Сборник создан с целью трансляции педагогического опыта и рекомендован для использования учителям школы и сетевого сообщества. Обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественный глубокий уровень их понимания.
Сборник материалов коучингов и мастер классов.doc
Хатунцева Вероника Руслановна
КГУ «Арзамасская средняя школа»
ГУ «Отдел образования Узункольского района»
Костанайской области
Сборник
материалов коучингов и мастер классов
сертифицированного учителя
Хатунцева Вероника Руслановна
учитель высшего уровня высшей квалификационной категории
1 Хатунцева Вероника Руслановна
2019 год
КГУ «Арзамасская средняя школа»
ГУ «Отдел образования Узункольского района»
Костанайской области
2019 год, _____ стр
Хатунцева В.Р. директор КГУ «Арзамасская средняя школа», учитель
физики, образование высшее, категория высшая, стаж работы 20 лет.
Сборник содержит материалы коучингов и мастер
классов сертифицированного учителя высшего уровня высшей
квалификационной категории Хатунцевой Вероники Руслановны.
Сборник создан с целью трансляции педагогического опыта и рекомендован
для использования учителям школы и сетевого сообщества.
2 Хатунцева Вероника Руслановна
Коучинг ( англ. сoaching) дословный перевод – наставлять,
подготавливать, тренировать. Представляет собой конфиденциальный,
креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в
ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик
преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к
рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует
профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения
своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на
качественный иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия
решений о практической их реализации. Процесс коучинга направлен на
формирование конкретных навыков у слушателей, на анализ, размышления и
последующие действия, которые, в конечном итоге, позволят учителю достичь
успешности в своей работе. Коучинг имеет структурированный характер,
краткосрочные встречи заранее запланированы и сосредоточены на
конкретных направлениях/ вопросах развития. Коуч (тренер) не даёт готовых
знаний, ничему не учит, не даёт советов и рекомендаций. Коуч – это мастер,
который владеет современными техниками, дающими возможность
использовать свой потенциал, свои ресурсы, как очевидные так и скрытые. Он
задаёт вопросы, направляет, создаёт условия для раскрытия способностей и
возможностей, верит в уникальность и успех тех, с кем он взаимодействует,
поддерживает любые начинания, тем самым, содействует улучшению
практической деятельности учителей и развитию школы в целом.
3 Хатунцева Вероника Руслановна
Содержание
1. Мастер класс «Инновационные технологии обучения в концепции
образования» 59
2. Мастер класс «Как мотивировать педагогов на инновационную
3.
деятельность? Проектносетевое взаимодействие педагогов как основа
мобильности педагогического пространства» 1016
Мастер класс «Современные образовательные технологии как
инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения
образовательных результатов, соответствующих требованиям ГПРОН»
1724
4. Тренинг с коучинговым подходом «Целеполагание» 2535
5.
Коучинг «Как выявить одаренных и талантливых учеников?» 3641
6. Коучинг «Как правильно организовать диалоговое обучение в классе?»
4245
7. Коучинг «Использование новых приемов ИКТ в практике преподавания
и обучения» 4648
8. Коучинг «Каково влияние критериального оценивания на повышение
успеваемости и качества знаний учащихся?» 4950
9. Коучинг «Какова связь управления и лидерства в обучении?» 5152
10. Коучинг «Каково критическое мышление в действии?» 5356
4 Хатунцева Вероника Руслановна
Тема: Инновационные технологии обучения в концепции образования.
Дата:
Ответственный: Хатунцева Вероника Руслановна, учитель физики высшей
квалификационной категории
Цель мастер класса: повышение качества преподавания, освоение нового стиля
преподавания
Задачи мастеркласса:
актуализировать изучение педагогических технологий
выбрать из существующих пед. технологий те, которые соответствуют контингенту
учащихся наших школ
Ожидаемые результаты:
внедрение в практику современных педагогических технологий
повышение уровня креативности педагогов
Ход мастеркласса
I.
Вступление
Современный педагог – это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая
способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.
Современный педагогпрофессионал должен отличаться «лица не общим выраженьем»,
быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные пед.
технологии или инновационные технологии.
Сегодня я ставлю перед собой задачу– научить вас рефлексировать свой пед. опыт на
научнометодической основе (уметь научно обосновать то, что вы делаете).
«Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует»,
возразите вы мне. Да, вы правы. И это еще раз доказывает то, что использование только
одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в
преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий,
приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше
технологий вы знаете, тем лучше.
II.
Методический тренинг. Презентация
Сегодня, я надеюсь, вы пополните свой багаж.
