В последнее время наблюдается тенденция снижения роста самостоятельной творческой активности учащихся. Ребенок иногда хотел бы взяться за какое-нибудь творческое задание, но нередко его останавливают родители. Со слов родителей, большинство детей в свободное от школы время должны делать домашние задания и поэтому на всякого рода творчество и свободную деятельность у них нет времени. Творческое задание, как таковое, стало отождествляться со словом необязательное.В последнее время наблюдается тенденция снижения роста самостоятельной творческой активности учащихся. Ребенок иногда хотел бы взяться за какое-нибудь творческое задание, но нередко его останавливают родители. Со слов родителей, большинство детей в свободное от школы время должны делать домашние задания и поэтому на всякого рода творчество и свободную деятельность у них нет времени. Творческое задание, как таковое, стало отождествляться со словом необязательное.
Головач ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОТОБИЕННАЛЕ.doc
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОТОБИЕННАЛЕ
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОБРАЗ
Головач Марина Витальевна.,
МБОУ СОШ № 37, учитель начальных классов
Повышаем творческую активность, учимся объединять символы, постигаем
психологию образа, осваиваем основы композиции, или «handmade на коленке».
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ
Противоречие. В последнее время наблюдается тенденция снижения роста
самостоятельной творческой активности учащихся. Ребенок иногда хотел бы взяться за
какоенибудь творческое задание, но нередко его останавливают родители. Со слов
родителей, большинство детей в свободное от школы время должны делать домашние
задания и поэтому на всякого рода творчество и свободную деятельность у них нет
времени. Творческое задание, как таковое, стало отождествляться со словом
необязательное.
Часто такое родительское ограждение детей от свободных, вызывающих интерес к
обучению и взаимному общению детей, творческих заданий в школе приводит к
«творческому обнищанию», умению выполнять поставленные задания только «от сих до
сих» и фразам: «Мы это не проходили», «это не задавали» и пр. В последующем это может
перерасти в инфальтилизм, бездеятельность и фразам: «не могу сделать потому, что...» а
уж оправданий может быть тысяча!
Дети находятся в непрерывном «заучивании» правильных для их возраста ответов и
порой сталкиваются с тем, что в момент, когда нужно проявить нестандартный подход к
решению, перестроить диалог и пр., теряются, становятся неуверенными, плачут.
Школа — множество предметов, но предметное множество не есть школа!
Нужно еще обучать объединять полученный опыт и многое другое! Уместно
предложить такой термин как «социальная шизофрения»10 это когда есть множество
предметных знаний, но нет между ними связи и нет возможности объединить это
множество в одно целое. Почему социальная? Потому что тенденция к обучению тестовым
заданиям, ответы на «да» «нет», повсевместно растет, а возможности подумать, рассудить
и, главное, быстро, легко и доступно для себя чтолибо сделать часто не хватает.
Вторая немаловажная проблема — не всегда оправданная компьютеризация заданий.
Многие дети и двух слов написать не могут изза того, что в большинстве заданий нужно
подчеркнуть, поставить галочку, вписать правильное слово и прочее. В результате, в
ситуации, когда надо решить проблему «на коленке», без компьютера и прочих
приспособлений, многие теряются и не могут ее решить. Мало кто способен действовать
творчески, делать многое из ничего.
Как научить каждого ребенка творчески подходить к решению новых задач, научить
выполнять работу из подручных средств «handmade на коленке» и «делать многое из
ничего», самостоятельно добиваться получения качественно нового результата?
Как привить интерес к творческому мышлению, положив в основу динамику
мозгового штурма?
1
Термин «социальная шизофрения» является не медицинским, всего лишь ярко отражает суть
0
явления. Ответ прост: регулярно детскородительскими творческими коллективами совместно
с учителями проводить творческие мероприятия, направленные на формирование
самостоятельной творчески активной личности ребенка.
Цели:
Создать пространство высокой творческой активности.
Погрузить детей в пространство научных конференций, фотовыставок,
журналистской, редакторской и другого рода деятельности.
