МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Влияние текста популярных современных песен на формирование речевой культуры современной молодёжи
Индивидуальный проект
Исполнитель
Туркеева
Мария Евгеньевна
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
группа 16 Б
Научный руководитель
Подкорытова
Диана Дмитриевна
Каменск-Уральский
2021
Содержание
Введение. 3
1 Эколингвистика и литературные нормы современного русского языка. 6
2 Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи. 17
3 Современный песенный текст с точки зрения литературной нормы.. 23
Заключение. 29
Список использованных источников. 30
Приложение А.. 31
Приложение Б. 34
Приложение В.. 38
В современном обществе в последние десятилетия произошла смена культурного пространства, это, безусловно, отражается на языке, языковых фактах и общей языковой культуре. Сегодня значительно расширились рамки публичных текстов, в том числе в СМИ и кинематографе, что сыграло большую роль на перемену духовно-культурного аспекта в обществе. Эти перемены отразились, в том числе, и на песенном жанре.
Актуальность темы нашей исследовательской работы обуславливается тем, что в современной песенной поэзии слово утрачивает свое значение как лексическая единица и перестает нести какой-либо смысл. Дело в том, что авторы современных хитов не задумываются над значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы, причем в абсолютно неправильной и даже непристойной форме. Современное общество не задумывается над смыслом слов популярных песен. В эстрадных песнях нашего поколения наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. При создании образа неуместно используются выразительные средства языка: метафоры, эпитеты. Над рифмой доминирует мелодия.
В центре нашего исследования мы ставим один из компонентов культуры народа – современный песенный текст, который, на наш взгляд, является «зеркалом», максимально быстро отражающим все изменения, происходящие как в обществе, так и в языке. Песня же в свою очередь способна воздействовать на речевую культуру и формировать её. Так как наибольший интерес к современным песням проявляет подрастающее поколение, поэтому подростки в первую очередь оказываются под влиянием положительного и отрицательного потока информации, заложенного в данном языковом носителе.
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформирована тема исследования: «Влияние текста популярных современных песен на формирование речевой культуры современной молодёжи».
Гипотеза исследования: если современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка, тогда она снижает словесную культуру человека и негативно воздействует на подсознание молодежи.
Цель исследования: выявление языковых структур в текстах песен, представляющие угрозу для создания лингвистического пространства и нравственных установок личности.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать литературные нормы современного русского языка. Дать определение ключевого понятия нового научного направления – эколингвистика;
2. Выявить роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи;
3. Проанализировать тексты современных песен с точки зрения соответствия литературным нормам современного русского языка;
4. Провести опрос на тему: «Влияние текста популярных современных песен на формирование речевой культуры современной молодёжи» среди 16 Б группы педагогического колледжа.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ и синтез);
2. Эмпирические (сравнение, тестирование).
Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов: Башмановой Е.Л.; Дилбарян М.О.; Жельвис В.И.
Эколингвистика- новое направление в лингвистической науке
Экология языка (Эколингвистика) — это направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка. Экология языка должна лежать в основе языковой политики государства, прежде всего в сферах образования, юриспруденции и, конечно, в деятельности средств массовой коммуникации. Родоначальником понятия экологии языка принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 году в своем докладе пояснил, что «экологию языка можно определить, как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением».
Проблема расшатывания структуры языка изнутри, через расширение влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации на литературную речь в России занимались выдающиеся ученые: Виктор Владимирович Виноградов – русский лингвист и литературовед, Ожегов Сергей Иванович - российский языковед, Лев Владимирович Щерба - профессор, академик, лингвист и другие.
Культура речи — понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи — это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка — дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А. С. Пушкина, но и служит языком межнационального общения. Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших. Основной признак литературного языка – его нормированность. Через отношение к норме, через осознание ее члены общества проявляют отношение к своему языку вообще. Владея языком как одной из своих неотъемлемых характеристик и своим движением стимулируя его движение, общество проявляет высокую чувствительность к языковой норме как к показателю своей культуры и своего коллективного интеллекта. Как и сам язык, норма претерпевает исторические изменения. Другим признаком литературного языка является богатство его выразительных средств, в первую очередь – лексики. На арго, диалектах, просторечье можно общаться почти исключительно на бытовые темы. При этом литературный язык постоянно развивается. Для того чтобы понять тенденции развития нелитературного русского языка, необходимо знать причины активизации его использования в общении людей.
Литературный язык — система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка литературный язык – это высшая форма национального языка. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение.
