Доклад по физкультуре "Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек"
Оценка 4.9

Доклад по физкультуре "Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек"

Оценка 4.9
docx
01.11.2022
Доклад  по физкультуре "Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек"
физра зачёт защита.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек.

Доклад

 

 

 

Исполнители

Зайцева

Валерия Андреевна,

Коновалова

Алина Александровна,

Туркеева

Мария Евгеньевна,

Специальность 44.02.05

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

группа 16 Б

Преподаватель

Неуймина

Анна Васильевна

 

 

Каменск-Уральский

2021

Содержание

Введение ………………………….….……………………………………….....3

1.     Профессиональные заболевания педагогов…………………….……….…4

2.     Результаты опроса среди педагогов Каменск-Уральского педагогического колледжа…………………………………………………………………….......8

3.     Профилактика профессиональных заболеваний педагогов………….......11

Заключение…………………………………………………………………..….16

Список использованных источников……………………………………..…...17


 

Введение

Педагог – одна из самых «болеющих» профессий. Пожалуй, нет такого недуга, который не испытал бы на себе учитель со стажем. И почти у каждого есть какая-нибудь «хроника». Голос на уроках сорвать — да хоть каждый день. Увы, домашнее лечение молоком и медом — то еще лекарство, если «горланить» приходится по несколько часов ежедневно. Отсюда и острый ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани), с годами переходящий в хронический. Кроме того, большая нагрузка на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией неблагоприятно влияют на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. По врачебной статистике, хронические заболевания при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога.

Периодически переходит на фальцет каждый десятый учитель. У половины профессионалов охриплость, слабость голоса возникает изредка.

Больше всех страдает горло учителей начальных классов (72,2%). Чтобы научить малолетних чад читать, писать и считать, нужны не только крепкие нервы, но и поистине стальной голос. При этом профессиональные методики профилактики горлового перенапряжения использует лишь каждый пятый педагог. Как правило — математики, физики и химики! А любители российской словесности, видимо, надеются на свое крепкое здоровье либо на живительную силу слова, а, точнее, непрекращающегося потока слов.

Провел восемь уроков, «ответил» за кружок авиамоделирования, подхалтурил репетитором — получи повышенное давление и бессонницу. А там, глядишь, заработаешь ишемию — нарушение кровоснабжения сердца. И далее по списку. Близорукость вообще вне конкуренции среди профзаболеваний учителей. Сказывается тяжкая зрительная работа по разбиранию корявых детских почерков.


 

1.                 Профессиональные заболевания педагогов

Профессиональный педагог вынужден почти весь день проводить в школе, гимназии или другом учебном заведении, в котором он работает. Он проводит уроки, организует внеклассные мероприятия, проверяет домашние задания учеников, посещает педсоветы и выполняет многие другие обязанности. Зачастую рабочее время учителя в разы превышает нормированную недельную нагрузку. Разумеется, это не может проходить бесследно, поэтому существуют так называемые профессиональные заболевания педагогов. На первый взгляд, педагогическая деятельность не так трудна, как есть на самом деле, но все не так. Эта профессия занимает едва ли не первые места в рейтинге по вредности. Здоровье педагогов постоянно проходит проверку на прочность, так как на него влияют самые разные факторы: Высокие физические нагрузки, вызванные ненормированным рабочим графиком, общественными мероприятиями и работой на несколько ставок. Напряженность глаз при проверке тетрадей, которая является обязательной для каждого учителя. Негативное влияние электромагнитных волн при работе с компьютерами. Преимущественно это касается учителей информатики. Высокое содержание микробов и бактерий в помещениях учебных заведениях повышают риск развития не только хронических заболеваний, а также вирусных и инфекционных. Постоянное моральное напряжение вредно для нервно-психического здоровья. Из-за стрессов может наблюдаться повышение артериального давления, развитие язвенной болезни, ишемическая болезнь, психастения и неврозы. Педагоги постоянно напрягают свои речевые аппараты. Работа голосовых связок на износ не проходит бесследно. Невысокая двигательная активность приводит к проблемам опорно-двигательного аппарата. Учителя вынуждены много сидеть и стоять, в результате чего в сердечно-сосудистой системе возникают отклонения разного характера. Есть и другие негативные факторы, вызывающие профессиональные болезни преподавателей. В группу риска всегда попадают учителя, работающие на несколько ставок.

В течение всего учебного года учителя могут неоднократно болеть, так как вынуждены контактировать с разными вирусами и инфекциями. Медицинская статистика рисует следующую картину по заболеваниям педагогов: поражения верхних дыхательных путей – 26%; болезни органов кровообращения – 18%; проблемы с пищеварением – 15%; заболевания ЦНС и органов чувств – 12%; болезни инфекционного и паразитарного характера – 12%.

