Доклад
Самообразование, как способ профессионального продвижения педагога
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Самообразование:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
Мотивы,
побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому
собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя
возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Работа должна быть
интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В
эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь
отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень
часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу,
просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела
образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или
«плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной
комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные
награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного
усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.
Направления самообразования могут быть различными:
Ø профессиональное (предмет преподавания)
Ø психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
Ø психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
Ø методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Ø правовое
Ø эстетическое (гуманитарное)
Ø историческое
Ø иностранные языки
Ø политическое
Ø информационно-компьютерные технологии
Ø охрана здоровья
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
Ø Систематический просмотр определенных телепередач
Ø Чтение конкретных педагогических периодических изданий
Ø Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Ø Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
Ø Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
Ø Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
Ø Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Ø Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
Ø Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
Ø Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Ø Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
Ø Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
Ø Изучение информационно-компьютерных технологий
Ø Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
Ø Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
Алгоритм работы по теме самообразования:
1. Выявление потребности в самообразовании, постановка целей и задач. Всесторонний анализ свой деятельности как педагога.
2. Планирование работы по самообразованию:
Ø определение содержания работы;
Ø выбор вопросов для самостоятельного изучения;
Ø составление плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.
3. Теоретическое изучение проблемы
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и материалов, организация и проведение практической работы с обучающимися).
5. Подведение итогов самообразования.
Результаты самообразования:
Ø повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
Ø разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
Ø разработка новых форм, методов и приемов обучения
Ø доклады, выступления
Ø разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Ø выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
Ø разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
Ø создание комплектов педагогических разработок
Ø проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание педагога работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.