Тенденции развития литературного русского языка
Изменения в литературном языке обусловлены не столько демократизацией контингента владеющих литературой, сколько вхождением в публичную жизнь таких групп людей, которые в своих привычках связаны с разного рода жаргонами и другими формами нелитературной речи. Кроме того, отход в области социальной жизни общества от канонов и норм тоталитарного государства, провозглашение свободы как в общественно-политической и экономической сфере, так и в человеческих отношениях сказываются в том, что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды (преступной, мафиозной), начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка. Очевидно, что и сами языковые изменения, и их скорость в данном случае вызваны не внутренними причинами, а внешними, а именно – социальными изменениями в жизни русскоязычного общества. В советское время возникла любопытная, но никак не уникальная ситуация, которая в лингвистике называется диглоссией (греч. двуязычие), то есть сосуществование двух языков или двух форм одного языка, распределенных по разным сферам употребления. Рядом с обыденным русским языком возникла (или была создана) еще одна его разновидность. Ее называют по-разному: советским языком, деревянным языком. Горбачевская перестройка изменила не сам русский язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка и между сферами их употребления. Это свидетельствует, кроме всего прочего, еще и о том, что современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Таким образом, можно сказать, что история языка – это всегда история нации, и причины столь активного использования в современной речи элементов нелитературного языка нужно искать, прежде всего, в социально – экономическом, политическом и общекультурном аспектах развития страны и всей нации.
Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. Они различаются по четырем параметрам:
1. Форма реализации. Названия устная и письменная свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая – графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма изначальна. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Как устная, так и письменная форма реализуется с учетом характерных для каждой из них норм: устная — орфоэпических, письменная – орфографических и пунктуационных.
2. Отношение к адресату. Письменная речь обычно обращена к отсутствующему человеку. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают.
3. Порождение формы. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Поэтому нередко читающие лекцию, принимающие участие в разговоре по телевидению, отвечая на вопросы журналиста, делают паузы, обдумывая, что сказать, мысленно подбирают слова, строят предложения. Пишущий в отличие от говорящего имеет возможность совершенствовать написанный текст, несколько раз к нему возвращаться, добавить, сократить, изменить, исправить.
4. Характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
При реализации каждой из форм литературного языка пишущий или говорящий отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер
Признаки литературного языка:
1. Обработанность;
2. Наличие устной и письменной форм;
3. Наличие функциональных стилей;
4. Вариантность языковых единиц;
5. Нормативность.
Нормативность - это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, основанный на языковой системе, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
1. Орфографические нормы — правила написания слов. Орфографические нормы являются надуровневыми, так как они связаны не с одним уровнем языка, а касаются языковых единиц разных уровней: для выбора правильного варианта написания нужно учитывать лексические, морфологические, морфемные, словообразовательные признаки слова.
2. Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь) – это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы, это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.
3. Грамматическая норма – это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы – в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы).
4. Пунктуационные нормы — правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.
Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, принадлежит к ненормированной речи.
Поскольку в песенных текстах часто встречаются общеупотребительные и жаргонные слова, а также нецензурная содержание многих популярных современных текстов.
Рассмотрим некоторые из них.
Диалекты и просторечия в современном русском языке.
Диалектом называют языковую систему, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей, обычно – жителей одного или нескольких населенных пунктов сельского типа. В этом значении термин «диалект» синонимичен русскому термину «говор». Так, особенностью некоторых северных диалектов является совпадение окончаний творительного и дательного падежей множественного числа существительных. Например, “работать рукам” вместо общерусского “работать руками”. Но, конечно, больше всего отличий в области лексики. Так, в севернорусских диалектах, вместо общерусского “хороший” говорят “баской”, вместо “сосед” – “шабёр”; в сибирских деревнях крыжовник называется словом “аргус”, изба – словом “буда”, а вместо общерусского “ветка” говорят “гилка”. Диалектные различия в русском языке в целом очень невелики. Сибиряк без труда понимает рязанца, а житель Ставрополья – севернорусса. Современное просторечие — «это также особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное, регистровое употребление единиц с определенными коммуникативными установками».
