Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
22.11.2018
Материал выступления на педагогическом совете направлен на акцентирование внимания педагогических работников общеобразовательных учреждений на острейшую проблему общества - сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодёжной среде. Обучение и здоровье тесно связаны, поэтому улучшение здоровья обучающихся будет качественно отражаться на успеваемости.
здоровый образ жизни.doc
«Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического
и социального здоровья»
Жильцова О.А., заместитель директора по ВР
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и
практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек
умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы,
знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественнополезной
деятельности;
владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма
после напряженного труда;
постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и
совершенствовал свои физические качества и способности;
самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством,
наркоманией, токсикоманией – важное и абсолютно обязательное условие естественного и
нормального здорового образа жизни учащегося.
Здоровый образ жизни – отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый
образ жизни помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться,
созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться,
укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические
качества и способности. Здоровый образ жизни – категория социальная. Здоровье – по
определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического,
духовного (психического) и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и
физических дефектов.
Однако, если спросить руководителя любого учреждения, какой специалист сегодня
нужен данному учреждению, то ответ, скорее всего, будет следующий: грамотный,
компетентный, профессионал своего дела... И очень, очень редко в первую очередь
называется важнейшая характеристика специалиста любого уровня и профиля – здоровье.
Хотя проблема охраны здоровья людей во все времена была одной из самых актуальных
проблем. А сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде –
острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего
развития. Здоровье учащихся в настоящее время определяет здоровье нации в будущем.
И хотя ведущим аспектом деятельности любого учреждения образования является
образовательная функция, важным фактором в оценке степени и качества подготовки
учащихся должно быть состояние их здоровья. Установление гармонической связи между
обучением и здоровьем позволит обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения
эффективности учебного процесса.
Психическое здоровье – это состояние, которое характеризуется динамическим
процессом психической деятельности, которому свойственны гармоническая взаимосвязь
между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к этой
действительности, адекватность реакций организма на социальные, психологические и
физические условия жизни, благодаря способности личности контролировать свое
поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в обществе.
Высшей мерой человеческого здоровья считается здоровье социальное. Отличительными
признаками социального здоровья является сознательное отношение к труду, овладение культурой поведения, умение строить отношения с окружающими, отказ от привычек и
нравов, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый
человек может быть социальным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.
Под воспитательной системой укрепления здоровья и формирования здорового образа
жизни учащихся понимается упорядоченная целостная совокупность компонентов,
взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения
образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.
Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается для оптимизации
условий развития и самореализации личности, а также для ее социальнопсихологической
защищенности. Воспитательная система определяется профилем, воспитательным
потенциалом педагогов, составом учащихся, социальным заказом, материальной базой
воспитания, особенностями социума.
Успешность формирования и развития системы зависит от умения руководителя
правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности.
Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни учащихся
осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема):
анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности
навыков здорового образа жизни;
формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;
внедрение здоровьесозидающих образовательных и воспитательных технологий;
организация оздоровительной работы в колледже, развитие физкультуры и спорта;
создание в школе здоровьесозидающей среды.
Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным
использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и
заканчивая воспитательной и оздоровительной работой в тесном сотрудничестве с
заинтересованными государственными, общественными организациями, родителями.
Для эффективно функционирующей системы воспитательной работы, направленной на
формирование здравосозидающего образа жизни учащихся, необходима глубоко
продуманная организация контроля и руководства в общеобразовательном учреждении.
Вопросы контроля и руководства воспитательной работой по охране здоровья и
формированию здорового образа жизни должны входить в перспективное, годовое
планирование работы учреждения образования, а также могут выступать в качестве
составной части отдельных программ и подпрограмм. Планирование деятельности по
контролю и организации системы формирования здравосозидающего образа жизни должно
охватывать всех субъектов учебновоспитательной деятельности, все виды и формы
жизнедеятельности учреждения образования, его взаимодействия с социальной средой.
Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни
должна предусматривать:
создание в учебном заведении среды, благоприятно влияющей на здоровье и
формирование здорового образа жизни учащихся;
формирование знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на
здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности,
потребности заботиться о своем здоровье;
формирование умений составлять правильный режим дня;
обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;
знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни;
представление об ответственности человека за свое здоровье;
знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья;
знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета;
владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни;
умение осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности, а также в
кризисных ситуациях;
умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;
знать о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения,
наркомании, токсикомании);
умение противостоять вредным привычкам;
владеть знаниями об основах рационального питания;
придерживаться принципов здорового питания;
знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого
человека;
наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом;
владение навыками самооздоровления;
вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа
жизни.
1.
Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
Создание информационнопропагандистской системы повышения уровня знаний
учащихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его
снижения.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – так называемое
«обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность,
направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на
формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового
образа жизни учащихся.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий,
профилактика потребления наркотиков и
снижению потребления алкоголя,
наркотических средств.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической
культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Для эффективного осуществления такого процесса необходимо его программное
обеспечение, так как воспитание не может быть беспредметным и стихийным. В
воспитательной сфере составление программ, алгоритмов, планов имеет специфический
оттенок, поскольку жесткая регламентация, чисто управленческий подход противоречат
индивидуальному характеру воспитательной работы, направленной на раскрытие
уникальности, неповторимости каждой личности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск
подходов к содержанию воспитательных программ с учетом всех реалий современности,
регионального своеобразия. Причем процесс воспитания требует не одной программы, а
системы программ.
Важнейшим качеством деятельности по формированию здорового образа жизни
учащихся является субъектсубъектное (а не субъектобъектное) взаимодействие педагога и
учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать чтото
важное для каждого из них вместе. Когда они делают чтото новое в направлении здорового
образа жизни, развития физической культуры, то возникает ситуация совместного творчества. В совместной деятельности учащемуся дано почувствовать себя субъектом
созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция
воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание.
Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество
педагога – на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога
должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу
взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку
воспитанниками своего опыта. Внеурочная деятельность направлена на формирование
здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, представляет большие
возможности для самореализации учащихся. Это участие в работе спортивных секций,
клубов, творческих объединений, конкурсах, соревнованиях и
т. д. Именно эта
деятельность обладает наибольшей степенью свободы в решении проблемы сохранения
здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности
происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей,
руководства учреждения образования. Кроме методического решения проблемы, стоит
задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее,
должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал
субъектов учебновоспитательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках
механизмов такой интеграции. Современная молодежь испытывает дефицит в знаниях,
касающихся формирования, сохранения и укрепления личного здоровья, в качественных
консультативных услугах специалистов в области медицины, семейного воспитания,
психологии взаимоотношений со сверстниками, родителями, в области безопасного
сексуального и репродуктивного поведения, в профилактике поведенческих болезней
(алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической помощи. В этой
ситуации учреждения образования, государственные структуры, общественные организации в
сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи.
При существующей системе воспитательной работы необходимо сделать акцент на
участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций.
Основу системы охраны здоровья и воспитания здравосозидающего образа жизни
учащихся должна составлять поэтапная, по возможности наиболее полная диагностика
состояния здоровья учащихся и мониторинг уровня сформированности знаний, умений и
навыков здорового образа жизни учащихся.
Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.