ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 4.9

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
Взрослым
17.06.2019
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена рассмотрению необходимости, выявлению причин и особенностей внедрения онлайн технологий в образовательную среду российских образовательных учреждений. Дана оценка возможностей использования онлайн курсов с позиций студента и преподавателя. Проанализированы сильные и слабые стороны онлайн образования. Предложены некоторые направления совершенствования применения массовых онлайн курсов при реализации образовательных программ
Об использовании Онлайн технологий в современном образовательном процессе .doc
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Груздева О.А.,  к.э.н., доц., НИТУ «МИСиС», г. Москва, Россия  АННОТАЦИЯ: В статье  рассмотрены причины, необходимость и особенности  внедрения онлайн  технологий   в   образовательную   среду   российских   вузов.   Дана   оценка возможностей   использования   онлайн  курсов   с   позиций   студента   и преподавателя.   Предложены   некоторые   направления   совершенствования применения   массовых   онлайн  курсов   при   реализации   образовательных программ.  Ключевые слова: онлайн курс, онлайн технологии, высшее образование, онлайн  обучение,   система   управления   обучением  (LMS),  массовые   открытые онлайн курсы (MOOC), занятость и угроза увольнения преподавателей Внедрение   в   образовательный   процесс   самых   разнообразных   онлайн курсов,   в   том   числе   открытых   и   массовых   (МООС)   стало   главным образовательным трендом во всем мире. Благодаря бурному развитию интернета и появлению на его основе глобальных образовательных платформ, таких, как, например,   Coursera,   сегодня   практически   у   любого   желающего   существует доступ к онлайн курсам любых, даже самых престижных, университетов мира по самым разным учебным дисциплинам.  Россия   в   этом   направлении   движется   вместе   со   всем   миром.   И   это отрадно.   Еще   в   2015   году   заработала   Национальная   платформа   онлайн­ образования (НПОО), в создании которой участвовали восемь ведущих вузов страны – МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, УрФУ и ИТМО.  Эти   восемь   ведущих   университетов   страны   трудятся   в   рамках созданного   под   эгидой  Минвуза   России   Национального   совета   открытого образования над созданием широкого круга онлайн курсов. Цель Национального совета открытого образования – сделать из онлайн курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при традиционной форме обучения [1].  Онлайн образование находит широкую поддержку Правительства России [2;   3].   А   с   2016   г.   заработал   еще   и  Приоритетный   проект   «Современная цифровая   образовательная   среда   в   Российской   Федерации»   (сроком   до   2025 года). В  рамках реализации Проекта уже к 2020 году будет создано не менее 3500 онлайн­курсов для всех уровней образования.  Проект предусматривает, что   к  2025   году   число   учащихся   на   онлайн   курсах   в   России   достигнет   11 миллионов человек [4]. Многие исследователи ныне видят в онлайн образовании революционную инновацию,   новую   возможность   получения   знаний   и   способность демократизировать   всю   систему   образования   в   нашей   стране  [5].  Внедрение онлайн курсов стало своеобразной модой сегодняшнего дня. Между   тем,   стоит   заметить,   что   в   массе   своей   преподавательское сообщество к такой революции не вполне готово, и подготовкой онлайн курсов большинство преподавателей занимается пока еще не по собственному желанию, а   по   распоряжению   руководства.   Распоряжения   эти   обычно   не   оставляют преподавателям   возможностей   творческого   выбора:   им   предписывается   в обязательном   порядке,   порой   под   угрозой   административных   санкций, предоставлять материалы по своим дисциплинам для размещения их на сайте учебного заведения. Обобщая в этой краткой статье некоторый опыт создания и использования онлайн   курсов   в   работе   российских   преподавателей   (по   доступным   и достоверным публикациям) [5; 6], можно попытаться сделать первые выводы о «плюсах»   и   «минусах»   применения   онлайн   технологий   в   деятельности отечественных учебных заведений. Сначала   о   «плюсах».   Первое,   что   необходимо   отметить,   так   это прекрасную возможность для преподавателя выложить тексты своих лекций в максимально   выгодном   для   себя   авторском   варианте,   с   использованием необходимых, наиболее ярких иллюстраций и примеров. Второе   –   это   привязка   изучения   курса   к   разработанной   лектором траектории, что заставляет студента работать более ритмично. А это неизбежно повышает средний уровень знаний студента по предмету.  