Доклад по теме: "Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев). Староверы Лыковы и Алтайский заповедник (история взаимоотношения)."
Оценка 4.9

Доклад по теме: "Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев). Староверы Лыковы и Алтайский заповедник (история взаимоотношения)."

Оценка 4.9
doc
15.12.2020
Доклад по теме: "Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев). Староверы  Лыковы и Алтайский заповедник (история взаимоотношения)."
Кедроград.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

 

 

Доклад по теме:

 

"Что такое Кедроград
 (история Кедрограда,
 судьба кедроградцев)"

Староверы  Лыковы и

Алтайский заповедник (история взаимоотношения).

 

 

Подготовила:

Карманова Татьяна Александровна

 

 

 

 

2020г


Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев).

Староверы  Лыковы и Алтайский заповедник (история взаимоотношения).

 Что такое «Кедроград»? ( данные с книги  А.Ильтеева «Воспоминания о кедре»).

Кедр Горного Алтая представлял большое народнохозяйственное значение  не только для страны, но и далеко за ее пределами, удовлетворяя потребности местного населения.

Не случайно для прижизненного и комплексного использования богатств кедровой тайги в Горном Алтае в 1960 году был создан Кедроград (в кедровниках бассейна Уймень). В распоряжение Кедрограда Совмин РСФСР выделил территорию (занятую кедровыми лесами) в 300 тысяч гектаров.

Кедроград при молодом неопытном руководстве уже за полтора года превратился в планово-рентабельный, а 1963 год закончил с прибылью в сотни тысяч рублей, тогда как соседние леспромхозы (Кара-Кокшинский и Иогачский), ориентированные только на древесину кедра, понесли убытки на сотни тысяч рублей.

Тогда об опыте Кедрограда заговорили в печати, в высоких инстанциях хозяйственного и партийного руководства.

Площадь, занятая кедром, была доведена до полутора миллионов гектаров. Кедроград ориентировался на широкий размах ведения хозяйства: помимо рубки леса – на заготовку кедрового ореха, сбора дикорастущих ягод, лекарственного и технического сырья, охотничьего промысла, на пушнину и мясо дичи.

В перспективе планировалось заготавливать 15-20 тысяч тонн кедрового ореха в год. Кроме того, использовались другие богатства тайги. Для проведения такого масштаба работ Кедроградская база из Уйменя была переведена в поселок Иогач, а затем Кедроград соединился с Иогачским леспромхозом и был преобразован в ГАОЛК (Горно-Алтайский опытный лесной комбинат).

 С преобразованием Кедрограда в ГАОЛК доброе и полезное начинание использование богатств кедровой тайги стало угасать, а затем превратилось в главного истребителя лучших кедровников   прителецкой тайги.

Стало разрешено бездумно и безнаказанно расширять лесосеки за счет молодых деревьев в диаметре ствола от 28 сантиметров,    включая водоохранные и почвозащитные леса. В результате аврал кедрорубки привел к тому, что большие площади с кедровыми лесами были вырублены подчистую, словно сенокосилка прошла по травяному полю. Трава способна на следующий год вырасти снова, а чтобы восстанавливался кедр, потребуется десятилетия.  Если учесть то, как лесхоз занимается кедропасадками с целью восстановления кедра (вместо порубленного), можно сказать, пройдут века, но уже на этом месте кедровые кроны не сомкнутся.

Благодаря усилиям защитников кедровых лесов в Горном Алтае сейчас рубка кедра будто запрещена, однако бесхозяйственный подход к кедровым лесам продолжается.  Уж никак не могут кедрорубщики понять, что рубить кедр – значит «сегодня выигрыш на гривенник, а завтра потеря на миллион», что аморально и преступно.

А теперь объективная справка. Республика Горный Алтай расположена на территории в 92,6 тыс. км². Леса, в основном, хвойные, до появления леспромхозов занимали 25 % территории.

К настоящему времени кедровые леса  уничтожены более чем на 70%.