Арго: причины существования и область функционирования
Жаргон (сленг, арго) – это социальный вариант языка. Жаргоном называется язык какой-либо более или менее замкнутой социальной группы. Бывает молодежный жаргон, студенческий жаргон, жаргон моряков, жаргон уголовного мира и т.д. Жаргон отличается от общенационального языка исключительно лексикой. Какой-либо особой жаргонной фонетики или грамматики не существует. Сленг, по мнению многих исследователей, является вторичным образованием по сравнению с жаргонами и арго, адаптирующим к своим нуждам заимствованные единицы. Итак, слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Кроме того, сохраняется и постоянно обновляется лексика молодёжного – школьного и студенческого – жаргона. Для современного состояния характерны, например, многочисленные англицизмы, нередко намеренно искаженные. Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат - с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Жаргонизмы (жаргонная лексика) ‒ это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, т. е. слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных определенным родом деятельности, способом времяпрепровождения и прочее.
Ненормативная лексика
Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от англ. «obscene» — непристойный, грязный, бесстыдный) — лексика, включающая грубейшие бранные выражения, часто выражающие речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Сквернословие, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, – это речь, наполненная скверными, непристойными словами. Сквернословие исторически возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. Использование нецензурных выражений обусловлено различными целями: оскорбить, унизить, опорочить; сигнализировать о собственной принадлежности к определённой социальной группе; продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу; показать свою «свободу», раскованность; усилить эмоциональность речи; снять психологическое напряжение
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценности – любовь, красота и добро. Словесное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. Печальной тенденцией последнего времени становится употребление нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Именно эту ситуацию эксперты называют «бранной эпидемией», «вирусом сквернословия». Возникает социально-психологическая «гремучая смесь».
Современный человек, выражая свои мысли при помощи нецензурных выражений, загрязняет свое энергетическое пространство. Русские люди — самые отъявленные матерщинники на всем белом свете. Это звучит как аксиома жизни. Конечно же, во всех традициях и языках мира существуют нецензурные слова, которые, как правило, везде выполняют свою определенную функцию. Сквернословие — это речь, наполненная скверными и непристойными словами. Теме нецензурных слов и выражений посвящено много трудов. В юности подросток намного чаще выражает свои мысли при помощи нецензурных слов, нежели в зрелом возрасте. Что это: познание окружающего мира с помощью других, неизвестных ему слов или усиление своих эмоциональных чувств? А может быть, он не знает других выражений, так как его родители, близкие люди, друзья, находившиеся рядом с ним, общались только на этом виде языка и не подсказали, не научили его, что есть совсем другие слова и выражения? Это навряд ли, так как жизнь в социуме настолько разнообразна, что выделять и вычленять что-то одно значимое довольно затруднительно и неэффективно. Что бы это ни было, но нецензурные слова и выражения — это, прежде всего привлечение в свое энергетическое поле «грязной, разрушительной» энергии и силы, которыми обладают скверные слова. Сквернословие относится к разрушительной энергии, так как сложенные буквы в нецензурном слове обладают довольно действенной и внедряющей силой. «Запретный плод всегда сладок» — такое выражение довольно часто употребляют люди, когда хотят оправдать свои слова и поступки, на которые не всегда дают честный ответ, прежде всего сами себе. Именно сквернословие многие «честные» люди выдают за свой запретный плод. Бытует мнение, что русский мат — самый мощный и самый пробиваемый говор среди других языков, что даже и не понимающие его смысл люди других национальностей чувствуют это. В качестве примера можно привести разговор наших туристов в каком-нибудь иностранном государстве, в магазинчике, особенно когда они достаточно плохо знают язык аборигенов, но, тем не менее, пытаются обоснованно, для себя естественно, сбросить цену на товар. Или еще можно привести в качестве примера студентов-иностранцев, которые учились в России и хорошо знают русский язык. Когда два земляка, например, немец или индус разговаривают между собой на их родном языке, то в их эмоциональном разговоре очень часто выскакивают русские нецензурные слова и выражения. Спрашиваешь, почему, когда вы разговариваете на родном языке, выскакивают нецензурные слова на русском языке? Отвечают довольно просто, что у нас, в нашем языке, нет таких мощных слов. А если быть точным, то нет такой разрушающей энергии и пробиваемой силы слов, особенно в адрес своего собеседника. Человек сам, иногда осознанно, привлекает в свое поле эту гадкую для себя энергию. Материться или не материться — это выбор каждого человека, и заставить его вот так сразу, одним махом, отказаться от этого «удовольствия» — довольно трудное занятие. Зачастую свою невозможность выражения мыслей, свою недосказанность человек «зашлифовывает» нецензурными словами, считая, что его так лучше поймут другие люди или он более раскрепощено и доходчиво выражает свои невысказанные мысли, употребляя нецензурную лексику. Мой вывод довольно прост — хотите материться — материтесь себе на здоровье, только делайте это осознанно, зная, что происходит в этот момент внутри вас и рядом с вами. Невысказанность своих мыслей, или неумение выстраивать свои выражения нормальным и понятным языком, надо осознавать, а не пытаться экспериментировать с изливанием нецензурных слов. Но лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего не делать! Молодежный сленг - особая форма языка. Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащиеся молодежи: в отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Ценностные ориентиры молодёжи
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Такие ценности есть и у подростка:
· Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
· Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
· Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· Традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, Нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Как видимо, эти ценности важны не только для молодого подрастающего поколения, но и имеют общечеловеческое значение. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей, превращает их в оппонентов, соперников и противников.