Частые болезни педагогов – это неврозы. К концу семестра преподаватель может накричать на класс из-за отсутствия мела или грязной доски, или вовсе расплакаться. Все дело в том, что эмоциональная напряженность возрастает в течение учебного года, а в один момент эмоции могут бесконтрольно выплеснуться. Причиной является перенапряжение нервной системы, то есть нужно обратиться к врачу. Сколиоз и сутулость тоже часто одолевают учителей. В обычных школах редко встречаются ортопедические преподавательские кресла, то есть преподаватели в скрюченной позе вынуждены сидеть в течение всего дня, а затем еще проводить много времени, проверяя тетради с домашними заданиями. Приятного в этом мало, так что при выборе своей профессии нужно подумать, останавливаясь на преподавательской деятельности. В поле зрения врачей регулярно попадают учителя с болезнями носоглотки, среди которых: ларингит; ангина; фарингит и другие. Если на первом уроке учитель бодро встречает учеников, желая им доброго утра, то к концу пятого урока он может едва шептать. Такое состояние вызвано не столько усталостью, сколько сухостью слизистых и высокой нагрузкой речевого аппарата. Отметим, что профессиональных нарушений здоровья из-за работы в школе довольно много, а головная боль становится едва ли не постоянным спутником всех учителей.

Избежать нарушений преподавателям помогает правильная профилактика. Часто учителя болеют из-за того, что их заражают ученики, но также нужно научиться управлять своими эмоциями и не поддаваться стрессам. Профилактические меры, позволяющие избежать профзаболеваний педагогов, достаточно просты: Нужен сон не менее восьми часов. Если требуется проверить стопку тетрадей, лучше лечь пораньше, а к проверке приступить утром. Контроль над водным балансом очень важен. Многие учителя выпивают в течение дня более трех чашей кофе или чая, а о чистой воде забывают. При этом рекомендовано употреблять не менее 1,5-2 литров воды. Фрукты помогают восполнить запас минералов и витаминов, поэтому нужно регулярно их употреблять дома и на работе. Важно научиться бороться со стрессами, купив раскраску-антистресс или выбрав другое успокаивающее занятие. В период сезонных эпидемий учителям рекомендуется принимать витаминные комплексы для укрепления иммунитета.

Учитель - это профессия, которая связана с психоэмоциональным напряжением. Оно сказывается на здоровье, поэтому через 15-20 лет (а то и раньше) у учителя появляются проблемы со здоровьем.

Каждая профессия по-своему сложна. Можно выделить в работе учителя такие факторы напряженности, как высокая интеллектуальная нагрузка эмоциональная нагрузка, чувство ответственности за будущее учащихся, неблагоприятные социальные условия, постоянная работа голосовых связок, напряжение зрения и др.

Не раз были ситуации на работе, где учитель переживал и доводил себя практически до обморока. А забыть про обед - это вообще стандартно.

 

Медицинская статистика:

26% болезней педагогов - поражение верхних дыхательных путей.

18% - болезни органов кровообращения.

15% заболеваний учителей приходятся на желудочно-кишечный тракт.

12% - заболевания центральной нервной системы.

12% - инфекции.

Топ-3 болезней учителей:

1 место - болезни, связанные со зрением. При проверке тетрадей, работе с компьютером и журналом напрягаются глаза.

2 место - сердечно-сосудистая система. Гипертония, ишемическая болезнь и прочие "подарки". Стресс и переживания не проходят мимо нашего здоровья.

3 место - желудочно-кишечный тракт. Гастрит, язва, колит. Дело даже не в нестабильном приеме пищи. При нервной нагрузке часто страдает в первую очередь желудок и кишечник.

Средняя продолжительность жизни педагога-женщины - 70 лет, педагога-мужчины - 60 лет.


 

2.     Результаты опроса среди педагогов Каменск-Уральского педагогического колледжа.

1)    Сильно ли вы устаете на работе?

2)    Как вы боритесь с усталостью после рабочего дня?

3)    Есть ли у вас какие-нибудь заболевания, связанные с профессиональной деятельностью?

4)    Если есть, то какие?

5)    Как на данный момент вы боритесь с заболеванием(ями)?


 

6)    Есть ли у вас такие заболевания:

7)    Считаете ли вы свою профессию достаточно сложной в современном мире?

Вывод: Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что педагоги действительно устают на работе, у большинства преподавателей нет заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Многие педагоги считают свою работу достаточно сложной в современном мире.


3.     Профилактика профессиональных заболеваний педагогов

Психотехники для учителей: Игры для релаксации

Упражнение 1. «Внутренний луч» Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте). Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение 2. «Дерево» Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх концентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентризации, т. е. снятие центра ситуации с себя и перенос его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. По сути дела, при помощи децентризации осуществляется объективация эмоционального отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду, и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентризации. Ролевая децентризация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентризация производится за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало». Коммуникативная децентризация реализуется входе диалога с переменой коммуникативных позиций. Для начала мы предлагаем игротехническое упражнение «Дерево», способствующее развитию внутренних средств ролевой децентризаций. Упражнение выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации. По дороге домой, в городском транспорте, учитель стоит и представляет себя деревом, с каким он может себя наиболее легко отождествить. Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать, как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросших в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.

