Доклад по теме: "Легендарные растения Алтая. Легенды о созвездиях".

  • doc
  • 15.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Легендарные растения Алтая..doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

 

 

Доклад по теме:

 

"Легендарные растения 
Алтая.
Легенды о 
созвездиях"

 

 

Подготовила:

Карманова Татьяна Александровна

 

 

 

 

2020г


Содержание.

1.                   Легендарные растения Алтая.

2.                   Легенды о созвездиях.

 

  1. Легендарные растения Алтая. Материал из книги Н.Ф.Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях».

Увлечение китайцев, эмблема «пламенной любви» – пион.

Пион представляет собой как по красоте своего замечательно крупного, ярко-окрашенного цветка, так и по красоте своих изяшных вырезных листьев одно из самых красивых наших садовых растений.

В былые времена, когда в наших богатых помещичьих усадьбах обращали особое внимание на отделку цветников в парках, пион был одним из главных их украшением. Научное свое название «paeonia», по одним сведениям, этот цветок получил от фракийской местности Пеонии, где один из его видов рос в древности в диком состоянии.

Греческое же сказание добавляет, что Пеон получил чудесно излечившее Плутона растение с горы Олимпа, из рук матери Апполона, и что он приказал было тайно умертвить Пеона, но что Плутон, в благодарность за оказанную ему помощь, не дал ему погибнуть, а превратил его в пион, который с тех пор и стал носить его имя.

Китайское сказание.

Жил был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он не разводил. Было у него и белые, как лебеди, и бланжевые, как солнечный заход, были темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые, были с гладкими лепестками и с завитыми, и душистые, и не пахучие… И любовался он ими  с утра до вечера, с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император.

Но вот однажды проходил мимо сада Чанг-Эй, сын одного знатного мандарина, со своими товарищами, большой грубиян и шелопай. Увидев пионы, он бросился на них с палкой и начал их сшибать и топтать ногами. Старик Хо-Чи умолял его и плакал, прося оставить его цветы в покое, но шелопай не слушал и продолжал ломать их и калечить. Тогда, выйдя наконец из терпения, старик собрал все свои силы, напал в свою очередь на него и, больно исколотив, выгнал из сада.

Исправить однако попорченное было уже чересчур трудно: цветы были побиты, потоптаны, растения поломаны. Оставалось только ждать, чтобы само время поправило их. И старик сидел и заливался горькими слезами.

Как вдруг откуда не возьмись появилась прелестная молодая девушка. Она подошла к нему и спросила: «О чем, старичок, ты так горько плачешь? Не плачь, -предки мои оставили мне дар оживлять все умершее; принеси мне только немного воды».

Обрадовнный старик бросился – было за водой, но дорогой, усомнившись, обернулся. И, о чудо! Девушка уже исчезла, но все цветы его ожили и сделались даже в сто раз прекраснее: простые превратились в махровые, одноцветные в пестрые. На одном кусте были цветы всевозможных сортов и краски их блестели ни с чем несравнимой яркостью.

Слух о таком чуде не замедлил распространиться по всей стране, и отовсюду стал стекаться к старику народ, чтобы полюбоваться его так чудесно воскресшими цветами… Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой удачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и решил во что бы то ни стало отомстить. Старика схватили, бросили в тюрьму, приговорили к смертной казни и назначили даже самый день ее исполнения.

А тем временем Чанг-Эй, напившись пьяне, отправился  опять со своими товарищами в сад старика и принялся-было снова топтать и ломать его чудесные цветы. Но тут вдруг  поднялся сильный ветер; при его порывах все пионы приподнялись и превратились в прелестных молодых девушек, одетых в столь же блестящие платья, как лепестки самых красивых из цветков, и одна из них, обратившись к своим подругам, сказала: Мы все сестры цветов. Враги так усердно ухаживающего за своими пионами Хо-Чи – наши враги. Соберемте силы и вступимте с ними в борьбу!».

Тут широкие рукава их платьев замахали, сами платья заколыхались и заколебались, и разразился такой страшный ураган, что небо сделалось черно, как чернила, и яркий день превратился в самую глубокую ночь. Подхваченные ветром, товарищи Чанг-Эя ударялись о стволы деревьев, кололись их колючками, шипами и хлестались с такой силой их сучьями и ветвями, что остались еле живы, а сам Чанг-Эй, подброшенный на громадную высоту, упав в ров с навозом, так сильно разшибся, ударившись о землю, что тут же испустил дух.

Узнав об этом, верховный судья пришел в страшный испуг; он отменил тотчас же смертную казнь, простил старика и отдал строгий приказ: «не сметь никогда дотрагиваться ни до одного из цветов в его саду».

Итак, Хо-Чи продолжает мирно жить, ухаживая со своими цветами и благословляя память спасшей его от смерти и воскресший его цветы чудной богини. Волосы его из седых сделались опять черными, морщины исчезли, а лицо его сделались свежо и молодо, как в отдаленные дни его юности.

И вот однажды, когда он любовался только-что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание, и раздались дивные, никогда не слыханные им,. Божественные звуки… И, подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, предшествуемую непорочными белыми аистами и лазореваго цвета фениксом, опускающуюся на розовом облаке. «Хо-Чи, - сказала она ему – ты достиг полного совершенства; Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в Свои небесные сады; следуй за мной!..».

