Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Оценка 4.6

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
22.11.2018
Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Материал выступления на педагогическом совете направлен на акцентирование внимания педагогических работников общеобразовательных учреждений на острейшую проблему общества - сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодёжной среде. Обучение и здоровье тесно связаны, поэтому улучшение здоровья обучающихся будет качественно отражаться на успеваемости.
здоровый образ жизни.doc
«Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья» Жильцова О.А., заместитель директора по ВР Здоровый образ жизни  – свод исторически проверенных и отобранных временем и   практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек  умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания   и   энергию   в   процессе   своей   профессиональной,   общественно­полезной деятельности; владел   знаниями,   умениями   и   навыками   восстановления   и   оздоровления   организма после напряженного труда; постоянно   углублял   свои   нравственные   убеждения,   духовно   обогащался,   развивал   и совершенствовал свои физические качества и способности; самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье. Добровольный  отказ  от вредных  привычек, связанных  с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией – важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни учащегося.  Здоровый   образ   жизни   –   отличительная   черта   человеческой   цивилизации.   Здоровый образ   жизни   помогал,   помогает   и   далее   будет   помогать   человеку   учиться   и   трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества   и   способности.   Здоровый   образ   жизни   –   категория   социальная.   Здоровье   –   по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако, если спросить руководителя любого учреждения, какой специалист сегодня нужен   данному   учреждению,   то   ответ,   скорее   всего,   будет   следующий:   грамотный, компетентный,   профессионал   своего   дела...   И   очень,   очень   редко   в   первую   очередь называется важнейшая характеристика специалиста любого уровня и профиля – здоровье. Хотя проблема охраны здоровья людей во все времена была одной из самых актуальных проблем. А сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде – острейшие   проблемы   всего   общества,   поскольку   затрагивают   перспективы   его   будущего развития. Здоровье учащихся в настоящее время определяет здоровье нации в будущем.  И   хотя   ведущим   аспектом   деятельности   любого   учреждения   образования   является образовательная   функция,   важным   фактором   в   оценке   степени   и   качества   подготовки учащихся должно быть состояние их здоровья. Установление гармонической связи между обучением   и   здоровьем   позволит   обеспечить   качественный   сдвиг   в   сторону   повышения эффективности учебного процесса.  Психическое   здоровье  –   это   состояние,   которое   характеризуется   динамическим процессом   психической   деятельности,   которому   свойственны   гармоническая   взаимосвязь между   отражением   обстоятельств     действительности   и   отношением   человека   к   этой действительности,   адекватность   реакций   организма   на   социальные,   психологические   и физические   условия   жизни,   благодаря   способности   личности   контролировать   свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в обществе. Высшей мерой человеческого здоровья считается здоровье социальное. Отличительными признаками   социального   здоровья   является   сознательное   отношение   к   труду,   овладение культурой   поведения,   умение   строить   отношения   с   окружающими,   отказ   от   привычек   и нравов,   противоречащих   нормальному   образу   жизни.   Физически   и   психически   здоровый человек может быть социальным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Под воспитательной системой укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни   учащихся   понимается   упорядоченная   целостная   совокупность   компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.  Создание   воспитательной   системы   –   не   самоцель.   Она   создается   для   оптимизации условий развития и самореализации личности, а также для ее социально­психологической защищенности.   Воспитательная   система   определяется   профилем,   воспитательным потенциалом   педагогов,   составом   учащихся,   социальным   заказом,   материальной   базой воспитания, особенностями социума.  Успешность   формирования   и   развития   системы   зависит   от   умения   руководителя правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности.  Создание  системы  охраны здоровья  и воспитания  здорового  образа жизни  учащихся осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема):   анализ   состояния   здоровья   учащихся,   мониторинг   уровня   сформированности навыков здорового образа жизни;  формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;  внедрение здоровьесозидающих образовательных и воспитательных технологий;  организация оздоровительной работы в колледже, развитие физкультуры и спорта;  создание в школе здоровьесозидающей среды.      Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая   воспитательной   и   оздоровительной   работой   в   тесном   сотрудничестве   с заинтересованными государственными, общественными организациями, родителями.  Для эффективно функционирующей системы воспитательной работы, направленной на формирование   здравосозидающего   образа   жизни   учащихся,   необходима   глубоко продуманная   организация   контроля   и   руководства   в   общеобразовательном   учреждении. Вопросы   контроля   и   руководства   воспитательной   работой   по   охране   здоровья   и формированию   здорового   образа   жизни   должны   входить   в   перспективное,   годовое планирование   работы   учреждения   образования,   а   также   могут   выступать   в   качестве составной   части   отдельных   программ   и   подпрограмм.   