Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)
Оценка 4.9

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
дефектология
Детсад
29.05.2017
Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)
Выступление ИПК ПК Мнемотехника.doc
Малышева Елена Анатольевна МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 1» ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ для слушателей курсов повышения квалификации Доклад МОГАУ ДПО «ИПК ПК» на базе МГОУ № 61 «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой) Подготовила: Малышева Елена Анатольевна учитель­логопед первой квалификационной категории Малышева Елена Анатольевна 2 Магадан, 2016 год Добрый   день   уважаемые   коллеги!   Хочу   поблагодарить   хозяев   этого   уютного   дома   за тёплый приём, сказать большое спасибо ИПКПК за приглашение и Вам, столь высокой аудитории слушателей курсов. Надеюсь, что общение наше пройдёт продуктивно и плодотворно. (Слайд 1) Я работаю учителем­логопедом в дошкольном подразделении Государственного Казённого Образовательного Учреждения для обучающихся по адаптированным программам «Магаданский областной центр образования № 1». (Слайд 2) Сегодня хочу поделиться с вами опытом работы по использованию приёмов мнемотехники и метода глобального чтения, которыми я пользуюсь как логопед в организации коррекционно­ образовательного процесса с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта. (Слайд 3) Причина,   заставившая   меня   обратиться   к   мнемотехнике,   –   это   ограниченные психофизические возможности детей с ОВЗ. (Слайд 4) Достоинство   этих   методик   очевидны   –   вся   предназначенная   для   усвоения   информация представлена   в   зрительном   поле   ребёнка,   что   обеспечивает:   концентрацию   его   внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание. (Слайд 5) Внутренние   резервы   мнемотехники   уникальны,   богаты,   разнообразны   (это   и   смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота). (Слайд 6) Зерно   успеха   заключается   в   том,   что   мнемоприём   не   оставляет   детей   безучастными, равнодушными,   другими   словами,   делает   заинтересованными.   Ведь   хорошо   известно,   знания, усвоенные   без   интереса,   не   становятся   активным   достоянием   человека,   а   ложатся   мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. Мнемотехника (или мнемоника) ­ от греч. mnemonikon ­ искусство запоминания, означает совокупность приемов  и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих  объем  памяти путем образования искусственных ассоциаций. Слово   мнемоника   имеет   однокоренное   слово   –   Мнемозина.   В   греческой   мифологии Мнемозина   является   богиней   памяти   и   матерью   9   муз,   а   переносный   смысл   этого существительного – память. (Слайд 7) Мнемотехника   известна   с   давних   времен   и   насчитывает   как   минимум   две   тысячи   лет. Считается, что термин «мнемоника» введен  Пифагором Самосским  в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика   Александра   Македонского.   Феноменальной   памятью,   основанной   на   мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Вашему вниманию представлен далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством   памяти:     Сенеку,   Августина,   Симплиция,   Квинтилиана,   Хармада   и   Метродора   из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Малышева Елена Анатольевна 3 Печати,   Статуи,   Образы),   Петра   Рамуса,   Перкинса,   Кампанеллу,   Ламберта   Шенкеля,   Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта. Может   быть,   мнемотехникой   увлекались   только   в   далеком   прошлом,   а   в   наше   время интерес к ней пропал? Ничего подобного. (Слайд 8) В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.   Лурия,   Л.С.   Выготский,   А.Н.   Леонтьев,   П.И.Зинченко.   Основатель   отечественной   школы нейропсихологии   А.   Р.   Лурия   длительное   время   изучал   память   мнемониста,   который   мог   с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более. К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей «мнемоприемы» относились к разряду   «противоречащих   осознанному   научному   освоению   учебного   материала».   Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов». Начиная   с   конца   80­х   годов   стали   выходить   в   свет   издания,   которые   наряду   с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники. В   конце   90­х   только   некоторые   авторы   уже   осознанно   стали   выделять   мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках   учителей­словесников.   Как   правило,   это   небольшие   по   объему   книги   или   статьи   в методических изданиях. (Слайд 9) В педагогике мнемотехнику называют по­разному: Воробьёва Валентина Константиновна называет   эту   методику   сенсорно­графическими   схемами,   Ткаченко   Татьяна   Александровна   – предметно­схематическими   моделями,   Глухов   Вадим   Петрович   –   блоками­квадратами, Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа, учителя­логопеды называют эту методику – наглядное моделирование. Из   истории   мнемотехники   мы   можем   сделать   заключение.   Интерес   к   мнемотехнике   в настоящее   время   не   угас.   Более   того,   виды   мнемонической   техники   запоминания   постоянно совершенствуются   на   основе   новых   представлений   о   механизмах   памяти   человека.   Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём сознании соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании даже по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все раннее соединённые образы. Мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря которым начинает работать эмоционально­образная память ребенка.   Ярким   примером   из   детства  может  служить   определение  «биссектриса  –  это  крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (Слайд 10) Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых   строятся   все   остальные   функции.   Полноценное   развитие   мышления,   восприятия, воображения   и   речи   было   бы   невозможно   при   отсутствии   процесса   узнавания,   сохранения   и воспроизведения   информации.   