Песня, как особый вид искусства, отражающий жизнь и выражающий душу народа, призвана формировать понятие о красоте, гармонии, развивать духовный мир человека, учить его делать нравственный выбор, определять смысл жизни. Одним слово, воспитывать Человека. Чтобы это доказать мы провели опрос на тему проекта: «Влияние текста популярных современных песен на формирование речевой культуры современной молодёжи». (См. Приложение А)
В связи с результатами опроса можно сделать вывод, что современная молодёжь осознает негативное влияние популярных современных песен, но при этом не готова отказаться от прослушивания своих любимых песен. (См. Приложение Б)
Почему же так важно обратить внимание на текст современных песен? Да потому что некоторые из них разрушают главные человеческие ценности, такие как любовь, семья, нравственность, здоровье.
Было проанализировано 7 текстов песен известных современных исполнителей, которые привели к результатам о том, что современная молодёжь понимает все негативные факторы, но все равно при этом пытаются придерживаться современной песне.
Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Анализируя влияние современной песенной культуры на человека, психолог. М. Рокич сделал вывод: «Ценности, воспетые в песнях, - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях». Великий классик мировой литературы Л.Н. Толстой назвал музыку «стенографией чувств». «В звуках и словах выраженная жизнь души» - сказал о песне А.Н. Серов. Два этих высказывания объединяет мысль, что, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Лингвоэкологический подход к изучению явлений (культурных, языковых, в частности современного песенного текста) «восполняет односторонность рационалистических представлений о слове, понимает его как духовный плод вещественной деятельности человека, как завершение культурного строительства, “очеловечения” мира и изучает во всем разнообразии и богатстве связей с миром».
По мнению В.С. Мухиной, в детском и подростковом возрасте человек «должен обрести истинную культуру языка и научится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми» Тот культурный опыт, который непосредственный адресат современного песенного текста – подросток получает, слушая современные песенные тексты, предопределяет особенности его общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки, мировоззренческий образ мира и образ Я, осознанные представления личности о мире и своем месте в нем. При этом в словесном компоненте современного песенного текста обнаруживается большое количество культурно-речевых нарушений, наблюдается эклектичность, обрывочность построения словесного компонента в популярных постмодернистских текстах, обнаруживается засилье в нем жаргонных элементов.
Наличие жаргонных элементов в современных песенных текстах нельзя признать стилистическим приемом потому, что их присутствие не является целеустановкой авторов таких текстов, а обнаруживается часто вследствие их неспособности литературно строить высказывания («Только слов вот не хватает», – поется в одной современной песне), что указывает на низкий уровень владения языком авторов песен.
В наше время подростки активно слушают песни: в транспорте, на улице, дома и даже на занятиях. Одни с помощью песен расслабляются, другим песни помогают сконцентрироваться и найти верное решение.
Вопросом о влиянии современной музыки (песни) на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного рода исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности.
В 2010 году в г. Набережные Челны специалистами филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством кандидата социологических наук, доцента Исхаковой Надии Рофхидовны проводилось социологическое исследование, в ходе которого было замечено, что средний ребенок с седьмого по одиннадцатый класс на слушание песен тратит времени вдвое больше того, что он проводит в школе. По результатам этого исследования социологи пришли к выводу, что песни могут оказывать на ребенка влияние даже посильнее, чем телевидение.
В 2011году маркетинговым агентством FDFgroup было проведено исследование, главной целью которого было изучить, какую музыку (песню) предпочитают слушать молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет. Как, оказалось в ходе опроса, современные подростки вообще не представляет свою жизнь без песенной музыки (причём как русской, так и зарубежной). В среднем прослушиванию молодежь уделяет около четырех часов в день. Причем около 40% опрошенных слушают ее до трех часов в день, две трети опрошенных - от трех до пяти и более пяти часов в день. Совсем мало подростков, всего 10% опрошенных, - меньше часа в день. Результаты анкетирования представлены в диаграммах на тему: «Влияние популярных современных текстов песен на формирование речевой культуры современной молодёжи».
