Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова
Подготовила:
Карманова Татьяна Александровна
2020г
Известные люди Алтайского заповедника,
их вклад в развитие заповедного дела (Т.Дулькейт, и т.д.).
Известные люди.
Тигрий Георгиевич Дулькейт родился в семье известного в научных кругах исследователя природы Сибири Георгия Джемсовича Дулькейта. Вместе с отцом он много лет жизни отдал работе в Алтайском государственном заповеднике, а затем долго работал на турбазе «Золотое озеро». Жили сначала в пос.Яйлю на Телецком озере, затем на турбазе, также на берегу этого озера.
В трудные, даже голодные предвоенные и военные годы, Т.Г.Дулькейту, как и многим подросткам в ту пору, рано пришлось самому зарабатывать на хлеб. Уже в 16 лет он стал работать в отделе охране заповедника, рядовым наблюдателем. Ему приходилось много времени проводить в горах и тайге, в дальних тяжелых, подчас и опасных походах.
В этих походах наблюдатели, в числе которых был тогда совсем еще молодой Т.Г.Дулькейт, нередко пробивались в те далекие горно-таежные урочища, где жили, скрываясь от людей, всеми гонимые и преследуемые лесные отшельники Лыковы.
ВОЙНА.
На период работы первого Алтайского заповедника пришлось лихолетье Великой Отечественной войны. Многие работники заповедника, научные сотрудники и наблюдатели охраны ушли на фронт. В поселках Яйлю (центральная усадьба), Беле и на всех кордонах остались только женщины, дети да старики. Научные работы в заповеднике проводил только Г.Д.Дулькейт (Малышев, 1982). Заповедник, как и вся страна, выживал, как мог. Завели подворное хозяйство – 15 дойных коров, организовали лов рыбы. За коровами ухаживали женщины – научные работники. Сено заготавливали всем поселком – старые да малые. Рыбу ловили два старика. Была своя небольшая пекарня, где пекли хлеб из муки, которую мололи на своей же мельнице. Все это – молоко, хлеб, рыба – по 200 граммов в день раздавалось всем людям поровну.
В 1943 г. началась возделывание культурных растений. Для пашен надо было выкорчевывать лес, под топор попадали вековые деревья. И всем этим занимались те же подростки, старики и женщины. В заповеднике в п. Яйлю выращивали лен, картофель, капусту, заготавливали сено для коров и лошадей. На кордоне Беле, в связи с более благоприятным климатом, выращивали пшеницу, овес, рожь, гречиху, просо, горох. Весь урожай сдавался государству, его вывозили на карбасе (большая весельная лодка) в п. Артыбаш. Себе оставляли только семена на следующий сезон.
В октябре 1942 г. на заседании научно-методического бюро Главного управления по заповедникам было решено вменить в обязанность всем заповедникам ведение «Летописи природы» по единой форме (Штильмарк,1996). После этого научный сотрудник Г.Д. Дулькейт один создает «Летопись природы Алтайского заповедника», которую пишет от руки простым карандашом.
На фронт из поселка Яйлю – центральной усадьбы Алтайского заповедника, ушло 64 человека, а вернулись единицы. До 61-летия Победы не дожил ни один. О судьбе некоторых из них мы знаем из рассказов их родных и близких (Н.А.Князева, Г.А.Удавленникова, Т.Я.Анферова, Н.А.Ковалевская) (Заповедники в Великую отечественную войну (1941-1945),2005).
В послевоенные годы сотрудники заповедника В.В.Криницкий, Л.П.Брысов, И.А.Коротков занимались кедровыми лесами. Геоботаник А.В.Куминова в течение многих лет проводила исследования флоры района Телецкого озера.
На протяжении почти всей деятельности заповедника кафедра ихтиологии и гидробиологии Томского университета изучала рыбы Телецкого озера и его притоков.
Заповедник сыграл огромную роль в восстановлении численности многих видов животных (например, соболь, который практически к 1930 г. не стало)(Т.Дулькейт, 1970)
В 1951 году 10 сентября Совет Министров РСФСР вынес Постановление «О ликвидации Главного Управления по заповедникам при Совете Министров РСФСР и об упразднении отдельных заповедников», в том числе и Алтайский заповедник.
