Доклад по теме «Создание условий для творческой деятельности на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Доклад по теме «Создание условий для творческой деятельности на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
docx
16.08.2023
Доклад по теме «Создание условий для творческой деятельности  на уроках в начальной школе»
Создание условий для творческой деятельности на уроках в начальной школе.docx

 

Доклад по теме

«Создание условий для творческой деятельности

на уроках в начальной школе»

 

 

Рыбакова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

                                                          МБОУ  ЯСШ №1,

Ярцевского района Смоленской обл.

 

 

 

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности - творческого мышления и воображения, памяти, внимания.

-задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично - поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а за тем и к творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

-система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Кроме этого в работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие проблемы: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру.

По утверждению психолога Л. С. Выготского, творчество - это норма детского развития.

Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образом ( пассивно - подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них ( активно - подражательная деятельность) и наконец может создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это должен учитывать учитель.

Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.

Почему бы это не использовать в учебном процессе?

Традиционная школьная методика предлагает ребенку довольно «гладкую дорожку» в обучении. Изучили новый материал, потренировались, опять повторили, а вот для развития творчества и творческих способностей почти не отводится времени.

В чем причины? Причин несколько:

Во – первых, невозможность учителя начальных классов проводить индивидуальную работу, в частности со способными детьми, по известной причине – большой наполняемости классов, где слабо успевающие дети требуют к себе гораздо большего внимания,

во-вторых, недостаточная методическая база учителя начальных классов, также нуждающаяся в существенном преобразовании,

в - третьих, отсутствие материальных стимулов и видимых перспектив на их улучшение.

Здесь же хочу заметить, что неверно на мой взгляд, общепринятое в учительской среде мнение, что со способными детьми легче работать. Если об этом судить с точки зрения существующей методики обучения, тогда да. Они быстрее усваивают материал, лучше выполняют задания. С ними легко и приятно работать на фоне скажем, остальной (большей) части класса. Но именно эти условия замедляют их творческие возможности, притормаживают раскрытие их индивидуальных способностей, т. к. усилия учителя направлены на весь класс, а способные дети растворяются в общем фоне.

Стало быть, раскрыть творческие и умственные способности детей может измененный подход к обучению детей.

Основным средством достижения этой цели, на мой взгляд, является учебник литературного чтения по программе Л. В. Занкова

На уроках литературного чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся маленькими поэтами и писателями; способными выражать в слове свои впечатления, переживания.

Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Произведения, представленные в учебниках литературного чтения, компонуются в главы не по общей теме, а по главной идее, которая красной линией проходит через все произведения, собранные в этой главе. В одну главу объединяются произведения абсолютно разные по жанрам и тематике. Например, в учебнике 3-ого класса ребята знакомятся с главой « Такой незнакомый знакомый мир». Главная идея произведений подобранных в этой главе, - умение видеть прекрасное, необычное в обыденном, привычном. Детям интересно работать, потому что все произведения не похожи друг на друга, но их объединяет главная идея. Здесь представлены и японские хокку, и стихи русских поэтов, и рассказы, и сказки.

При чтении и анализе различных текстов учу учеников определять жанр произведения, узнавать приемы, которыми пользовался автор при его создании. Детям уже известны сравнение, олицетворение, контраст. Очень важно, что эти приемы они стараются использовать при написании своих сочинений, сказок, стихов. Также ребята уже знакомы с некоторыми средствами выразительности языка, такими, как метафора, эпитет, учатся различать их и применять в своих творческих работах.

Учебник строит работу с такими текстами таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ребенок всегда еще один герой рассматриваемого текста, находящегося в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний с теми реализациями, которые он обнаруживает в тексте.

Эта ориентация учебника на социальный и психологический опыт ребенка осуществляется в тех вопросах к текстам, которые предполагают школьнику сравнивать себя с героями произведения. Подобные вопросы заданы ко многим текстам в учебнике.

Заручившись доверием ребенка, который выступает в учебнике не просто в роли пассивного читателя, но и соавтора, соучастника, учебник большое количество заданий адресует фантазии ребенка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, разыграть по ролям и т. д. Такие задания нацелены на то, чтобы воспитывать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Я считаю, особую ценность для развития творческих способностей представляют задания, размещенные в каждом учебнике. «Выдвини версию (можно сказочную):

Почему тигр полосатый?

Откуда у кенгуру сумка?

Почему не летает птица курица?,

Попробуй придумать легенду о происхождении ромашки, незабудки, анютиных глазок.

Сопоставь мысли двух персонажей по одному и тому же поводу: хозяин и пес на прогулке, попугай в клетке и мальчик, рыба в пруду и рыбак и другие.

Задания такого характера даются часто, то ребята представляют себя каким-то несуществующим животным, то мягким креслом, то пепельницей.

Очень интересно в этих работах просматривается воображение и фантазия каждого ребенка.