Привить интерес к совместной со взрослыми поисковой или исследовательской
деятельности, ввести понятие мозгового штурма как метода поиска новых
оригинальных решений.
Ввести понятие «психология образа», «образ», «смысл и значение образов».
Задачи:
Научить не бояться «неправильных суждений», отстаивать свою точку зрения и
уметь признавать, в чем были не правы.
Научить не бояться сделать чтото не так, уметь «схватывать» основную идею и
подручными средствами, без компьютеров и прочей техники, ее до конца
реализовывать.
Научить соблюдать правила и рекомендации выполняемого проекта (если сказано,
что символ школы должен быть составлен из школьных фотографий, значит,
любые компьютерные значки, не содержащие фотографий проходящего процесса
фотобиеннале, даже не будут рассматриваться).
В процессе выполнения творческого задания вносить соответствующие коррективы,
учитывающие возраст участников, их индивидуальный опыт и др.
Любое сложное дело доводить до конца, уметь достойно принимать критику.
Достичь уверенных действий детей в творчестве, анализе и выполнении любой
работы «руками».
Научиться в свободной форме, без зазубривания, защищать проект.
Этап
Действия учителей и родителей
Действия учеников
Этапы проведения «Образовательный фотобиеннале»
для начальной школы
Подготовитель
ный
Учитель предлагает детям,
родителям и другим учителям
добровольное участие в празднике
«Фотобиеннале». Предлагается
добровольное участие во всех
четырех группах:
фотокорреспондентов, дизайнеров (в
нашем случае малыши
самостоятельно не владеют
компьютером), фотодизайнеров и
проектировщиков. В некоторых
случаях стоит объединить три
последних группы в одну — как
дизайнеры — проектировщики.
Фотожурналисты фотографируют многочисленные и
разнообразные моменты из жизни школы, учителей,
все, что их окружает.
Немаловажно отразить собственную активность
фотожурналистов, отразив в фоторепортажах
творческую работу «братьев по цеху», таких же
мальчишек и девчонок с фотоаппаратом, увлеченно
фотографирующих в школе.
Фотографии демонстрируются в режиме слайдшоу во
время проведения урока «Каким мне представляется
образ моей школы», лучшие из них (чаще всего десятая
часть) отбираются второй, третьей и четвертой
группой (первая группа также участвует в обсуждении,
защищает свою авторскую позицию) в архив праздника
«Фотобиеннале».
На их основе в последующем будет сделана
компьютерная презентация, отражающая все этапы
работы, и фотоколлаж, разработанный третьей и
четвертой группой.
Третья группа, в определенный момент основного
этапа, будет создавать из сделанных первой группой Этап
Действия учителей и родителей
Действия учеников
Основной этап Для всех учащихся класса и
максимального количества учителей
проводится урок «Образ школы.
Учитель. Ассоциации».
Основной этап В режиме домашнего проектирования
группа проектировщиков или
объединенная группа дизайнеров,
фотодизайнеров и проектировщиков
обсуждает возможное решение, при
котором основные оригинальные
символы и решения могут быть
объединены в один цельный образ.
Поощряется творчество семейных
творческих мастерских, участие пап,
мам, братьев, сестер.
Отрабатывается возможная модель
символа школы и образа учителя.
Изготавливается «пилотная»
(пробная) модель. Особо ценятся
выполненные вручную работы
(handmade) с минимальным
количеством необходимых для этого
подручных средств. Работа должна
быть выполнена так, чтобы в
последующем каждый участник
«Фотобиеннале» мог бы повторить
эту работу сам или в школе с
товарищами, или дома.
Обязательно должна присутствовать
простота и оригинальность решения
поставленной задачи.
Основной этап Организуется работа группы
фотодизайнеров по созданию
утвержденной версии «объединенного
образа»
фотографий фотоколлаж.
Четвертая группа в режиме домашнего
проектирования отрабатывает возможную модель
проекта, описывает все этапы работы и готовит
презентационный стенд
В режиме «мозгового штурма» учащиеся и учителя
высказывают свои мысли о символе школы, о месте
учителя в школе.
