Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 29.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей воспитанников группы "Особый ребёнок" рассказывается о возможностях применения метода глобального чтения в работе по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая и умеренная умственная отсталость, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм), предложены рекомендации по обучению детей.
Иконка файла материала Консультация для родителей.doc
Малышева Елена Анатольевна МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 1» ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Консультация для родителей «Что такое ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?» Подготовила: Малышева Елена Анатольевна учитель­логопед первой квалификационной категорииМалышева Елена Анатольевна 2 Магадан, 2016 год Методы обучения чтению Методов обучения чтению по большому счету всего три: Фонемный метод (главная единица чтения – буква). Складовый метод (единица чтения – гласная + согласная). Метод глобального чтения (единица чтения – слово). Авторами   метода   «Глобальное   чтение»   можно   считать   американского   нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает   зрительно   и   на   слух   написанные   целиком   слова,   словосочетания,   короткие предложения.   В   результате   обработанной   мозгом   информации,   ребенком   самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи   Института   Развития   Человеческого   Потенциала   в   США   (Институт   Домана).   Это   целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга...», в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире. В   традиционной   педагогике   обучение   чтению   основано   на   вербально­фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила  изменения слов  по родам и числам,   падежные   окончания.   Когда   мозг   накапливает   определенное   количество   речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку – чтению, печатанию, а впоследствии письму. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) – это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов. Кроме   того,   обучение   глобальному   чтению   позволяет   развивать   импрессивную   речь   и мышление   ребенка   до   овладения   произношением.   Таким   методом   можно   научить   даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. В   России   по   аналогичной   схеме   работает   Маниченко,   автор   развивающей   программы «Читаем с пеленок». Авторы   методики   считают   обучение   чтению   целыми   словами   более   физиологичным, потому   что   люди   не   мыслят   буквами   и   слогами,   а   только   целыми   словами.   Мышление   же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит  в  том, что ребенку  показывают  карточку  с  написанным   на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами? Существует   несколько   типов   функциональной   организации   двух   полушарий   мозга   – правополушарность,   левополушарность   и   двуполушарность.   Естественно,   мозг   работает   какМалышева Елена Анатольевна 3 единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария –   словесно­логический   характер   познавательных   процессов,   склонность   к   абстрагированию   и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно­ образный   тип   мышления,   развитое   воображение,   одномоментное   схватывание   большого   числа противоречивых   с   точки   зрения   формальной   логики   связей   и   формирование   за   счет   этого целостного и многозначного контекста. У   детей   в   период   формирования   мозговых   структур,   а   это   вплоть   до   7­9   и   даже,   по некоторым   данным,   10   лет   –   функции   правого   полушария,   как   правило,   доминируют.   Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно­образное мышление; подвижность (двигательная активность   является   важнейшим   свойством   данного   возраста!);   неустойчивость   внимания   – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость) и т.д. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны,   не   требует   проверки   усвоения   материала   (ответного   озвучивания)   и   может использоваться   в   работе   как   с   детьми   с   высокоразвитой   речевой   деятельностью,   так   и   не говорящими детьми. В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста. Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:  замены и смешения звуков при чтении,  побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;  искажения   звукослоговой   структуры   слова,   которые   проявляются   в   разнообразных ошибках:   в   пропусках   согласных   при   стечении,   пропусках   согласных   и   гласных   при отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.;  нарушения понимания прочитанного;  аграмматизмы при чтении. Кроме того, глобальный метод активизирует  работу обоих полушарий головного мозга, улучшает   интеграцию   мозга   (взаимодействие   между   полушариями),   что   также   способствует устранению признаков дислексии. К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно – сознательно   или   интуитивно   –   используют   в   своей   работе   «глобальные   приемы»   обучения. Вспомните «чтение по цепочке», при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно  и   на  слух,  запоминание  образа  с  опорой   на  ассоциацию.   Смысл   ясен,  что  «должно получиться»   –   понятно,   текст   становится   подтверждением   ожидаемого   смысла,   происходят процессы «узнавания», «закрепления», «формирования новых ассоциаций» – происходит процесс эффективного обучения. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое­то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале – узнаем смысл написанного.Малышева Елена Анатольевна 4 В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять «о чем тут написано?» До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст – т и вы в этом убедитесь! ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР: По  рзелульаттам   илссеовадний  одонго анлигйсокго  унвиертисета,  не иеемт   занчнеия,   в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все­рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй   эгото   ялвятеся   то,   что   мы   чиатем   не   кдаужю   бкуву   по   отдльенотси,   а   все   солво цликеом. КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ «Знакомым» слово считается, если Вы показали его ребенку 15­17 раз в течение 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней. Начинаете показывать в первый день – одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем – самое старое слово – убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом. Берете стопочку из 15 карточек, ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано – только одно слово   без   комментариев.   И   так   все   карточки   –   показали   и   произнесли   (можно   карточки   на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: «Ай да умница!» Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему­нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. ЭТО – СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые «выступления перед публикой» можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что­нибудь выдаст – тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Это не должно становится самоцелью – чтобы ребенок срочно зачитал! У нас с вами другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие   отделы   памяти,   стимулируем   формирование   мозговых   структур   иМалышева Елена Анатольевна 5 межнейронных   соединений,   активизируем   работу   мозга,   опираясь   на   возможности   правого (ведущего в этом возрасте!) полушария. Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: «Обучая левое полушарие, – мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие ­ мы обучаем весь мозг!» Об этом надо помнить. А результат обязательно проявится, будьте уверены. Обязательно надо давать слов 10­15 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно. У некоторых детей вовсе может пропасть интерес из­за этого, поэтому будьте бдительны. Нам – взрослым всё кажется, что это так трудно – зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть – никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно. ТЕМЫ: 1. «Семья»: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, ТЁТЯ (обязательно пишите Ё, а не Е), ДЯДЯ, БРАТ, БРАТИК и так далее. Изучая тему «семья» желательно подписать фотографии всех членов семьи, включая домашних питомцев. 2. «Части тела»: НОГА, РУКА, НОС, РОТ, ГЛАЗА, ЖИВОТ и т.д. 3. «Игрушечные звери»: которые у вас есть – то есть ребенок их знает: ЗАЙКА, КИСА, СЛОНИК, ПЕТУШОК, ОСЛИК, ХРЮША  (именно такие «игрушечные» названия, ну, то есть, как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие «кто как голос подаёт» – «ХРЮ­ХРЮ», «ГА­ГА­ГА», «МЯУ» и т.д. особенно, если ребенок уже учится говорить. 4. «Любимые игрушки»: БАРАБАН, КУКЛА, ЮЛА, КУБИКИ, КНИЖКА, ПИРАМИДКА, МЯЧ и т.д. 5.   «Что   окружает   в   доме»:  КРОВАТЬ,   СТУЛ,   СТОЛ,   ПИАНИНО,   КРЕСЛО,   ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕФОН, КАРТИНА и т.д. 6. «Еда»: МОЛОКО, СОК, КАША, СУП, ХЛЕБ, ЯБЛОКО, ЙОГУРТ, МЯСО, ВОДА и т.д. 7.   «Знакомые   действия»   (глаголы   в  неопределенной   форме):  СПАТЬ,  ЕСТЬ,   ПИТЬ,   ИГРАТЬ, ЧИТАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИДЕТЬ, ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ, ХОДИТЬ. Соответственно, планируем: день 1­ый – первый показ – одно слово  МАМА, 2­ой – два слова:  МАМА, ПАПА, 3­й показ: три слова –  МАМА, ПАПА, БАБА, 4­й день – четыре слова: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, 5 показ – МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, БРАТ и т.д. до 15 слов. С 16 слова – первое слово «мама» убираем. Для того чтобы было понятно, какое слово надо убирать – на обратной стороне карточки ставим число – когда она «пришла», чтобы не перепутать, какая именно   карточка   должна   сегодня   «уйти».   А   можно   просто   написать   заранее   список   слов   по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова – каждый день по три слова или по одному слову – в зависимости от режима, который вы выбрали. Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что определённые слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия). ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНЫЕ» КАРТОЧКИ? Это картинки (предметов, действий) с соответствующей подписью.Малышева Елена Анатольевна 6                          ЩЕНОК                        КОРОВА Можно   раскладывать   названия   животных   на   соответствующие   картинки.   Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя (слово без картинки). Можно зверей «кормить» – раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему «Кто что ест». Можно разыскивать мам для потерявшихся   деток   (карточки   «щенок»   –   к   собаке,   «телёнок»   –   к   корове   и   т.п.).   Можно перевозить   «мебель»   (карточки)   на   машинах.   Можно   играть   в   магазин   –   используем   слова   в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. Давай дадим «конфету» Мишке – положили карточку Мишке, вот у Мишки «конфета» – акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А «котик» поедет на машине кататься – кладем карточку «котик» на машину, чтобы слово было видно и еще раз говорим: «КОТИК» поехал на машине и т.п. И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр. К слову сказать, многие психологи с тревогой утверждают, что современные дети совсем не умеют играть в сюжетно­ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем. Вместе   с   навыками   сюжетно­ролевой   игры   развиваются   и   символьное   мышление,   и воображение. Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие­то слова – это не суть важно – важен сам процесс. А   активные   карточки   помогут   вам   быстрее   увидеть   результат   и   самим   испытать положительные эмоции. Кроме того, именно в результате работы с активными карточками дети­ молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ! Можно делать тематические книжки: «Моя семья» (фотографии), «Профессии», «Цвета», «Формы», «Противоположности» и т.д. Очень важно не забрасывать занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная неприязнь к учебе. Помните, главное правило успеха в том, что вашему ребенку занятия должны быть интересны. Методика   глобального   чтения   позволяет   развить   у   «Особых   детей»   понимание   речи, вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться. Желаю успехов! Литература 1. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. 2. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет. 3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.