Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»
Оценка 4.9

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
29.05.2017
Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»
В консультации для родителей воспитанников группы "Особый ребёнок" рассказывается о возможностях применения метода глобального чтения в работе по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая и умеренная умственная отсталость, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм), предложены рекомендации по обучению детей.
Консультация для родителей.doc
Малышева Елена Анатольевна МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 1» ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?» Подготовила: Малышева Елена Анатольевна учитель­логопед первой квалификационной категории Малышева Елена Анатольевна 2 Магадан, 2016 год Методы обучения чтению Методов обучения чтению по большому счету всего три: Фонемный метод (главная единица чтения – буква). Складовый метод (единица чтения – гласная + согласная). Метод глобального чтения (единица чтения – слово). Авторами   метода   «Глобальное   чтение»   можно   считать   американского   нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает   зрительно   и   на   слух   написанные   целиком   слова,   словосочетания,   короткие предложения.   В   результате   обработанной   мозгом   информации,   ребенком   самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи   Института   Развития   Человеческого   Потенциала   в   США   (Институт   Домана).   Это   целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга...», в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире. В   традиционной   педагогике   обучение   чтению   основано   на   вербально­фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила  изменения слов  по родам и числам,   падежные   окончания.   Когда   мозг   накапливает   определенное   количество   речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку – чтению, печатанию, а впоследствии письму. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) – это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов. Кроме   того,   обучение   глобальному   чтению   позволяет   развивать   импрессивную   речь   и мышление   ребенка   до   овладения   произношением.   Таким   методом   можно   научить   даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. В   России   по   аналогичной   схеме   работает   Маниченко,   автор   развивающей   программы «Читаем с пеленок». Авторы   методики   считают   обучение   чтению   целыми   словами   более   физиологичным, потому   что   люди   не   мыслят   буквами   и   слогами,   а   только   целыми   словами.   Мышление   же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит  в  том, что ребенку  показывают  карточку  с  написанным   на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами? Существует   несколько   типов   функциональной   организации   двух   полушарий   мозга   – правополушарность,   левополушарность   и   двуполушарность.   Естественно,   мозг   работает   как Малышева Елена Анатольевна 3 единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария –   словесно­логический   характер   познавательных   процессов,   склонность   к   абстрагированию   и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно­ образный   тип   мышления,   развитое   воображение,   одномоментное   схватывание   большого   числа противоречивых   с   точки   зрения   формальной   логики   связей   и   формирование   за   счет   этого целостного и многозначного контекста. У   детей   в   период   формирования   мозговых   структур,   а   это   вплоть   до   7­9   и   даже,   по некоторым   данным,   10   лет   –   функции   правого   полушария,   как   правило,   доминируют.   Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно­образное мышление; подвижность (двигательная активность   является   важнейшим   свойством   данного   возраста!);   неустойчивость   внимания   – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость) и т.д. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны,   не   требует   проверки   усвоения   материала   (ответного   озвучивания)   и   может использоваться   в   работе   как   с   детьми   с   высокоразвитой   речевой   деятельностью,   так   и   не говорящими детьми. В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста. Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:  замены и смешения звуков при чтении,  побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;  искажения   звукослоговой   структуры   слова,   которые   проявляются   в   разнообразных ошибках:   в   пропусках   согласных   при   стечении,   пропусках   согласных   и   гласных   при отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.;  нарушения понимания прочитанного;  аграмматизмы при чтении. Кроме того, глобальный метод активизирует  работу обоих полушарий головного мозга, улучшает   интеграцию   мозга   (взаимодействие   между   полушариями),   что   также   способствует устранению признаков дислексии. К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно – сознательно   или   интуитивно   –   используют   в   своей   работе   «глобальные   приемы»   обучения. Вспомните «чтение по цепочке», при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно  и   на  слух,  запоминание  образа  с  опорой   на  ассоциацию.   Смысл   ясен,  что  «должно получиться»   –   понятно,   текст   становится   подтверждением   ожидаемого   смысла,   происходят процессы «узнавания», «закрепления», «формирования новых ассоциаций» – происходит процесс эффективного обучения. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое­то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале – узнаем смысл написанного. Малышева Елена Анатольевна 4 В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять «о чем тут написано?» До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст – т и вы в этом убедитесь! ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР: По  рзелульаттам   илссеовадний  одонго анлигйсокго  унвиертисета,  не иеемт   занчнеия,   в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все­рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй   эгото   ялвятеся   то,   что   мы   чиатем   не   кдаужю   бкуву   по   отдльенотси,   а   все   солво цликеом. КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ «Знакомым» слово считается, если Вы показали его ребенку 15­17 раз в течение 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней. Начинаете показывать в первый день – одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем – самое старое слово – убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом. Берете стопочку из 15 карточек, ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано – только одно слово   без   комментариев.   