Доклад: «Ритмическое воспитание».
Поскольку в живой, звучащей музыкальной ткани темп, размер и соотношение длятельностей неотрывны, постольку процесс ритмического воспитания всех этих элементов должен развиваться во взаимодействии. Вместе каждый из названных компонентов может быть вычленен с целью его специальной тренировки.
Чувство темпа – способность длительно сохранять в памяти раз установленный темп музыкального произведения, не ускоряя и не замедляя его. Оно включает также способность восстанавливать исходный (первоначальный) темп после временной его смены в конкретном музыкальном произведении.
Чувство размера – можно рассматривать как единство нескольких сторон: с одной стороны оно связано с темпом, а с другой стороны – оно связано с соотношениями длительностей, а также с высотными соотношениями музыкальных звуков, с ладом.
Чувство соотношения длительностей – опирается на чувство доли такта и размера. На уроках сольфеджио следует требовать от учащихся точного соблюдения избранного темпа при интонировании. Например, известно, что ученики обычно имеют склонность ускорять темп, где сольфеджирование не представляет большого труда для исполнения, и замедлять в трудных местах музыкального текста. Умение воспитать ритмическое чувство – один из признаков профессионализма.
О воспитании чувства размера.
Работе над ориентировкой в размере воспринимаемой на слух музыки в курсе сольфеджио уделяется недостаточное внимание. Между тем в воспитании чувства музыкального ритма этому разделу следовало бы уделить большее внимание, если учесть распространенный недостаток, заключающийся в субъективных иллюзиях, легко создаваемых слухом. Причина здесь – в отсутствии твердых знаний природы такта, в отсутствии навыков отыскивания на слух наиболее рациональной метро-ритмической формы для данных конкретных звуковысотных отношений. Непонимание единства лада и ритма в живом музыкальном движении, отношение к этим двум сторонам музыкальной фактуры как к независящим и автономным слагаемым, приводит к тому, что часто, даже подвинутые учащиеся, легко ориентирующиеся в сложных ладовых явлениях, допускают при первом прослушивании музыкального фрагмента ошибки в выборе размера. Поэтому педагогу следует развивать у учащихся способность обнаружить в музыке объективные данные для правильной ориентировки в размере. Так:
1. Когда первая короткая длительность трактуется учеником как непременно затактовая. И далее нарушается логика движения музыкальной фразы.
2. Когда учащийся, не прислушиваясь к артикуляционным штрихам, легко умещает мелодику в иную метро-ритмическую сетку (например, вместо 3 4 ставит 2 4).
Между тем даже в сложных примерах с переменным размером, мелодика всегда обнаруживает «метро-ритмическую» подсказку, если вслушаться в повторные или аналогичные мелодические мотивы, которые должны быть воприняты и нотированы в аналогичных условиях.
Во всех случаях педагогу следует неустанно приучать слух учащихся искать едирство лада и ритма. Для этого следует на каждом уроке упражнять слух в узнавании размера.
О тактировании и дирижировании в классе сольведжио.
Тактирование – это система жестов, призванных помочь самому учащемуся разобраться в соотношении длительностей в такте и сольфеджировать в заданном темпе. Это чувство ритма следует развивать постепенно, не отвлекая внимание от самого главного и трудного – верного, ровного ритмического интонирования. На первых порах целесообразно использовать прием «тактирования доли «простыми движениями руки вниз – вверх (слабая и сильная доля такта).
Затем следует переходить от тактирования доли к тактированию по рисунку сетки размера. Педагогу следует проанализировать с учениками все размеры – от простых до самых сложных, особое внимание уделив на жест ауфтакта, который совпадает с вдохом.
В зависимости от характера музыки следует подбирать и рисунки сеток размера. При медленной музыке движение руки в сторону (по горизонтали) помогает протяженному интонированию, и наоборот, отрывистое исполнение сопровождается резкими движениями, сжатыми по горизонтали.
Трудности содьфеджирования связаны с появлением пунктирного ритма или слигованными нотами, т.е. такой ритмический рисунок, где длительность оказывается больше или меньше доли, но не равна ей.
Заслуживает внимание педагога вопрос о четком и точном исполнении пауз.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.