Влияние классической музыки на здоровье человека
Как было бы хорошо, если бы современная молодёжь отдавала предпочтение классической музыке. Музыковеды утверждают, что наиболее полезной музыкой по праву признана классическая. Самым великим целителем среди всех композиторов – Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыкальные произведения обладают колоссальной силой воздействия не только на человека. От музыки Моцарта даже цветы расцветают быстрее. Его великие творения, бесспорно, будут жить вечно. Ни одни другие звуки не производят такого всепоглощающего, успокаивающего и воодушевляющего эффекта. Слушая симфонии Моцарта на работе, дома или с друзьями, невольно погружаешься внутрь самого себя, исцеляя не только свое тело, но и свой, закрытый для других, духовный мир.
Но классическая музыка на произведениях одного автора не заканчивается, а посему продолжим о других. Интересно то, что для каждого отдельного заболевания имеются отдельные композиции и даже отдельные музыкальные инструменты. Например, звуки гитары больше всего воздействуют на сердце.
Музыкотерапия получила широкое применение еще в древности, когда жрецы и шаманы ставили больному диагноз (выявляли больной орган) и назначали лечение. Впервые к такому виду терапии пришел один из самых развитых народов античности. Древние эллины. Они лечили своих собратьев музыкой духовых инструментов.
Было рассмотрено 3 музыкальных сайта с топ-чартами (ВКонтакте, ЯндексМузыка, Spotify). Мы провели анализ топ-10 каждого сайта и сформировали итоговый топ-чарт, который анализировали с точки зрения литературной нормы. (См. Приложение В)
Таблица1
Общественные ценности |
Автор песни |
Смысл слов |
Данная строчка из текста |
Литературная норма |
|
Искусство |
Loboda |
Пессимистический настрой в самостоятельной взрослой жизни. |
«Другие ритмы у взрослой жизни Вкус кофе на губах…» |
Лексическая норма |
|
Социальная солидарность |
Slava Marlow |
Решение проблемы – это уход от неё в алкоголизм. |
«Снова я напиваюсь Снова говорю пока…» |
Орфоэпическая норма |
|
Гражданственность, социальная солидарность, семья |
Slava Marlow, MK |
Внушение молодому поколению сильную значимость денег, и их благополучие. |
«Нет проблем! Есть два ляма в банке…» |
Синтаксическая норма, жаргонизм |
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 1 |
|
Патриотизм, труд и творчество, традиционные российские религии, человечество |
Miyagi & Andy Panda |
Отказ от современности, поиск новой жизни в старинных повериях. |
«Следуй за ветрами, что топили до победного Прана вся в дыму, а время дышит сантиментами…» |
Стилистическая норма Лексическая сочетаемость |
|
Гражданственность, социальная солидарность, труд и творчество, человечество |
Канги |
Эгоистичность по отношению к другим, агрессия в достижении своих целей. |
«Пока молодой, значит время дорог Если надо будет — руби, бей топором…» |
Синтаксическая норма |
|
Гражданственность, семья, человечество |
Ramil’ |
Решение проблемы – пристрастие к алкоголизму и наркомании. |
«Есть много разных тел, потерянных даже Речь не по теме, но глаза все краснее…» |
Морфологическая норма Лексичекая сочетаемость |
|
Семья |
Ваня Дмитриенко |
Нарушение стандартных норм семьи. Обесценивание чувств. |
«Если честно ты не моя невеста…» |
Пунктуационная норма |
|
Биография современных исполнителей с психологической точки зрения.
1. Miyagi & Эндшпиль (AndyPanda) – творческие псевдонимы хип-хоп-исполнителей из Осетии. Возникший в 2015 году дуэт Азамата Кудзаева и Сослана Бурнацева стремительно взлетел на верхушки чартов и снискал любовь молодёжи по всему миру. Биографии Miyagi и Эндшпиля во многом схожи. Они оба родились в семьях, не имеющих никакого отношения к музыке, и своими силами проделали путь к славе. Они оба считали деньги лишь второстепенным инструментом. Главный секрет хорошей музыки, по их мнению, заключался в том, чтобы просто «делать круто».
Исполнители этой группы имеют депрессивный характер. Они находятся в своём «добром» мире, в который приглашают своих подписчиков-свою «банду». Также фанаты данной группы называют исполнителей «свои ребята со двора».
