ВЫСТУПЛЕНИЕ на областном конкурсе «Педагог года Магаданской области-2016» по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА» (к творческой презентации)
Оценка 4.7

ВЫСТУПЛЕНИЕ на областном конкурсе «Педагог года Магаданской области-2016» по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА» (к творческой презентации)

Оценка 4.7
Конкурсы
doc
дефектология
Детсад
28.05.2017
ВЫСТУПЛЕНИЕ на областном конкурсе «Педагог года Магаданской области-2016» по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА» (к творческой презентации)
Выступление на областном конкурсе.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 1»

ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на областном конкурсе

«Педагог года Магаданской области-2016»

по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО

ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»

(к творческой презентации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Малышева Елена Анатольевна

учитель-логопед

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан, 2016 год

(Слайд 1)

Уважаемые гости, коллеги, члены жюри. Хочу поделиться с вами опытом работы по использованию метода глобального чтения и приёмов мнемотехники в работе с дошкольниками со сложной структурой дефекта в дошкольном подразделении «Магаданского областного центра образования № 1».

(Слайд 2)

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира.

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденными патологиями, которые резко ограничивают их возможности адаптации к современному обществу.

(Слайд 3)

Формирование речи детей со сложной структурой дефекта как полноценного средства общения – основная коррекционно-логопедическая задача, решаемая на всех занятиях в нашем дошкольном подразделении.

(Слайд 4)

А учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения потому, как и исправлять-то в основном нечего! речь отсутствует. Поэтому, наряду с общепринятыми приёмами и принципами, вполне обосновано использование альтернативных, оригинальных, творческих! Такими методиками являются – глобальное чтение и мнемотехника, эффективность которых очевидна.

(Слайд 5)

В декабре 2012 года я проходила стажировку в Центре Лечебной Педагогики и дифференцированного обучения города Пскова,

(Слайд 6)

который с 1993 года занимается обучением и воспитанием людей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

В ЦЛП педагоги в полной мере в своей работе используют альтернативные средства коммуникации и обучают им своих воспитанников.

(Слайд 7)

Речь. Взгляд. Мимика. Жест. Звук. Предметы. Графические изображения – как то фото, картинки и пиктограммы. Электронные записывающие речь устройства, коммуникаторы, компьютер. Письмо – глобальное, таблица букв, набор букв, штампы. Глобальное чтение, использование которого в качестве средства развития общения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями является дискуссионным вопросом.

(Слайд 8)

Суть глобального метода состоит в том, что ребенок в естественных условиях воспринимает информацию одновременно в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно), что помогает формировать мозгу соответствующие нейронные механизмы.

Глобальность означает также некую интегративность, то есть обучение «целиковое», а не по отдельным частям и алгоритмам.

(Слайд 9)

В методике глобального чтения единицей является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются энграммы и простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку с дальнейшим усложнением. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с игрушками и картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, – это ограниченные психофизические возможности детей с ОВЗ.

(Слайд 10)

Зерно успеха заключается в том, что мнемоприём не оставляет детей безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мёртвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.

Достоинства этой методики очевидны – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

(Слайд 11)

При всех положительных моментах, использование методики в условиях коррекционных дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки существующей системы образования.

Дело в том, что особые образовательные потребности обучающихся в освоении практики общения с окружающими людьми с использованием карточек глобального чтения  предполагают наличие разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала для эффективного осуществления процесса обучения по всем предметным областям.

(Слайд 12)

Сложности в нашей работе остаются, но благодаря постоянному поиску нового, данная работа не стоит на месте, адаптируется, видоизменяется и приносит ожидаемые положительные результаты.

(Слайд 13)

Сравнительный график освоения программы по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи», группа для детей со сложной структурой дефекта № 3, первое полугодие. Здесь очень хорошо видна положительная динамика в развитии речи детей.

(Слайд 14-15)

Какие же формы работы мы используем?

1. Сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Вся работа сопровождается «подписыванием» (подкладыванием карточек к предмету и картинке) и «чтением».

(Слайд 16)

2. Чтение энграмм (своё имя, имя сестры, брата) и простых слов.

3. Непосредственно глобальное чтение по лексическим темам.

При этом в работе мы учитываем уровень и особенности когнитивного развития ребенка, его возможности и потребности, что определяет количество и сложность вводимых слов.

(Слайд 17)

Слова классифицированы в соответствии с основными грамматическим и лексическими категориями: словарь существительных, глагольные формы, качественные, количественные.

(Слайд 18-19)

4. Выход на связную речьзаучивание стихотворений и составление описательных рассказов.

(Слайд 20)

Использование глобального чтения имеет своей целью социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребёнок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе.

(Слайд 21)

Таким методом можно научить неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию, а затем самому «информировать» окружающих о своих нуждах и потребностях, поделиться радостью, записывая отдельные слова или несложный текст.

(Слайд 22)

Процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии, и опирается на обмен сообщениями, и необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут ему заменить или дополнить недостаточность устной речи.

(Слайд 23)

И подводя итог, хочу сказать, что в нашем случае глобальное чтение нужно не ради самого чтения, не для получения энциклопедических знаний. Для ребёнка с нарушением интеллекта обучение глобальному чтению, как возможности общаться, представляет большую значимость.

(Слайд 24)

Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру и научится жить в нём.

(Слайд 25)

 

Спасибо за внимание!


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Слайд 1) Уважаемые гости, коллеги, члены жюри

Слайд 1) Уважаемые гости, коллеги, члены жюри

Зерно успеха заключается в том, что мнемоприём не оставляет детей безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными

Зерно успеха заключается в том, что мнемоприём не оставляет детей безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными

Слайд 23) И подводя итог, хочу сказать, что в нашем случае глобальное чтение нужно не ради самого чтения, не для получения энциклопедических знаний

Слайд 23) И подводя итог, хочу сказать, что в нашем случае глобальное чтение нужно не ради самого чтения, не для получения энциклопедических знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017
Посмотрите также: