Доклад на тему: «Проектный метод в системе патриотического воспитания детей с ОВЗ»
Выполнила: Каракчеева А.В., воспитатель ГБОУ НСО «КШИ»
Г. Куйбышев 2023г.
Слайд 1
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине, а в настоящее время стало задачей государственной важности.
Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Слайд 2
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка отклонений, не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Но все же особенности детей с ОВЗ снижают продуктивность работы по направлению патриотического воспитания, поэтому с целью оптимизации процесса формирования патриотических чувств воспитательная работа была направлена на использование метода проекта. На сегодняшний день данная инновация приобрела популярность, т.к. использование проектного метода в воспитательной и коррекционной работе позволяет активизировать поисковую деятельность, формировать социальную адаптацию, развивать речевые и коммуникативные навыки, повысить личностную самооценку воспитанника. Применяя данную технологию в обучении детей с ОВЗ, мы используем различные принципы построения проектной деятельности (принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности и принцип наглядности). Мы учитываем не только структуру дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и пути взаимодействия с особенным ребенком, также индивидуальные задания и темп работы обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития. Реализация именно таких аспектов в проектном методе крайне важна, потому что моя работа заключается в воспитании детей с ОВЗ, а конкретно воспитанников со слуховой депривацией старшего школьного возраста.
Слайд 3
В качестве примера работы по воспитанию патриотических чувств с помощью проектной деятельности приведу опыт работы по проекту: «Наш дом- Россия». Над этим проектом мы с ребятами, а сейчас уже выпускниками работали с сентября прошлого года.
— Тип проекта: долгосрочный
— Вид проекта: исследовательски – творческий
— Срок исполнения: 1 год
— Участники проекта: обучающиеся10 класса
Слайд 4
Цель проекта: воспитать патриотов России, граждан обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Задачи проекта:
Образовательные:
• разработать систему мероприятий по патриотическому воспитанию, направленную на повышение дальнейшей социализации в обществе.
Коррекционно-развивающие:
• активизировать познавательную деятельность: умение наблюдать, слушать, вступать в диалог; расширить словарный запас; развить все возможные компоненты речи и коммуникативные навыки, побудить детей к совместной деятельности, разграничить творческие способности детей.
Воспитательные:
• воспитать в детях любовь и уважение к своему родному краю, к людям, замотивировать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Ожидаемый результат от проекта:
-приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
-развитие познавательной активности;
-усвоение необходимых знаний по теме «Наш дом – Россия!»;
-умение конструктивно заводить беседы и новые знакомства;
-развитие творческого потенциала и т.д.
Предварительная работа:
-подбор и разучивание текста песен о Родине, подбирается методическая, художественная литература, через которую дети получают знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
-изготовление поделок, иллюстративного материала.
-совместная работа с родителями при сборе информации о родном крае, семейные фото.
Слайд 5
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего школьного возраста организовывалась по принципам, которые я озвучивала в начале и состояла из следующих тематических блоков, которые были включены в программу внеурочной деятельности (Я гражданин. Моя школа. С семьи начинается Родина. Никто не забыт, ничто не забыто. Мой родной край).
Организация проектной деятельности происходила с учетом возрастных возможностей школьников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней школы проекты носят краткосрочный характер. У старшеклассников проекты исследовательские и носят долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогом и родителями собирали исторические факты и события.
Слайд 6
Работая над проектом была проведена следующая работа: изучение государственных символов России, создание патриотического уголка в группе, подбор дидактического материала. Проводились различные акции патриотической направленности: «Герои Сибири: 900 дней мужества», «Бессмертный полк», «Ветеран живёт рядом», «Письма солдату», просмотр тематических видеофильмов: «Их имена навеки в нашей памяти»
Слайд 7
Для формирования у детей чувство патриотизма и гордости, ценностного отношения к малой родине, к родной культуре; для развития становления личности, возрождения идеалов силы, мужества, красоты были организованы встречи с талантливыми, знаменитыми людьми (на фото встреча с мастером спорта России по волейболу Алексеем Петроченко - спортсмен с ОВЗ, и на День матери нашу школу посетила певица и участница шоу «Голос60+»-Лариса Соловьева). Ребята познакомились с биографией этих известных профессионалов и интересными фактами их жизни, для того чтобы эти люди стали для детей примером и стимулом для дальнейшего самостоятельного развития.
Слайд 8
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Данную работу мы реализовывали на внеурочных занятиях, устраивались круглые столы, беседы по теме: Мой родной край! Мы живем в Сибири! Мой город, поселок, деревня, село. Ребята собирали информацию о месте, где они родились и выросли и затем с помощью воспитателя переносили информацию на презентации, которые применили в нашем проекте «Наш дом-Россия».
Слайд 9
Декоративно – прикладное творчество является составной частью народного искусства.
Соприкосновение с декоративно – прикладным творчеством формирует у детей духовные потребности чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре. Дети каждый год участвуют в районной выставке прикладного и художественного творчества «Дети-цветы жизни», украшают класс к различным праздничным дням.
Слайд 10
Особый статус в патриотическом воспитании школьников имеют праздничные мероприятия, концерты: «День Учителя», «День матери», «8 Марта», «23 Февраля» и тд., на которых ребята с большим удовольствием и гордостью исполняют военные, патриотические песни (используя жестовое пение). На последнем фото, ребята участвовали в региональном конкурсе детского творчества «Утренняя звезда» в г. Новосибирске. Слайд 11
И самое значимое, яркое, эмоциональное событие осенью 2022 года стал Международный инклюзивный фестиваль национальных культур «Алтын Майдан – Алания» Ребята исполняли патриотические песни о своей Родине, о России. Посетили владикавказский военный госпиталь, в котором оказывают медицинскую помощь раненым и пострадавшим военнослужащим, участвующих в боевых действиях на территории Украины.
Также побывали в кармадонском ущелье, в котором погибла группа Сергея Бодрова, посетили ярмарку народного и прикладного творчества коллективов из различных регионов страны и др. Вернулись ребята очень воодушевленные, впечатленные проведенной работой (концерт длился не один день, каждый день был плодотворным, наполненным новыми знакомствами с различными национальными культурами и людьми). Все свои награды, эмоции и впечатления ребята приурочили в проект «Наш дом - Россия»
Слайд 12
Таким образом, использование проектного метода, а в нашем случае проект «Наш дом Россия» действительно повышает эффективность работы по патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ. В рамках данного метода можно активизировать уровень поисковой деятельности; повлиять на формирование мировоззрения и мироощущения; побудить детей к активно-действенному отношению к городу и его жителям. Проектная деятельность помогла научить детей обогащать и систематизировать новые факты, сведения, впечатления; активизировала речевые и коммуникативные навыки, развила эмоционально волевую сферу и творческие способности у детей с нарушением слуха. С помощью проекта повысилась эффективность воспитательной и коррекционно - развивающей работы в целом. Работая по развитию социальной интеграции патриотического воспитания у ребят появилась уверенность в своих силах. По завершению школы обучающиеся ГБОУ НСО «КШИ» выбрали профессии в соответствии со своими интересами и возможностями (Сельскохозяйственный техникум города Куйбышева, Куйбышевский политехнический колледж, Здвинский межрайонный аграрный лицей). Дети осознали, что они могут стать признанными в обществе, что меняет их отношение к себе и другим. Для детей со слуховой депривацией это огромное достижение в жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.