2. Ваня Дмитриенко - Долгое время карьера молодого певца Вани Дмитриенко развивалась так же, как и у сотен юных артистов: публикация каверов в интернете, участие в небольших конкурсах. Прорыв пришел с выходом трека «Венера – Юпитер», возглавившего чарты на Новый 2021 год. Летом 2020 года Дмитриенко подписал контракт с лейблом Zion Music, занимающимся раскруткой молодых артистов, таких как NILETTO и RASA. В сентябре в свет вышел дебютный сольный сингл Вани «В сердечке нить», а в ноябре появился трек «Танцуй». Во время коронавирусной паузы музыкант каждый день выходил на московский Арбат, где пел под гитару. До конца года дискография артиста пополнилась совместной работой с РУВИ «Такие дела» и песней «Навечно».
Автор песни «Венера-Юпитер» – Ваня Дмитриенко. Маленький мальчик, который в свои 15 лет имеет больше, чем многие в 30 лет. На данный момент Ваня влюблён в блогершу, певицу – Саша Айс. Его любовь неразделённая. Песня «Венера-Юпитер» посвящена именно ей.
3. SLAVA MARLOW - Начал заниматься музыкой примерно с 2015 года, его канал на YouTube, куда Слава выкладывает свое творчество, зарегистрирован в 2016 году. Первые его работы — это музыкальные клипы «Донат» и «Король снэпчата». Слава выпустил достаточно много альбомов, но одним из первых полноценных альбомов можно назвать «День нашего знакомства». Хотя Слава и был известен в узких кругах как талантливый битмейкер и саунд-продюсер, настоящая популярность пришла осенью 2019 года, после выхода видеоролика, где Слава совместно с Моргенштерном делают крутой трек всего за 5 минут. Тем самым парни показали, что создавать музыку не так сложно, как кажется.
SLAVA MARLOW (Артём Готлиб) – бывший мьюзикмейкер Моргенштерна, сейчас ведёт сольную карьеру. Интроверт, который живёт в своём мире. Во многих песнях есть отсылки к депрессии, грусти неразделённой любви. На данный момент исполнитель имеет отношения с блогершой Кarrambaby.
4. Светлана Сергеевна Лобода – певица, дизайнер, экс-солистка «ВИА Гры» (май-сентябрь 2004 года). Представляла Украину на «Евровидении-2009», где заняла 12 место с песней «Be My Valentine!». Сейчас артистка уверенно строит карьеру и уже заслужила признание самой Аллы Пугачевой, недвусмысленно намекнувшей, что воспринимает Светлану Лободу в качестве преемницы. В 2016 году Светлана Лобода выпустила новую песню – «Твои глаза», ставную новым главным хитом в ее репертуаре. Композиция держалась три месяца на первой строчке русскоязычного чарта iTunes. Кроме того, певица была номинирована на премию Ru.TV в двух номинациях («Лучшая песня» и «Видео на выезде»). Увы, победу у Светланы «увели» поп-исполнитель Alekseev и рэпер Мот.
Светлана Лобода – интроверт, но из-за того, что её постоянно надо бывать на публике, она находится не в себе. Любит бывать дома с семьёй. Были психологические проблемы из-за сильной психологической нагрузки (депрессия), но всё обошлось.
5. Канги – молодой и талантливый исполнитель лейбла «Legacy Music», который громко заявил о себе в 2020 году, выпустив несколько попавших в чарты хитов. На сегодня одной из самых популярных песен артиста остаётся трек «Эйя», даже спустя недели после релиза не покидающий вершин популярных чартов. Кроме того, свою руку к биту «Эйя» приложили ХОЛЛА и Витя Энвитон (Envtn). Последний известен как автор нескольких битов для Мэвла («Да пошло всё», «Целовашка»). Также Envtn занимался продакшеном нашумевшего хита Рамиля «Сигаретный дым».
Исполнитель имеет песню под названием «Наркотики». Также его ни раз арестовывали за употребление токсических и наркотических веществ. Характер Канги – улично-бандитский.
6. Молодой рэпер Ramil' ворвался в мир музыки недавно, но уже претендует на звание одного из самых ярких начинающих артистов. Незамысловатые биты и душевные тексты обеспечили трекам Ramil' популярность и узнаваемость: артист сочиняет в хорошем смысле прилипчивую танцевальную музыку и лирические композиции о любви, дружбе и смысле жизни. Вскоре в группе появилась запись, на которой Ramil' зачитывает строки из композиции «Хочешь со мной». Трек вышел месяц спустя, в конце января 2019 года. Алимов не ожидал, что он настолько понравится слушателям. Буквально за сутки песня оказалась на втором месте в топ-100 музыкального чарта социальной сети. Популярность начала расти на глазах. В середине весны парень представил свой дебютный альбом и выпустил первый официальный видеоклип. Ролик на песню «Бомбалейла» был снят силами творческого объединения Liberty Films, известного работой с рэпером Ганвест, Мэвлом, музыкантом Муккой, группой Френдзона и пр.
