Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»
Оценка 4.6

Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»

Оценка 4.6
docx
22.05.2020
Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»
Система деловых отношений педагога и администратора.docx

Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»

 При опросе российские учителя назвали своими 19 проблем. Из них 12 проблем возникают в отношениях учителей с учениками; три проблемы порождаются межученическими отношениями; по одной проблеме порождают отношения учителей с родителями, с администрацией, отношения в собственной семье и положение учителя в обществе.

Проблема отношений между учителем и администратором актуальна для трети учителей. «Давление» администрации находится на седьмом-восьмом месте среди прочих учительских проблем. Затруднения в отношениях учителей и администрации вызывают эмоциональное напряжение, негативно влияют на самочувствие общающихся, на весь микроклимат в образовательном учреждении. Конструктивное разрешение возникающих противоречий требует от обеих сторон высокой культуры, в том числе психологической. Требуется выраженность всех общих педагогических способностей: аналитических, коммуникативных, конструктивных, организационных и прогностических.

Система деловых отношений педагога и администратора складывается на 3 уровнях. Приоритетное направление деятельности педагога на 1м уровне …,приоритетное направление деятельности руководителя ….. Происходящее между взаимодействие … (функционал – совокупность функций)

Уровень

Педагог

Взаимодействие

Директор

1-й уровень

Профессиональные возможности и интересы

Направление и содержание деятельности педагога в школе

Государственный и общественный заказ на образовательные услуги

2-й уровень

Функционал

педагога

Стратегическое сотрудничество в рамках плана

Виды необходимой административной поддержки

3-й уровень

Текущие профессиональные ситуации

Тактическое сотрудничество

Обеспечение ситуаций необходимыми управленческими решениями

 

Однако это идеальная схема взаимодействия. На практике неизбежны различные нарушения взаимодействия в диаде «учитель — администрация». Возможны следующие психологические аспекты отношений между учителем и администратором:

1) нетерпимое отношение к особенностям мнений, оценок и методов работы другой стороны;

2) провокация, затруднение во взаимодействии и как следствие — формирование аффективных реакций (сильное эмоциональное напряжение) и психологических барьеров;

3) затруднение во взаимодействии, непонимание сложности работы другой стороны, т.е. учитель может недооценивать управленческую деятельность, в то время как администратор — педагогическую;

4) затруднения во взаимодействии и внутренняя напряженность каждой из его сторон. Напряженность часто возникает из внутренней противоречивости самой профессиональной позиции. Например, если директор - и руководитель, и лидер, и эксперт, и арбитр, и воспитатель и т.д., то учитель — и подчиненный, и руководитель, и режиссер, и технолог, и оператор;

5) затруднения во взаимодействии и личностные особенности обеих сторон. Например, эффективность, тревожность, эгоцентризм и самоуверенность, надменность, авторитарность считаются качествами, недопустимыми в педагогической деятельности.

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива определяется:

- степенью делегирования руководителем своих полномочий (распределением полномочий между руководителем и подчиненным);

- степенью участия подчиненных в принятии решений;

- уровнем информированности подчиненных;

- типами власти, которые использует руководитель.

Специалистами выделяются следующие типы взаимодействия: авторитарный, либеральный и демократический, между которыми располагаются промежуточные варианты.

Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные должны лишь исполнить то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на силе власти руководителя.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов и бед благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, влияет на эффективность работы.

Попустительский (либеральный) стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель в процессе решения берет на себя роль модератора (т.е. сдерживающую роль) и затрудняется в суммировании решений, сотрудники решают сами, принимая решение, как правило, большинством.

Руководитель выступает в роли посредника, обеспечивая своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотек, действует, когда оказывают давление либо сверху, либо снизу. Как правило, из числа подчиненных выдвигаются один - два человека, которые фактически управляют группой и «спасают» дело. В некоторых ситуациях такой стиль может оказаться оптимальным, но в течение непродолжительного времени. Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. Демократический (сопричастный) стиль взаимодействия отличается участием сотрудников в процессе принятия решений. Демократический стиль предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый». У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания.

При выборе того или иного стиля взаимодействия должны учитываться, по меньшей мере, три фактора:

- Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). Так, например, и ситуация дефицита времени становится оправданным авторитарным стилем.

- Задача (насколько четко она структурирована) к решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль.

- Группа (ее особенности; по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного педагогического коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными являются демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль управления и руководства.

Наблюдения за взаимодействием учителей и администраторов показывают, что повышение общей профессиональной культуры администраторов — необходимое условие для эффективного взаимодействия с педагогами. Связано это прежде всего с тем, что управляющая система должна быть сложнее управляемой. Считается, что администратор должен быть более аналитичным, имеющим более сложные эмоции, должен обладать личностной рефлексией. Но самое главное — у администратора должны быть более выражены, чем у подчиненных, конструктивные, коммуникативные и организаторские установки и умения.

Многие аспекты взаимодействия в диаде «учитель — администрация» определяются в целом организационной культурой образовательного учреждения.

Отметим такой важный аспект в отношениях учителей и администрации, как отсутствие четких границ между отношениями межличностными и профессиональными. Смешение межличностных и профессиональных отношений мешает и личным отношениям, и профессиональным. Отсутствие личностных отношений в пространстве образовательной организации практически невозможно и даже вредно. Необходимо разграничение личного и профессионального (по поговорке «дружба дружбой, а служба службой»).


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»

Доклад выступления на НПК по теме «Педагогическое взаимодействие: учитель и администратор»

Однако это идеальная схема взаимодействия

Однако это идеальная схема взаимодействия

Контроль за их деятельностью целиком основан на силе власти руководителя

Контроль за их деятельностью целиком основан на силе власти руководителя

Наблюдения за взаимодействием учителей и администраторов показывают, что повышение общей профессиональной культуры администраторов — необходимое условие для эффективного взаимодействия с педагогами

Наблюдения за взаимодействием учителей и администраторов показывают, что повышение общей профессиональной культуры администраторов — необходимое условие для эффективного взаимодействия с педагогами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020