  Хо-Чи вступил на облако и вознесся медленно на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил. И с облака раздался голос:

«Тот, кто любит цветы и охраняет их – увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходиться с ними дурно и уничтожает их – будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!».

Затем облако исчезло среди других облаков, и в воздухе почувствовалось как бы дуновение легкого зефира. И с тех пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшагося живым на небо, а место, где был его сад – садом «сто цветов».

 

Цветок богини весны Остары и излияния сердец – ландыш.

Что может быть проще в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фосфора, колокольчиков на длинном стебельке и пара светло-зеленых листьев – вот и все; а между тем как это красиво, как изящно! Особенно же красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леска, окруженный массой ярко-зеленой листвы.

Как гласит одно сказание: «Было время и время очень давнее, когда ландыш был посвящен у древних германцев богине Остаре – богине восходящего солнца, лучезарной зари и провозвестниц весны.

В честь ее на Пасхе зажигались костры и устраивались празднества, на которых все молодые девушки и парни украшали себя цветами ландыша, как цветами любви и счастья. Праздник этот продолжался, пока  держались ландыши, а затем, когда цветы увядали, их бросали в костры и жгли, как приятную богине Остаре жертву».

А в Англии в Суссексе сложилось интересное предание о бое св.Ленарда, одного из сподвижников Хлодвига, обратившегося в христианство, в битве при Толбиаке со страшным драконом Син.

Три дня, день и ночь, Св.Леонард неустанно боролся с ним, теряя иногда совсем силы и надежду справиться. Но, наконец, с помощью Божьей, на четвертый увидел с удовольствием, как страшное чудище, влача свой длинный хвост, исчезло в глубине лесов, чтобы более оттуда никогда не появляться. Это была победа христианства над языческой поганью.

Борьба эта обошлась св.Леонарду не даром: его руки и тело были жестоко изранены клыками и когтями дракона, и на местах борьбы можно было видеть следы истекшей из его ран крови.

Но Господь отметил эти пятна пролитой святителем крови и освятил их, вырастив на их месте цветы непорочности и святости – ландыши.

Благочестивые странники и теперь встречают эти, окрашенные в белое, следы боя всюду в окружающем лесу и те, которые внимательно прислушиваются, могут, как говорят, даже слышать, как снежно-белые колокольчики ландышей звонят победный гимн.

 

 2. Легенды о созвездиях.

    На основе наблюдений за движением звезд и созвездий богатое воображение древних людей создало невероятные истории о том, как появились звезды на небе. Поведение на небе связывалось с поведением людей на земле, но с той лишь разницей, что в прошлом звезды были людьми с необычайными способностями и отличались либо красотой, либо богатырской силой, либо каким-то даром и умением. Они могли «попасть» на небо, получив бессмертность и оставаясь там навсегда в облике звезд, в результате награды богов или их проклятия.

Все небесные светила и созвездия  у алтайцев имеют свои названия и находят свои объяснения и толкования в героических сказаниях. По представлениям алтайцев, достойный герой – эпический герой – не умирает, а превращается в звезду, улетает на небо, и там продолжает свою вторую бессмертную жизнь. Вместе со своей женой, обратившись звездой, поднялся на небо и Когюдей. Большая Медведица, Полярная звезда, созвездие Ориона – это, соответственно, Семь Каанов, Алтын Казык, Ÿч-Мыйгак. Это героическое сказание алтайцев, «записанное» на небе. Это память и напоминание о героях и богатырях, о борьбе добра и зла, о верности и любви, - книга, которую каждый может прочитать, когда захочет: стоит только оглянуться вокруг да посмотреть на небо.

Но стали звездами они

На небосводе не одни.

Гляди – семь звезд сияет в ряд,

То – Семь Каанов, говорят,

Семь одинаковых мужей,

Семь молодых богатырей,

И каждый – с виду Когюдей –

Они на  свадьбу, говорят,

По небу вечному спешат,

Спешат могучие туда,

Где светит вечной красотой,

Стоит Алтын Казык звезда –

Невеста, ставшая звездой.

Еще в народе говорят,

Что в глубине небес горят,

Три Маралухи – Юч-Мыйгак.

 

Чуть выше из, всегда красна,

Пробившая небесный мрак,

Звезда еще одна видна.

И это, люди говорят,

Алыпа славного стрела,

Что много-много лет назад

Каану душу прервала,

Стрелою той пронзить пришлось

Одну из маралух насквозь.

Алыпа славного добро –

Все золото и серебро,

В земле Алтая, говорят,

Алыпом выращенный скот,

Тучнея, до сих пор живет

В полях Алтая, говорят.

(Алтайские героические сказания, 1983).

Однако в алтайском фольклоре существует разные версии возникновения того или иного названия звезд или созвездий. Созвездие Орион возникло, когда, спасаясь, «от погони Когульдея, три самки марала заскочили на небо и там остались и стоят рядом. После такого подвига земные сестры их   не умирают на земле, а, пришедши в старость, живыми переселяются к богам на небо. Поэтому, уверяют алтайцы, ни один человек никогда не видел ни костей, ни трупа умершей самки марала» (Потапов, 2001). В сказке «Семь Каанов» братья, наделенные от рождения чудесными способностями, став правителями края, предстают вовсе не героями. Добившись богатства и власти, они начинают разорять земли, воевать, убивать ни в чем неповинных людей. Тогда бог Юч-Курбустан, разгневавшись, проклинает их и навсегда удаляет с земли, превращая в созвездие.