Доклад: «Роль трудового воспитания в коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ»
Оценка 4.7

Доклад: «Роль трудового воспитания в коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ»

Оценка 4.7
docx
08.06.2021
Доклад:  «Роль трудового воспитания в коррекции нарушений  у воспитанников с ОВЗ»
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы. Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных.docx

       

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»

(ГБОУ НСО «КШИ»)

 

 

 

 

 

 

Доклад:

 

«Роль трудового воспитания в коррекции нарушений  у воспитанников с                    ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила:

 Каракчеева Анна Владимировна,

                                        воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Куйбышев

2017

 

     Трудовому воспитанию принадлежит  существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы.

    Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

    Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.

     На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики. Прежде  всего  рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т. е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.

Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.

     Следует, однако, отметить, что  наряду с общими  задачами,                                                                                                 стоящими перед массовой и  специальной (коррекционной) школами, коррекционная школа имеет  еще свои специфические  задачи.

 А именно - коррекция недостатков общего психического развития школьника с ОВЗ.

Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей

 - обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.

Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в коррекционной школе является  формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

Цель трудового воспитания : подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.

     Школьнику с ОВЗ, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.

      Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего,  с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности  учащегося по окончании школы.

    Психолог  Занков  Л. В. (1953)  отмечает, что такое осознание                   дается    ученику с ОВЗ с большим трудом  даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе.

     Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

    Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося.

        Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. 

     Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка.                                        У  детей  формируются  необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.                                                                                                                  Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников  уверенность  в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата.

В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с ОВЗ. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

      В процессе трудовой деятельности формируется целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника.

       В системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство.

Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие.

В специальной (коррекционной) школе  при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме.

Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.                                                                                                                                                                                                                                                   Ручной  труд является  важнейшим видом труда  в специальной  (коррекционной)  школе .

Так, например, специальное внимание на уроках ручного  труда  уделено воспитанию у  учащихся с ОВЗ  привычки   обдумывать  задание, прежде чем приступать  к его исполнению.

     В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.                                                                               Аппликационные  работы используются   для развития пространственного  представления, так как учащиеся с ОВЗ  испытывают  значительные  трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При  изготовлении  аппликации из геометрических фигур  осуществляются  межпредметные связи  с уроками математики.

Еще больше значения придается общественно-полезному труду.

Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

     Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы со школьниками с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.                                                                                     Известно, что дети с ОВЗ слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки.

     Очень большое значение для  трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных)  школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления  учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

      Значительное место в общественно - полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками.                         

Задача воспитателей и учителей - воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за ее выполнение.

Заключение.

Трудовое воспитание в условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но оно имеет коррекционную направленность.

Трудовая деятельность                                                       

-cпособствует  коррекции дефектов в личностном развитии ребенка с ОВЗ;

- формирует волевую и эмоциональную сферы;

- вырабатывает социально значимую мотивацию;

-  подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности,

-  осуществляет его социальную адаптацию.

     Организация трудового воспитания ребенка с ОВЗ сложна в силу его психофизиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

      У детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.

Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

     Из вышесказанного следует , что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.

 Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка .

 

 

 


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы

Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы

Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в коррекционной школе является формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы…

Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в коррекционной школе является формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы…

Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов

Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки

У детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание…

У детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2021