Доклад "Профессиональная компетентность учителя начальных классов"
Оценка 4.7

Доклад "Профессиональная компетентность учителя начальных классов"

Оценка 4.7
docx
30.12.2020
Доклад "Профессиональная компетентность учителя начальных классов"
Профессиональная компетентность учителя начальных классов.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

 

        Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

-                требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;

-                специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;

-                система педагогической культуры учителя

 

        С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

       

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

-                понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);

-                знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);

-                понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

      

Третье направление -  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

1.     Перцептивный компонент -  умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).

 

2.     Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.

 

3.     Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.

 

4.     Инновационный компонент -  потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

 

5.     Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

 

  Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

 

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

                                                  

Профессиональная компетентность учителя  - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта,  обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

1.     Общекультурный критерий.

2.     Общепрофессиональный критерий.

3.     Коммуникативный критерий.

4.     Личностный критерий.

5.     Критерий саморазвития и самообразования.

 

1.     Общекультурный критерий

 

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют  три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

-         общая образованность и широта кругозора;

-         информированность в области культурных новинок;

-         культура речи.

 

2.       Общепрофессиональный критерий

 

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

-         владение содержанием учебных дисциплин;

-         владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

-         знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

 

3.     Коммуникативный критерий

 

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

-         потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;

-         эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

-         доброжелательный и конструктивный стиль общения.

 

4.     Личностный критерий

 

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

-         профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

-         наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

-         наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.

 

5.       Критерий саморазвития и самообразования

 

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

-         самокритичность, требовательность к себе;

-         потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

-         исследовательский стиль деятельности

 

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности    учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.                                                                           

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

 

Экспресс-диагностика педагогических умений и компетенций

Выберите один из предложенных вариантов в каждом пункте.

1. Умение проектировать образовательный процесс, направленный на решение образовательных задач объединения по интересам.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

2. Умение реализовывать образовательную программу объединения по интересам, используя различные методы, формы, технологии.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

3. Умение оценивать свои достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании по результатам деятельности учащихся.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

4. Пополнение профессиональных знаний путем использования оригинальных источников, в том числе электронных.

а) постоянно;

б) иногда;

в) никогда.

5. Пополнение профессиональных знаний и умений путем участия в инновационной деятельности.

а) постоянно;

б) иногда;

в) никогда.

6. Создание условий для проявления учащимися социальных инициатив.

а) постоянно;

б) иногда;

в) никогда.

7. Умение бесконфликтно общаться с коллегами, учащимися, родителями.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

8. Способность включаться в совместную деятельность с коллегами.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

9. Создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности, самодеятельности, самооцениванию и взаимооцениванию.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

10. Использование возможностей информационных технологий в педагогическом процессе, в самообразовательной деятельности.

а) постоянно;

б) иногда;

в) никогда.

Подведение итогов: за каждый ответ а начислите себе 2 балла, за б -- 1 балл, в -- 0 баллов. Сумму набранных баллов разделите на 20. Соотнесите итоговое число со следующими данными:

1 -- 0,85 -- высокий уровень педагогических умений;

0,84 -- 0,65 -- хороший уровень педагогических умений;

0,64 -- 0,45 -- удовлетворительный уровень педагогических умений.


 

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов: 1

Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов: 1

Общепрофессиональный критерий

Общепрофессиональный критерий

Критерий саморазвития и самообразования

Критерий саморазвития и самообразования

Умение оценивать свои достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании по результатам деятельности учащихся

Умение оценивать свои достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании по результатам деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020