Доклад "Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога"
Оценка 4.9

Доклад "Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
docx
детская психология
23.06.2020
Доклад "Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога"
Доклад по теме Специальная педагогика.docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

 


Факультет дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога»

по дисциплине: «Специальная педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

 

Гладких Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2017 г.

 

 

Коррекционно-развивающая работа  является дополнительной деятельностью  к основному образовательному процессу. Благодаря этому направлению удается добиться более эффективного развития ребенка, раскрытия и реализации его способностей в самых разных сферах.

Эта деятельность не может подменить собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое также будет носить коррекционно-развивающий характер, но при этом включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Цель этого направления педагогической деятельности – создать условия для коррекционно-развивающей поддержки тем учащимся, которые в ней нуждаются. Достигается это посредством оказания услуг или направлением к соответствующим специалистам.

Особенности коррекционно-развивающей педагогической деятельности:

·        создать положительную психологическую атмосферу в учебном заведении;

·        предложить выполнение заданий в игровой форме;

·        отказ от постановки оценок. При этом на каждом занятии отслеживаются результаты развития ребёнка;

·        для достижения нужного коррекционно-развивающего эффекта проводить многократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне сложности.

Занятия по коррекции дефектов в развитии  рекомендуется проводить в индивидуальной или групповой формах. На каждом занятии педагог создает ситуации, в которых дети заслуживают успеха и похвалы. Это способствует повышению мотивации к учебе и самооценки учащихся. При этом обязательно обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход.  Уроки необходимо строить учитывая индивидуальные особенности учеников.

Ведущее место в коррекционно-развивающей работе занимает психологическая и педагогическая коррекции.

Главная функция психологической коррекции – выявление условий, более других способствующих нормальному формированию личности ученика.

Психокоррекционные мероприятия оказываются ведущими в ситуациях, когда требуется первичная профилактика школьной и социальной дезадаптации детей, чьи индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности личности требуют особого педагогического подхода.

Еще одно важное направление психокоррекции –развитие познавательной деятельности у детей, работа по профилактике и устранению нарушений, препятствующих их нормальному развитию. В этом случае психологическая коррекция должна идти рука об руку с педагогической коррекцией.

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с воспитанниками учебного заведения должна быть ориентирована на разные сферы их жизни: познавательную, эмоционально- личностную и социальную, и самосознание обучающихся.

Педагог-психолог  составляет и апробирует коррекционные программы,  при необходимости добавляет в них новые блоки, включая блоки по:

·        коррекции сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности,

·        по коррекции эмоционального развития ребенка в целом,

·        по коррекции поведения детей и подростков,

·        по коррекции личностного развития личности учащегося в целом и отдельных аспектов.

Продолжительность и интенсивность работы по коррекционным программам определена допустимыми для возраста ребенка (или группы детей) нагрузками. Учитывается также тяжесть состояния ребенка и особенности его организма.

Психологической коррекцией называется активное воздействие в детском возрасте на процесс формирования личности для сохранения ее индивидуальности. Этот процесс проводится на основе совместной работы педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов врачей, и других узких специалистов.

Под «личностью» следует понимать:

·        человеческий индивид как субъека отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или

·        устойчивая система социально значимых черт, которая характеризует индивида как члена того или иного общества.

 

Цели коррекционно-развивающей работы с детьми должны определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми.

На основании этого заключения  следует выделить основные направления постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических преобразований.

Психическим развитием называется процесс становления у ребенка духовности, в основе которой лежит творческое, деятельное освоение им, как личностью, общественно-исторического опыта человечества. Закономерности и механизмы этого процесса изучает специальная научная дисциплина - детская психология.

В рамках этого направления педагог-психолог выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. Этот процесс ведется на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, социального педагога, родителей, а также на основании данных, полученных в результате диагностических мероприятий.

Педагог-психолог объясняет родителям учащихся важность посещения коррекционных мероприятий и проводит разъяснительную работу, поскольку включение учеников в коррекционную группу возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.

Педагог-психолог располагает необходимыми сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги.

В обязанность психолога также входит направление учащихся на консультации или в коррекционные группы, функционирующие в региональных центрах, включая социально-педагогические, центры внешкольной работы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пр.

Специалист должен поддерживать тесные связи с ведущими психологами коррекционных групп, собирать информацию о происходящих изменениях (вести учет, составлять базы данных).

