МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на областном конкурсе
«Педагог года Магаданской области-2016»
по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО
ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»
(к творческой презентации)
Подготовила:
Малышева Елена Анатольевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Магадан, 2016 год
(Слайд 1)
Уважаемые гости, коллеги, члены жюри. Хочу поделиться с вами опытом работы по использованию метода глобального чтения и приёмов мнемотехники в работе с дошкольниками со сложной структурой дефекта в дошкольном подразделении «Магаданского областного центра образования № 1».
(Слайд 2)
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира.
К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденными патологиями, которые резко ограничивают их возможности адаптации к современному обществу.
(Слайд 3)
Формирование речи детей со сложной структурой дефекта как полноценного средства общения – основная коррекционно-логопедическая задача, решаемая на всех занятиях в нашем дошкольном подразделении.
(Слайд 4)
А учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения потому, как и исправлять-то в основном нечего! речь отсутствует. Поэтому, наряду с общепринятыми приёмами и принципами, вполне обосновано использование альтернативных, оригинальных, творческих! Такими методиками являются – глобальное чтение и мнемотехника, эффективность которых очевидна.
(Слайд 5)
В декабре 2012 года я проходила стажировку в Центре Лечебной Педагогики и дифференцированного обучения города Пскова,
(Слайд 6)
который с 1993 года занимается обучением и воспитанием людей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
В ЦЛП педагоги в полной мере в своей работе используют альтернативные средства коммуникации и обучают им своих воспитанников.
(Слайд 7)
Речь. Взгляд. Мимика. Жест. Звук. Предметы. Графические изображения – как то фото, картинки и пиктограммы. Электронные записывающие речь устройства, коммуникаторы, компьютер. Письмо – глобальное, таблица букв, набор букв, штампы. Глобальное чтение, использование которого в качестве средства развития общения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями является дискуссионным вопросом.
(Слайд 8)
Суть глобального метода состоит в том, что ребенок в естественных условиях воспринимает информацию одновременно в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно), что помогает формировать мозгу соответствующие нейронные механизмы.
Глобальность означает также некую интегративность, то есть обучение «целиковое», а не по отдельным частям и алгоритмам.
(Слайд 9)
В методике глобального чтения единицей является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются энграммы и простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку с дальнейшим усложнением. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с игрушками и картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ.
Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, – это ограниченные психофизические возможности детей с ОВЗ.
(Слайд 10)
Зерно успеха заключается в том, что мнемоприём не оставляет детей безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мёртвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
Достоинства этой методики очевидны – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.
(Слайд 11)
При всех положительных моментах, использование методики в условиях коррекционных дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки существующей системы образования.
Дело в том, что особые образовательные потребности обучающихся в освоении практики общения с окружающими людьми с использованием карточек глобального чтения предполагают наличие разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала для эффективного осуществления процесса обучения по всем предметным областям.
(Слайд 12)
Сложности в нашей работе остаются, но благодаря постоянному поиску нового, данная работа не стоит на месте, адаптируется, видоизменяется и приносит ожидаемые положительные результаты.
(Слайд 13)
Сравнительный график освоения программы по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи», группа для детей со сложной структурой дефекта № 3, первое полугодие. Здесь очень хорошо видна положительная динамика в развитии речи детей.
(Слайд 14-15)
Какие же формы работы мы используем?
1. Сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Вся работа сопровождается «подписыванием» (подкладыванием карточек к предмету и картинке) и «чтением».
(Слайд 16)
2. Чтение энграмм (своё имя, имя сестры, брата) и простых слов.
3. Непосредственно глобальное чтение по лексическим темам.
При этом в работе мы учитываем уровень и особенности когнитивного развития ребенка, его возможности и потребности, что определяет количество и сложность вводимых слов.
(Слайд 17)
Слова классифицированы в соответствии с основными грамматическим и лексическими категориями: словарь существительных, глагольные формы, качественные, количественные.
(Слайд 18-19)
4. Выход на связную речь – заучивание стихотворений и составление описательных рассказов.
(Слайд 20)
Использование глобального чтения имеет своей целью социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребёнок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе.
(Слайд 21)
Таким методом можно научить неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию, а затем самому «информировать» окружающих о своих нуждах и потребностях, поделиться радостью, записывая отдельные слова или несложный текст.
(Слайд 22)
Процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии, и опирается на обмен сообщениями, и необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут ему заменить или дополнить недостаточность устной речи.
(Слайд 23)
И подводя итог, хочу сказать, что в нашем случае глобальное чтение нужно не ради самого чтения, не для получения энциклопедических знаний. Для ребёнка с нарушением интеллекта обучение глобальному чтению, как возможности общаться, представляет большую значимость.
(Слайд 24)
Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру и научится жить в нём.
(Слайд 25)
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.