ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
Взрослым
17.06.2019
Статья посвящена рассмотрению необходимости, выявлению причин и особенностей внедрения онлайн технологий в образовательную среду российских образовательных учреждений. Дана оценка возможностей использования онлайн курсов с позиций студента и преподавателя. Проанализированы сильные и слабые стороны онлайн образования. Предложены некоторые направления совершенствования применения массовых онлайн курсов при реализации образовательных программ
Об использовании Онлайн технологий в современном образовательном процессе .doc
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Груздева О.А.,
к.э.н., доц.,
НИТУ «МИСиС»,
г. Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены причины, необходимость и особенности внедрения
онлайн технологий в образовательную среду российских вузов. Дана оценка
возможностей использования онлайн курсов с позиций студента и
преподавателя. Предложены некоторые направления совершенствования
применения массовых онлайн курсов при реализации образовательных
программ.
Ключевые слова: онлайн курс, онлайн технологии, высшее образование,
онлайн обучение, система управления обучением (LMS), массовые открытые
онлайн курсы (MOOC), занятость и угроза увольнения преподавателей
Внедрение в образовательный процесс самых разнообразных онлайн
курсов, в том числе открытых и массовых (МООС) стало главным
образовательным трендом во всем мире. Благодаря бурному развитию интернета
и появлению на его основе глобальных образовательных платформ, таких, как,
например, Coursera, сегодня практически у любого желающего существует
доступ к онлайн курсам любых, даже самых престижных, университетов мира по
самым разным учебным дисциплинам.
Россия в этом направлении движется вместе со всем миром. И это
отрадно. Еще в 2015 году заработала Национальная платформа онлайн
образования (НПОО), в создании которой участвовали восемь ведущих вузов
страны – МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, УрФУ и
ИТМО.
Эти восемь ведущих университетов страны трудятся в рамках
созданного под эгидой Минвуза России Национального совета открытого
образования над созданием широкого круга онлайн курсов. Цель Национального
совета открытого образования – сделать из онлайн курсов полноценный аналог
образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же
качества и уровня, что и при традиционной форме обучения [1].
Онлайн образование находит широкую поддержку Правительства России
[2; 3]. А с 2016 г. заработал еще и Приоритетный проект «Современная
цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (сроком до 2025
года). В рамках реализации Проекта уже к 2020 году будет создано не менее
3500 онлайнкурсов для всех уровней образования. Проект предусматривает, что к 2025 году число учащихся на онлайн курсах в России достигнет 11
миллионов человек [4].
Многие исследователи ныне видят в онлайн образовании революционную
инновацию,
новую возможность получения знаний и способность
демократизировать всю систему образования в нашей стране [5]. Внедрение
онлайн курсов стало своеобразной модой сегодняшнего дня.
Между тем, стоит заметить, что в массе своей преподавательское
сообщество к такой революции не вполне готово, и подготовкой онлайн курсов
большинство преподавателей занимается пока еще не по собственному желанию,
а по распоряжению руководства. Распоряжения эти обычно не оставляют
преподавателям возможностей творческого выбора: им предписывается в
обязательном порядке, порой под угрозой административных санкций,
предоставлять материалы по своим дисциплинам для размещения их на сайте
учебного заведения.
Обобщая в этой краткой статье некоторый опыт создания и использования
онлайн курсов в работе российских преподавателей (по доступным и
достоверным публикациям) [5; 6], можно попытаться сделать первые выводы о
«плюсах» и «минусах» применения онлайн технологий в деятельности
отечественных учебных заведений.
Сначала о «плюсах». Первое, что необходимо отметить, так это
прекрасную возможность для преподавателя выложить тексты своих лекций в
максимально выгодном для себя авторском варианте, с использованием
необходимых, наиболее ярких иллюстраций и примеров.
Второе – это привязка изучения курса к разработанной лектором
траектории, что заставляет студента работать более ритмично. А это неизбежно
повышает средний уровень знаний студента по предмету.