Леса и земли упраздненных заповедников передали Министерству лесного хозяйства СССР – 5441,33 тыс.га, совхозам Министерства совхозов СССР и колхозам – 46,07 тыс.га и в Госземфонд – 4,5 тыс.га с распределением.
В 1958 году 24 мая Совет Министров РСФСР дал Распоряжение № 2943-р , в числе ряда заповедников восстановить и Алтайский заповедник, площадью 914 777 гектаров. В виде исключения Алтайскому совнархозу было разрешено производить заготовку леса.
Летом 1961 году Алтайский заповедник был опять расформирован.
В 1965-1967 гг. научная общественность Сибири и преимущественно Сибирского отделения Академии Наук СССР, Алтайского отдела Географического общества СССР, Алтайского краевого общества охраны природы поднимает вопрос о целесообразности организации Алтайского заповедника в территориальных рамках ранее существовавшего Алтайского заповедника.
В 1967 г. 24 марта Исполнительный Комитет Алтайского Краевого Совета депутатов трудящихся выносит решение об организации Алтайского заповедника, в котором говорится, что в целях сохранения уникального природного комплекса Телецкого озера и Прителецкой тайги, а также учитывая ходатайства краевого общества охраны природы и Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР Исполнительный Комитет краевого Совета депутатов трудящихся решил организовать Алтайский государственный заповедник и просить Совет Министров РСФСР решить вопрос об организации Алтайского государственного заповедника.
В этом же году Совет Министров РСФСР постановляет организовать Алтайский государственный заповедник. На Алтайский заповедник возлагается выполнение следующих основных задач:
- обеспечение охраны территории со всеми имеющимися на ней природными богатствами и соблюдение заповедного режима;
- проведение научно-исследовательской работы, соответствующей целям организации заповедника, а также содействие проведению этих научно-исследовательских работ в заповеднике другими организациями;
- содействие при подготовке научных кадров, проведению практики учащихся, а также развитию туризма в объеме и формах, не нарушающих режима заповедности;
- популяризация идей охраны природы и содействие развитию краеведческой работы (Летопись природы,1970).
В настоящее время Алтайский государственный природный заповедник является одним из наиболее крупных заповедников России (IV место в России по площади). Он включает в себя значительные по площади акватории и разнообразные ландшафты – от таежных низкогорий до альпийских высокогорий.
Общая площадь земель лесного фонда Алтайского заповедника на 01.01.2005 г. составляет 871206 гектаров. Из них: Турочакский район – 95315 гектаров, Улаганский район – 777552 гектаров, акватория Телецкого озера – 11757 гектаров, что составляет 9,4% всей территории Республики Алтай (Летопись природы, 2004).
Алтайский заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранения и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем Горного Алтая.
Миссионерство на берегах Телецкого озера. Данные из книги «Апостолы Алтая».
Описывая алтайских инородцев, их быт и нравы, В.И.Вербицкий среди присущих им черт отметил и то, что эти дети природы были «легковерны ко всякой лжи; робки и суеверны». К тому же, были они гостеприимны и радушны. Поэтому, когда появились здесь люди, несущие с собой другую, Христову, веру встретили их алтайцы с тем же дружелюбием, с каким всегда встречали людей, уставших после долгой дороги.
Добрые и жалостливые по сути своей, алтайцы, услышав от миссионеров о страданиях Христа, не могли не проникнуться к нему участием и любовью.
Отрывок из книги «Апостолы Алтая».
«В этот день отец Лев был с утра как-то особенно грустен и нервен, глаза носили следы слез, эти милые славные глаза…
Народу наехало к нам очень много и, по обычаю, на проповедь собрались на воздухе, около палатки… Сперва он просто и кратко рассказал про Спасителя, начиная с Его рождения, понятно и ясно, а потом стал говорить о чудесах…
- «И пришел к Нему один человек знатный и богатый, звали его Иаир; у него была единственная дочь, и он любил ее, как и вы любите своих детей! Это был чудный, ласковый ребенок, с душой чистою, как белые облака, с глазами такими-же синими, как небо; а для отца в ней было все: и жизнь, и свет, и счастье!.. И как ему было не идти к Спасителю, как не просить, когда его дитя умирало, умирало в расцвете сил и красоты?! Он шел к Христу в смертной тоске, он верил, что Один Он может ее исцелить, если успеет.
- «Господи, войди в дом мой: мое дитя умирает».
