Доклад
«Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ»
Учитель физкультуры Гейдарова Т.А.
2013-2014 учебный год
Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только медицинская и социальная, но и, конечно, воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов во многом зависит от их физического и психического здоровья.
Основной задачей школы-интерна – способствовать формированию социально-адаптированной личности посредством коррекционной и развивающей работы.
К нам поступают дети из неблагополучных семей, физически ослабленные, с повышенным уровнем тревожности, часто с глубокими психическими травмами. Перед педагогическими работниками стоит сложная задача их реабилитации и социальной адаптации.
Физическая культура расширяет адаптационные возможности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность повышает их функциональные возможности и способность противостоять негативным факторам окружающей среды, помогает устоять перед вредными привычками. Поэтому так остро стоит вопрос о необходимости совершенствования физкультурно-спортивной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, о поиске новых путей и методов ее осуществления, об организации целенаправленных педагогических действий. Цель этой работы - содействие оптимальному физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
Задачи:
-приобщение воспитанников к здоровому образу жизни;
-формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, потребности в самореализации;
-выработка у воспитанников устойчивого интереса к занятиям спортом;
-воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Основные направления работы:
-обеспечение каждому воспитаннику эмоциональной поддержки;
-организация сотрудничества со сверстниками из других специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. Взаимодействие с ними очень важно для значительного числа подростков и необходимо для их успешной социализации в будущем;
- выработка социальных и коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия и др. Спорт для воспитанников с овз - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где дети, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет им повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы.
Спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией.
В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Паралимпийское движение в России существует с 2001 г. Соревнования проводятся по программе специальной Олимпиады России. Основными целями проведения соревнований являются: пропаганда специального Олимпийского движения среди лиц с нарушением интеллекта, адаптация их к жизни в обществе посредством спорта, привлечение внимания и активизация деятельности государственных, общественных и других организаций по социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта.
В образовательном пространстве школы работа ведется через систему специальных оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнований, через пропаганду здорового образа жизни.
Каждый день в школе-интернате начинается с утренней зарядки; проводятся подвижные игры на свежем воздухе; соревнования по шашкам, дартсу, настольному теннису, лыжным гонкам, легкоатлетическому троеборью. Приятно видеть желание детей испытать свои силы в соревнованиях. Ежегодные соревнования по пионерболу среди воспитанников школы-интерната помогают не только узнать и понять друг друга, но и формируют у воспитанников представление о взаимопомощи, поддержке, коллективизме.
Спортивно-оздоровительная работа не ограничивается только рамками нашей специальной школы-интерната. Команда нашей школы принимает участие в областных мероприятиях ( «Фестиваль здоровья» в г.Жигулевске, областные соревнования по мини-футболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, легкоатлетическому троеборью) , с удовольствием и на равных соревнуются с воспитанниками других школ и на протяжении последних лет входит в пятерку сильнейших команд области среди коррекционных школ VII и VIII вида. Наши дети получают возможность почувствовать себя полноценными членами общества. Итогом этих встреч становится появление у воспитанников новых друзей, расширение знаний об окружающем мире.
Занятия физкультурой и спортом являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников школы, помогают им адаптироваться в современном обществе, положительно влияют на состояние организма, развивают творческий потенциал, способствуют развитию физических качеств, предоставляют возможность самореализации.
В целом, спорт – хорошая школа жизни, которая учит стремиться к победе и достойно проигрывать, проявлять позитивные эмоции и контролировать негативные, учит коммуникабельности, толерантности, взаимопомощи, доброте и отзывчивости, помогает подростку сформировать устойчивую и осознанную позицию, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни.
Эффективное использование занятий физкультурой и спортом, необходимое для гармоничного развития ребенка и его адаптации в социуме, невозможно без взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, их творческой активности и заинтересованности в судьбе каждого воспитанника. Результативность, спортивные достижения наших воспитанников - не самоцель; главное – их физическое развитие и здоровье, жизнь в гармонии с природой и обществом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.