В консультации для родителей воспитанников группы "Особый ребёнок" рассказывается о возможностях применения метода глобального чтения в работе по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая и умеренная умственная отсталость, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм), предложены рекомендации по обучению детей.
Малышева Елена Анатольевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Консультация для родителей
«Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»
Подготовила:
Малышева Елена Анатольевна
учительлогопед
первой квалификационной категорииМалышева Елена Анатольевна
2
Магадан, 2016 год
Методы обучения чтению
Методов обучения чтению по большому счету всего три:
Фонемный метод (главная единица чтения – буква).
Складовый метод (единица чтения – гласная + согласная).
Метод глобального чтения (единица чтения – слово).
Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога
Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно
воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие
предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно
выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей
врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая
история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего
ребёнка повреждение мозга...», в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения
детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь
никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в
этом страшном мире.
В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальнофонематическом
методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с
другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи.
Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и
числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой
информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет
и обучение в глобальном методе письменному языку – чтению, печатанию, а впоследствии письму.
Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она
компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть
потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) – это означает, что
мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью
воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и
мышление ребенка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже
неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на
компьютере несложный текст.
В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы
«Читаем с пеленок».
Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным,
потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же
неразрывно связано с речью.
Суть обучения состоит в том, что ребенку показывают карточку с написанным на ней
словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом
начинают разделять их по буквам.
Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга –
правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает какМалышева Елена Анатольевна
3
единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария
– словеснологический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и
обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно
образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа
противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого
целостного и многозначного контекста.
У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 79 и даже, по
некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это
эмоциональность, впечатлительность, нагляднообразное мышление; подвижность (двигательная
активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания –
запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость) и
т.д.
Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является
то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она
активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему
знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать,
отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом содержание программы и темп работы строго
индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может
использоваться в работе как с детьми с высокоразвитой речевой деятельностью, так и не
говорящими детьми.
В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и
среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с
самого раннего возраста.
Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у
детей при чтении:
замены и смешения звуков при чтении,
побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;
искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных
ошибках: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при
отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках
слогов и др.;
нарушения понимания прочитанного;
аграмматизмы при чтении.
Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга,
улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует
устранению признаков дислексии.
К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно –
сознательно или интуитивно – используют в своей работе «глобальные приемы» обучения.
Вспомните «чтение по цепочке», при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен
внимательно следить за текстом. Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста
зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что «должно
получиться» – понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят
процессы «узнавания», «закрепления», «формирования новых ассоциаций» – происходит процесс
эффективного обучения.
Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в
слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы
получилось какоето предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было
вначале – узнаем смысл написанного.Малышева Елена Анатольевна
4
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью
чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы
понять «о чем тут написано?»
До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже
сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст – т и вы в
этом убедитесь!
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам
пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.
Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всервано ткест чтаитсея без побрелм.
Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво
цликеом.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ
«Знакомым» слово считается, если Вы показали его ребенку 1517 раз в течение 5 дней.
Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней.
Начинаете показывать в первый день – одно слово, затем добавляете каждый показ по
одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь.
Затем – самое старое слово – убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз
перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким
образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.
Берете стопочку из 15 карточек, ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии
и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано – только одно
слово без комментариев. И так все карточки – показали и произнесли (можно карточки на
обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово
нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого действия
вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все
запомнил, хвалите его: «Ай да умница!»
Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли
чемунибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только
тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ.
ЭТО – СИТУАЦИЯ УСПЕХА.
Экзаменовать ребенка и предлагать любые «выступления перед публикой» можно только в
том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе.
Поэтому лучше дождаться, когда он сам чтонибудь выдаст – тут уж вы его нахвалите и
сами убедитесь в его знаниях.
САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Это не должно становится самоцелью – чтобы ребенок срочно зачитал! У нас с вами
другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем
соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур иМалышева Елена Анатольевна
5
межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на возможности правого
(ведущего в этом возрасте!) полушария.
Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: «Обучая левое полушарие, –
мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие мы обучаем весь мозг!» Об этом надо
помнить. А результат обязательно проявится, будьте уверены.
Обязательно надо давать слов 1015 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно.
У некоторых детей вовсе может пропасть интерес изза этого, поэтому будьте бдительны. Нам –
взрослым всё кажется, что это так трудно – зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться
примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки
надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть – никуда не денется, ваши действия все
равно привлекут его внимание.
Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.
ТЕМЫ:
1. «Семья»: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, ТЁТЯ (обязательно пишите Ё, а не Е), ДЯДЯ, БРАТ,
БРАТИК и так далее. Изучая тему «семья» желательно подписать фотографии всех членов семьи,
включая домашних питомцев.
2. «Части тела»: НОГА, РУКА, НОС, РОТ, ГЛАЗА, ЖИВОТ и т.д.
3. «Игрушечные звери»: которые у вас есть – то есть ребенок их знает: ЗАЙКА, КИСА, СЛОНИК,
ПЕТУШОК, ОСЛИК, ХРЮША (именно такие «игрушечные» названия, ну, то есть, как вы их
называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие «кто как голос подаёт» –
«ХРЮХРЮ», «ГАГАГА», «МЯУ» и т.д. особенно, если ребенок уже учится говорить.
4. «Любимые игрушки»: БАРАБАН, КУКЛА, ЮЛА, КУБИКИ, КНИЖКА, ПИРАМИДКА, МЯЧ
и т.д.
5. «Что окружает в доме»: КРОВАТЬ, СТУЛ, СТОЛ, ПИАНИНО, КРЕСЛО, ТЕЛЕВИЗОР,
ТЕЛЕФОН, КАРТИНА и т.д.
6. «Еда»: МОЛОКО, СОК, КАША, СУП, ХЛЕБ, ЯБЛОКО, ЙОГУРТ, МЯСО, ВОДА и т.д.
7. «Знакомые действия» (глаголы в неопределенной форме): СПАТЬ, ЕСТЬ, ПИТЬ, ИГРАТЬ,
ЧИТАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИДЕТЬ, ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ, ХОДИТЬ.
Соответственно, планируем: день 1ый – первый показ – одно слово МАМА, 2ой – два
слова: МАМА, ПАПА, 3й показ: три слова – МАМА, ПАПА, БАБА, 4й день – четыре слова:
МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, 5 показ – МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, БРАТ и т.д. до 15 слов. С
16 слова – первое слово «мама» убираем. Для того чтобы было понятно, какое слово надо убирать
– на обратной стороне карточки ставим число – когда она «пришла», чтобы не перепутать, какая
именно карточка должна сегодня «уйти». А можно просто написать заранее список слов по
порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова – каждый день по три
слова или по одному слову – в зависимости от режима, который вы выбрали.
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15,
как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что определённые слова вы
будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать
занятия).
ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНЫЕ» КАРТОЧКИ?
Это картинки (предметов, действий) с соответствующей подписью.Малышева Елена Анатольевна
6
ЩЕНОК КОРОВА
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно
прикреплять в каждой игрушке ее имя (слово без картинки). Можно зверей «кормить» – раздавать
им карточки с их кормом, заодно повторяем тему «Кто что ест». Можно разыскивать мам для
потерявшихся деток (карточки «щенок» – к собаке, «телёнок» – к корове и т.п.). Можно
перевозить «мебель» (карточки) на машинах. Можно играть в магазин – используем слова в
качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. Давай дадим «конфету»
Мишке – положили карточку Мишке, вот у Мишки «конфета» – акцентируем внимание на каждом
слове несколько раз. А «котик» поедет на машине кататься – кладем карточку «котик» на машину,
чтобы слово было видно и еще раз говорим: «КОТИК» поехал на машине и т.п. И так далее до
бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр.
К слову сказать, многие психологи с тревогой утверждают, что современные дети совсем не
умеют играть в сюжетноролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности
и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем.
Вместе с навыками сюжетноролевой игры развиваются и символьное мышление, и
воображение.
Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у
него возникает такое желание, но если он молчит, то это не означает, что слов он не запомнил.
Более того, даже если он действительно не запомнил какието слова – это не суть важно – важен
сам процесс.
А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать
положительные эмоции. Кроме того, именно в результате работы с активными карточками дети
молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ!
Можно делать тематические книжки: «Моя семья» (фотографии), «Профессии», «Цвета»,
«Формы», «Противоположности» и т.д.
Очень важно не забрасывать занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего
он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная
неприязнь к учебе. Помните, главное правило успеха в том, что вашему ребенку занятия должны
быть интересны.
Методика глобального чтения позволяет развить у «Особых детей» понимание речи,
вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться.
Желаю успехов!
Литература
1. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.
2. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.