Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
русский язык
6 кл
16.04.2018
В докладе содержится описание системы работы по активизации познавательной деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).
Информационно-коммуникативные технологии. Игровые технологии. Проектные (создание опорных схем, проектов). Разные виды рефлексии.
В результате использования ИКТ и творческих опорных схем на уроках русского языка у учащихся появляется интерес к предмету, формируется положительная мотивация, развиваются навыки самостоятельной творческой работы, формируются умения обобщать, систематизировать информацию, умение создавать собственную модель-образ.
активизация познавательной деятельности.doc
Активизация познавательной деятельности учащихся
через использование инновационных технологий на уроках русского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа с. Эворон Солнечного муниципального района Хабаровского края,
Е.В.Костромина
Россия
Инновация означает то же, что и новообразование. Инновация всегда
содержит новое решение актуальной проблемы, внедрение инноваций вызывает
качественные изменения других компонентов системы. На протяжении
нескольких лет российская система образования претерпевает изменения:
меняются учебные программы, определяется стандарт образования, внедряются
новые педагогические технологии.
Но главным остаётся взаимодействие, сотрудничество ученика и учителя
на уроке. Урок является основной формой организации учебного процесса. От
того, как организован урок, какие формы работы, методы использует учитель,
зависит качество преподавания предмета.
Как привлечь внимание ребёнка на этапе организационного момента?
Решить эту задачу можно используя ИКТ технологии: с помощью проектора
высветить на экран образы различных героевпомощников Незнайки, Пятачка и
Вини Пуха, Джека Воробья и др., которые будут сопровождать ребят в течение
урока.
Урокигра подразумевает при организации начала занятия деление на
команды, которое можно провести в форме жеребьёвки, также используя
компьютер и проектор, когда названия команд будут скрыты за какимлибо
объектом, а в нужный момент появятся.
Проверка домашнего задания
может быть проведена поразному.
Например, учащимся предлагается записать текст, спроецированный на доске
при помощи проектора и компьютера, и выполнить орфографическую и
пунктуационную работу, а после этого сверить с готовым текстом и оценить
себя или работу одноклассника, тем, кто справляется с этим этапом быстро,
даётся дополнительное задание, которое включает учащихся в урок. Можно
использовать такой вид работы при написании словарного диктанта:
продиктовать слова, а затем учащиеся проверяют их написание при помощи
спроецированного слайда.
В своей работе использую при устном опросе приём «Ромашки», когда
учащиеся выбирают «лепесток» ромашки – номер вопроса, на который будут
отвечать, а затем проецирую на экран вопросы для каждого или для группы, для
пары учащихся. В классах, привыкших работать по группам, при опросе предлагаю вопросы проблемного характера для каждого ряда. Подобная
«Ромашка» изначально существовала и существует в бумажном виде, и любой
ученик может сам вытянуть лепесток с вопросом.
Психологическая подготовка к восприятию нового материала может быть
проведена в виде игры. Например, на интерактивной доске разбросаны буквы
(или слова), надо их собрать, чтобы узнать тему урока. Картинкафон,
предшествующая тексту или предложениям, создаёт определённое настроение,
заставляет размышлять.
На этапе изучения нового материала часто использую опорные схемы.
Работа над составлением опоры – это сложный процесс. Никогда не даю опору в
готовом виде, а если использую готовые схемыопоры, то только на этапе
закрепления или обобщения знаний, умений, навыков. Они могут быть различны:
линейная, блочная, творческая .