Третье – это возможность включения в траектории различных
контрольных тестовых заданий, которые проверяются системой автоматически и
не отнимают время от семинаров. Таким образом, аудиторная работа становится
более продуктивной.
Четвертое – это автоматический подсчет индивидуальных рейтингов
студентов на основе изучения траекторий, что делает более объективным
оценивание студентов на экзамене и упрочивает позиции преподавателя в
спорных случаях.
Пятое – это возможность отследить общее время работы студента над
материалами курса, что также дает возможность преподавателю более
аргументированно разговаривать со студентом на экзамене и более обоснованно
выставлять итоговую оценку.
Вместе с тем, перевод преподавания, даже частичный, на онлайн
технологии, не лишен «минусов», причем, на мой взгляд, достаточно серьезных.
Первое. Работа над материалами курса отнимает много времени и требует
серьезных интеллектуальных и физических усилий разработчика. Оплата этого
труда и его учет в индивидуальных планах преподавателей не отработан. Всё, как правило, отдано на усмотрение руководителей различных рангов, что
неизбежно порождает субъективизм в оценках преподавательского труда и
приводит к «тлеющему» недовольству в коллективе.
Второе. Преподавателю порой трудно, а то и невозможно контролировать
техническую сторону процесса. Сбои в системе LMS неизбежны, что приводит и
к срыву ритма изучения дисциплины, и к некоторому недопониманию, а то и к
конфликтным ситуациям между преподавателем и студентами, между
преподавателем и техническим персоналом.
Третье. Многие преподаватели, и небезосновательно, опасаются доводить
свои курсы до записи видеолекций и их выкладки в открытое интернет
пространство, на чем нередко решительно настаивает руководство. Людей не
оставляет опасение, что после таких видеолекций «живой» преподаватель
окажется уже ненужным и легко попадет под сокращение.
Четвертое. Опасение преподавателей вызывает и тот факт, что при более
широком и юридически обоснованном распространении онлайн технологий в
образовательном процессе, уже имеющиеся в интернетпространстве курсы
смогут легко заменить собой практически любые аналогичные курсы в любом,
особенно не очень престижном, учебном заведении, что опятьтаки может
привести к увольнению части преподавателей, особенно по непрофильным
дисциплинам.
Вместе с тем, взвешивая все «плюсы» и «минусы» внедрения онлайн
курсов в образовательный процесс, стоит признать, что «плюсы» все же
перевешивают. Возможности, которые открываются с развитием и доступностью
онлайн образования,
позволяют делать процесс обучения более
персонифицированным и максимально отвечающим потребностям различных
студентов. Тем не менее, сам процесс внедрения онлайн технологий в практику
отечественного образования должен быть более продуманным и гибким со
стороны руководства, более творческим и добровольным со стороны
преподавателей.
Библиографический список:
1. Национальная платформа онлайн образования [Электронный ресурс]: –
URL: //https://openedu.ru/ (дата обращения 17.06.2019)
29.12.2012
[Электронный ресурс]:
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
– URL:
№ 273ФЗ от
https://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/ (дата обращения 15.06.2019)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017 «Об
утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
[Электронный ресурс]: – URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobrprikaz816site
dok.html (дата обращения 15.06.2019) 4. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в
–
Российской
ресурс]:
http://government.ru/projects/selection/643/ (дата обращения 15.06.2019)
[Электронный
Федерации»
5. Онлайн обучение: как оно меняет структуру образования и экономику
университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов – М. Карной [Электронный
ресурс]: – URL:
//https://vo.hse.ru/20153/160497425.html (дата обращения
05.06.2019)
6. Груздева О.А.
Онлайн курсы как часть образовательной среды:
возможности, сильные и слабые стороны// Евразийский союз ученых (ЕСУ).–
2018.– № 1(46), ч.2. – С.4547.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.