Планирование   деятельности   по контролю и организации системы формирования здравосозидающего образа жизни должно охватывать   всех   субъектов   учебно­воспитательной   деятельности,   все   виды   и   формы жизнедеятельности   учреждения   образования,   его   взаимодействия   с   социальной   средой. Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни должна предусматривать:  создание   в   учебном   заведении   среды,   благоприятно   влияющей   на   здоровье   и формирование здорового образа жизни учащихся;  формирование   знаний   о   здоровье,   о   факторах   благоприятно   воздействующих   на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье;  формирование умений составлять правильный режим дня;  обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;  знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни;  представление об ответственности человека за свое здоровье;                     знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья;  знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета;  владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни;  умение   осуществлять   саморегуляцию   в   различных   видах   деятельности,   а   также   в кризисных ситуациях;  умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;  знать   о   негативном   влиянии   на   здоровье   вредных   привычек   (пьянства,   курения, наркомании, токсикомании);  умение противостоять вредным привычкам;  владеть знаниями об основах рационального питания;  придерживаться принципов здорового питания;  знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого человека;  наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом;  владение навыками самооздоровления;  вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.  1. Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих: Создание   информационно­пропагандистской   системы   повышения   уровня   знаний учащихся   о   негативном   влиянии   факторов   риска   на   здоровье,   возможностях   его снижения. 2.   Второе   важное   направление   формирования   здорового   образа   жизни   –   так   называемое «обучение здоровью». Это   комплексная   просветительская,   обучающая   и   воспитательная   деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни учащихся. 3.   Меры   по   снижению   распространенности   курения   и   потребления   табачных   изделий,   профилактика   потребления   наркотиков   и снижению   потребления   алкоголя, наркотических средств. 4.   Побуждение   населения   к   физически   активному   образу   жизни,   занятиям   физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Для   эффективного   осуществления   такого   процесса   необходимо   его   программное обеспечение,   так   как   воспитание   не   может   быть   беспредметным   и   стихийным.   В воспитательной   сфере   составление   программ,   алгоритмов,   планов   имеет   специфический оттенок,   поскольку   жесткая   регламентация,   чисто   управленческий   подход   противоречат индивидуальному   характеру   воспитательной   работы,   направленной   на   раскрытие уникальности, неповторимости каждой личности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск подходов  к  содержанию  воспитательных  программ  с учетом  всех  реалий  современности, регионального   своеобразия.   Причем   процесс   воспитания   требует   не   одной   программы,   а системы программ.  Важнейшим   качеством   деятельности   по   формированию   здорового   образа   жизни учащихся является субъект­субъектное (а не субъект­объектное) взаимодействие педагога и учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать что­то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что­то новое в направлении здорового образа   жизни,   развития   физической   культуры,   то   возникает   ситуация   совместного творчества.   В   совместной   деятельности   учащемуся   дано   почувствовать   себя   субъектом созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание. Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество педагога – на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку воспитанниками   своего   опыта.   Внеурочная   деятельность   направлена   на   формирование здорового  образа  жизни,  развитие  физической  культуры   и спорта,  представляет  большие возможности   для   самореализации   учащихся.   Это   участие   в   работе   спортивных   секций, клубов,   творческих   объединений,   конкурсах,   соревнованиях   и     т.   д.   Именно   эта деятельность   обладает   наибольшей   степенью   свободы   в   решении   проблемы   сохранения здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей, руководства   учреждения   образования.   Кроме   методического   решения   проблемы,   стоит задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал субъектов   учебно­воспитательного   процесса.   Следовательно,   встает   вопрос   о   поисках механизмов   такой   интеграции.   Современная   молодежь   испытывает   дефицит   в   знаниях, касающихся   формирования,   сохранения   и   укрепления   личного   здоровья,   в   качественных консультативных   услугах   специалистов   в   области   медицины,   семейного   воспитания, психологии   взаимоотношений   со   сверстниками,   родителями,   в   области   безопасного сексуального   и   репродуктивного   поведения,   в   профилактике   поведенческих   болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической  помощи. В этой ситуации учреждения образования, государственные структуры, общественные организации в сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи.    При   существующей   системе   воспитательной   работы   необходимо   сделать   акцент   на участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций.  Основу   системы   охраны   здоровья   и   воспитания   здравосозидающего   образа   жизни учащихся   должна   составлять   поэтапная,   по   возможности   наиболее   полная   диагностика состояния  здоровья учащихся и мониторинг уровня сформированности  знаний, умений  и навыков здорового образа жизни учащихся.

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"

Доклад "Формирование здорового образа жизни, как взаимосвязи физического, психического и социального здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018