Доклад Самообразование, как способ профессионального продвижения педагога

  • docx
  • 11.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самообразование.docx

Доклад

Самообразование, как способ профессионального продвижения педагога

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Самообразование:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования могут быть различными:

Ø профессиональное (предмет преподавания)

Ø психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

Ø психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

Ø методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

Ø правовое

Ø эстетическое (гуманитарное)

Ø историческое

Ø иностранные языки

Ø политическое

Ø информационно-компьютерные технологии

Ø охрана здоровья

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

Ø Систематический просмотр определенных телепередач

Ø Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Ø Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Ø Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

Ø Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

Ø Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Ø Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Ø Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

Ø Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

Ø Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Ø Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

Ø Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

Ø Изучение информационно-компьютерных технологий

Ø Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

Ø Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

 

Алгоритм работы по теме самообразования:

1. Выявление потребности в самообразовании, постановка целей и задач. Всесторонний анализ свой деятельности как педагога.

2. Планирование работы по самообразованию:

Ø определение содержания работы;

Ø выбор вопросов для самостоятельного изучения;

Ø составление плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.

3. Теоретическое изучение проблемы

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и материалов, организация и проведение практической работы с обучающимися).

5. Подведение итогов самообразования.

Результаты самообразования:

Ø повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

Ø разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

Ø разработка новых форм, методов и приемов обучения

Ø доклады, выступления

Ø разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Ø выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

Ø разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Ø создание комплектов педагогических разработок

Ø проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание педагога работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.