Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Северного района Новосибирской области
Гражданцевская средняя школа
Доклад на тему:
«Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей»
учителя начальных классов,
Михалевич Натальи Ивановны
Гражданцево-2016
Первыми воспитателями в жизни каждого человека становятся самые дорогие и близкие ему люди - родители. Именно в семье ребёнок получает первые уроки развития. И от того, какими они будут, зависит будущее маленькой личности. В семье ребёнок получает первые представления о нравственности, духовности, ответственности, трудолюбии. Та атмосфера, которая царит в семье, те духовно-нравственные принципы и ценности, которыми живёт семья, - оказываются существенными в развитии духовно-нравственного воспитания личности.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в настоящее время остаётся очень актуальной. Воспитать нравственные качества и культуру поведения - главнейшая задача родителей.Семья может выступать как в качестве положительного фактора воспитания, так и отрицательного.По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье. К сожалению, в настоящее время воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Многие современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В «неблагополучных» семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. И перед нами, учителями, стоит задача: как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка; убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
И здесь, конечно, особая ответственность ложится на школу. Проблема целенаправленного, чётко выстроенного маршрута воспитания обучающихся стоит перед нами, педагогами, так же остро, как и перед родителями обучающихся. Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Следует отметить, что школа не заменяет родительского воспитания, а продолжает воспитывать хорошие качества личности, а это возможно в тех случаях, когда родители доверяют школе, а школа оправдывает доверие семьи. Добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся; взаимное уважение и доверие.
И поэтому я, как учитель начальных классов, работаю в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Я понимаю, что духовно -нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.Любовь к детям, педагогический такт, личностные качества родителей и профессиональная готовность учителя – это основные принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся в совместной работе школы и семьи. А так как младший школьный возраст является особым периодом в становлении личности духовно – нравственной, то на родителей и учителей начальных классов ложится особая ответственность.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию, гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Для достижения результата – воспитания духовно-нравственной личности, как уже отмечалось, необходимое условие: тесное взаимодействие школы,семьи, общества.
Работа с родителями требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность работы учителя в данном направлении во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Чтобы родители стали единомышленниками в воспитании нравственной личности, нужно провести огромную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства.
Моя работа, как учителя, по духовно-нравственному воспитанию личности ведется как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Родители моих воспитанников являются активными участниками учебного процесса. Учебная деятельность в совокупности с внеурочной деятельностью обеспечивает усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Результат этих процессов зависит от того, как мы, учителя, преподносим детям материал, каким примером он является для них. Ведь одно отклонение от морально-нравственного поведения влечет за собой целый ряд последствий. Отсюда следует, что обучающиеся постоянно должны делать нравственный выбор. Родители регулярно посещают открытые учебные занятия по предметам. Вовлекаю родителей в совместную исследовательскую и проектную деятельность по различным направлениям. На занятиях по окружающему миру совершаем экскурсии на работу наших родителей, где на примере мы видим, как трудятся наши родители, кто они по профессии. В результате такого взаимодействия у обучающихся повышается интерес к учению, культуре родного края. Они приобретают возможность реализовывать свои способности совместно с родителями, становятся более активными, живут яркой, полноценной, творческой жизнью.Деятельность обучающихся вместе со взрослыми – это естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущей личности.
Вовлечение родителей во внеурочную деятельность обучающихся является не только способом глубокого познания детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Стараюсь, чтобы родители моих воспитанников являлись активными участниками внеклассных мероприятий. Такие совместные мероприятия, как «День Матери», «Встретим вместе Новый год», «Профессии наших родителей», «Папа, мама, я – наша дружная семья», объединяют родителей, детей, школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие не только детей, но и родителей. Вовлекаю родителей также в совместную деятельность при подготовке тех или иных мероприятий: помощь в оформлении зала или учебной комнаты для проведения мероприятий, изготовление костюмов и декораций для праздников, помощь в организации поездок для участия в конкурсах, экскурсиях. Стали уже традиционными такие мероприятия, как День Именинника, День семьи, 8 Марта, «Любимый праздник моей семьи» и другие.
Очень важным считаю своевременно и грамотно проводить диагностику работы в данном направлении, выявить проблемные ситуации, выбрать правильную линию поведения с родителями, обучающимися для дальнейшей коррекционной работы, что является необходимым условием для дальнейшей совместной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся - процесс сложный, длительный, непрерывный, требующий напряжения духовных сил и высокой нравственности, как родителей, так и педагогов, общества в целом. Только совместными усилиями мы можем добиться положительного результата в становлении духовно- нравственной личности.
Закончить свой доклад хочется словами великого педагога Антона Семёновича Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.