Именно   память   лежит   в   основе   обучения   и   воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Ребёнок   дошкольного   возраста   в   основном   запоминает   информацию   механически. Сохранение   в   памяти   увиденного,   услышанного   или   тактильно   ощутимого,   а   также   знаний   о предметах   и   понятиях   происходит   без   специальных   приёмов   запоминания   и   логического Малышева Елена Анатольевна 4 осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребёнок под руководством взрослых не научится управлять собственной памятью. (Слайд 11) Первые   мнемические   задачи   перед   ребёнком   ставит   взрослый,   когда   просит   малыша вспомнить название определённого предмета, повторить стишок. Одобрение взрослого вызывает у ребёнка   стремление   запомнить   информацию,   повторить   её.   Выполняя   такие   задачи,   ребёнок усваивает   простейшие   мнемические   приёмы   и   средства   (повторение,   перекодировка). Исправления,   которые   вносит   взрослый,   побуждают   ребёнка   исправлять   допускаемые   при воспроизведении   информации   ошибки.   Впоследствии   возникает   стремление   этих   ошибок   не допускать. Ребёнок начинает осознавать связь между моментами запоминания и воспроизведения. Растёт глубина контроля над припоминанием. Появляется произвольность запоминания. (Слайд 12) Обучение   и   воспитание   дошкольников   проходит   более   эффективно   при   использовании приёмов мнемотехники. С   помощью   мнемотехники   можно   обеспечить   успешное   освоение   детьми   знаний   об особенностях   объектов   природы,   об   окружающем   мире,   эффективное   запоминание   рассказа, сохранение   и   воспроизведение   информации,   и   конечно,   развитие   речи.   Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти. Опора на различные анализаторы позволяет ребёнку легче и быстрее запомнить материал. (Слайд 13) Как   любая   работа   строится   от   простого   к   сложному   –   начинается   всё   с   простейших мнемоквадратов.   Так   проводится   работа   над   словом.   Например,   даём   слово   «снеговик»,   его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». (Слайд 14) Затем   последовательно   переходим   к   мнемодорожкам.   Здесь   переходим   к   поэтапному кодированию   сочетаний   слов,   запоминанию   и   воспроизведению   предложений   по   условным символам. (Слайд 15) И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка, но не более девяти. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости   от   их   направленности.   Могут   быть   простыми   и   тематическими   (речевые, математические,   музыкальные,   познавательные   и   др.).  Мнемотаблица   –   это   схема,   в   которую заложена определённая информация. (Слайд 16) Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:  Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания).  Развитие   умения   анализировать,   вычленять   части,   объединять   в   пары,   группы,   целое, умение систематизировать.  Развитие логики.  Развитие образного мышления.  Развитие умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации.  Решение дидактических, образовательных задач.  Развитие смекалки.  Тренировка внимания.  Развитие навыков графического изображения. Обучение   дошкольников   приёмам   мнемотехники   предполагает   определённую последовательность действий. Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи: Малышева Елена Анатольевна 5 (Слайд 17) 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. (Слайд 18) 2. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит   отработка   метода   запоминания.   Например:   «Стоял   в   поле   теремок,   прибежала   и поселилась в нем мышка­норушка, лягушка­квакушка, зайка­побегайка, лиса рыжая краса, серый волк­зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с педагогом (на ранних этапах). Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. (Слайд 19) 3. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?». Что   является   опорным   в   таблице?   Опорным   в   таблице   является   изображение   главных героев   сказки,   через   которые   идет   осознание   происходящего   в   ней,   понимание   самой   сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев. Что   можно   изображать   в   таблице.   В   таблице   схематически   возможно   изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (Слайд 20) Мнемотаблицы   эффективны   не   только   при   пересказе   сказки   или   рассказа,   но   и   при разучивании   стихотворений,   загадок.   Суть   заключается   в   следующем:   на   каждое   слово   или маленькое   словосочетание   придумывается   картинка   (изображение);   таким   образом,   все стихотворение   или   загадка   зарисовывается   схематически.   После   этого   ребенок   по   памяти, используя   графическое   изображение,   воспроизводит   стихотворение   или   загадку   целиком.   На начальном этапе предлагается готовая план­схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. (Слайд 21) Я убеждена, сто использование мнемотехники в работе с детьми просто необходимо. Во­ первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные   опыты;   во­вторых,   применение   мнемотехники   необходимо   с   точки   зрения психологических, возрастных, предметно­методических особенностей воспитанников; в­третьих, мнемоматериал   находит   живой   отклик   у   воспитанников,   способствует   развитию   интереса   к рассказыванию   сказок   и   заучиванию   стихов,   активизации   мышления,   повышению   мотивации   к обучению. Мнемотехника   помогает   детям   перешагнуть   барьер   неуверенности,   заниженной самооценки. Дети лучше запоминают стихи, повышает способность детей восприятию учебного материала, возрастает интерес к предлагаемому материалу. (Слайд 22) ЛИТЕРАТУРА  1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001. 2. Зиганов М.А. Мнемотехника. – М.: Образование, 2000. – 300 с. 3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. 2007. – С. 5. 4. Мосолкина   Л.С.   Использование   мнемотаблицы   в   качестве   дидактического   материала. http//nsportal.ru/detskiy­sad/material­dlea­roditeley/2013 Малышева Елена Анатольевна 6 5. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. 6. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. (Слайд 23)                                                                                 Спасибо за внимание!

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)

Доклад для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК»  «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (на примере ознакомления со сказкой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017
Посмотрите также: