Доклад "Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей"
Оценка 5

Доклад "Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей"

Оценка 5
docx
10.11.2020
Доклад "Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей"
Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Гражданцевская средняя школа

 

 

 

Доклад на тему:

«Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей»

 

 

учителя начальных классов,

Михалевич Натальи Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданцево-2016

 

Первыми воспитателями в жизни каждого человека становятся самые дорогие и близкие ему люди - родители. Именно в семье ребёнок получает первые уроки развития. И от того, какими они будут, зависит будущее  маленькой личности. В семье ребёнок получает первые представления о нравственности, духовности, ответственности, трудолюбии. Та атмосфера, которая царит в  семье, те духовно-нравственные принципы и ценности, которыми живёт семья, - оказываются существенными  в развитии духовно-нравственного воспитания  личности.

Проблема  формирования духовно-нравственных ценностей в настоящее время остаётся очень актуальной. Воспитать нравственные качества и культуру поведения  - главнейшая задача родителей.Семья может выступать как  в качестве  положительного фактора воспитания, так и отрицательного.По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов:  материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье. К сожалению, в настоящее время воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Многие современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В «неблагополучных» семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. И перед нами, учителями, стоит задача: как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка; убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

И здесь, конечно,  особая ответственность  ложится на школу. Проблема целенаправленного, чётко выстроенного маршрута   воспитания обучающихся стоит перед нами, педагогами,  так же остро, как и перед родителями  обучающихся. Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Следует отметить, что школа не заменяет родительского воспитания, а  продолжает  воспитывать хорошие качества личности, а это возможно в тех случаях, когда родители доверяют школе, а школа  оправдывает доверие семьи. Добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся; взаимное уважение и доверие.

И поэтому  я, как учитель начальных классов, работаю в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Я понимаю, что  духовно -нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.Любовь к детям, педагогический такт,  личностные качества родителей и профессиональная готовность  учителя – это основные принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся в совместной работе школы и семьи. А так как младший школьный возраст является особым периодом в становлении личности духовно – нравственной, то на родителей и учителей начальных классов  ложится особая ответственность.

В федеральном государственном  образовательном  стандарте  начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию, гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Для достижения  результата – воспитания духовно-нравственной личности, как уже отмечалось, необходимое  условие:   тесное  взаимодействие  школы,семьи, общества.

Работа с родителями   требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность  работы учителя  в данном направлении во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Чтобы родители стали единомышленниками в воспитании нравственной личности, нужно провести огромную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства.

Моя   работа, как учителя, по духовно-нравственному воспитанию личности  ведется   как   на учебных занятиях,  так и во внеурочной деятельности.

Родители  моих воспитанников являются активными участниками учебного процесса. Учебная деятельность  в совокупности с внеурочной деятельностью обеспечивает усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Результат  этих процессов зависит от того, как мы, учителя, преподносим детям материал, каким примером он является для них. Ведь одно отклонение от морально-нравственного поведения влечет  за собой целый ряд последствий. Отсюда следует, что обучающиеся постоянно должны делать нравственный выбор. Родители регулярно посещают открытые учебные занятия по  предметам. Вовлекаю родителей в совместную исследовательскую и проектную деятельность по различным направлениям. На занятиях по окружающему миру  совершаем экскурсии на работу наших родителей, где на примере мы видим, как трудятся наши родители, кто они по профессии. В результате такого взаимодействия у обучающихся повышается интерес к учению, культуре родного края. Они приобретают возможность реализовывать свои способности совместно с родителями, становятся более активными, живут яркой, полноценной, творческой жизнью.Деятельность обучающихся вместе со взрослыми –  это естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущей личности. 

Вовлечение родителей  во  внеурочную  деятельность обучающихся является не только способом глубокого познания  детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Стараюсь, чтобы родители моих воспитанников являлись активными участниками внеклассных мероприятий. Такие совместные мероприятия, как «День Матери», «Встретим вместе  Новый год», «Профессии наших родителей», «Папа, мама, я –  наша дружная семья», объединяют родителей, детей, школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие не только детей, но и родителей. Вовлекаю родителей также в совместную деятельность при подготовке тех или иных мероприятий:  помощь  в оформлении зала или учебной комнаты  для проведения мероприятий, изготовление  костюмов  и декораций для праздников, помощь в  организации поездок для участия в конкурсах, экскурсиях. Стали уже традиционными такие мероприятия, как День Именинника, День семьи, 8 Марта, «Любимый праздник моей семьи» и другие.

Очень важным считаю  своевременно и грамотно проводить диагностику работы в данном направлении,  выявить проблемные ситуации, выбрать правильную линию поведения с родителями, обучающимися для дальнейшей коррекционной работы,  что является необходимым условием для дальнейшей  совместной  деятельности.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся -  процесс сложный, длительный, непрерывный,  требующий напряжения духовных сил  и высокой нравственности, как родителей, так и педагогов, общества в целом. Только совместными усилиями мы можем добиться положительного результата в становлении духовно- нравственной личности.

 

Закончить свой доклад хочется словами великого педагога Антона Семёновича   Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Первыми воспитателями в жизни каждого человека становятся самые дорогие и близкие ему люди - родители

Первыми воспитателями в жизни каждого человека становятся самые дорогие и близкие ему люди - родители

Добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся; взаимное…

Добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся; взаимное…

Моя работа, как учителя, по духовно-нравственному воспитанию личности ведется как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности

Моя работа, как учителя, по духовно-нравственному воспитанию личности ведется как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности

Стали уже традиционными такие мероприятия, как

Стали уже традиционными такие мероприятия, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020