Сенокосные и зерновые угодья, которые обеспечивали потребности сельчан горной местности Большой Черни, наполовину приведены в негодность колесами и гусеницами лесовозных машин, строительством автомобильных дорог.

Сплошные вырубки леса привели к тому, что большие площади горно-таежной местности «облысели», в результате изменился климат. На лесовозных волоках по склонам гор произошла эрозия почвы, образовались большие овраги. Паводок и поток воды при таянии снегов весной, при обильных дождях в горных реках стал более стремительным и разрушительным. Участились ураганы и смерчи, которые в резкопересеченной горной местности с корнем выворачивают и ломают много деревьев.  

Вред, нанесенный природной среде, настолько велик, что восстановить его практически не возможно, негативные последствия от него с каждым годом будут сказываться все в больших масштабах.

 Староверы Лыковы и Алтайский заповедник. (материалы из книги «Лыковы» Т.Г.Дулькейта)

В августе 1940 года группа наблюдателей Алтайского государственного заповедника возвратились из очередного обхода его территории. В этот раз основательно проверили самый отдаленный участок – верховья реки Большой Абакан.  Территория алтайского государственного заповедника в то время была огромной. На всей этой территории сохранилась почти первобытная природа и здесь, на большей части, рука человека ни к чему не прикасалась. Горы, тайга, сотни километров без жилья, и никаких дорог, за исключением таежных троп.

Управление заповедника находилось в поселке Яйлю. Охрану заповедника и наблюдение за природой осуществляли наблюдатели, в основном опытные таежники, следопыты, охотники. Среди них было немало бывших староверов, которые не очень то придерживались старых правил и традиций, тем не менее они заметно отличались от обычных православных.

Так кто же такие Лыковы, откуда они появились в этой дремучей, глухой тайге, и почему о них так много говорилось? 

Судьба Лыковых трагична. Целая цепь обстоятельств сложилась так, что глава семьи Карп Осипович Лыков, на глазах которого убили брата, когда насильственно сгоняли в артели, когда беспричинные аресты безвинных людей буквально поразили  великую Россию, принял решение уйти в «пустынь», тем самым пытаясь спасти жену, детей от верной, как он считал, гибели, в чем был твердо уверен.

Когда Россия была потрясена церковными реформами, на века разделившими русских людей на почве, в общем-то, казалось бы, незначительных изменений в обрядах служения Богу. Это было великое потрясение. Реформы не оставили равнодушными никого. Большая часть населения России со временем согласилась и покорилась реформам, а непокорные, не принявшие нововедений, спасаясь от жестокого насилия, кинулись в бега в места глухие, не заселенные и, как они говорили, в «пустынь».

Лыковы – одна из древнейших фамилий на Руси. Происхождение ее объясняется довольно просто. Лыко – это сырье, одно из основных в крестьянском хозяйстве, известное еще с глубокой древности. Это внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев преимущественно липы. Из лыки плели различные предметы домашнего обихода. Практически все крестьяне носили эту простую и в какой-то мере удобную обувь – лапти. Нетрудно догадаться, что большие мастера заготовки лыка и плетения рано или поздно получали прозвища, которые со временем превращались в фамилии. И фамилия Лыков была широко распространена на Руси.

 Особенно известной стала эта фамилия после того, как князь Б.М.Лыков в числе семерых известных в России бояр в 1610 г. образовали правительство  «Седьмочисленные бояре» и совершили акт измены, тайно впустив в Москву польские войска. Однако говорить о каких-то родственных связях с Лыковыми, о которых идет речь, я не собираюсь, хотя бы потому, что это невозможно. Лыковых много.

Спустя сорок с лишним лет, в 1653 г. патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, приступил к проведению церковных реформ, которые потрясли  всю Россию. Эхо этих реформ откликалось веками. Реформы заключались в исправлении ошибок, допущенных при перепечатывании книг; двуперстие заменялось троеперстием; «Аллилуйя» стали произносить не дважды, а  трижды, и земные поклоны заменились поясными.  Вот, казалось бы,  в основном и все с точки зрения рядового  обывателя. Но сейчас, спустя столетия, в результате исследования и тщательного изучения становится  ясным, что надобности в таких реформах не было. Иноземные переводчики, привлеченные  Никоном к исправлению допущенных ошибок, практически не исправили погрешности в текстах, а существенно исказили их, что вызвало бурю негодования и привело  к вековой вражде.

