Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Доклад
«Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога»
по дисциплине: «Специальная педагогика»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гладких Лариса Ивановна
г. Москва, 2017 г.
Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу. Благодаря этому направлению удается добиться более эффективного развития ребенка, раскрытия и реализации его способностей в самых разных сферах.
Эта деятельность не может подменить собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое также будет носить коррекционно-развивающий характер, но при этом включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Цель этого направления педагогической деятельности – создать условия для коррекционно-развивающей поддержки тем учащимся, которые в ней нуждаются. Достигается это посредством оказания услуг или направлением к соответствующим специалистам.
Особенности коррекционно-развивающей педагогической деятельности:
· создать положительную психологическую атмосферу в учебном заведении;
· предложить выполнение заданий в игровой форме;
· отказ от постановки оценок. При этом на каждом занятии отслеживаются результаты развития ребёнка;
· для достижения нужного коррекционно-развивающего эффекта проводить многократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне сложности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии рекомендуется проводить в индивидуальной или групповой формах. На каждом занятии педагог создает ситуации, в которых дети заслуживают успеха и похвалы. Это способствует повышению мотивации к учебе и самооценки учащихся. При этом обязательно обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки необходимо строить учитывая индивидуальные особенности учеников.
Ведущее место в коррекционно-развивающей работе занимает психологическая и педагогическая коррекции.
Главная функция психологической коррекции – выявление условий, более других способствующих нормальному формированию личности ученика.
Психокоррекционные мероприятия оказываются ведущими в ситуациях, когда требуется первичная профилактика школьной и социальной дезадаптации детей, чьи индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности личности требуют особого педагогического подхода.
Еще одно важное направление психокоррекции –развитие познавательной деятельности у детей, работа по профилактике и устранению нарушений, препятствующих их нормальному развитию. В этом случае психологическая коррекция должна идти рука об руку с педагогической коррекцией.
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с воспитанниками учебного заведения должна быть ориентирована на разные сферы их жизни: познавательную, эмоционально- личностную и социальную, и самосознание обучающихся.
Педагог-психолог составляет и апробирует коррекционные программы, при необходимости добавляет в них новые блоки, включая блоки по:
· коррекции сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности,
· по коррекции эмоционального развития ребенка в целом,
· по коррекции поведения детей и подростков,
· по коррекции личностного развития личности учащегося в целом и отдельных аспектов.
Продолжительность и интенсивность работы по коррекционным программам определена допустимыми для возраста ребенка (или группы детей) нагрузками. Учитывается также тяжесть состояния ребенка и особенности его организма.
Психологической коррекцией называется активное воздействие в детском возрасте на процесс формирования личности для сохранения ее индивидуальности. Этот процесс проводится на основе совместной работы педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов врачей, и других узких специалистов.
Под «личностью» следует понимать:
· человеческий индивид как субъека отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или
· устойчивая система социально значимых черт, которая характеризует индивида как члена того или иного общества.
Цели коррекционно-развивающей работы с детьми должны определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми.
На основании этого заключения следует выделить основные направления постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических преобразований.
Психическим развитием называется процесс становления у ребенка духовности, в основе которой лежит творческое, деятельное освоение им, как личностью, общественно-исторического опыта человечества. Закономерности и механизмы этого процесса изучает специальная научная дисциплина - детская психология.
В рамках этого направления педагог-психолог выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. Этот процесс ведется на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, социального педагога, родителей, а также на основании данных, полученных в результате диагностических мероприятий.
Педагог-психолог объясняет родителям учащихся важность посещения коррекционных мероприятий и проводит разъяснительную работу, поскольку включение учеников в коррекционную группу возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.
Педагог-психолог располагает необходимыми сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги.
В обязанность психолога также входит направление учащихся на консультации или в коррекционные группы, функционирующие в региональных центрах, включая социально-педагогические, центры внешкольной работы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пр.
Специалист должен поддерживать тесные связи с ведущими психологами коррекционных групп, собирать информацию о происходящих изменениях (вести учет, составлять базы данных).
На основании рекомендаций, полученных от ведущих коррекционных групп, психолог формулирует рабочую систему для педагогов и классных руководителей для поддержки и закрепления результатов проведенной коррекционной работы с учеником.
Если возможность оказания ребенку психологической или коррекционно-развивающей помощи в условиях ЦКРОиР (центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) отсутствует (как пример: в силу территориальной удаленности) специалисты этого центра совместно с педагогом-психологом школы обязаны составить развернутую коррекционно-развивающую программу, и оказать ему методическую помощь.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе должная ориентироваться на коррекцию межличностных отношений в классах, содействовать преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, вступление в подростковый возраст, в профильные классы, подготовка к сдаче экзаменов и пр.) через специально разработанную систему психологических игр, тематических тренингов с выбранными классами.
Психолог должен организовывать коррекционно-развивающую работу в форме факультативов, клубов, кружков, в рамках часов школьного компонента.
Школьным логопедам и дефектологам принадлежит ведущая роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении.
Другое значимое направление развивающей работы педагога-психолога – оказание помощи старшеклассникам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении, в прояснении временной перспективы,.
Коррекционная работа с детьми школьного возраста имеет целый ряд специфических особенностей. Это, в первую очередь, связано:
с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в учащегося;
со сменой его ведущей деятельности: главной из них становится учебная деятельность;
с расширением межличностных связей и изменением социального окружения учащегося;
с формированием оптимального уровня активности, произвольности;
с изменением эмоциональной сферы, связанной с адаптацией к школьным требованиям.
Под социальным статусом следует понимать положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Основные структурные компоненты коррекционной работы делятся на два блока:
Мотивационно-целевой блок. Необходимые условия организации деятельности ребенка – четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком.
Основные требования к выделению цели:
· представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия,
· словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.
Чтобы успехи, достигнутые ребенком на коррекционных занятиях, перенести на учебную деятельность, психологу важно поощрять его самостоятельную активность и инициативность ребенка, в том числе вне ситуации тематического занятия.
Операционно-регулятивный блок. Этот блок включает работу над планированием и контролем за учебной деятельностью. При коррекции неумения планировать свою деятельность решаются сразу две задачи — формируется умение планировать деятельность как по содержанию, так и во времени. Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом.
Особое внимание в коррекционной работе с детьми психолог должен уделять ближайшему социальному окружению ребенка, т.е. его родителям. Важная задача специалиста здесь заключается в снятии у близких ребенка чувства тревоги и опасений за его здоровье. Одновременно он должен добиться углубления понимания трудностей, усиления чувствительности к потребностям ребенка.
Взаимодействие педагога-психолога и родителей своей главной целью должно ставить достижение как можно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка и его личности в целом.
В ситуациях, когда в населенном пункте нет учреждений и организаций, оказывающих специализированную психологическую помощь, и нет возможности осуществить диспетчерские функции, педагог-психолог берет на себя обязанность ведения коррекционных групп, в том числе психотерапевтической направленности.
Список литературы:
1. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.
3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005г.
4. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.
5. Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3-4 класс», 2004г.
6. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе», 2005г.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.