С первого класса учебник начинает формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Подчеркивается способность поэта помочь читателю обнаружить красоту и смысл в обыденном. При этом происходит начальное практическое ознакомление учеников с ритмом и рифмой в форме нахождения рифмующихся слов, проговаривание и прохлопывание ритма, сочинение рифмовок и первых четверостиший.

Я думаю, эта работа стала важным направлением в деятельности моих учеников. Они стали с большим желанием приносить свои первые стихи, пусть детские, наивные, порой нескладные, но это было только начало, их первые шаги в творчестве.

Такой вид работы, направленный на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные возможности, в самое серьезное к себе отношение, сработал.

Большую роль в развитии ребенка его первых способностей, играет эмоционально насыщенный дидактический материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи фразеологизмы - все это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус и побуждать к творчеству.

В учебнике по литературному чтению ведется целенаправленная работа над загадками. Загадка, по словам К. Д.Ушинского, « доставляет уму ребенка полезные упражнения».

1.(Ушинский К. Д. Родное слово - М, 1949г.)

Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Так как они являются метафорами или построены на основе сравнения, следовательно они развивают творческое, образное видение предмета и учат составлять собственные загадки.

В своей работе на уроках чтения я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребенка. Для меня важно все: интонация, мимика, жесты, выражение глаз. Ведь по эмоциональным откликам на события, факты мы может судить о потребностях, интересах, пристрастиях наших детей. На уроках литературного чтения нужно использовать чистоговорки и скороговорки. После проведенной работы над ними, необходимо давать творческие задания:

·  Прочитай эту скороговорку с повествовательной, вопросительной интонацией делая логическое ударение на другое слово;

·  Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду.

·  Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по – разному.

Знакомясь с педагогическим наследием В. А. Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: « Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества - верная дорога к сердцу ребенка».

Страна сказки - удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочном мире.

В. А. Сухомлинский любил повторять, что « Сказка - это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений». На уроках литературного чтения мы с ребятами не только изучаем законы построения и функционирования сказки, но и пытаемся сочинять свои.

Сочинение сказок благоприятно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.

Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений, превращений и действий в сказочном мире. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Поэтому сочинение сказки требует от детей строить повествование « по законам» волшебной сказки, правильно выражать свои мысли, совершенствовать написанное и т. д. Кроме того, ученики должны уметь найти необычного сказочного героя, развить, сказочный сюжет, наполнить его удивительными событиями, используя « сказочные» языковые средства.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста, потому что является наиболее доступным и привычным.

В самом учебнике литературного чтения предлагаются темы устных и письменных сочинений, связанные либо с изучаемыми текстами, либо с рассматриваемыми проблемами.

Многие видные педагоги рассматривали сочинение как форму самовыражения, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями.

Вот как определяет этот термин профессор М. Р. Львов: «Самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений».

Хочется продолжить цитату: «Школьное сочинение - учебная работа, упражнение в развитии речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности ребенка, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле школьное сочинение - творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника».

Различие методики развивающего обучения и традиционной методики в высшей степени ясно выступает по сопоставлению работы по написанию сочинений. В традиционной школе отношение к сочинениям достаточно одностороннее: они рассматриваются как объект обучения. Поэтому и методика работы с ними свелась к простому научению. Отсюда большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого его пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное. Сочинения поэтому, походят одно на другое. Они даже по количеству употребленных слов почти одинаковые.

Узкометодический подход к сочинению мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы, мысли и чувства. Именно эта специфика позволила многим виднейшим методистам и исследователям увидеть в детском сочинении, кроме действенного средства речевого развития, уникальное дидактическое средство: развития, воспитания, обучения школьников, развитие личности в целом, увидеть в нем диагностические возможности, позволяющие педагогу наблюдать за динамикой этого развития.

Наши дети - фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики. Сочинительство надо поощрять, поддерживать и развивать в школе вне зависимости от того, получится из ребенка литератор или нет.

В этой главе я не ставила целью рассказать обо всех видах творческих работ, которые есть в учебниках по литературному чтению, а остановилась на самым важных, на мой взгляд, поскольку именно с них я начала работу над развитием творческих способностей учащихся моего класса.

В заключении хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя.

Главное в детском творчестве - это огромная радость, которую оно несет учителю и ученику.

                                                                                      

               


 

Доклад по теме «Создание условий для творческой деятельности на уроках в начальной школе »

Доклад по теме «Создание условий для творческой деятельности на уроках в начальной школе »

Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени

Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени

Умение анализировать литературное произведение - умение творческое

Умение анализировать литературное произведение - умение творческое

Я считаю, особую ценность для развития творческих способностей представляют задания, размещенные в каждом учебнике

Я считаю, особую ценность для развития творческих способностей представляют задания, размещенные в каждом учебнике

Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки

Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста, потому что является наиболее доступным и привычным

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста, потому что является наиболее доступным и привычным

Наши дети - фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики

Наши дети - фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2023