Доклад: «Работа с природным материалом»
«Образование только развивает
нравственные силы человека, но не даёт их:
даёт их человеку природа».
В. Г. Белинский
Поистине волшебным является мир природы. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней, формирования первых трудовых навыков .Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к природным дарам, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры.
В нашем детском саду работа с использованием природного материала проводится регулярно: на занятиях, в ходе режимных моментов, также проводятся выставки поделок, которые изготавливают родители совместно с детьми.
Много внимания мы уделяем работе с родителями. Стараемся, чтобы родители проводили, как можно больше времени со своими детьми. Привлекаем их к участию в различных выставках, часто проходящих в нашем детском саду. Мы очень благодарны родителям за их активное участие и стараемся каждого из них отметить грамотой или благодарностью. Совместными работами детей и родителей украшаются группы.
Работу с природным материалом мы проводим на таких занятиях, как рисование, аппликация, лепка, ознакомление с природой, что очень полезно, важно и увлекательно. Это помогает ребенку всесторонне развиваться, открывать и познавать окружающий мир.
Разная фактура природных материалов позволяет развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает работа с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера: формирует целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, требует определенных волевых усилий. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде очень важны для общего развития.
Дети знакомятся с разновидностью материалов, усваивают способы их обработки, приобретают изобразительные и технические навыки, используя для поделок кору, ветки, листву, шишки, траву, бересту, сучки. Природные материалы, которые мы используем для поделок, настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Мы собираем их не только на территории нашего детского сада, но и за его пределами. Приобретенные навыки и умения закрепляются в повседневной жизни. В процессе работы учитывается уровень знаний и практических умений детей. А также используется художественная литература. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
Создавая поделки и композиции из природного материала, мы знакомим ребят с многообразием природы, учим видеть новое в знакомом, осваивать разнообразные соединения деталей.
Работа с природным материалом удовлетворяет в детях исследовательскую потребность, пробуждает у них чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям видеть результат своего труда – готовую картину или поделку.
И закончить свое выступление я хочу словами известного французского философа Вольтера: «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.