Упражнение 3. «Книга» Упражнение также направлено на формирование внутренних средств ролевой децентризаций и выполняется индивидуально (на уроке, в учительской). Необходимо представить себя книгой, лежащей на столе (либо любым другим предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Следует сконструировать в сознания внутреннее «самочувствие» книги --ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно потолок и т. п. Упражнение проводится в течение 3—4 минут и снимает внутреннее напряжение педагога, переводя его в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным существованием предметов по своим собственным законам, отличным от законов человеческой жизни. Восприятие «иных миров» и внутреннее включение в один из них дает учителю возможность понимания множественности, многогранности любой жизненной и профессиональной ситуации, временному «выключению» из собственных травмирующих обстоятельств и отношения к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни. Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие" вовнутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет.

Упражнение 4. «Голова» Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. «Пословицы» Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогающие решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями. Возьмите любую из книг: «Русские пословицы» «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Практически в каждой школьной библиотеке такие книги есть. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25—30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, та или иная пословица натолкнет вас на правильно решение. Возможно также, успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способам! ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

·                   лечебно-оздоровительные упражнения:

– упражнения для позвоночника

– упражнения для осанки

– упражнения для шейного отдела позвоночника

·                   следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание– достаточный сон

– соблюдение правил личной гигиены

– режим труда и отдыха

– занятия спортом

·                   соблюдать психоэмоциональное равновесие:

– позитивное мышление

– оптимизм

– управление эмоциями

– доброжелательное отношение к людям

– любовь к себе.

Наши рекомендации:

1.                 – Начинайте каждый день с чувством радости.

2.                 – Поддерживайте это состояние в течение дня.

3.                 – Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

4.                 – Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

5.                 – Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

6.                 – Питайтесь регулярно и разнообразно.

7.                 – Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

8.                 – Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

9.                 – Не переедайте на ночь.

10.            – Спите не менее 8-ми часов в сутки.

11.            – Занимайтесь физическими упражнениями.

12.            – Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

13.            – Любите свою душу и тело.

14.            – Старайтесь окружить их комфортом.


 

Заключение

 

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное-воздействие-на-здоровье-педагога.

Избежать нарушений преподавателям помогает правильная профилактика. Часто учителя болеют из-за того, что их заражают ученики, но также нужно научиться управлять своими эмоциями и не поддаваться стрессам. Профилактические меры, позволяющие избежать профзаболеваний педагогов, достаточно просты:

Нужен сон не менее восьми часов. Если требуется проверить стопку тетрадей, лучше лечь пораньше, а к проверке приступить утром.

Контроль над водным балансом очень важен. Многие учителя выпивают в течение дня более трех чашей кофе или чая, а о чистой воде забывают. При этом рекомендовано употреблять не менее 1,5-2 литров воды.

Фрукты помогают восполнить запас минералов и витаминов, поэтому нужно регулярно их употреблять дома и на работе.

Важно научиться бороться со стрессами, купив раскраску-антистресс или выбрав другое успокаивающее занятие.

В период сезонных эпидемий учителям рекомендуется принимать витаминные комплексы для укрепления иммунитета.

Педагоги нашего колледжа имеют некоторые заболевания, связанные со своей профессией, но они знают, как выходить из данных ситуаций. И спокойно могут выйти из любой стрессовой ситуации.

Список использованных источников

1.                Онишина В.В. Курс лекций “Здоровье, сберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;

2.                Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”. Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.

3.                Психотехники для учителей: Игры для релаксации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkola-368.ru/stranichka-psikhologa/pedagogam/813-psikhotekhnika-dlya-uchitelej - Дата обращения: 11.06.2021

4.                Здоровье учителя: какими болезнями может «наградить» работа в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mega-talant.com/blog/zdorove-uchitelya-kakimi-boleznyami-mozhet-nagradit-rabota-v-shkole - Дата обращения: 13.06.2021

5.                Чем болеют учителя? Список недугов педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/discussion/554768.html – Дата обращения: 14.06.2021


 

6.                Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Содержание Введение …………………………

Содержание Введение …………………………

Введение Педагог – одна из самых «болеющих» профессий

Введение Педагог – одна из самых «болеющих» профессий

Профессиональные заболевания педагогов

Профессиональные заболевания педагогов

В течение всего учебного года учителя могут неоднократно болеть, так как вынуждены контактировать с разными вирусами и инфекциями

В течение всего учебного года учителя могут неоднократно болеть, так как вынуждены контактировать с разными вирусами и инфекциями

Контроль над водным балансом очень важен

Контроль над водным балансом очень важен

Топ-3 болезней учителей: 1 место - болезни, связанные со зрением

Топ-3 болезней учителей: 1 место - болезни, связанные со зрением

Результаты опроса среди педагогов

Результаты опроса среди педагогов

Если есть, то какие? 2)

Если есть, то какие? 2)

Есть ли у вас такие заболевания: 2)

Есть ли у вас такие заболевания: 2)

Профилактика профессиональных заболеваний педагогов

Профилактика профессиональных заболеваний педагогов

Интеллектуальная децентризация производится за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало»

Интеллектуальная децентризация производится за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало»

Упражнение проводится в течение 3—4 минут и снимает внутреннее напряжение педагога, переводя его в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным…

Упражнение проводится в течение 3—4 минут и снимает внутреннее напряжение педагога, переводя его в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным…

Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями

Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями

Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти

Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти

Заключение Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность…

Заключение Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022