На основании рекомендаций, полученных от ведущих коррекционных групп, психолог формулирует рабочую систему для педагогов и классных руководителей для поддержки и закрепления результатов проведенной коррекционной работы с учеником.

Если возможность оказания ребенку психологической или коррекционно-развивающей помощи в условиях ЦКРОиР (центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) отсутствует (как пример: в силу территориальной удаленности) специалисты этого центра совместно с педагогом-психологом школы обязаны составить развернутую коррекционно-развивающую программу, и оказать ему методическую помощь.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе должная ориентироваться на коррекцию межличностных отношений в классах, содействовать преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, вступление в подростковый возраст, в профильные классы, подготовка к сдаче экзаменов и пр.) через специально разработанную систему психологических игр, тематических тренингов с выбранными классами.

Психолог должен организовывать коррекционно-развивающую работу в форме факультативов, клубов, кружков, в рамках часов школьного компонента.

Школьным логопедам и дефектологам принадлежит ведущая роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении.

Другое значимое направление развивающей работы педагога-психолога – оказание помощи старшеклассникам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении, в прояснении временной перспективы,.

Коррекционная работа с детьми школьного возраста имеет целый ряд специфических особенностей. Это, в первую очередь, связано:

с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в учащегося;

со сменой его ведущей деятельности: главной из них становится учебная деятельность;

с расширением межличностных связей и изменением социального окружения учащегося;

с формированием оптимального уровня активности, произвольности;

с изменением эмоциональной сферы, связанной с адаптацией к школьным требованиям.

Под социальным статусом следует понимать положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Основные структурные компоненты коррекционной работы делятся на два блока:

Мотивационно-целевой блок. Необходимые условия организации деятельности ребенка – четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком.

 Основные требования к выделению цели:

·        представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия,

·        словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.

Чтобы успехи, достигнутые ребенком на коррекционных занятиях, перенести на учебную деятельность, психологу важно поощрять его самостоятельную активность и инициативность ребенка, в том числе вне ситуации тематического занятия.

 Операционно-регулятивный блок. Этот блок включает работу над планированием и контролем за учебной деятельностью. При коррекции неумения планировать свою деятельность решаются сразу две задачи — формируется умение планировать деятельность как по содержанию, так и во времени. Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом.

Особое внимание в коррекционной работе с детьми психолог должен уделять ближайшему социальному окружению ребенка, т.е. его родителям. Важная задача специалиста здесь заключается в снятии у близких ребенка чувства тревоги и опасений за его здоровье. Одновременно он должен добиться углубления понимания трудностей, усиления чувствительности к потребностям ребенка.

Взаимодействие педагога-психолога и родителей своей главной целью должно ставить достижение как можно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка и его личности в целом.

В ситуациях, когда в населенном пункте нет учреждений и организаций, оказывающих специализированную психологическую помощь, и нет возможности осуществить диспетчерские функции, педагог-психолог берет на себя обязанность ведения коррекционных групп, в том числе психотерапевтической направленности.

 

Список литературы:

1.     Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

2.     Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.

3.     Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005г.

4.     Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.

5.     Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3-4 класс», 2004г.

6.     Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе», 2005г.


 

7.    

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу

Психокоррекционные мероприятия оказываются ведущими в ситуациях, когда требуется первичная профилактика школьной и социальной дезадаптации детей, чьи индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности личности требуют особого педагогического подхода

Психокоррекционные мероприятия оказываются ведущими в ситуациях, когда требуется первичная профилактика школьной и социальной дезадаптации детей, чьи индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности личности требуют особого педагогического подхода

Цели коррекционно-развивающей работы с детьми должны определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми

Цели коррекционно-развивающей работы с детьми должны определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми

Специалист должен поддерживать тесные связи с ведущими психологами коррекционных групп, собирать информацию о происходящих изменениях (вести учет, составлять базы данных)

Специалист должен поддерживать тесные связи с ведущими психологами коррекционных групп, собирать информацию о происходящих изменениях (вести учет, составлять базы данных)

Под социальным статусом следует понимать положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

Под социальным статусом следует понимать положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

Особое внимание в коррекционной работе с детьми психолог должен уделять ближайшему социальному окружению ребенка, т

Особое внимание в коррекционной работе с детьми психолог должен уделять ближайшему социальному окружению ребенка, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020