Несколько членов существовавшего тогда кружка «Ревнителей благочестия» выступили против реформ.    Протопоп  Аввакум, известный впоследствии вождь старообрядчества, и некоторые другие считали, что именно русская православная церковь сохранила «древнее благочестие», поэтому твердо выступили против реформ. Все их попытки переубедить патриарха Никона не возымели действия. Протопоп Аввакум и Даниил, письменно обратясь даже к царю, пытались сохранить двуперстие и земные поклоны, но ничего из этого не вышло.

Постепенно разногласия приняли довольно резкие формы. Сторонники старой Веры начали подвергаться жестоким преследованиям, и наступил так называемый «Раскол». А церковный собор 1666-1667 годов предал старообрядцев анафеме, как еретиков.  После этого собора наступило  страшное время. Запылали костры сжигания и самосожжения целых семей, включая младенцев, и в очередной раз многострадальная русская земля была обильна полита кровью.

Среди людей, которые выступили против реформ и остались верны старой вере, было немало очень богатых и влиятельных бояр, которые даже под страхом смерти и лишений не отреклись от старой Веры и пошли на эшафот, показывая двуперстие. Такой была известная боярыня Ф.П.Морозова, ее родная сестра Е.П.Урусова и жена полковника стрелецкого войска М.Г.Данилова. Все трое за «противление» царю, патриарху и преданности  старой Вере были арестованы, закованы в железо и увезены в город Боровск, где приняли мучительную смерть. Они были заморены голодом в подземелье.

После гибели протопопа и его сподвижников – они были сожжены в 1682 году по указу царя -  старообрядцы потеряли своего идейного  предводителя, и официальная борьба, можно сказать, практически закончилась, сторонники старой веры оказались как бы предоставлены сами себе.

Спустя три года после гибели протопопа Аввакума, в 1685 году появился страшный указ царевны Софьи, состоявший из «12 статей о раскольниках». Это был один из самых жестоких законов в Российской империи.  В одной из статей говорилось, что если «особо опасные» раскольники присоединяется к господствующей церкви, исповедаются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо «казнить смертию без всякого милосердия». Причем казнить через сожжение. И так по всем статьям. Естественно, после такого указа никакого выхода не оставалось, как бросать насиженные места и уходить, куда глаза глядят.

Часть раскольников ушла за пределы России: в Польшу, Турцию, Австрию, Швецию и другие страны. Кто-то ушел в дебри Уральских гор, а значительная часть, перевалив «Каменный пояс», ушла в Сибирь и стала селиться по долинам рек Тобол, Тура, Талда, Ишим, Иртыш. Другая часть, преодолев  просторы степей, тайги и переправы через великие реки ушла вглубь Сибири и стала оседать  на огромных просторах Алтае-Саянской  горно-таежной  системы.

Но вернемся к Лыковым. Семья Лыковых не сразу оказалась на Алтае. Староверы, которые  в течении многих лет были знакомы и жили в непосредственной близости, и те, кто находился  в родственных связях с Лыковыми, говорили, что они пришли в Сибирь из Нижегородской губернии и, перевалив Каменный пояс, обосновались  на реке Исеть – притоке Тобола. Первыми из лыковых пришли на Алтай двоюродные братья Северьян и Ефим.

Пришедшие на Алтай братья Лыковы подобрали с помощью ранее ушедших сюда близких знакомых долину реки Иша.

Лыковы остановились на жительство в поселке Карагайка, расположенном в долине большой одноименной речушки притоке Иши. Этот поселок был  основан в 1880 году староверами, пришедшими из России и Тобольской губернии.

