Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»
Оценка 4.7

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
технология
Взрослым
28.01.2017
Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»
Технологическая деятельность человека во всех её формах включает элементы эстетики и наполнена эстетическим содержанием. Это объясняется тем, что она, как и всякая целесообразная деятельность, невозможна без образного мышления, без интеллектуального построения идеального образа будущего продукта: он определяет способ мышления и действия создателя.
доклад ИВВ.docx
МБОУ Закулейская средняя общеобразовательная школа   Доклад  «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально ­ педагогическая проблема»   Выполнила: Изыкенова  Валентина Викторовна Учитель технологии  1 кв. кат. Закулей                                                              2016 г. Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально ­ педагогическая проблема Эстетическое   воспитание   подрастающего   поколения   в   системе   общего   и профессионального образования является актуальнейшей проблемой их становления. Эту важную   задачу   призвана   решить   образовательная   область   "Технология"   как   компонент образовательной   системы   Российской   Федерации.   Интегративная   общеобразовательная область   "Технология"   охватывает   различные   области   научного   знания   (естественные, математические).   В   числе   их   существенное   место   занимает   эстетика,   как   средство личностно­ценностного становления будущего производителя материальных ценностей. Технологическая деятельность человека во всех её формах помимо утилитарного, практического   назначения   включает   элементы   эстетики   и   наполнена   эстетическим содержанием. Это объясняется тем, что она, как и всякая целесообразная деятельность, невозможна без образного мышления, без интеллектуального построения идеального образа будущего   продукта:   он   определяет   способ   мышления   и   действия   создателя.   В   сфере материального   производства   и   услуг,   в   технологической   деятельности   достаточно отчетливо   проявляется   степень   эстетического   отношения   к   труду,   понимание общечеловеческих аспектов ценности его продуктов, уровень эстетического вкуса. Кроме того,   результат   указанной   деятельности   в   совокупности   отражает   духовно   ­ экономическую   и   материально   рациональную   сторону   производителя   материальных ценностей и услуг. Чем выше технологическая культура и технологическая образованность человека, тем активнее совершенствуется его чувственная (эстетическая) система. В этом важную роль играет художественный фактор. В   основе   технологической   деятельности,   в   том   числе,   её   вершины   ­ технологического   мастерства,  лежит  труд. Он, как  известно,  сыграл  решающую  роль  в происхождении   и   развитии   не   только   физических,   но   и   духовных   качеств   человека.   С трудом   генетически   связаны   различные   виды   человеческой   деятельности,   в   частности "вторая природа". Поэтому природа труда является опорой для любого вида деятельности, в том числе технологической, эстетической, художественной.  Таким образом, являясь одним из важнейших показателей качества, эстетический уровень   находится   в   органической   связи   с   общим   уровнем   качества   изделия   как совокупным результатом научно обоснованного использования законов конструктивного технологического формообразования, оптимальных технологических процессов и орудий труда, экономических оценок во взаимодействии и взаимообоснованности перечисленных факторов. Трудовая   деятельность   по   законам   красоты,   определяющей   меру   и   уровень эстетического   отношения   человека   к   конструкторскому,   технологическому   процессу, производимому изделию как результату своего труда, имеет цело­стноориентированный характер. Она позволяет производителю материальных ценностей достичь эстетического и функционального качества изделия. Формирование   у   подрастающего   поколения   указанной   ориентации,   знаний   и практических   умений   творить   по   законам   красоты,   гуманистического   отношения   к окружающему природному и  "рукотворному"  предметному миру, совершенствовать его технологически, экономически, эстетически является актуальной педагогической задачей всего современного общества. В процессе эстетической деятельности, при создании швейных изделий и изделий декоративно   ­   прикладного   искусства   человек   может   достичь   вершины   своего художественного   мастерства.   Создаваемые   на   таком   уровне   изделия   имеют   уже художественную ценность, что способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов   и   идейных   убеждений,   раскрывает   богатый   духовный   мир   –   мир   прекрасного. Эстетические   взгляды   и   эстетическое   мировоззрение   человека,   указанные   категории формируются в процессе значений эстетических законов и категорий эстетики. Технологическая   деятельность   выполняет   одновременно   несколько   функций: познавательную,   нравственную,   воспитательную   и   художественно­образовательную.   