Во время начала своей сольной карьеры имел психические расстройства, связанные с большим стрессом и постоянными перелётами. Песню «Сияй» он писал, когда был в большом стрессе. У исполнителя тогда был сложный период в жизни, переломный момент, и в тот момент родилась эта песня. Ramil’ вылил в неё всю душу, рассказав свою историю. В своём интервью Рамиль Алимов, сказал, чтобы достичь успеха надо писать обдуманные тексты. Это высказывание приводит нас к тому, что автор серьёзно относиться к своим произведениям.
Вывод: Результаты анализа и анкетирования показали, что изученные тексты современных песен содержат ошибки (стилистические, орфографические и другие), намеренные искажения, слова, лишенные смысла, при помощи которых создаются абсурдные образы, а также иноязычную, просторечную и жаргонную лексику. Через современные песенные тексты, проникая в языковое сознание подростков, способствует формированию искаженного представления о важнейших потребностях личности, ценностных ориентирах, нормах речи и поведения. А это, в свою очередь, отражается на формировании личности школьника-подростка.
На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы: современный песенный текст оказывает большое негативное влияние на формирование речевой культуры современной молодежи. Также современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка, в связи с этим снижает словесную культуру человека, негативно воздействует на подсознание молодежи. Гипотеза доказана результатами опроса и анализом популярных современных тексов песен с точки зрения литературной нормы.
Результаты опроса позволяют сделать выводы, что современная молодёжь осознаёт негативное влияние популярных современных песен, но при этом продолжает слушать эти песни и запоминать большее количество слов из этих текстов. Это связано с подростково-молодёжным возрастом, где чаще всего на первом месте работают чувства, гормоны, а потом уже мыслительная деятельность.
Анализ популярных современных песен с точки зрения литературной нормы приводит нас к выводу о значительном содержании популярных современных песен ошибок с точки зрения литературной нормы, а также о влиятельном значении всех песен, а особенно с психологической точки зрения. Современные эстрадные песни имеют потайной или открытый психологический смысл, который нарушает общественные ценности человека.
1. Башманова, Е. Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 45-52.
2. Земская, Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7
3. Купина, Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингво-смыслового анализа Текст. / H.A. Купина. Красноярск: Красноярский ун-т, 1983.
4. Лихачев, Д. С. Экология культуры Текст. / Д.С. Лихачев / Прошлое - будущему. - М.: Наука.-1985.
5. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студ. психолого-педагог. фактов вузов. – М., 1998. – С. 429
6. Полежаева, А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010.
7. Семчук, Е. В. Лингвоэкология как междисциплинарная наука // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1233-1235.
8. Химик В. В. Современное русское просторечие как динамическая система // Сборник статей «Стилистическая система русского языка», СПб., 1998
9. Жельвис, В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира: монография. М.: Ладомир, 2001.
10.Дилбарян, М. Молодёжный сленг как показатель развития общества [Электронный ресурс]. URL: https://rk-culture.ru/molodyozhnyiy_sleng/. - Дата обращения: 13.01.2021
11. Грамматические нормы современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/grammaticheskie-normy-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazyka-4198254.html. – Дата обращения: 15.12.2020.
Анкета на тему проекта: «Влияние текста популярных современных песен на формирование речевой культуры современной молодёжи».
Привет, предлагаю Вам пройти опрос на тему: «Влияние современных текстов песен на речь человека». Здесь Вы поможете мне сделать выводы о том, что тексты современных песен сильно влияют на речь человека. Или же мы с Вами докажем и подтвердим, что песни никак не влияют на нас и нашу речь. Удачного прохождения!
P.S. Заранее спасибо♥♫
1. На что Вы обращаете внимание, выбирая музыку для прослушивания?
o На смысл песни;
o На музыку, мелодию;
o На слова, часто в них заложен потайной смысл;
o Не на что не обращаю внимание, главное, чтобы музыка передавала настроение.
2. Музыку какого года создания Вы слушаете?
o В основном, что сейчас в топ-чартах, то и слушаю;
o Слушаю песни 2000-х – 2010-х, все они с глубоким смыслом;
o Слушаю песни XX века (jazz, R`N`B и т.д.);
o В моём плейлисте есть как современные, так и старые песни.