Деятельностный подход предполагает, что учащийся сам будет добывать
знания, а учитель учит, как добывать, сохранять и применять знания. Перед тем,
как построить опорную схему учащиеся самостоятельно изучают теоретический
материал, после самостоятельного чтения, отвечают на вопросы учителя
обобщающего характера. После этого на первых порах ученики вместе с
учителем выстраивают модель опорной схемы в виде блоков, таблиц или
кластера. Позже предлагаю ребятам самостоятельно прочитать материал,
смоделировать опорную схему и творчески её переосмыслить, то есть
представить в виде образа. Так рождаются «Деревенька Причастий» или карта
острова Словосочетания, Предложения, где есть маяк видов подчинительной
связи (управления, согласования, примыкания); озеро значений предложения,
ущелье повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
Племя людоедов расскажет о простых и сложных предложениях, а в деревеньке
индейцев вы узнаете о признаках предложения. Есть лабиринт восклицательных
и невосклицательных предложений, Пенная бухта, куда стремятся корабли,
разные по цели высказывания. Таким образом,
используя наглядные изображения,
включая
ассоциативную память, визуальное мышление учащиеся могут легко запомнить,
что такое причастие, какими обладает признаками, какую синтаксическую роль
играет в предложении. Такой вид работы с опорной схемой, когда это не просто
схема, творческий процесс, труд, я использую после изучения темы. Заранее
учащиеся разбиваются на группы, определяется командир группы, дети
приносят ватман, карандаши, фломастеры, заранее, но чаще всего прямо на
уроке, дети придумывают модель. Образовсимволов может родиться у ребят
сколько угодно, главное – учитель должен их направлять, а ученики осознают,
что местоимение, числительное, глагол, причастие, деепричастие можно
«оживить», творчески переосмыслить и лучше запомнить теоретический
материал. В конце работы обязателен этап защиты творческой опорной схемы и
рефлексия (оценка своей работы в группе и степени участия других ребят – это
оценивает командир).
Итак, опорные схемы, на мой взгляд, продуктивны тогда, когда носят
творческий характер, выполнены самостоятельно, активизируют познавательную
деятельность, способствуют закреплению знаний, которые могут применяться в
дальнейшем. Творческие опорные схемы выполняются как индивидуально в
тетрадях для опорных схем, в альбомах, так и в группе на отдельных ватманах.
Этот вид работы можно использовать на этапах изучения нового материала и
обобщения знаний по теме.
Работа в группах над созданием карты острова «Словосочетание»
В своей работе использую игровые технологии. Игры для уроков русского
языка разрабатываю самостоятельно, используя знакомые сюжеты и образы,
например, игра по теме «Словосочетание» называется «Пираты Карибского
моря».
В самом начале урока звучит музыка из кинофильма, известного
подросткам, затем происходит деление на команды («Чёрная жемчужина»,
«Королева Мария», «Летучий голландец»), после этого команды проходят ряд
испытаний («Остров потерянных слов»,
преодолевая
когда
надо, «орфографические рифы», собрать словосочетания, а также определить вид
подчинительной связи в каждом словосочетании, найти «лишнее» в каждой
группе словосочетаний; «Остров Русалок», когда нужно собрать предложение и
выписать из него все словосочетания, определить вид синтаксической связи;
конкурс капитанов; «карта острова», ребятам надо на ватмане изобразить
остров «Словосочетание», где располагают объекты, например,
бухта
Согласования, маяк Примыкание, пещера Управления и т.п ).
Интересным и занимательным является приём «Лото», который можно
использовать при изучении разных тем. Он заключается в том, что ученикам
раздаются карточки с определённым набором слов (в зависимости от темы),
необходимо установить соответствия и правильно закрыть фишкой именно своё
слово в то время, когда учитель называет выбранный наугад ответ. Приём лото
«Простейшие фразеологизмы» [1, стр 15] описан в книге «Материалы по
занимательной грамматике русского языка», автор которой А.Т. Арсирий.
На этапе закрепления знаний, умений, навыков при изучении нового
сопровождаю иллюстрацией
материала использую презентации, которые
образом, то есть к предложению или слову подбираю иллюстрацию
(фотографию, картинку), которая должна обязательно выполнять эстетическую
функцию: быть красивой, понятной, качественной. Воспитывая любовь и
уважение к малой родине, использую образы дальневосточной природы,
отрывки из произведений поэтов, писателейдальневосточников.
Даже
составляя тесты для подготовки к итоговой аттестации, использую материал,
связанный с дальневосточной природой, историей Дальнего Востока.
Интересным приёмом работы является «Морской бой». Предлагается два
полотна, на дном записаны слова с пропущенными буквами, а в другом чистое
поле для игры. Необходимо вставить пропущенные буквы в слова и
одновременно заполнить поле, в котором должен получиться определённый
рисунок.
