Доклад на тему:
«Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках в начальных классах».
Учитель
начальных классов
Худзиева Т.Л.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5личностно-ориентированное обучение,
6.игровые технологии
7.информационно-коммуникационные технологии
8.нравственная технология
9.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов.Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Информационные технологии на уроках в начальной школе я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.
«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Исходя из вышесказанного, я решила изучить данный вопрос и внедрить принципы этого обучения на практике.
Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.
Задачи:
1.Изучить принципы личностно-ориентированного подхода в обучении;
2.Направить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно-ориентированного образования с использованием эффективных методов и приемов;
3.Создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода.
Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;
- реализация детского творчества;
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель - эксперт, консультант.
Основные принципы личностно ориентированного подхода:
- самоактуализации
- индивидуальности
- субъектности
- выбора
- творчества и успеха
- доверия и поддержки
Используемые методы:
- Диалога
- Игровые
- Рефлексивные
- Пед.поддержки
- Диагностические
Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные.
2. Репродуктивные.
3. Исследовательские:
а) частично-поисковый;
б) поисковый;
в) проблемный.
Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация:
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих);
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью
Обучение в начальной школе уже носит личностно ориентированную направленность.
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно – ориентированного обучения.
Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Мне, например, дети часто говорят, что им тогда всё понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. Как его сформировать?
В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в познавательную учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку. Мудрая Сова ежедневно напоминает ребятам: «Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?». Элемент соревнования - «Чей ряд быстрее выполнит задание Мудрой Совы?» - активизирует детей, они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку. Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно по порядку: книги, ручку и тетрадки?».
Как и многие учителя, использую для приветствия стишки, направленные на самоорганизацию детей и эмоциональный настрой, повторяемые хором:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
Для подготовки детей к письму использую стихи-правила:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Организационный момент стараюсь проводить в нетрадиционной форме. Помогают в этом девизы и высказывания. Необходимо обязательно побеседовать с детьми о том, как они понимают эти слова, какой вкладывают в них смысл.
- Улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Она позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда начнем работать!
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения.
Не давать тему урока в готовом виде, а подвести к ней через неожиданное открытие, разгадывание кроссворда.
Следующий компонент ЛОО - использование наглядности на уроках.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Все поощрения классифицируются по средствам выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки.
Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение урока учитель называет имена, наиболее активных детей).
Материализованные: различные наклейки, медальки за активный труд на уроке и т. п.; благодарность в дневнике, лучшая обложка на тетрадь, мини-открытки со словами «Спасибо за труд, у тебя всё получится, будь внимателен, всё получится».
Деятельностные: познавательная игра («Найди закономерность и продолжи», «Расшифруй слово», « Раскрась») и более сложные задания.
В практике своей работы я использую еще одну форму обучения, которая привлекает младших школьников - это групповая работа. Групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников. По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.
Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Групповые технологии (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.
Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию приносит удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям.
Использование современных педагогических технологий в специальной коррекционной школе способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.