Проверка эффективности методики обучения лексической компетенции на среднем этапе школы.

  • Презентации учебные
  • docx
  • 24.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение лексических игр на уроках английского языка в средней школе
Иконка файла материала Экспериментальная проверка эффективности методики обучения лексической компетенции.docx

Экспериментальная проверка эффективности методики обучения иноязычной лексической компетенции на среднем этапе школы.

         Одним из ключевых компонентов обучения иностранному языку является лексическая компетентность, которая относится к способности учащегося эффективно использовать и понимать словарный запас изучаемого языка.

Для проведения экспериментальной проверки эффективности методики обучения иноязычной лексической компетенции на среднем этапе обучения в школе нами были выделены следующие шаги:

1. Разработка методики обучения лексической компетенции на изучаемом иностранном языке (английском). Эта методология должна включать в себя различные приемы и стратегии обучения, такие как карточки, повторение, игры и упражнения. 

2. Определение группы учащихся, которые будут участвовать в эксперименте. Эта группа должна быть одинаковой по возрасту, уровню владения языком и социально-экономическому положению.

3. Разделение выбранной группы обучающихся на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу определим детей, с которыми проводится работа по формированию лексической компетенции определенными вышеупомянутыми методами. В контрольную группу поместим детей, с которыми такая специальная работа не проводится. В начале и в конце исследования проводится тестирование, чтобы доказать наличие или отсутствие положительной динамики у детей, с которыми проводится специальная работа.

4. Реализация методики обучения лексической компетенции в экспериментальной группе, тогда как контрольная группа получает традиционную методику обучения.

5. Проведение предварительных тестов для обеих групп, это поможет определить их начальный уровень владения словарным запасом.

6. Внедрение методологии обучения в течение определенного периода времени (например, четверти или учебного года).

7. Проведение апостериорных тестов для обеих групп, чтобы измерить эффективность методологии. Последующие испытания должны быть идентичны предварительным испытаниям, чтобы обеспечить сопоставимость результатов.

8. Анализ результатов и сравнение баллов экспериментальной и контрольной групп. В случае, если экспериментальная группа превзошла контрольную группу, можно сделать вывод, что методика эффективна в улучшении лексической компетенции.

9. Заключение вывода и составление рекомендаций для будущих исследований или внедрения.

Экспериментальная проверка эффективности методики обучения иноязычной компетенции проводилась во время прохождения производственной практики в МБОУ Гимназии №4 города Пятигорска, в 7 Б классе. Всего в эксперименте принимали участие 27 человек. В 7 А классе обучение велось традиционными методами, без лексических игр. Таким образом, 7 Б стал экспериментальной группой, а 7 А – контрольной.

Цель: показать новые подходы к организации обучения, более полно отвечающие как усложнению современной программы, так и интересам субъекта педагогической деятельности, студенчества. Игровая деятельность перспективна в этом смысле как феномен культуры, раскрывающий личностные особенности обучающихся, и направлена на социализацию и адаптацию в обществе. Использование игровых форм ведет к повышению творческого потенциала обучающихся, к более глубокому, осмысленному усвоению учебной дисциплины, обеспечивая динамичность и продуктивность мышления, оперативность памяти в процессе умственной и познавательной деятельности. Такая стимуляция творческого мышления, создающая повышенную мотивацию к обучению формирует коммуникативные качества.

Задачей экспериментальной проверки являлось применение разработанной методики в процессе реальной учебной деятельности и выявление степени ее эффективности.

         Было принято решение проверить эффективность метод лексических игр, так как на этапе средней школы игровая форма взаимодействия является наиболее предпочтительной. В процессе проведения экспериментального обучения применялся учебник «Starlight», разработанный для учащихся 7/8 класса. Всего было проведено три урока, на каждом из которых было организовано три лексических игры.

Урок 1.

Лексическая игра «Собери puzzle». Тема – Mother Nature. Принцип работы: учащимся предлагаются несколько букв, в разбросанном виде. Перед ними ставится задача – собрать как можно большее количество слов, отвечающих пройденной теме, используя предложенные буквы.  Работа может осуществляться индивидуально, в парах или группах.

E t w r a e h - (правильный ответ – weather)

G a m c p I n – (правильный ответ – camping)

M e e x t r e – (правильный ответ – extreme)

Лексическая игра «Угадай персонажа по картинке». Тема – Healthy mind, healthy body. Принцип работы: учащимся предлагаются изображения и слова, связанные с ними. Их задача – угадать правильное слово. (См. приложение 1)

         Лексическая игра «Найди нужное слово». Тема – Crime community. Принцип работы: ученикам предлагается ряд слов на различные тематики. Их задача – выявить одно слово, относящееся к изучаемой теме.

         Hiking, cloud, law, item – (правильный ответ – law)

         Driving, surgery, skill, cybercrime (правильный ответ – cybercrime)

         Fiction, task, arson, pill (правильный ответ - arson)

С данными заданиями большинство учащихся справились успешно.

 

Урок 2.

Лексическая игра «Помогите мне с темой». Тема - Work and play. Принцип работы – педагог предлагает ученикам несколько изображений. Задача учеников – догадаться, что объединяет данные изображения, и о чём пойдет речь. Ученики поднимают руку и предлагают свой вариант ответа. (См. приложение 2).

Лексическая игра «Слово Quest». Принцип работы – педагог предлагает ученикам принять участие в игре, заранее распределившись по группам/парам. Задача учеников – найти в классе спрятанные слова и попытаться собрать из них цельное предложение. Ученики должны понять смысл составленного предложения/фразы.

         Например, спрятанные слова: due, pipe, the flood, a, burst, is water, to

Цельное предложение: The flood is due to a burst water pipe.

Лексическая игра «Слово наоборот». Принцип работы – педагог показывает ученикам тематическую картинку. Задача учеников – назвать противоположное слово загаданному на картинке. Такой вид игры может проводиться в формате competition (См.приложение 3).

Анализ результатов данного задания показал, что ученики 7 класса владеют умением контекстуальной догадки, но оно сформировано в недостаточной мере.

 

Урок 3.

Лексическая игра «Correct me». Принцип работы – педагог читает текст с неправильно употребляемыми словами. Задача учеников – определить эти слова на слух.

Например, текст учителя: A tsunami is a large wave that travels at great speed towards land. They are usually caused by undersea flood, but they can also happen after a large undersea landslide and an underwater volcanic eruption.

Предполагаемый ответ: заменить слово flood на earthquake.

Лексическая игра «Обставляем комнату». Принцип работы – ученикам раздаются картинки с различной мебелью. Их задача – обставить гостиную, прихожую, ванную и другие комнату. Ученики должны не только подобрать картинки к определённой комнате, но и постараться правильно назвать предметы мебели на английском (См. приложение 4).

         Лексическая игра «Собери диалог из реплик». Принцип работы – ученикам, орагнизованным в пары, раздается диалог с репликами вразброс. Задача учеников – восстановить правильный порядок реплик и прочитать диалог по ролям.

         Например, возьмём диалог на тему Mother nature 

A: I know you love water sports, so I think you’d be great as a white-water rafter.

B: Well I like swimming and water-polo, but whitewater rafting? No, that’s not for me. I don’t think I could cope. It’s dangerous, isn’t it? I don’t want to risk my life!

A: It’s not as dangerous as you think. There are a lot of safety precautions and you’re always with other experienced rafters.

B: I hadn’t thought of that.

A: I just imagine you on the river speeding down the rapids.

B: You’ve got a point. I have been looking for something a bit different, something that would get me out of the city.

A: You see! You’d love all the excitement of being in the water and battling the elements. You get to test your limits and it’ll give you an unforgettable experience at the same time. Why don’t you give it a go? The white-water rafting group I belong to is looking for some new members and you’re more than welcome to come along on Saturday.

B: You might be right, actually. Ok, I’ll come. Let’s live a little!

         Лексическая игра «В магазине». Принцип работы – распределить роли в игре (продавец-покупатель). Задача учеников – продать/купить конкретные товары, используя макет денег (евро/доллары).

         С данным заданием не справилось подавляющее большинство
 учащихся. Оказалось, что отсутствие наглядного материала по любой предложенной теме вызывает у учеников затруднения, что свидетельствует о низком уровне владения техники построения словосочетаний и предложений.

Экспериментальное обучение показало, что четкие инструкции эффективны для расширения словарного запаса. Обучение лексической компетенции включает прямое обучение словарному запасу с помощью таких методов, как списки слов, определения и объяснения. Этот тип обучения эффективен для того, чтобы помочь учащимся быстро освоить новый словарный запас.

         Так, следуя разработанному плану, была проведена экспериментальная проверка эффективности методики обучения иноязычной лексической компетенции на среднем этапе обучения в школе.        Однако стоит отметить, что этот план исследования является лишь общей основой, и есть много дополнительных деталей, которые также необходимо учитывать для проведения высококачественной экспериментальной проверки эффективности методики обучения иноязычной лексической компетенции на среднем этапе школы.

Подведение итогов наглядно показало, что разработанные нами упражнения в форме лексических игр оказало положительное влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие контекстуальной догадки, на совершенствование языковых навыков. При этом были отмечены трудности усвоения лексики иностранного языка: отсутствие речевой практики на изучаемом языке, языковой среды, а также отсутствие потребности у учеников в общении на иностранном языке. Для преодоления этих трудностей мы предлагаем следующие рекомендации: отбор лексики нужно производить исходя из интересов учащихся, именно эти слова запоминаться легче; отбор лексики должен зависеть от возрастных особенностей и уровня языка.

Таким образом, лексические игры на уроках иностранного языка являются действенным методом изучения лексики. Следует помнить, что игра – это не просто коллективное развлечение, это один из основных способов достижения всех задач обучения. Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствуют качественному и эффективному процессу обучения.