Несколько позднее ушел из Карагайки сын Северьяна Яков с молодой женой и поселился на левом берегу Катуни в поселке Нижняя Каянча Айской волости.  Там же поселилась их родственница Прасковья Лыкова. Этим семьям не повезло. 10 ноября 1906 года появилось распоряжение временного генерал-губернатора Бийскому исправнику, в котором говорилось: «…За крайне порочное поведение выселить крестьян Кирилла и Иллариона Исаевых и Якова Северьяновича Лыкова из пределов Томской губернии».

Спустя еще шесть лет, Томская духовная консистория требует немедленно исполнить указ генерал-губернатора от 26 января 1912 года и выселить Просковью Лыкову из пределов Томской губернии. Бийский исправник выполняет это распоряжение, и указанные крестьяне-староверы растворились где-то в Сибири.

Пришедший с Лыковыми на Алтай Василий Скороходов задержался в Карагайке недолго. Прослышав о целебном источнике на Абакане, Василий сумел посетить его, познакомился с окружающей местностью, и здесь в долине Бол.Абакана, в том месте, где река почти  остановила свой бег, на широком левом берегу облюбовал место для жительства. Посещавшие эти места охотники называли это место «Тиши». Так стал называться и поселок, который основал Василий Степанович Скороходов, перебравшийся сюда с семьей на постоянное жительство в царствование Александра  III.  В девяностых годах XIX века перебрался  сюда сын Ефима Лыкова Осип Ефимович с семьей. Всего в семье  было девять детей и по старшинству располагались так: Дарья, Степан, Карп, Анна, Евдоким, Настасья, Александра, Феоктиста и Хиония. Последние четыре дочери умерли еще детьми от разных болезней.

Все крестьянские семьи были большие. Пять, семь человек детей – явление обычное. Улучшение крестьянского быта особенно резко пошло вверх в конце XIX начале XX  веков. Пожалуй, это были лучшие годы русского крестьянства в Сибири.

Но многое изменилось с приходом Советской власти. Были упразднены все сословия, начались страшные гонения на религию, выражавшиеся в разграблении и разрушении церквей, физическом уничтожением священнослужителей через повешение и расстрелы, причем не только православных, но и шаманов и т.д.  Боясь расправы, люди затаились, притихли.

Смертельно-огненным ураганом пронеслась гражданская война, оставив за собой многочисленные банды мародорев и грабителей.

После гражданской войны был короткий промежуток времени, когда крестьян оставили в покое, и они, истосковавшиеся по земле, взялись за привычный крестьянский труд. Это был НЭП. Многие впоследствии говорили, что это было хорошее время. Работали в радость. Никто не вмешивался, и ограничений ни в чем не было. Но так продолжалось не долго. Заволновался народ, когда поползли зловещие слухи о том, что все будет общее. Особенно крестьянство волновал один вопрос – коллективизация.

Коллективизация прошла стремительно. Главная задача – объединить всех без исключения крестьян в коллективное хозяйство, так называемые колхозы. За отказ войти в колхоз все так называемые кулаки, часть середняков была лишена всего, выселена из собственных домов и сослана в Нарым.

Староверы собирались и подолгу обсуждали свалившееся на всех горе. Предлагались самые разные варианты. Одни советовали уйти подальше в тайгу, другие настаивали уйти через хребты в Танну-Туву, благо граница была почти рядом, а часть настаивала оставаться  на месте и ждать, что будет.

Одним удалось, другие постарались перебраться ближе к рабочим поселкам, но основная часть осталась на месте, и в поселке Тиши впоследствии была организована сельхозартель. А Лыковы и их близкие перебрались в верховья Абакана, и на правом берегу при впадении речки Каир-Су остановились на жительство. Здесь в короткий срок срубили пятистенные избы, и этот поселок получил официальное название «Верхняя кержакская заимка». Всего сюда переселилось шесть семей, из них три семьи братьев Лыковых: Степана, Карпа и Евдокима.