- «И сколько отчаяния было в его голосе! Он – гордый богач – упал на колени и склонился до земли перед Спасителем, умоляя его за своего дитя».
- «Но было уже поздно; слуги печально пробирались к нему со скорбною вестью: «Не утруждай Учителя: она умерла.».
- «Смертная мука овладела отцом : «умерла!..умерла!» он смотрел, ничего не видя перед собою, а на него сострадательно и нежно смотрели дивные глаза с прекрасного лица Учителя.
- «Не бойся!»
И тонкая рука легла ему на плечо.
- «Не бойся, только веруй, и спасена будет!»…
- «Он услышал это, как сквозь сон, и машинально двинулся туда, к своему дому. Вслед за Христом пошла вся толпа под жарким солнцем, ослепительно заливавшим лучами городские дома и светлую поразительно прекрасную фигуру Христа, Его дивную голову с золотистыми волосами, мягкими волнами лежавшими по плечам.
- «Спасена будет! Но, ведь она умерла?!
И сомнение крадется в скорбящую душу отца, он потерял веру в Пророка; Пророк не нужен ему: ведь, она умерла!
- «А Тот, Кто сказал, что она будет спасена, был уже в доме…
- «Тихо…В большой горниц за дверями плач и стоны родных, а на мягком ложе – она, его девочка, так и умерла, смотря в окно; черные волосы кольцами завились над мертвенно-бледным лбом, губки словно что-то шептали, полураскрылись, а глаза сжались навеки; холодная лежала она вся, его жизнь и счастье!.. Тихо и отчаянно рыдает жена, тени от занавесок ложатся на пол и заслоняют яркий свет, но и в полутьме ясна светлая фигура Учителя.
- «Не плачьте: она спит!»
- «И невольно горькая улыбка легла на губы отца: «холодная, безжизненная… нет, Учитель ободрить желает!»…
- «Выйдите все! – ясно и отчетливо говорит Он.
- «И посторонние уходят, улыбаясь над Ним, а Он склоняется к девочке, берет ее холодную руку с начинающими темнеть ногтями и говорит:
- «Девица, встань!»…
- «Властно и просто – два коротких слова.
- «Что это? Безумный крик отца, полный захватывающего дух ликования: из-под ресниц ее глаза, синие, глубокие, чистые смотрели в глаза Учителя, и столько было в этих глазах, благодарности и любви!!.
- «Господи!!»
- « И снова бьется у ног Христа гордая голова Иара: !Господи, будь Ты благословен… будь благословен, Спаситель!»…
И отец Лев затихает, закрыв глаза и невольно отдаваясь впечатлению сцены воскрешения.
Тихо сидят инородцы, задумчиво покуривая свои трубки… а она снова начинает говорить, уча их, увлекаясь, опять рисует картины того времени, когда Христос был на земле».
Так мирно и постепенно входило в быт алтайцев христианство, которое когда-то внедрялось на Руси огнем и мечом.
Недалеко от устья Чулышмана в середине XIX в. был основан мужской монастырь, находившийся под опекой Алтайской Миссии, учрежденной по указу Святейшего Синода от 1828г.
Материалы из фондов Миссии свидетельствует о том, что алтайские миссионеры не только преподавали Божественное Евангелие людям, еще не познавшим Христа, и тысячи язычников привели к православной вере, не только устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, но создали письменность для народов Алтая, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев и т.д., и благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая, содействовали становлению их национальной культуры. Следует сказать, что все первое поколение алтайской интеллигенции – учителя, врачи, писатели, художники были исключительно воспитанниками миссионерских школ или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской Духовной Миссии.
Среди них и первый миссионер-алтаец Михаил Чевалков, активно участвовавший в создании алтайской письменности.
Азы грамотности познал в миссионерской школе первый профессиональный художник Горного Алтая Чорос-Гуркин.
Одним из самых трудных миссионерских маршрутов был путь по Телецкому озеру. Священник Михаил Тырмаков описывал так: «Плавание по Телецкому озеру в зимнее время есть своего рода подвиг, требующий немалой доли отваги, так как кроме опасности утонуть, здесь возможно замерзнуть или умереть от голода по расходовании провизии, если не перестает непогода, продолжающаяся иногда до 30 дней. Мучительны и опасны плавания в конце февраля и в начале марта, потому, что не успевает озеро утихнуть, как начинает застывать… За невозможностью свободно двигаться вперед бывает, что замерзнет лодка, не доходя до берега…» Так что пословица «Кто в море не бывал – тот богу не молился», - верна и для Телецкого озера.
