Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»
Оценка 4.8

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
география +1
Взрослым
19.01.2019
Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»
Цели школьного географического образования – поворот научных знаний к нуждам человека, к практическому их применению – основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе. роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна. Значение географических знаний и географической культуры, как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
Доклад.docx
Понятие «культура»   происходит от латинского слова  сиНига,  которое  «образование», трактуют   в   смысле   «возделывание»,   «воспитание», «развитие»,   «почитание».   Может   быть,  именно   такая   множественность трактовок привела к огромному разнообразию определений этого понятия. В самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе   физического   и   умственного  труда   для   удовлетворения   их разнообразных материальных  и духовных потребностей (и что может быть противопоставлено   явлениям   природы,   существующим   независимо   от человека). В   соответствии   с   двумя   главными   сферами   человеческой  деятельности культура обычно подразделяется на материальную и духовную. Материальная  представляет   собой   совокупность   средств   производства культура материальных   благ,  созданных   человеческим   трудом   и   обеспечивающих жизнедеятельность   людей,   общества.   Это   —   орудия   труда   и   средства передвижения, жилые и хозяйственные постройки, мебель, одежда и др. К духовной   культуре  людей,   общества  относятся   знания,   умения,   навыки, уровень   интеллекта,   мировоззрение,   способы   и   формы   общения   людей, нравы   и  обычаи,   связанные   с   хозяйственной,   семейной   и   общественной жизнью,   правовые   нормы,   различные   виды   искусства   и   народного творчества, религиозные верования и культы.          «Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется   то,   что   человек,   живя   на   Земле,   не   стремится   познать   ее   всю целиком».  Эти слова, принадлежащие мореходу, покорителю Тихого океана Фестису   де   Тольна,   полнее   убеждают   нас   в   том,   что   основы   этих   знаний должны   стать   необходимым   элементом   культуры   каждого   современного человека.   Именно   поэтому   столь   актуален   вопрос   о   формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география. О   роли   и   значении   географии   для   общечеловеческой  культуры  и образования   говорили   и   писали   очень   многие   известные   люди,   среди которых  М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов,   К.  Д.   Ушинский,  К.  Г.  Паустовский   и   ряд   других   деятелей культуры.  В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается   c   особым,   глубоко   научным   видением   мира.   Едва   ли   найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли   и   атмосферные   процессы,   живая   природа   и   территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную   географию.   Проблемы   взаимодействия   природы   и   общества, выражающиеся   ярче   всего   в   поисках   путей   рационального природопользования,   интенсификации   производства   требуют   комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.                Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально­экономические объекты   раскрываются   как   целостные   образования,   вписанные   в   бытие человека. Формирование   географической   культуры   учащихся  –   это   способ гармонизации   отношений   между   обществом   и   природой,   направленный   на сохранение   нашей   планеты,   на   сознательную   социально­экономическую деятельность   общества,   на   понимание   бытия   трех   самоценных   начал: Природы, Человека, Общества. Цели   школьного   географического   образования   –   поворот   научных знаний   к   нуждам   человека,   к   практическому   их   применению   –   основа 2 формирования   географической   культуры   в   обществе,   умение   грамотно ориентироваться в природе и обществе.              Герберт Гросс в своей книге «География мира» писал:  «География изучает   взаимоотношения   между   человечеством   и   его   природным окружением. Едва ли не с тех пор, как на Земле появились первые люди, человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков».             Сегодняшнее   человечество   является   продуктом   своих   вчерашних действий   по   использованию,   приспособлению   и   изменению   природы   Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем   мире   продолжают   задаваться   извечным   вопросом:  «Как   обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»              Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению   в   природе,   обществе,   государстве   огромна.   Поэтому   значение географических   знаний   и   географической   культуры,   как   составной   части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.        Географическое образование – это  основа становления географической культуры.        Культурологический  подход в образовании предусматривает воспитание образованной,   культурной   личности,   владеющей   основными   элементами политической, художественно­эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п.        Цели школьного географического образования ­ поворот научных знаний к нуждам человека, к практическому их применению ­ основа формирования географической  культуры в  обществе,  умение  грамотно ориентироваться  в природе и обществе. 3 В структуре модели выделены три составляющие: ценностная  (система ценностей,   формируемых   в   школьном   географическом   образовании), географическая   оболочка  деятельности  по   освоению   географической   культуры), деятельность школьника как составляющая географической культуры.           Основополагающими   признаками   географической   образованности,   (природа,   человек,   наука,   знания,   способы  творческая компетентности   и   географической   культуры   выпускника   средней   школы являются следующие: ­ осознание пространственно­временного единства и взаимосвязи развития в географической   действительности   природных,   социально­экономических, техногенных процессов, объектов и явлений; ­ умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований; ­  умение   самостоятельно   различать   и   оценивать   уровень   безопасности   или опасности   окружающей   среды   для   выработки   собственной   ценностно­ поведенческой линии в сфере жизнедеятельности. Культура  –   это   высшее   проявление   человеческой   образованности   и профессиональной   компетентности.   Вот   почему   по   образному   выражению Ильи   Эренбурга,  «культура   всегда   наступала   и   наступает   не   на   другие страны, а на невежество, грубость, на человеческую разъединенность». В. П. Максаковский  в своём труде «Географическая культура» выделил четыре признака географической культуры: 1) географическая картина мира,  2) географическое мышление,  3) методы географии,  4) язык географии.   4 Прежде всего, географическая картина мира – это одновременно и поле деятельности   географии,   и   видение   мира   в   целом.   Она   предполагает системность подхода, способность установить связи частей и объединить их в единое целое, прогнозировать последствия своих действий и предупреждать возможные риски, то есть тесно связано с географическим мышлением.  Географическое   мышление,   по   утверждению   Н.Н.   Баранского,   ­   «это мышление, во­первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во­вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли». Э.Б. Алаев сначала предложил «триединое» толкование географического мышления   (территориальность,   комплексность,   конкретность),   а   затем дополнил   его   еще   одним   качеством   ­   глобальностью,   т.е.   требованием обязательного   соответствия   локальных,   региональных,   национальных, континентальных,   зональных   и   других   частных   проблем   с   их   мировым, глобальным «фоном». Методы   географии   –   способы   решения   поставленных   задач,   как практических, так и теоретических. Метод сам по себе представляет старое знание, с помощью которого добывается новое. Для решения задач география предоставляет   множество   методов,   разделяющихся   на   эмпирические   и теоретические. Эмпирические – это лабораторные и экспедиционные. В свою очередь   экспедиционные   методы   подразделяются   на   стационарные, полустационарные   и   маршрутные,   а   лабораторные   –   на   материальные   и экспериментальные.  Теоретические  методы   включают   в   себя   логические (дедукционные   и   индукционные)   и   формализацию,   в   которую   входят математический, картографический, метод моделирования, аэрокосмический,   геоинформационный   и   сравнительно­географический количественный, методы.    5 В   физической   географии   это   геохимический,   геофизический   и палеогеографический методы. В   социально­экономической   географии     ­   методы   экономического комплексов,   районирования,   территориально­производственных энергопроизводственных циклов, ресурсных циклов. Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.     Среди   общенаучных общественно­географических исследований традиционно применяют созерцания, наблюдения за событиями   методов  и   фактами,   их   описание   и   объяснение   с   помощью   анализа.   В   частности, существует метод анализа аналоговых объектов, который применяют в тех случаях,   когда   исследуемые   объекты   подобные   (аналогичные)   и   когда   об одном из них достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного   объекта   переносится   на   все   другие   аналогичные   объекты. Успешно   используют   и   давний   сравнительно­географический   метод,   в частности   в   пространственных   исследованиях   политико­географических явлений и процессов. Междисциплинарные методы ­ общие для группы наук. В географии ­ это   математический,   геохимический,   геофизический   методы   и   метод моделирования.   Для   изучения   объектов   используются   количественные характеристики,   математическая   статистика.   В   последнее   время   широко применяется компьютерная обработка материалов.  Математический   метод  –   важный   метод   в   географии,   но   нередко тестирование,   запоминание   количественных   характеристик   подменяют развитие творческой, думающей личности.  6 Геохимический   и   геофизический   методы  позволяют   оценить   потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.  Модель  ­ графическое  изображение  объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н.Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера ­ одна для людей мира и сохранение ее является средством выживания. К   специфическим   методам   в   географии  относятся   сравнительно­ описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический. Сравнительно­описательный   и   картографический   методы  ­   самые старые методы в географии. А. Гумбольд (1769­1859) в «Картинах природы» писал,   что   сравнивать   между   собой   отличительные   особенности   природы отдельных   стран   и   представлять   результаты   этих   сравнений  ­   благодарная задача   географии.   Сравнение   выполняет   ряд   функций:   определяет   ареал сходных явлений, делает незнакомое знакомым. Экспедиция  –   это   хлеб   географии.   Геродот   в   середине  V  в.   До   н.э. совершил   многолетние   путешествия:   побывал   в   причерноморских   степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет.  Картографический   метод  –   необходимое   условие   для   успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты ­ конечный итог полевых работ, они   отражают   взаиморасположение   и   структуру   изученных   объектов, показывают их взаимосвязи. Аэрофотосъемка  используется   в   географии   с   30­х   годов  XX  в., космические   снимки   появились   сравнительно   недавно.   Они   позволяют   в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты. 7 Как   у   любой   другой   науки,   у   географии   есть   собственный  язык, образуемый   сводом   понятий   и   терминов,   как   общегеографических,   так   и отраслевых. Уникальной     особенностью   географического   языка   является картографирование. Картография – это и инструмент, и язык географии. Она использует   свой   «алфавит»   условных   обозначений.   Карта   –   неизменный атрибут   географии,   добавляющий   любому   исследованию   наглядности,   без слов отвечающий на главный вопрос географии «Где?»           Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры.  Поскольку   одной   из   целей   географии   является   формирование образованной   личности,   то   воспитательное   и   нравственное   содержание географии является одним из способов влияния ее на общество. Часто при внешней  пропаганде   экологических  ценностей  элементарные  экологические нормы не соблюдаются из­за халатности и неспособности человека мыслить глобально.   Поэтому   география   как   наука,   формирующая   географическую культуру, способна и должна стать проводником экологических ценностей в обществе. География обладает огромной образовательной ценностью и может популяризовать концепцию устойчивого развития. География способствует комплексному видению проблем современного общества   и   позволяет   найти   оптимальный   способ   их   решения,   помимо экологических проблем может решить и проблемы другого рода, такие как социальные и политические. В   формировании   географической   культуры   учащихся   велика   роль учителя. Учитель должен обладать большим искусством излагать свой урок. Урок учителя ни в коем случае не должен походить на чтение лекции; урок должен быть живой беседой, которая бы беспрестанно возбуждала самодеятельность 8 учеников. Как  может  запомнить   что­нибудь ученик,  убаюкиваемый долгим говором словоохотливого учителя? Гораздо успешнее будет идти дело, если учитель   посредством   хорошо   обдуманных   вопросов   заставит   самих   детей сравнивать, отличать, связывать, приводить в порядок и излагать различные предметы географического знания. Правда, что при таком способе от учителя требуется больше энергии, ежеминутно ему приходится показывать на карте, чертить на доске, объяснять или припоминать старое, чтобы ученик основательно усвоил проходимое; но за   то   все   время   ученик   занят,   деятельность   его   возбуждена.   Так   как   в географии   много   усваивается   только   памятью,   то   учитель   должен   уметь упражнять   детей   в   запоминании   различных   чисел,   названий,   направлений, использовать различные формы и методы работы на уроке. Тут требуется от учителя терпение, спокойствие и хорошее расположение духа.              Таким   образом,   благодаря   изучению   географии   у   обучающихся формируется  географическая  культура, которая  включает   в себя  знания  и умения,   в   формировании   которых   география   принимает   участие   вместе   с другими   школьными   предметами,   а   также   знания   и   умения,   которые составляют   специфику   самой   географии.   Географическая   картина   мира выступает как компонент географической культуры и является результатом взаимодействия в процессе обучения научно­географической картины мира и индивидуальной, созданной каждым школьником.        География является одной из важнейших воспитательных дисциплин, она дает   знания   о   территории,   где   проживают   люди,   приучая   их   любить   эту территорию,  о   стране   в  целом   и  о   всей   нашей   планете,  дает   возможность каждому   учащемуся   определить   свое   личное   участие   в   сегодняшней   и завтрашней жизни планеты. 9 Список использованной литературы: 1 2 3 Максаковский В.П.. Географическая культура. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. Сайт ООН https://www.un.org/ru/ Симонов   Ю.Г..   Географическая   культура   сегодня   и   завтра: размышления   о   системе   среднего   географического   образования   // газета География, №2, 2008. 10 4 Уколова   Е.В.,   Гененко   И.А..   Формирование   географического мышления при культурологическом подходе // Успехи современного естествознания, №7, 2011 – с.31­32. 11

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»

Доклад «Формирование географической культуры обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2019