Число: 05.05.2021
Группа: 16
Задание: посмотреть видео, заполнить таблицу
Тема: Лицо и лица современной литературы. Мария Черняк, доктор филологических наук
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Зачем и для кого пишет современный писатель? |
Диалог со своим временем, диалог со своим современником; Это было важно для Пушкина, для Достоевского, для Толстого, также и для Булгакова. Было важно для каждого писателя: быть услышанным своим современником. |
2. |
Литературные периоды не длятся бесконечно. Этот период тоже заканчивается, по мысли лектора, но ему свойственна незавершенность. Она определяет направления продолжите фразу… |
...в конце любого события интуитивно появляется двойственность, которую мы видим в результате незавершенности. Двойственность со своими выводами перетекает из одного периода в другой, и имеет сильное влияние на дальнейшее развитие в современной литературе. |
3. |
Лектор советует прочитать произведение «Черновик – человек» Кто автор? |
Автор: Мария Рыбакова |
4. |
Незавершённость к явлениям современного литературного процесса может применяться в нескольких аспектах. О незавершённости чего она говорит? |
1. некая биографическая незавершенность т.к. писатели продолжают работать, создают свои новые тексты. И иногда в течение своей творческой биографии радикально меняются, как например Владимир Сорокин; 2. отношение эстетической деятельности субъекта незавершенности представляет собой незамкнутость целостного мира; 3. незавершенность как определенное место, место еще неопределенно в истории литературы; 4. все вышеперечисленные незавершенности влекут за собой незавершенность смысла литературного произведения. |
5. |
Известны названия литературных периодов «Золотой век», «Серебряный век», «Период советской литературы»…. А какие эпитеты подобрали писатели к современной литературе?
|
Эпитеты писателей к современной литературе: Александр Лечевский - “черно-чугунный”, Илья Бояшов - “медный век или железный”, Александр Мелихов - образ “100 лет одиночества”, Пётр Алешковский - “период собирания камней”, Алексей Слаповский - “растерянный век”, Антон Чиж - “твиттеризация”, Наталья Соколовская - “электронный век”, Дмитрий Вересов - “век самовоспроизводящихся технологий”, Мария Галина - “бумажный век, электронный, цифровой”, Ольга Новикова - “клюквенный век”, Владимир Новиков - “пороговая эпоха”, Алиса Ганиева - “промежуток”, Павел Крусанов - “трудно дать название клумбе пока не чувствуешь ее размеров”, Вадим Левенталь - “современная русская литература”, Владимир Шпаков - “литература, победившего капитализма”, Аствацатуров - “эпоха нефтяной трубы”, Гармашафе - “литература постсоветской эйфории”, Елена Колина - “старательный век”, Евгений Водолазкин - “эпоха после ухода постмодернизма, теперь её важно назвать красиво”. |
6. |
«Это эпоха после постмодернизма, теперь её важно назвать красиво»
С каким эпитетом вы бы согласились. Или подберите свой |
Я бы согласилась с такими эпитетами как: “промежуток” - Алиса Ганиева и “старательный век” - Елена Колина. Свой эпитет: “чистый этап жизни”. Чистый, потому что не бумажный (бумага, чернила и т.д.), а потому что цифровой (всё в компьютере, на планшете и в ноутбуке). |
7. |
Лектор разделила современную литературу на 3 группы: 1. Премиальная (интеллектуальная, элитарная) 2. Беллетристика 3. Нижнее поле – массовая литература. Кратко о каждом слое |
|
Премиальная |
1. Основная черта этого яруса - ярко проявленный идиостиль, авторское Я. Подчеркивает новаторский, экспериментальный стиль, который прокладывает маршрут дальнейшей современной литературе. Показывает пути её дальнейшего существования. Читатель выступает в качестве читателя-перечитывателя, в Набоковском понимании, здесь трудно читать, но надо читать и перечитывать, погружаться в тексты интеллектуальной литературы. Задевает болевые точки общества.
|
|
Беллетристика |
2. Наиболее репрезентативный слой во всём мире. Здесь больше всего бестселлеров, культовых имён, модных авторов или просто авторов, которые сканируют нашу современность. Задевает болевые точки общества. Серьёзность тем, стремление к сюжетности, нет экспериментов. |
|
Массовая литература. |
3. Это жанровое определение, формульная словесность. Литература по формуле мелодрамы, детектива, фэнтези и др. Четкое следование той или иной формуле. Преступление+интерес+раскрытие=формула детектива. Массовая литература намерена анонимно (не в прямом смысле), имя автора здесь - бренд, торговая марка, организация. Аналог городского фольклора. |
|
|
Дайте толкование слова «Беллетристика» |
Беллетристика - современная литература, которая сканирует нашу реальность, ищет героя нашего времени, определяет тип эпохи, задает острые современные вопросы, которые через пару лет уйдут, но они важны на данный момент. Уход от действительности. |
8. |
Так ли важно, что произведения не будут помнить и читать в будущем. |
Это нормально, если данная литература будет неактуальна через 5-7 лет т.к. не может литература состоят из образцов идеальных, из классических, так было и в 19 веке, так было и в 20 веке. Лотман говорил, что культура - это живой организм, где обязательно должен быть как верх, так и низ. И без низа не существует литература - это живая среда для её процветания. |
9. |
Назовите фамилии современных писателей, прозвучавших в лекции. |
Галина Щербакова, Елена Чижова, Дина Рубина, Ольга Славникова, Марина Полей, Носов, Соколовская, Илья Бояшов, Евгений Водолазкин, Алиса Ганиева, Павел Крусанов, Дмитрий Вересов, Владимир Новиков, Быков, Пилипин и др. |
10. |
Зачем читать современную литературу? (6-7 предложений) |
Читать современную литературу нужно для того, чтобы понимать какое сейчас время, какие основные вопросы волнуют сейчас общество. Также, чтобы иметь свою точку восприятия всей ситуации в мире, иметь свою точку зрения. Чтение нужно для понимания основных событий в данный период. Для понимания своей стороны в обществе. Также чтение современной литературы способствует для дальнейшего правильного принятия определенного выбора. Для познавания и сосредоточения на дальнейших проблемных ситуациях общества. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.