С трудом   человек   связан   повседневно   на   протяжении   практически   всей   жизни   (от элементарных   операций   самообслуживания   до   сложнейших   видов   познавательной   и практической деятельности). В процессе естественно­исторического развития человек сталкивается с различными природными явлениями и обстоятельствами общественной жизни. Одни явления оказывали на   него   положительное   благоприятное   воздействие,   другие   отрицательное, неблагоприятное. Встретившись с такими воздействиями, человек обратил на них внимание и попытался, как­то определить к ним своё отношение. В   основе   эстетического   развития   человечества   лежит   стремление   к   гармонии   и совершенству.   На   основе   этих   стремлений,   ещё   в   мифологических   представлениях, формировались   эстетические   взгляды   и   понятия   о   прекрасном   и   противостоящем   ему враждебном,   безобразном.   Характерно,   что   подобные   представления   складывались   в процессе взаимодействия человека с миром и, прежде всего в его деятельности. В   труде   человек   получил   наслаждение   от   результатов   успешных   творческих, физических и умственных усилий, от совершенства форм устанавливаемых им предметов, от преображения им самим окружающего мира. Однако   труд   бывал   и   чрезмерно   тяжелый,   бесплодный   по  результатам,   который вызывал в человеке неприятие, рождая ощущение безобразного. Из общей гаммы чувств, общей системы сложных отношений к труду как способу освоения мира человек научился выделять эстетические чувства, своё идейно­эмоциональное отношение к труду, которое он начал постепенно переносить на все другие явления мира. Так, в процессе естественно­ исторического развития возникли представления о прекрасном, безобразном, возвышенном, неизменном,   трагическом,   комическом   и   иных   разновидностях   эстетического,   которые являются основными категориями эстетики. Чувствование и осознание труда как чего­то возвышенного, романтического, прекрасного, так же, как и восприятие его как явления безобразного, представляет собой различные стороны эстетического отношения к труду. Осознание человеком своего эстетического отношения к труду побудило его к попыткам вычленения   и   обобщения   красоты   труда   и   действительности,   к   созданию   специальных, особых,   специфических   произведений,   в   которых   концентрируется   эстетическое мировосприятие и мироощущение человека. В труде человек выступает в сложной совокупности социально­психо­логических характеристик, а поэтому эстетическое воздействие труда теснейшим образом связано с нравственным   воспитанием,   с   формированием   культуры   общения,   с   переживаниям целесообразности   как   красоты:   эстетическое   переживание   труда   способствует преодолению   досадной   исторической   обусловленной   и   исторически   приходящей разорванности красоты и утилитарности, в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту. Таким   образом,   развитие   человеческого   труда   и   эстетического   становления личности   ­   процесс   взаимосвязанный   и   взаимоопосредованный.   Эстетическое   начало   в труде не внешнее его украшение или характеристика особых "изящных" видов работы, а внутреннее свойство и условие совершенного осуществления всякого трудового процесса. Вполне естественно, что проблема " труд и красота" неизбежно входит в центр внимания при интенсивном интересе к вопросам организации труда.  Красота   труда   формирует   культуру   личности,   превращает   труд   в   сферу удовлетворения  её  главных  духовных   потребностей  (нравственных,  эстетических),   но  с другой   стороны,   само   воздействие   на   человека   эстетических   явлений   зависит   от способности личности на эстетическую реакцию, определяется уровнем её эстетических потребностей и способностей. Красота труда осознанная и пережитая человеком, создаёт у него потребность искать красоту во всех сторонах жизни. Труд  человека  тесно связан  окружающей природой. Общение  с ней  благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Огромно и эстетическое значение   природы.   Её   красота   ­   неиссякаемый   источник   вдохновения,   положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. Действенное средство эстетического воспитания ­ общение с природой, которое предполагает не только любование прекрасным в   природе,   но   и   активную   предохранительную   деятельность.   В   процессе   исторической практики,   то   есть   труда,   удовлетворяя   свои   утилитарные   потребности,   человек подсознательно познавал красоту окружающего мира, втягивая предметы природы в сферу своей преобразовательной деятельности и развивающего эстетического  сознания. Таким образом,   человек   стал   ещё   больше   вливаться   в   создание   вещей,   в   которых,   наряду   с утилитарными   свойствами   прослеживались   эстетические   характеристики.   В   процессе такой деятельности оттачивались умения человека в создании оптимальных и красивых форм,   формирование   указанной   формы   дополнялись   декоративными   элементами, заимствованными   из   природы.   В   самом   раннем   периоде   это   украшения,   композиции, которые   создавались   из   зубов   животных,   костей,   семян   и   выглядели   в   виде,   впервые создаваемых человеком ритмических рядов. Таким   образом,   эстетическая   природная   среда   (самостоятельные   эстетические ценности)   постепенно   обогащались   рукотворной   предметной   средой.   