В те годы на Алтае и Саянах стали появляться научные экспедиции, которые занимались исследованием этой территории, представляющей большой научный интерес.  Для работы в экспедициях проводниками и рабочими приглашали местных жителей из среды охотников, таежников.

В двадцатых годах прошлого века большую работу по охране природы проводило «Всероссийское общество охраны природы», где главным специалистом и большим знатоком дикой природы  был Ф.Ф.Шиллингер – человек, избродивший Россию вдоль и поперек. Результатом его многочисленных научных экспедиций было создание проектов свыше двадцати заповедников  СССР, включая Алтайский.

Создание заповедника на Телецком озере явилось важнейшим событием того времени. Заповедник охватил значительную часть бассейна Телецкого озера, его правобережье, правобережье реки Чулышман и верховья реки Бол.Абакан и вошел в число крупнейших заповедников СССР. Таким образом Верхняя Кержакская заимка Лыковых оказалась на территории Алтайского заповедника.

Главной базой управления заповедником был выбран поселок Яйлю. Как только прошел слух о создании заповедника, и люди узнали, что это за организация, потянулись в заповедник жители ближайших районов, с целью поступить на такую интересную государственную службу. Среди них были и коренные жители – алтайцы и староверы.

Но вернемся вновь к началу деятельности заповедника.  Во время очередного объезда границы заповедника начальник охраны наблюдателями посетили Верхнюю Кержакскую заимку и поставили в известность всех жителей о том, что они теперь находятся на территории государственного заповедника, где запрещается всякая эксплуатация природы.  Однако по просьбе жителей, учитывая особое положение, им разрешили ловить рыбу, собирать кедровые орехи, косить траву – словом то, что необходимо в пределах личной надобности. Оказавшись на территории заповедника, староверы некоторое время решали, как им теперь быть.

Руководство заповедника не возражало бы и не трогать это поселение, но в то время, в разгар коллективизации, всем проживающим на отдельных заимках, на основании специального указа, было предложено объединяться в поселки – не менее десяти дворов. Здесь же было шесть дворов.

К вопросу о том, как быть с поселком на Абакане, возвращались не раз.

Осенью 1933 года наблюдатели заповедника: Данила Молоков, Николай Будуев, Алексей Кулебакин, лесничий Семен Абрамов во главе с начальником охраны появились на заимке и, собрав всех жителей, объяснили им, что оставлять их на территории заповедника высокое начальство не разрешило, поэтому им необходимо уйти с территории. Староверы молча выслушали этот приговор.

Ранней весной 1934 года жители заимки стали покидать это раковое место. Часть сплавилась вниз по реке к своим брошенным несколько лет тому назад домам, а семья Карпа Осиповича, состоявшая к тому времени из трех человек, ушла на Алтай на реку Лебедь.

На заимке тем временем осталась семья Евдокима, который также планировал  покинуть это место осенью после уборки урожая и спуститься вниз по реке, о чем официально сообщили руководству заповедника. Лично Евдокиму не хотелось покидать эти места. Он думал остаться и поступить в охрану заповедника на кордон, который должны были строить на границе заповедника при впадении в Абакан речки Конуй. Об этом он говорил с начальником охраны, который в принципе не возражал, тем более что Д.Молоков отозвался о Евдокиме положительно и порекомендовал принять его на работу. Но судьба вновь внесла свои коррективы. На адрес руководства заповедника пришло анонимное письмо с содержанием, что Евдоким браконьерствует, уходить с территории заповедника не собирается, и если он будет принят в охрану, то откроет ворота своим людям для промысла на территории заповедника. Договорились даже до самого невероятного будто Евдоким оказывал содействие укрывшимся в тайге бандитам после окончания гражданской войны в Хакассии. Руководство заповедника немедленно направило на Абакан двух наблюдателей – Николая Русакова и Дмитрия Хлыстунова с целью разобраться и выяснить обстановку. Эта встреча закончилась для Лыковых потерей одного из кормильца. Когда пришли наблюдатели, Лыковы убирали картошку и не заметили приход нежданных гостей с винтовками. Первым наблюдателей увидел Евдоким и тихонько сказал об этом Карпу. Их встревожила в первую очередь непонятная и жутковатая форма одежды. Что за люди, откуда они взялись, с какой целью пришли – понять не могли.