И   так   все   карточки   –   показали   и   произнесли   (можно   карточки   на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: «Ай да умница!» Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему­нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. ЭТО – СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые «выступления перед публикой» можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что­нибудь выдаст – тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Это не должно становится самоцелью – чтобы ребенок срочно зачитал! У нас с вами другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие   отделы   памяти,   стимулируем   формирование   мозговых   структур   и Малышева Елена Анатольевна 5 межнейронных   соединений,   активизируем   работу   мозга,   опираясь   на   возможности   правого (ведущего в этом возрасте!) полушария. Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: «Обучая левое полушарие, – мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие ­ мы обучаем весь мозг!» Об этом надо помнить. А результат обязательно проявится, будьте уверены. Обязательно надо давать слов 10­15 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно. У некоторых детей вовсе может пропасть интерес из­за этого, поэтому будьте бдительны. Нам – взрослым всё кажется, что это так трудно – зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть – никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно. ТЕМЫ: 1. «Семья»: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, ТЁТЯ (обязательно пишите Ё, а не Е), ДЯДЯ, БРАТ, БРАТИК и так далее. Изучая тему «семья» желательно подписать фотографии всех членов семьи, включая домашних питомцев. 2. «Части тела»: НОГА, РУКА, НОС, РОТ, ГЛАЗА, ЖИВОТ и т.д. 3. «Игрушечные звери»: которые у вас есть – то есть ребенок их знает: ЗАЙКА, КИСА, СЛОНИК, ПЕТУШОК, ОСЛИК, ХРЮША  (именно такие «игрушечные» названия, ну, то есть, как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие «кто как голос подаёт» – «ХРЮ­ХРЮ», «ГА­ГА­ГА», «МЯУ» и т.д. особенно, если ребенок уже учится говорить. 4. «Любимые игрушки»: БАРАБАН, КУКЛА, ЮЛА, КУБИКИ, КНИЖКА, ПИРАМИДКА, МЯЧ и т.д. 5.   «Что   окружает   в   доме»:  КРОВАТЬ,   СТУЛ,   СТОЛ,   ПИАНИНО,   КРЕСЛО,   ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕФОН, КАРТИНА и т.д. 6. «Еда»: МОЛОКО, СОК, КАША, СУП, ХЛЕБ, ЯБЛОКО, ЙОГУРТ, МЯСО, ВОДА и т.д. 7.   «Знакомые   действия»   (глаголы   в  неопределенной   форме):  СПАТЬ,  ЕСТЬ,   ПИТЬ,   ИГРАТЬ, ЧИТАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИДЕТЬ, ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ, ХОДИТЬ. Соответственно, планируем: день 1­ый – первый показ – одно слово  МАМА, 2­ой – два слова:  МАМА, ПАПА, 3­й показ: три слова –  МАМА, ПАПА, БАБА, 4­й день – четыре слова: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, 5 показ – МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, БРАТ и т.д. до 15 слов. С 16 слова – первое слово «мама» убираем. Для того чтобы было понятно, какое слово надо убирать – на обратной стороне карточки ставим число – когда она «пришла», чтобы не перепутать, какая именно   карточка   должна   сегодня   «уйти».   А   можно   просто   написать   заранее   список   слов   по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова – каждый день по три слова или по одному слову – в зависимости от режима, который вы выбрали. Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что определённые слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия). ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНЫЕ» КАРТОЧКИ? Это картинки (предметов, действий) с соответствующей подписью. Малышева Елена Анатольевна 6                          ЩЕНОК                        КОРОВА Можно   раскладывать   названия   животных   на   соответствующие   картинки.   Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя (слово без картинки). Можно зверей «кормить» – раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему «Кто что ест». Можно разыскивать мам для потерявшихся   деток   (карточки   «щенок»   –   к   собаке,   «телёнок»   –   к   корове   и   т.п.).   Можно перевозить   «мебель»   (карточки)   на   машинах.   Можно   играть   в   магазин   –   используем   слова   в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. Давай дадим «конфету» Мишке – положили карточку Мишке, вот у Мишки «конфета» – акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А «котик» поедет на машине кататься – кладем карточку «котик» на машину, чтобы слово было видно и еще раз говорим: «КОТИК» поехал на машине и т.п. И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр. К слову сказать, многие психологи с тревогой утверждают, что современные дети совсем не умеют играть в сюжетно­ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем. Вместе   с   навыками   сюжетно­ролевой   игры   развиваются   и   символьное   мышление,   и воображение. Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие­то слова – это не суть важно – важен сам процесс. А   активные   карточки   помогут   вам   быстрее   увидеть   результат   и   самим   испытать положительные эмоции. Кроме того, именно в результате работы с активными карточками дети­ молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ! Можно делать тематические книжки: «Моя семья» (фотографии), «Профессии», «Цвета», «Формы», «Противоположности» и т.д. Очень важно не забрасывать занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная неприязнь к учебе. Помните, главное правило успеха в том, что вашему ребенку занятия должны быть интересны. Методика   глобального   чтения   позволяет   развить   у   «Особых   детей»   понимание   речи, вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться. Желаю успехов! Литература 1. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. 2. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет. 3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

Консультация для родителей  «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017
Посмотрите также: