Классификация по виду деятельности:
активные физические, т.е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);
связанные с трудовой деятельностью; социальные (имитирующие общественные отношения);
психологические (моделирующие разного рода психологические ситуации).
Классификация по характеру педагогического процесса, ради которого применяются игры:
обучающие, обобщающие, контролирующие, игры с элементами воспитания и дидактики;
познавательные, развивающие, воспитывающие;
творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.
Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые.
Классификация по среде или окружению, в котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные.
Классификация по аналогии школьных предметов:
физика, химия, биология;
лингвистическая, литературная, музыкальная, историческая;
производственно-трудовая, спортивная, физкультурная и т. д.
Классификация по возрастному критерию:
дошкольный возраст (5-7лет);
младшие школьники (7-10 лет);
старшие школьники (11-16 лет)
В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.
Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:
дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
воспитывающие– воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности и общительности;
развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;
социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.
Игровые технологии в процессе образования можно классифицировать так же и по функциональным особенностям.
Эмоциогенная функция: игра меняет эмоциональное состояние, поднимает настроение, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости от достигнутых результатов, чувство страха перед неизведанным.
Диагностическая функция: обладая предсказательностью, игра раскрывает личностные качества ребенка. В игре участник демонстрирует максимальные способности (физическую силу, интеллект, творческие способности). При внимательном наблюдении можно многое узнать об игроках по их поведению.
Релаксационная функция: в процессе игры снимается физическое и интеллектуальное напряжение, восстанавливаются силы и душевное равновесие.
Компенсаторная функция: в игре человек получает то, чего ему не хватает в реальности. Взрослый человек «пробует» и «переживает» свои неиспользованные возможности. Ребенок же «примеряет» еще не доступные возможности. Некоторые действия и переживания в будущем могут стать доступны, а какие-то остаются недоступными навсегда. Например, девочка в игре пробует мужскую роль, а мальчик – женскую.
Коммуникативная функция: игра, будучи более широким фактором общения, чем речь, вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений и выводит его на подлинное сотрудничество.
Функция самореализации: игра позволяет участнику самореализовываться, так как является уникальным средством для применения и проверки накопленного опыта.
Социокультурная функция: игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.
Терапевтическая функция: практика показывает, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. В психотерапии применяют игры для решения жизненных проблем. Для коррекции нравственных взаимоотношений, для преодоления трудностей в общении с окружающими, в обучении и поведении ребенка применяют игровую терапию.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.[1] Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приёмы, действия, операции;
4. гарантия результата.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Тема занятия была связана с изучением силы Архимеда. Игровая технология позволяет учителю в ненавязчивой и привычной форме обобщить знания у учащихся по какому-либо разделу науки. Описываемая форма работы позволяет с помощью игры подчеркнуть особую важность. Проблемная ситуация описывала посадку вертолета полярников на льдину (игрушечный вертолет, кусок пенопласта, ванна). Нужно было определить выдержит ли льдина вертолет? Учащиеся стали с интересом предлагать варианты решения проблемы. Но можно пойти дальше в использовании игровых технологий на занятиях по физики. И самый удачный вариант, это привлечение школьной лаборатории, для использования игровых технологий. Предоставить возможность учащимся оценить свои знания по физики. Повторить отдельные вопросы раздела физики и показать разнообразие применения физики. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности дает дополнительный стимул учащимся к самостоятельной работе по поиску и эффектному представлению полезной информации. Остается добавить сценарий игры исследования. Если при этом соблюдать еще и элементы обобщенного плана выполнения эксперимента, учащиеся и вовсе будут чувствовать себя исследователями.
Еще один вариант – определение мощности, КПД электрического двигателя игрушки. Приборы входят в комплект, сценарий могут придумать и школьники. Еще сценарий: необитаемый остров, разредились батарейки электронных игрушек, нужно их оживить, создав гальванический элемент и исследовав его характеристики. И еще множество сценариев физических исследований с участием игровых технологий и приборов школьного кабинета физики.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.
Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Игра на уроке физики – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к предмету
Проектная форма учебной деятельности учащихся может быть реализована при осуществлении таких методов обучения как деловая игра. Она открывает ряд возможностей; максимально приближает обучение к реальным жизненным и производственным условиям, на этом уроке все заняты серьезной работой, напоминающей работу взрослых. Данная игра обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, способствует развитию инициативы учеников, развивает коммуникативные навыки работы в группе, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман, боязнь плохих отметок и др.
План уроков таков:
1. Организационная часть – постановка цели и задач урока, вступление в игру (10 мин)
2. Основное содержание урока: выполнение заданий, анализ решений, оформление стендов или буклетов. (25мин)
3. Заключительная часть: обобщение, подведение итогов урока рефлексия. (8 мин)
4. Домашнее задание(2 мин)
Конечно, время, отведенное на каждый этап урока может изменяться.
Уже после проведения первых игр отмечается повышенный интерес учащихся к физике. Занятия в условиях моделирования реальной трудовой деятельности заметно активизируют процесс учебного познания. Тихая работа нравится ребятам: она предоставляет широкий простор для самодеятельности, дети имеют возможность проявить свои творческие способности.
Деловые игры в учебном процессе могут быть организованы виде разработки и защиты учащимися проектов на физко – технические темы, группового решения задач с производственным содержанием, решения какой-либо научно-технической проблемы методом беседы за «Круглым столом», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д.
В заключении хотелось бы отметить: «Использование игровых технологий в преподавании физики» помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету. Благодаря использованию игровых технологий ученики понимают, что физика – это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.
Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.