3. Содержит ли хоть одна песня из Вашего плейлиста ненормативную лексику?
o Да, конечно. Только такие слова способны передать настоящие эмоции;
o Нет, считаю, что прослушивание таких песен-это неуважение к себе;
o Мне без разницы, возможно и есть, а может и нет. Люблю слушать песни только для настроения.
4. Есть ли хоть одна из нижеперечисленных песен в Вашем плейлисте?
-Снова я напиваюсь – Slava Marlow
-Венера-Юпитер – Ваня Дмитриенко
-Аромат – Ramill`
-Эйя – Канги
-Нет проблем – Slava Marlow, MK
-moLOko – Loboda
-All the time – Miyagi & Andy Panda
o Да, у меня примерно 1-3 песни из этого списка;
o Да, я любитель современной музыки. У меня более 4 песен из этого списка;
o Да, все песни есть в моём плейлисте;
o Нет, не слушаю такое.
5. Используете ли Вы некоторые слова из песен?
o Да, порой автор одним словом может описать моё настроение;
o Иногда некоторые слова сами запоминаются, и я их использую в жизни;
o Нет, я считаю, что многие авторы некорректно составляют тексты песен.
6. Как Вы считаете в каком ряду правильно расставлены все ударения?
o грАффити, тУфля, жАлюзи;
o красИвее, тОрты, началсЯ;
o квАртал, катАлог, срЕдства.
7. Считаете ли Вы, что некорректные тексты песен влияют на некоторых людей, которые не могут правильно сформулировать свои мысли и допускают ошибки в произношении некоторых слов?
o Да, считаю, что есть такие люди, которые по этой причине допускают ошибки;
o Думаю, что это больше всего зависит только от самого человека, от его умений и знаний, но также и от его интересов;
o Нет, тексты и песни никак не влияют на человека и его словарный запас.
Спасибо, что дошёл до конца и ответил на все вопросы. Мне очень важно Ваше мнение. Огромное спасибо! ♥
Топ-10 Яндекс музыка 13.02.2021
1. MORGENSHTERN – Cristal & МОЁТ
2. Miyagi & Andy Panda - All the time
3. Скриптонит - Чистый
4. Канги – Эйя
5. Ramil’ – Аромат
6. Uncle Flexxx – Camry 3.5
7. Ваня Дмитриенко – Венера-Юпитер
8. Slava Marlow – Снова я напиваюсь
9. Kostromin – Моя голова винтом
10. Konfuz – Гра-та-та
Топ 10 Вконтакте 13.02.2021
1. Скриптонит – Чистый
2. MORGENSHTERN – Cristal & МОЁТ
3. Ваня Дмитриенко – Венера-Юпитер
4. Loboda – moLOko
5. Ramil’ - Аромат
6. Slava Marlow,МК – Нет проблем
7. Slava Marlow – Снова я напиваюсь
8. Miyagi & Andy Panda – All the time
9. Клава Кока – Пьяную домой
10. ФОГЕЛЬ – Дуракам везёт
Топ 10 Spotify 13.02.2021
1. MORGENSHTERN – Cristal & МОЁТ
2. Miyagi & Andy Panda – All the time
3. Ramil’ - Аромат
4. Slava Marlow – Снова я напиваюсь
5. Ваня Дмитриенко – Венера-Юпитер
6. Slava Marlow,MK – Нет проблем
7. Канги – Эйя
8. Loboda - moLOko
9. Скриптонит – Чистый
10. Дора – Втюрилась
Вывод: В связи с получившимися тремя чартами можно сделать основной чарт с самыми популярными песнями.
Основной чарт:
1. MORGENSHTERN – Cristal & МОЁТ
2. Скриптонит – Чистый
3. Slava Marlow – Снова я напиваюсь
4. Ваня Дмитриенко – Венера-Юпитер
5. Slava Marlow, МК – Нет проблем
6. Канги – Эйя
7. Ramil’ – Аромат
8. Miyagi & Andy Panda – All the time
9. Loboda – moLOko
10. Uncle Flexxx – Camry 3.5
Вывод: Теперь из этого чарта песен уберём песни с нецензурными высказываниями.
Итоговый чарт:
1. Slava Marlow – Снова я напиваюсь
2. Ваня Дмитриенко – Венера-Юпитер
3. Slava Marlow, МК – Нет проблем
4. Канги – Эйя
5. Ramil’ – Аромат
6. Miyagi & Andy Panda – All the time
7. Loboda – moLOko
Вывод: На данный момент мы имеем итоговый чарт песен, который мы проанализируем в соотношении с литературной нормой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.