Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского муниципального района
Новосибирской области - детский сад «Золотой ключик»
Доклад
«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Н.В.Ядрышникова
Куйбышев
2023г.
«Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед детским садом стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному поселку, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Дошкольный возраст – является лучшим периодом для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо применять в своей работе новейшие методы и технологии для решения поставленных задач. Причем такие технологии, чтобы они не казались ребенку скучными, не интересными, а гармонично наполняли его мировоззрение новым содержанием и знаниями.
Поэтому именно сейчас актуальны социальные-значимые акции, которые являются одним из направлений позитивной социализации дошкольников и основная цель таких акций- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемые действия и завершающий этап. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям.
Социальные акции дошкольников - это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
В чем же значимость и ценность таких акций для дошкольника?
1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к сопереживанию-сочувствию-содействию и рефлексии (самоанализу).
3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
В направлении «Нравственно - патриотическое воспитание» возможны следующие акции, которые будут являться эффективным инструментом в патриотическом воспитании дошкольников :
--- Праздник «День России». Дети могут читать стихи, пословицы и поговорки о Родине, закрепить знания об особенностях и традициях своей Родины.
--- акция «Белая берёза». Дошкольники читают стихи, поют песни, украшают ветки берез яркими ленточками и рисуют рисунки на асфальте.
--- тематическая неделя «Свеча памяти», в честь Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, всех павших в боях за Родину. Во время тематической недели можно провести много мероприятий, таких как: «Изготовь подарок ветерану своими руками», «Встреча памяти», «Мы гордимся и помним о подвиге вашем», различных акций «Мы рисуем мир», «Выполни цветок Победы», «В сердцах на веки», «Свеча памяти».
--- акция «Музей о великой Победе». В детский сад можно пригласить сотрудников краеведческого музея. Вовремя проведение встречи сотрудники музея могут познакомить детей с экспонатами военных лет, рассказать исторические события, проходившие во время ВОВ.
--- акция «Читаем детям о войне». Дошкольники с интересом рассматривают тематические альбомы, читают стихи о героях ВОВ, смотрят презентации. Можно создать картотеку книг, альбомов, презентаций для детей дошкольного возраста по заданной теме.
--- акция «Синичкина неделя», целью которой является формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Здесь можно провести беседу с детьми о птицах, рисование птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, подкормка птиц.
В процессе акции ребята пополняют свои знания о пернатом мире, создают серию рассказов о птицах, выставку рисунков «Зимующие птицы», дети вместе с родителями изготавливают и устанавливают кормушки на территории участка детского сада и ежедневно приносят корм и подкармливают пернатых друзей.
--- акция «Голубь мира-голубь победы». Дети и родители изготавливают из бумаги голубей (предварительно с родителями проводится мастер-класс с родителями по изготовлению голубей, затем крепят их на деревьях территории участка детского сада и в парках и скверах. Таким образом, дети и их родители выражают благодарность ветеранам, отстоявшим Родину в ВОВ.
---акция «Дети воины», дети совместно с педагогами и родителями изготавливают плакаты «Герои ВОВ», размещают на плакатах фотографии своих родственников участвующих в ВОВ, автобиографии участников ВОВ.
--- акция «Свеча памяти». Участниками могут стать педагоги, дети и их родители. В ходе акции дети с родителями и педагогами изготавливают свечи из различных материалов, здесь можно использовать цветную бумага, воск, Георгиевские ленты, камешки, салфетки, клей. Затем оформить выставку «Свеча памяти». Также участники этой акции зажигают в окнах своих домов свечи в память тех, кто не вернулся с войны.
Акция «Мы против терроризма»
Цель: Формирование у детей основы противодействия терроризму.
Книжная выставка: «Дорога мира и добра». Беседы по ОБЖ: «Как не стать жертвой теракта», «Всем ли можно доверять», «Встреча с незнакомцем», «Наш мир без террора» ,запуск шаров (как символа сопричастности с общим горем и консолидации усилий за мирное небо над головой), Конкурс рисунков «Я люблю мир».
Акция «Семейные традиции » - ко Дню семьи, любви и верности.
Цель: Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Фотовыставка, краткий рассказ , который оформляются на белом лепестке, а потом в группе с детьми приклеиваем лепестки к серединке ромашки.
Акция «Чистый дворик» - привлечь внимание детей к экологическим проблемам родного поселка.
Акция «Письмо солдату » - Дети совместно с родителями изготавливают рисунки для солдат, талисманы «Детские сердца солдатам»; можно написать коллективное письмо, совместно с родителями собрать посылку и передать нашим защитникам в зону СВО через волонтеров.
Использование социально-значимых акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников – это одно из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Социально-значимая акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Благодаря тому, что в акциях участвуют представители различных возрастных и социальных групп, происходит восстановление психологических связей между поколениями, воспитание толерантности и эмпатии.
Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям. Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у маленького человека.
Закончить своё выступление хочется словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.