Первым не выдержал Евдоким, что-то крикнув, бросился бегом к своей избе. Карп устремился за ним. Наблюдатели даже не попытались остановиться, представиться и постараться успокоить их, а уж потом все обсудить за «круглым столом». Но этого не произошло, один из наблюдателей, увидев побежавших братьев, резко крикнул, «Стой, стрелять буду» и вскинул винтовку. До спасительной избы оставалось совсем немного, когда прогремел выстрел, который должен был быть произведен вверх. Но Русаков стрелял на поражение, стрелял в спину. Спустя два-три часа Евдоким умев муках на руках у своей беременной жены. Вот так закончилось это страшное по своей сути выяснение обстоятельств, связанных с грязной анонимкой, о которой Евдоким так и не узнал.

Наблюдатели составили протокол, в котором обвинили Лыковых в том, что они якобы оказали сопротивление, и в тот же день покинули заимку.

После похорон Карп Осипович сплавил семью Евдокима вниз по Абакану, а сам ушел к своей семье на реку Лебедь.

Так прекратил существование этот затерявшийся в дремучей тайге несчастный поселочек.

Почти три года прожили Лыковы в Турочакском районе.  В начале 1937 года их неожиданно посетили сотрудники НКВД и подробно расспрашивали о том, как и при каких обстоятельствах был убит Евдоким. И хотя в разговоре не чувствовалось чего-то угрожающего, сотрудники, наоборот, посочувствовали Лыкову, сказали, что наблюдатели были не правы, и что надо разобраться в этой истории. Однако Карп Осипович   встревожился не на шутку и решил уйти в тайгу. Причем уйти так, чтоб никто не знал, куда ушли, где остановились на жительство. И это ему удалось. Лыков увел свою семью вновь в родные места в верховья Бол.Абакана, где он знал буквально каждый метр местности.

Так они вновь оказались на территории заповедника и остановились на жительство на небольшой террасе правого склона долины реки Абакан.

Здесь, спустя три года, их нашли наблюдатели.                         

Спустя после окончания Отечественной войны, в 1946 году на Алтай и Саяны были направлены военно-топографические части с целью уточнения и составления подробных карт. За лето отряды топографов буквально исколесили Алтае-Саянскую горную систему и побывали практически, во всех уголках огромной, слабо заселенной территории.

В конце августа и начале сентября из горной тайги выходили последние отряды. Одним из последних вышел отряд под командованием ст.лейтенанта, который в последствии и рассказал о встрече с Лыковым на левом берегу речки Еринат  при впадении его в Абакан, наблюдателям заповедника.

После этой встречи с офицером, директора заповедника А.И.Мартынова вызвали в обком партии, где ему было сделано соответствующее внушение о том, что на территории вверенного ему заповедника скрывается семья староверов, нарушая, таким образом, целый ряд законов государства.

Одним словом, готовиться в поход к Лыкову начали практически сразу, как только получили информацию о его местонахождении. Отряд был сформирован из шести человек во главе с начальником охраны заповедника Иваном Бушуевым. Через некоторое время, когда отряд добрался, рискуя жизнью, до местонахождения Лыкова, они их не застали, т.к. семья Лыковых опять исчезли. Не обнаружив никаких следов пребывания Лыковых, отряд ушел вниз по Абакану.

Постепенно о Лыковых стали забывать.

Конечно, были кратковременные встречи, например, в 1958 г. Московский городской клуб туристов организовал сборы руководителей сложных туристических путешествий на Телецком озере. В самом верховье Абакана несколько ниже реки Еринат  туристы, выйдя из тайги к берегу Абакана, совершенно неожиданно увидели человека с удилищем в руках, а на кучке травы и пихтовых лапках сидела худенькая пожилая женщина. Это была чета Лыковых.