Алтайская Духовная Миссия возглавлялась такими выдающимися миссионерами, проваславленными в лике святых Русской Православной Церковью, как преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский).
Второй Макарий (Невский) прослужил на Алтае 36 лет. До своей кончины оставался он духовным попечителем Алтайской Миссии, был замечательным проповедником, крупным духовным писателем и переводчиком, названный современниками, как и преподобный Макарий (Глухарев), апостолом Алтая и патриархом алтайских миссионеров.
Окончив курс Тобольской семинарии, молодым священником вступил он в 1855 г. в состав Алтайской миссии. В 1857 г. его отправили на испытание в Чулышманскую долину, где намечалось устройство Чулышманского Благовещенского мужского монастыря. 16 марта 1861 г. он принял монашество и сменил мирское имя Михаила Андреевича Парвицкого-Невского на имя, которое носил основатель Алтайской Миссии архимандрит Макарий (Глухарев), в честь преподобного Макария Великого. В 1864 г. иеромонах Макарий был утвержден в должности наместника Чулышманского Благовещенского монастыря.
Чулышманский Благовещенский мужской монастырь был основан Алтайской Духовной Миссией с целью создать в этой глухой, населенной исключительно инородцами местности, форпост Православия, духовный центр, откуда можно было бы распространять христианскую веру среди язычников юга Западной Сибири и Монголии.
При монастыре в 1888 г. была построена церковь на средства монастыря и частных благотворительных лиц. Освящал ее в 1889 г. бывший наместник монастыря, возглавлявший с 1883 г. Миссию в сане епископа Бийского, преосвященный Макарий. Церковь была «зданием деревянная, на каменном фундаменте, общита тесом внутри и снаружи окрашена масляною краскою. Престол в ней один, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Утварью недостаточна».
В монастыре было два 4-х комнатных дома для «братии монастыря». Дом с 5-ю комнатами и мезонином служил помещением для трапезной. И еще было 3 избы с сенями «для помещения братии». Довершали этот небогатый пейзаж амбар, кладовая и 2 бани.
Земли при монастыре, в 3-х километрах от него, был приют, обустроенный в 1904г. матушкой Магдалиной. Там под присмотром начальницы с помощницей-монахиней, учительницы и двух послушниц воспитывалось 13 девочек-инородок.
Монастырь дал приют и воспитал в христианских правилах первые семьи язычников. Главным условием жизни на плодородных монастырских землях для алтайцев был отказ от язычества и принятие Крещения.
Монастырская школа, первая в Чулышманской долине, послужила началу просвещения в этой местности. История Чулышманского монастыря трагически обрывается во время революционных событий в Горном Алтае. В 1918 г. его было приказано закрыть.
Когда в 1920 г. в Майминском районе (пос.Лисичкин) была создана коммуна «Свободный труд» то на ее просьбу о выделении земли уездной и волостной земельные комитеты предложили на выбор Кызыл-Озек и Чулышман. Коммунары выбрали Чулышман, и уже в июне 1920 г. первая группа коммунаров отправилась в Чулышманскую долину – принимать хозяйство монастыря. Тут необходимо заметить, что сам монастырь к тому времени еще не был окончательно ликвидирован, и монахи по-прежнему жили при нем. К осени перегнали скот, перевезли сельхозмашины и инвентарь. Отсеялись и убрали первый коммунарский урожай. Но осенью 1921 г. активизировали свою деятельность бандиты, они откровенно грабили жителей Чулышманской долины. Коммунары создали свой вооруженный отряд, но силы все-таки были неравными. В ночь с 19 на 20 декабря 1921 г. коммуна «Свободный труд»была разгромлена бандитами. На месте гибели 11 коммунаров установлен памятник.
Но то суровое время, его суровые законы и беззаконие следов захоронения убиенных монахов не оставили. Сохранилась только могила матушки Магдалины (Марии Чевалковой – дочери первого миссионера-алтайца Михаила Чевалкова), почившей в этой земле после многотрудного служения людям и Богу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.