Обсуждение сопровождается работой каждого
школьника над его индивидуальным представлением
«образа» и представляется в виде эскиза, рисунка или
словесного описания. Весь процесс творческой
активности фотографируется для последующей
презентации.
На свободном мероприятии один из домашних
проектировщиков представляет и защищает
полученный объединенный образ школы.
Проводится дискуссия, насколько полученный
результат соответствует индивидуальному и общему
представлению всех учеников, участвующих в проекте
родителей и учителей, вносятся коррективы.
Поднимается вопрос «психология образа»,
обсуждается содержание и сила влияния полученного
образа.
Если в обсуждении участвует несколько домашних
мастерских, то для защиты выбирается лучший и в
последующем дорабатывается согласно общему
представлению участников праздника.
Деятельность участников творческих мастерских
фотографируется и используется на презентации
этапов проекта.
Разрабатывается план работы класса, обсуждается
технология по совместному изготовлению
фотоколлажа. В каждом случае важен принцип:
«Каждый ребенок должен пройти опыт, который
прошли сами дизайнеры и проектировщики».
Каждый участник праздника должен прочувствовать и
пройти опыт домашних проектировщиков, поэтому
действует лозунг: «Делаем фотоколлаж вместе!».
По заранее продуманной схеме урока весь класс
объединяется в одну или несколько групп для
создания объединенного образа.
В нашем случае работают две группы, создающие
совокупный «образ школы» и «образ учителя». По
завершении общей работы демонстрируется общий
результат учеников, родителей и учителей.
Дополнительно проводится мозговой штурм — все ли
охватили, какие изменения внести, что добавить или
убрать.
Весь процесс фотографируется и фиксируется на
видеокамеру для возможности дополнительной оценки Этап
Действия учителей и родителей
Действия учеников
Основной этап Организуется работа по созданию
компьютерной презентации,
отражающей все этапы работы над
данным проектом.
Подготовка к
презентации и
защита
Организуется работа по созданию
стандартного презентационного
стендараскладушки.
того, как прошел праздник.
На основании всех отснятых фотографий, моментов
творческой работы всех участников праздника
«Фотопредставления» создается компьютерная
презентация, которая в последующем будет
демонстрироваться на ноутбуке. Название каждого
этапа располагается на отдельном слайде.
Полученный слайдфильм можно показать на общем
собрании детей, родителей и учителей. Стоит отметить
детей с высокой творческой активностью, умеющих
доводить дело до конца.
Участвующие в проектировании дети и взрослые
готовят презентационный стендраскладушку.
В центре «объединенный образ — фотоколлаж»,
слева — информация о школе, справа — описание
этапов работы над фотоколлажем.
При необходимости один из разработчиков проекта
защищает общее видение проекта на специально
организованном для этого мероприятии.
Список литературы
1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга
для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 224 с.
2. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение как средство развития познавательных интересов
младших школьников: теоретические исследования. 2006 / под ред. Мясникова В.А. –
М.:ИТИП РАО, 2007.
3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла
школьного урока. М., 1993 – 127с.
4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.:Издательство Московского
психологосоциального института, 2003. – 256 с.
5. Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В. Образовательное путешествие как новый (хорошо забытый
старый) вид туризма // Внешкольник. №9.2003.
6. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия: Чистые пруды, 2008. 32 с.
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 24).
7. Роджерс К., Фрейберг Д.Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527с.
8. Рыбалкина Н.В. Открытое пространство образования: способы представления и
построения // Материалы VIII Всероссийской научнопрактической тьюторской
конференции. Томск, 2004.Активная школа. Теория, практика, перспективы. – М., 2005. –
135 с.
9. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник:19962005. Томск, 2005. –
296 с. 10. Хейзинг Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. – М.: ЭКСМОПресс, 2001. –
352 с.
Образовательный фотобиеннале в начальной школе
Образовательный фотобиеннале в начальной школе
Образовательный фотобиеннале в начальной школе
Образовательный фотобиеннале в начальной школе
Образовательный фотобиеннале в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.