Уже   вместе   с природной   и   предметная   среда   стали   средством   удовлетворения   утилитарных   и эстетических   потребностей   человека   на   данном   развитии   общественного   сознания. Гармонично созданная по канонам эстетики предметная среда обогащает эстетический мир человека, расширяет его границы. Природная и предметная среда являются важнейшими компонентами этого мира, но общая эстетическая среда жизнедеятельности человека во многом зависит от системы отношений, в которых пребывает человек в процессе своей жизни. Система отношений определяет уровень культуры человека, в содержании которого входят эстетические, экологические, технологические и другие компоненты культуры. Технология   и   эстетика   составляют   единую   систему   достижения   человеком эстетической   ценности   изделий.   Они   основываются   на   системе   овладения   человеком знаний   естественно   ­   научных   законов   природы   (физики,   химии,   биологии).   Нельзя   не отметить   присутствие   в   эстетической   культуре   процесса   освоения   мира   наряду   с   его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое воспитание, тем более создание эстетических ценностей. Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования ­ характеристическая черта   любой   человеческой   деятельности.   Поэтому   эстетическую   культуру   личности следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир "по законам красоты". Процесс воспитания человека подчиняется   выработке   в   нем   способностей   творчески   преобразовывать   мир,   в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности. Эстетическая культура общества ­ это совокупность всех эстетических (природных и   созданных   творческим   трудом   человека)   ценностей,   которые   участвуют   во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. Эстетическая культура личности ­ это совокупность её способностей чувствовать, переживать   и   преобразовывать   природу,   общественную   жизнь   и   самого   человека   по законам   красоты,   открывающим   путь   наиболее   полного   гармоничного   раскрытия   всех сущностных сил человека. Эстетическое воспитание школьников должно покоиться на их приобщении к труду, т.к.   именно   в   этом   процессе   может   сформироваться   их   эстетическое   отношение   к предметам труда, и к людям труда. В этом отношении логика воспитания индивида должна воспроизводить логику эстетического самовоспитания всего человечества. В самом деле, даже   первые   исторические   формы   труда   показывают,   что   в   преобразовании   природы людьми решались не только технико­экономические задачи, но и задачи эстетические ­ в этом состоит одно из существенных отличий труда человека от подобных ему операций животных. Уже в раннем возрасте ребёнок может и должен приобщаться к простейшим формам реального труда ­к уборке комнаты, к работе в саду или в огороде, к уходу за домашними животными,   к   вышиванию,   строганию,   шитью   и   в   этих   актах   его   первые   эстетические ориентации   и   реакции   укрепляются,   развиваются,   постепенно   приобретая   силу автоматизма,   непосредственных   и   спонтанных   эмоциональных   движений.   Никакие наставления, рассказы, описания, научения не могут заменить этого прямого и главного источника формирования эстетического отношения к труду ­ собственных практических действий ребёнка, в которых ему открываются его реальные связи с внешним миром, в которых он овладевает до этого неподвластной ему реальностью. В.   А.   Сухомлинский   приходит   к   выводу,   что   "радость   труда   ­   могучая воспитательная сила". Таким образом, для логического воспитания его началом, исходной позицией,   является   эстетический   аспект   трудового   воспитания.   В   труде   образуются   и развиваются психологические качества, определяющие возможность и способность самых разных проявлений жизнеосуществления личности: творчества, любви, всех человеческих добродетелей. Только такое широкое понимание трудового воспитания и открывает его подлинный смысл и назначение, а вместе с тем и способы реализации этого направления воспитательной работы. В гармоническом развитии детей трудовые и эстетические начала не только взаимодействуют, но и взаимообуславливают друг друга. Единство трудового и эстетического воспитания является важнейшим принципом формирования личности и его осуществление нуждается в многостороннем комплексном подходе   к   этому   процессу.   В   единой   целостной   системе   должны   быть   соотнесены   и взаимосвязаны   все   стороны   учебной   и   воспитательной   работы:   в   школе,   в   семье,   во внешкольных учреждениях. Само   эстетическое   воспитание   есть   аспект   комплексного   воспитания   личности, которое   способно   формировать   человека   как   целое,   в   единстве   его   трудовой   и общественной   активности,   его   нравственных   установок,   политических   воззрений, атеистических убеждений.

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»

Доклад «Эстетическое воспитание подрастающего поколения как социально - педагогическая проблема»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017