Третье   –   это   возможность   включения   в   траектории   различных контрольных тестовых заданий, которые проверяются системой автоматически и не отнимают время от семинаров. Таким образом, аудиторная работа становится более продуктивной. Четвертое   –   это   автоматический   подсчет   индивидуальных   рейтингов студентов   на   основе   изучения   траекторий,   что   делает   более   объективным оценивание   студентов   на   экзамене   и   упрочивает   позиции   преподавателя   в спорных случаях. Пятое – это возможность отследить общее время работы студента над материалами   курса,   что   также   дает   возможность   преподавателю   более аргументированно разговаривать со студентом на экзамене и более обоснованно выставлять итоговую оценку. Вместе   с   тем,   перевод   преподавания,   даже   частичный,   на   онлайн технологии, не лишен «минусов», причем, на мой взгляд, достаточно серьезных. Первое. Работа над материалами курса отнимает много времени и требует серьезных интеллектуальных и физических усилий разработчика. Оплата этого труда и его учет в индивидуальных планах преподавателей не отработан. Всё, как   правило,   отдано   на   усмотрение   руководителей   различных   рангов,   что неизбежно   порождает   субъективизм   в   оценках   преподавательского   труда   и приводит к «тлеющему» недовольству в коллективе. Второе. Преподавателю порой трудно, а то и невозможно контролировать техническую сторону процесса. Сбои в системе LMS неизбежны, что приводит и к срыву ритма изучения дисциплины, и к некоторому недопониманию, а то и к конфликтным   ситуациям   между   преподавателем   и   студентами,   между преподавателем и техническим персоналом. Третье. Многие преподаватели, и небезосновательно, опасаются доводить свои   курсы   до   записи   видеолекций   и   их   выкладки   в   открытое   интернет­ пространство, на чем нередко решительно настаивает руководство. Людей не оставляет   опасение,   что   после   таких   видеолекций   «живой»   преподаватель окажется уже ненужным и легко попадет под сокращение. Четвертое. Опасение преподавателей вызывает и тот факт, что при более широком   и   юридически   обоснованном   распространении   онлайн   технологий   в образовательном   процессе,   уже   имеющиеся   в   интернет­пространстве   курсы смогут легко заменить собой практически любые аналогичные курсы в любом, особенно   не   очень   престижном,   учебном   заведении,   что   опять­таки   может привести   к   увольнению   части   преподавателей,   особенно   по   непрофильным дисциплинам.  Вместе   с   тем,   взвешивая   все   «плюсы»   и   «минусы»   внедрения   онлайн курсов   в   образовательный   процесс,   стоит   признать,   что   «плюсы»   все   же перевешивают. Возможности, которые открываются с развитием и доступностью онлайн   образования,   позволяют   делать   процесс   обучения   более персонифицированным   и   максимально   отвечающим   потребностям   различных студентов. Тем не менее, сам процесс внедрения онлайн технологий в практику отечественного   образования   должен   быть   более   продуманным   и   гибким   со стороны   руководства,   более   творческим   и   добровольным   со   стороны преподавателей. Библиографический список: 1. Национальная платформа онлайн образования [Электронный ресурс]: – URL: //https://openedu.ru/ (дата обращения 17.06.2019)   29.12.2012  [Электронный   ресурс]: 2.   Федеральный   закон   РФ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»,   –   URL: № 273­ФЗ   от https://www.zakonrf.info/zakon­ob­obrazovanii­v­rf/ (дата обращения 15.06.2019) 3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении   Порядка   применения   организациями,   осуществляющими образовательную   деятельность,   электронного   обучения,   дистанционных образовательных   технологий   при   реализации   образовательных   программ» [Электронный   ресурс]:   –   URL:   https://rg.ru/2017/09/21/minobr­prikaz816­site­ dok.html (дата обращения 15.06.2019) 4. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в – Российской ресурс]: http://government.ru/projects/selection/643/  (дата обращения 15.06.2019) [Электронный   Федерации»      5. Онлайн обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов – М. Карной [Электронный ресурс]:   –   URL:  //https://vo.hse.ru/2015­­3/160497425.html   (дата   обращения 05.06.2019) 6.   Груздева   О.А.  Онлайн  курсы   как   часть   образовательной   среды: возможности,  сильные  и  слабые  стороны//  Евразийский   союз  ученых (ЕСУ).– 2018.– № 1(46), ч.2. – С.45­47.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019