Доклад "Зарождение и развитие кумыкской литературы
Оценка 4.6

Доклад "Зарождение и развитие кумыкской литературы

Оценка 4.6
docx
28.12.2021
Доклад "Зарождение и развитие кумыкской литературы
Доклад Зарождение и развитие кумыкской литературы.docx

                                 Семинар МО учителей родного (кумыкского)языка.

            Доклад  « Реализм прозы Н. Батырмурзаева и проблемы обновления литературы»

Доклад подготовила

учитель родного (кумыкского) языка

Хасанова Роза Гиляниевна.

        Особый смысл в развитии культуры Дагестана имело литературное творчество писателя Н. Батырмурзаева. С первых шагов своей деятельности он стал поистине народным просветителем-демократом, теснейшим образом связанным с  конкретно-национальными интересами Дагестана, с жизнью его народов.

      Н.Батырмурзаев как просветитель 20 века  воспринял всё передовое и прогрессивное у дагестанских, азербайджано-татарских предшественников. Он хорошо знал и интересовался успехами литератур народов России, изучал русский язык и литературу, выписывал много газет, журналов, выходивших в Казани, Астрахани, Петербурге, Баку.

  Преемственность идей, литературных замыслов, благотворное влияния демократической  русской литературы помогли Н. Батырмурзаеву вырасти в видного общественного деятеля, писателя- демократа.

Зарождение прозы у кумыков совпало с этапом наибольшего распространения просветительских идей в народе, интереса к наукам, ко всему разумному, поэтому крупные жанровые произведения в кумыкской среде возникли с верой в силу человеческого разума, в стремлении преобразить мир, вместе с пробуждением национального самосознания народа.

     Творчество Н. Батырмурзаева выступает как синтез предшествующего развития всей дагестанской литературы.

Творческий метод Н. Батырмурзаева, особенно в первых его повестях, в классической форме выражает достоинства и недостатки просветительского реализма  дагестанской литературы, по которому идеальное отражение находили результаты движения общественных явлений, а не само движение.

     До Н. Батырмурзаева многие поэтов Дагестана: Етим Эмин, О.Батырай, Чанка, Махмуд, Ансар Кадиев воспевали женщину исключительно с позиций влюбленного, романтически описывали любовную страсть. Что касается духовной жизни самой женщины, её мыслей, стремлений, ее полнокровного образа и облика, её интересов, места в обществе, то всё это зачастую оставалось вне поэтического выражения, не находя отражения в литературе.

    Углубление противоречий между желаемым и действительным в общественной жизни кумыков не оставило место для прежней возвышенной любви.  Батырмурзаев правильно понял тенденцию родной литературы и задачи, стоящие перед ней. Как просветитель, он оказался проворнее романтиков. В стремлении вырвать женщину из мрака и невежества Батырмурзаев намечал для этого конкретные меры. Он понимал, то равенство в духовной жизни женщин и мужчин возможно лишь тогда, когда она веками забитая и забытая, выйдет на широкую дорогу жизни, когда она, наконец, перестанет  быть молчаливым украшением быта мужчин.  Многие игнорировали  Батырмурзаева, так как  в его произведениях представление о женщине как ожерелье в руках мужчин рассыпано.

     Несмотря на то, что в воззрениях Батырмурзаева немало ещё незрелого, несомненно одно: его основное требование широкого женского образования и многое-многое другое.

Нугай Батурмурзаев знал, что прежде всего надо обратиться к чувствам людей, а затем и их разуму, перейти от легкого к сложному –вопросам общественного развития и наукам..

    Манай Алибев отставание устной литературы видел в том, что кумыки, как и другие народы Дагестана, не имели своей письменности в прошлом. Он писал, что наступили иные времена когда каждый человек с любовью читают книги, написанные на родном языке.

     В этом немалая заслуга основателя кумыкской прозы Н. Батырмурзаева, который не только предопределили многие тенденции национальной литературы, но своими произведениями подготовил читателя к обогащенной острыми проблемами современности литературе, утвердил новое эстетическое отношение к действительности.

    Таким образом, само развитие литературной мысли привело к необходимости отображения новых людей, нового подхода к действительности, следовательно, и к обновлению творческих сил. Хочется вспомнить имевшего глубокий смысл утверждение Н. Бежера6 « Нельзя говорить о подлинном обновлении культуры народа, если в это обновление не будут втянуты новые слои народа и если сами глашатаи и руководители  такого обновления не вырастут из новых слоев народа».  За выполнение этой исторической задачи смело взялся Н. Батырмурзаев.

     Первые крупные реалистические произведения « Языкъ Гьабибат», «Давуд булан Лайла» написанные Н. Батырмурзаевым в 1910-1012 годах,  явились подлинным творческим актом, проложившим дорогу к обновлению литературы, о чем свидетельствует идейно-художественное содержание повестей , их образная система.

 

 

 


 

Семинар МО учителей родного (кумыкского)языка

Семинар МО учителей родного (кумыкского)языка

Манай Алибев отставание устной литературы видел в том, что кумыки, как и другие народы

Манай Алибев отставание устной литературы видел в том, что кумыки, как и другие народы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021