Приём «Морской бой».
«Буква ь после шипящих на
конце существительных».
№
1
2
3
4
5
6 Молодёж?
Карандаш?
7
8
Ноч?
9 Много туч?
10
ь
без ь
А1
Д 4
Г3
Д8
К 6
В4
В5
З2
Б 3
Г6
Д7
И 7
Б 2
Е6
Ж5
Е 4
Г 7 Ж4
Е3
К5
Врач?
Помощ?
Товарищ?
Лож?
Колюч?
Реч?
А Б В Г Д Е Ж З И К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0 Обязательным элементом урока при осуществлении деятельностного
подхода является рефлексия. Если есть возможность каждому учащемуся
работать за отдельным компьютером, то можно использовать метод электронной
самооценки, когда каждый урок ученик записывает в формате Microsoft Word в
специальную таблицу дату, тему урока, ставит себе оценку, а также выбирает
свою картинкуобраз, соответствующую понятиям «понял» «не понял». Точно
такой же лист самооценки можно составить и в бумажном виде. Необходимо
начертить таблицу, где будут колонки: «№ урока», «дата», «тема», «моя
оценка» («сегодня я поставлю себе оценку …»). Колонку «тема»необходимо
заполнить , ориентируясь на календарнотематическое планирование. А колонка
«моя оценка» может сопровождаться образами: положительным и
отрицательным. Каждый урок, оценивая себя, ребёнок зачёркивает тот или иной
образ. Если зачеркнул тучку, а оставил улыбающееся солнышко, то значит понял
тему и ушёл с урока с хорошим настроением, а если оставил тучку, а солнышко
зачеркнул, то наоборот. Такой лист самооценки не только позволяет ребёнку
оценить себя на уроке, но и даёт представление в целом о том, что будет
изучаться в течение большой темы.
Самооценка по русскому языку.
Ученика (цы) ___ класса_________________________
дата
Тема «Причастие»
Тема урока
Как я оцениваю
свои знания?
Причастный оборот.
Выделение
запятыми причастного оборота, стоящего
после определяемого слова.
Причастный оборот.
Выделение
запятыми причастного оборота, стоящего
после определяемого слова.
В конце урока ученики могут оценить себя при помощи пальцев руки 5
поднять руку и показать пять пальцев, 4четыре, 3три. Если урок проходил в виде игры, то каждая из команд занимает
определённое место и получает свой электронный букет цветов.
При помощи интерактивной доски можно предложить выбрать себе того
персонажа«оценку», с которым ты ушёл бы с урока. В результате использования ИКТ и творческих опорных схем на уроках
русского языка у учащихся появляется интерес к предмету, формируется
положительная мотивация, развиваются навыки самостоятельной творческой
работы, формируются умения обобщать, систематизировать информацию,
умение создавать собственную модельобраз.
Если ребёнок с удовольствием идёт на урок русского языка, охотно
изучает теоретический материал, выполняет практические задания, то и
качество образования улучшится. Ребята будут принимать самое активное
участие в конкурсах, олимпиадах.
К инновационным педагогическим технологиям относятся
информационнокоммуникационные технологии,
технология проектного
обучения, интерактивные технологии, технология развития критического
мышления, интеллекткарт и др. Но порой, в погоне за современными методами,
учитель забывает о конкретном ученике, о конкретном уроке, о цели урока, а
урок превращается в демонстрацию виртуозного владения учителем
современных педагогических технологий.
На мой взгляд, творческому учителю сложно вписаться в рамки одной
педагогической технологии. Вероятно, в скором времени от учителя
понадобиться создавать своё направление в работе, разрабатывать свою
авторскую педагогическую технологию, и у того учителя, который уже сейчас
использует в работе инновации, не будет с этим затруднений.
Библиографический список
1. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –
М., 1967 2. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”,
1996
3. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском
языке. – М.: Просвещение, 1990
4. Панов М. В. Занимательная орфография.— М., 1984
5. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского
языка. – М.: Просвещение, 1985
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.