Доклад "Роль игры в развитии детей с ОЗПР "
Оценка 4.9

Доклад "Роль игры в развитии детей с ОЗПР "

Оценка 4.9
docx
27.10.2022
Доклад "Роль игры в развитии детей с ОЗПР "
«Функция коррекции в игре».docx

Ковальчук Ольга Ивановна

воспитатель начальных классов

ГБОУ школа - интернат №67 Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

                       «Роль игры в развитии детей с ОЗРП »

 

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Прежде всего   отмечается замедленный темп развития; все психические процессы формируются очень медленно и гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Существенным недостатком психического развития детей с нарушением интеллекта является проблема нарушения внимания.

Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует.

Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик. Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают. Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации. Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.

Игра выполняет целый ряд функций: саморегуляции, диагностическая, развлекательная, социокультурная, коммуникативная,  функция коррекции, которая является одной из важнейших в жизни ребенка.

Психологи смотрят на игру как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития. Игра закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

 Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре осуществляется естественно и незаметно. Если все учащиеся запомнили правила и сюжет игры, если каждый ученик хорошо знает не только свою роль, но и роли всех своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Использование коррекционных игр способно оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с трудностями, препятствующими их нормальному существованию и общению со сверстниками в коллективе.

Игры – упражнения на коррекцию внимания, логического и образного мышления.

Игра «Пожалуйста»

Взрослый ведущий подает команду ребенку, изменяя голос, иногда проявляя настойчивость или мягкость, в замедленном темпе или торопливо. Но выполнять команду ребенок должен только в том случае, если взрослый произносит слово «пожалуйста» Если ребенок выполнил команду, когда не сказано слово «пожалуйста», или не выполнил, когда оно прозвучало, то с него как нарушившего правила, игрок берет «фант»

Лучше, если в эту игру будут играть несколько ребят.

В конце игры определяется победитель – самый внимательный из играющих детей, а фанты выкупаются.

Игра  « Съедобное – несъедобное»                                                                                                                   Цель:  развитие внимания

Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное, и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Внимание, начали:  « тортик, лицо, яблоко, апельсин, слон, карусель, дом, телефон, варенье.» Постепенно усложняются слова ,и увеличивается темп игры.

Упражнение « Белая ворона»

Цель: развитие внимания, осознание существующих противоположностей тому или иному действию, анализ своего поведения в ситуациях, в которых необходимо пойти против большинства. Описание упражнения; Выбирается водящий. Он задает какое- то действие

( танцует, молчит, злится и т.д.) Остальные совершают прямо противоположное действие. Затем водящий меняется

 «Бывает – не бывает».

Дидактическая задача: создать благоприятные условия развития восприятия, памяти, воображения; способствовать формированию устойчивого, познавательного интереса.

Ход. Это словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Воспитаннику надо представить себе ситуацию, которую вы описываете и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно – его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно – очередь пропускается.

Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что он изобразил , не встречается в жизни. Игра пойдет веселее, если вы примете в ней активное участие, если будете придумывать и рисовать.

«Зеркало».

Двое участников  встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого. Потом участники  меняются ролями.

Игра « Поднять мяч»

Цель: Обучение координации совместных действий, выработка уверенности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием.

Два добровольца ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача – вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать руками, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников.

Игра « Четыре стихии»

Цель: развивать слуховое внимание, координацию движений.

Игроки садятся по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, « вода» - руки вперед, « воздух» - руки вверх, « огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. По окончании игры воспитатель отмечает игроков, сделавших меньшее число ошибок.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в последние годы исследования в НИИ детского воспитания АПН РФ показывают, что развитие  элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества. Темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность , как свой обычный вид деятельности.

Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей.


 

Ковальчук Ольга Ивановна воспитатель начальных классов

Ковальчук Ольга Ивановна воспитатель начальных классов

Игра « Съедобное – несъедобное»

Игра « Съедобное – несъедобное»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022