После этой встречи наступил самый длительный промежуток времени, когда никаких встреч с Лыковыми не происходило. И теперь уже до встречи с геологами, о чем много писали газеты, пройдет ровно 20 лет. За это время скончалась Акулина Карповна, жена Лыкова (16.02.1961г.).

Группа в составе четырех человек, включая Г.Письменскую, были первыми, кто встретился с Лыковыми в 1978 году, спустя двадцать лет после встречи Лыковых с группой московских туристов. Появление людей явилось серьезным стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. И вот сразу, как снег на голову, четверо человек: трое мужчин и одна женщина. Люди, от которых прятались всю свою жизнь, внезапно оказались рядом и ни с какими-то там плохими намерениями, а с добром и уважением. Можно только догадываться, что испытали сестры Лыковы, особенно Агафья, когда эти люди смело и в то же время скромно зашли в их мрачное жилище.  Для Савина и Дмитрия это событие прошло как бы с подготовкой. Как только геологи, пришедшие первый раз, ушли, Карп Осипович немедленно дал знать сыновьям о том, что люди их обнаружили. Словом, потайная жизнь кончилась, и теперь нужно было, хотя они этого или нет, приспосабливаться к иному образу жизни.

А на следующий год, примерно в пятнадцати-двадцати километрах от жилища Лыковых основательно приступила к работе геолого-разведочная партия. Молодые Лыковы часто стали появляться в поселке геологов, хотелось повидать что-нибудь новое, но главное, с чем трудно было справиться – это тяга к людям, тяга к общению и с каждым визитом кругозор их расширялся.

Но жизненная судьба вновь внесла свои коррективы. Осенью 1981 года внезапно заболел Дмитрий и, спустя несколько дней, скончался. А спустя еще два месяца в течении десяти дней скончались Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились.

Спустя еще семь лет, в 1988 году, скончался Карп Осипович. Он умер на 87 году жизни в тот же день и месяц, в какой умерла его жена.  

Так закончила существование одинокая семья. Осталась одна младшая дочь Агафья, которая, ссылаясь на то, что «тятенька благословения не давал», категорически отказалась уехать к родственникам. Сейчас Агафья Карповна окружена вниманием, ей помагают во многом и в этом отношении все благополучно.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев)

Что такое Кедроград (история Кедрограда, судьба кедроградцев)

Трава способна на следующий год вырасти снова, а чтобы восстанавливался кедр, потребуется десятилетия

Трава способна на следующий год вырасти снова, а чтобы восстанавливался кедр, потребуется десятилетия

Горы, тайга, сотни километров без жилья, и никаких дорог, за исключением таежных троп

Горы, тайга, сотни километров без жилья, и никаких дорог, за исключением таежных троп

Однако говорить о каких-то родственных связях с

Однако говорить о каких-то родственных связях с

Боровск, где приняли мучительную смерть

Боровск, где приняли мучительную смерть

Несколько позднее ушел из Карагайки сын

Несколько позднее ушел из Карагайки сын

После гражданской войны был короткий промежуток времени, когда крестьян оставили в покое, и они, истосковавшиеся по земле, взялись за привычный крестьянский труд

После гражданской войны был короткий промежуток времени, когда крестьян оставили в покое, и они, истосковавшиеся по земле, взялись за привычный крестьянский труд

Чулышман и верховья реки Бол.Абакан и вошел в число крупнейших заповедников

Чулышман и верховья реки Бол.Абакан и вошел в число крупнейших заповедников

Он думал остаться и поступить в охрану заповедника на кордон, который должны были строить на границе заповедника при впадении в

Он думал остаться и поступить в охрану заповедника на кордон, который должны были строить на границе заповедника при впадении в

Так прекратил существование этот затерявшийся в дремучей тайге несчастный поселочек

Так прекратил существование этот затерявшийся в дремучей тайге несчастный поселочек

Лыковых опять исчезли. Не обнаружив никаких следов пребывания

Лыковых опять исчезли. Не обнаружив никаких следов пребывания

Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились

Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились
Скачать файл