Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦДО г. Владикавказа»
СП «Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
«Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»
(доклад на методобъединении)
Составитель:
Гасиева Татьяна Таймуразовна,
педагог дополнительного образования
Выступление на методобъединении по теме:
«Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»
Тема методического объединения «Личностно-ориентированный подход
в деятельности с дошкольниками. Проблемы, поиски, решения»
29.11.2022 г.
Цель: создание системы психолого – педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребёнком в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Задачи:
§ гуманистическая направленность содержания деятельности с дошкольниками;
§ обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
§ приоритет личностных отношений;
§ индивидуальный подход к ребёнку.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
В основе навыков активного слушания лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от позиции взрослого «над». Счастлив ребёнок в данный момент или нет, зависит и от психологического климата, в котором он находится и от эмоционального багажа, накопленного в детстве, и зависит это от стиля общения ребёнка и взрослого.
В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам взрослых.
Понимать потребности ребёнка, принимать их и отвечать им своими действиями значит активно слушать ребёнка в самом широком смысле.
Личностно - ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.
Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип деятельности — это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.
Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают следующие игры:
Игра “Комплименты”
Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева.
Обязательные условия:
обращение по имени;
сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А ты сегодня очень…” или “А у тебя сегодня …”.
Игры-ситуации
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
В процессе личностно - ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, помогаем ему формировать свою неповторимость.
Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника и на основе этого разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректируем свои дальнейшие действия для работы с ребенком.
Таким образом, принципиально важной стороной в технологии личностно-ориентированного взаимодействия является как позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, так и отношение к ребенку со стороны педагога.
Педагог в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе»
Каждый педагог вносит в развитие технологии личностно-ориентированного взаимодействия что-то свое, индивидуальное.
Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания технологии, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.
Поэтому можно считать, что каждая конкретная технология считается авторской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.