Тема: «Применение различных видов кластеров на уроках информатики как один из способов формирования общих компетенций обучающихся»
Выполнил: преподаватель КГБ ПОУ КСМТ
Шерстюк Н.Е.
Вид: классический кластер
В начале урока, на этапе актуализации знаний, преподаватель записывает в центре доски тему (ключевое слово) и просит обучающихся сделать запись в тетради, подумать и записать вокруг данного слова все, что приходит на ум в связи с темой прошлого урока «Программное обеспечение ПК». Через несколько минут можно предложить обучающимся обменяться своими работами в парах, затем записать результат на доске.
Диагностика
Вид: Бумажный кластер
В таком случае, например, обучающиеся получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают и располагают их (Например, тема урока «Алгоритмы и способы их описания»). Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение преподавателя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей преподавателя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для обучающихся.
АЛГОРИТМ
неформальный
формальный
исполнитель
циклический
разветвляющийся
линейный
виды алгоритмов
Текстовое сообщение
Блок- схема
программа
запись алгоритма
Вид: кластер с нумерацией слов
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае ,когда необходимо определить последовательность событий. Например, тема урока «Компьютерная сеть как средство массовой информации», где необходимо выписать этапы создания Интернета. Кластер с нумерацией слов может составляться коллективно: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем обучающиеся пользуясь учебником выписывают информацию. Когда вся последовательность записана, обучающиеся приступают к обсуждению каждого этапа. Также можно поступить по другому, выписать на доске все составляющие кластера, а обучающимся необходимо будет составить в правильной хронологической последовательности этапы создания Интернета.
Этапы создания Интернета
III. 1981-1990 гг.
IV. 1991 – 2000 гг.
V. 2001- 2010 гг.
II. 1971 – 1980 гг.
I. 1961 – 1970 гг.
Вид: Арт-кластер
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой обучающиеся наклеивают или подписывают составляющие ее компоненты. Например, тема «Архитектура ПК». В середине листа наклеивается картинка с изображением системного блока. Обучающиеся должны подписать состав системного блока, затем по кластеру рассказать из чего состоит системный блок.
Вид: обратный кластер
Данный вид кластера используется на стадии вызова для привлечения интереса у обучающихся, их активизации и определения темы урока. Также может применяться на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, подведения итогов) Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, для определения темы урока «Компьютерные сети», может применяться следующий кластер:
????????????
Локальные
Отдалённые
Одноранговые
Международные
Региональные
Многоранговые
Вид: групповой кластер
Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Составляется лекция, например на тему «Машинные системы счисления», необходимо выписать краткую характеристику каждой СС. Одна группа составляет кластер «Двоичная СС», вторая – «Восьмеричная СС», третья – «Шестнадцатеричная СС». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа обсуждает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру – на усмотрение преподавателя), остальные помогают, дополняют, затем записывают.
Формирование компетенций с помощью приёма «кластер»:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.