Для начала дайте разберемся, что в вашем багаже уже имеется. Это и покажет
методический тренинг, который я сейчас с вами проведу.
Я описываю ситуации, которые встречались на моих уроках, а вы определяете, какую пед.
технологию я использовала.
Ситуация 1.
Ребенок демонстрирует рисунок, коллаж или постер и описывает его. (ответ: метод
проектов – это личностноориентированный подход) Слайд 2
5 Хатунцева Вероника Руслановна
Ситуация 2.
Картинка, где дети составляют предложения из слов. (ответ: игровые технологии так и
остаются «инновационными» в системе современного образования. Эльконин, психолог,
анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в
которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно
утилитарной деятельности. Слайд 3
Игр существует великое множество, я бы хотела поделиться с вами своим изобретением.
Все мы прекрасно знаем как сложно заставить детей выучить неправильные формы
глаголов: стихи, песенки, распределение по группам и т.д.
Ситуация 3.
Картинка, где дети с понятыми руками ( ответ: здоровьесберегающие технологии – это
также личностноориентированный подход). Слайд 4
Ситуация 4.
Я перечислю вам основные принципы этой технологии. (ответ: технология УДЕ:
деформированные упражнения, в данном случае участвуют в совокупности несколько
мыслительных операций) Слайды 5,6,7,8
Это универсальная технология, которую можно использовать при изучении любой темы.
Ситуация 5.
Слайд с портфолио учащегося. (ответ: технология «Портфолио») Слайд 9
Ситуация 6.
На слайдах приемы «Корзина идей, понятий, формул, …» или кластер, механизм ЗУХ,
перевернутые логические цепи, прием «Пометки на полях», прием «Кубик», «Сиквейн»,
«Написание эссе». Слайды 1015
(ответ: технология развития критического мышления – интерактивная технология)
В начале урока на этапе активизации можно использовать прием «Корзина идей, понятий,
имен» или прием «Кластер».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии
урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить
все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно
нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики
вместе знают об изучаемой теме.
Механизм ЗУХ В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока
информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу
каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой
таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая
колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.
«Пометки на полях». Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения,
а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.
«Кубики» – метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся
перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.
Кубики – 1520 см – 6 подсказок:
Опишите это.
Сравните это.
Дайте ассоциацию этому.
Проанализируйте это.
Примените это.
Дайте аргументы за или против этого.
6 Хатунцева Вероника Руслановна
«Синквейн»способ творческой рефлексии «стихотворение», написанное по
определенным правилам.
Ситуация 7.
На слайде дебаты (ответ: технология «Дебаты» интерактивная технология)
Слайд 16
Ситуация 8.
Итак, багаж у вас хороший. Сегодня вы пополните его еще двумя инновационными
технологиями. Устроим эксперимент, если он провалится честь вам и хвала.
Я называю технологию, вы поднимаете руки, если использовали ее в своей практике.Кейс –
технологии. На самом деле в течении многих лет мы с вами пользуемся этой
замечательной технологией, но никто и представить себе не мог, что она так
называется. Слайды 1823
Речь идет о методе обучения, известном как кейсметод (Case study) метод анализа
ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают
осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не
только какуюлибо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама
проблема не имеет однозначных решений.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнесшколе
давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в
своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в
ходе коллективного обсуждения решение.
в 1924 году. Слушателям
Примеры тематики кейсов:
Тема «Введение в предмет. Физика и её значение»
КЕЙС
Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в 7 вагоне поезда «Оренбург
– Москва» оживлённо разговаривали и спорили о науке физике.
Молодая девушка Олечка рассказала, что она студентка педагогического института, и что
она будущий учитель физики.
Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? – спросила Марина
Леонидовна, которая была экономистом со стажем.
Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика – это всё то, что окружает нас
в жизни, в природе, в быту! Физика она вокруг нас!
Как это верно! вступил в разговор врач Егор Семёнович, без достижений физики
сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа современной
медицинской диагностики базируется на достижениях физики, а как с помощью физики
продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия!
Верно! сказал семиклассник Сергей, я читал в интернете, что теперь можно излечить от
слепоты даже людей незрячих от рождения. В зрачки вживляют видеокамеру, которая
видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у
человека формируется изображение! Представляете!
Вот именно! – обрадовано сказала Ольга, вот какой замечательной наукой я занимаюсь!
Всё это от Лукавого! – убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого,
Николай Фомич, нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а
значит и против физики!
Вопросы к кейсу:
7 Хатунцева Вероника Руслановна
1.
2.
3.
4.
Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки
физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения.
Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать
научными?
Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы?
Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку.
И вторая «инновационная» технология (игра Знамя) – это методика станционного
обучения. Кто понял о чем идет речь?
Она отвечает главным принципам личностноориентированного обучения.
Слайды 2426
Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении
уроков закрепления пройденного материала, уроковпрактикумов, а также уроков
контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ
провести интегрированный урок, особенно физикаматематика проецируется на эту
методику идеально. В прошлом году мы опробовали эту методику в нашей школе, нам она
понравилась.
При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:
1) подготовительный;
2) процессуальный;
3) рефлексивный.
Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от
него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему,
которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока.
Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций
зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание,
тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть
запланировано на уроке.
Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный
стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может
выполнить задание этой станции. У каждого стола должны быть предусмотрены в
достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее,
необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть
расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.
Примерные схемы расположения станций:
Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа или
маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта – это лист с номерами и
названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся
вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные
фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В
этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после
завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму
баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят
сумму баллов в оценку.
Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от
станции к станции, выполняют задания.
8 Хатунцева Вероника Руслановна
Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются
листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с
правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы. Затем им
предлагается шкала перевода баллов в оценку.
На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ
дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике
станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются
для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно
ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой
станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим
силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка
зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик
получает “3”. Карточка жёлтого цвета – задание среднего уровня сложности с оценкой “4”.
А карточка красного цвета – задание повышенной сложности, выполнив которое ученик
получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Это еще и
хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по
скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже,
чем это предусмотрено программой.
III Залючение. Рефлексия.
Вот на этой позитивной ноте я бы хотела закончить свой мастеркласс. Творите,
развивайтесь, двигайтесь вперед, будьте мастерами своего дела, шанс есть у каждого, так
как мастерами не рождаются, мастерами становятся. Творческих вам успехов!
1. Какую технологию использовала я, проводя этот методический тренинг? (ответ:
ИКТ – информационная технология) Слайд 17
Сам по себе методический тренинг является формой интерактивных
технологий.
2. Кто из вас использовал кейсметод в своей практике?
3. Понравилась ли вам моя лекция?
4. Есть ли у вас вопросы?
9 Хатунцева Вероника Руслановна
Мастер класс « Как мотивировать педагогов на инновационную деятельность?
Проектно – сетевое взаимодействие педагогов как основа мобильности
педагогического пространства»
Цель. Повысить интерес к технологии сетевого взаимодействия, способствующей
профессиональному развитию педагогов.
1 Показать новые организационные формы педагогического взаимодействия.
2 Организовать работу рабочих и проектно – сетевых групп по созданию копилки
надпредметного педагогического опыта.
3 Научить элементам технологии сетевого взаимодействия педагогов.
Этапы
1 Актуализация.
2 Организация деятельности по овладению технологии сетевого взаимодействия.
3 Рефлексия.
Оборудование. Мультимедиапроектор, экран, карточки с предложенными вариантами
выполнения заданий, положения по сетевому взаимодействию педагогов школы, карта
инновационного опыта на основе педагогических интересов, папки с обобщением опыта
педагогов школы, копилки надпредметного педагогического опыта педагогов школы
Ход занятия.
1 Актуализация. 1мин.
В стремительном потоке изменений
Корабль школьный не стоит на месте
И сколько нас, и столько же и мнений
Найти решенье можем мы все вместе.
Проблему острую, вопрос ли нерешённый
Решить поможет нам подход инновационный.
Организовать мобильное, живое
Взаимодействие проектносетевое.
«А что такое сеть?» Узлы и нити. Если мы говорим о сети педагогов, узлы – это учителя,
мо, нити взаимосвязи. Чем больше нитей, тем эффективнее накрыть, поймать, держать под
контролем, решать различные проблемы. А это возможно лишь в том случае, чем выше
доля участия в деятельности школы, чем выше интерес к опыту других педагогических
уникальностей. Именно в совместной, творческой, проектной деятельности, в деятельности
10 →
→
→
→
проектирование
обобщение опыта
реализация проекта
Хатунцева Вероника Руслановна
сотрудничества и диалога возможно формирование ключевых компетенций личности в
соответствии с требованиями государственного стандарта второго поколения. Работая в
инновационном режиме, мы пришли к выводу, что именно неформальное общение,
построенное на основе интереса учителя к той или иной проблеме является достаточно
сильной мотивацией к инновационной деятельности
ІІ Организация деятельности по овладению технологии сетевого взаимодействия.
Важнейшим фактором решения проблемы подготовки педагогов к инновационной
деятельности стало организационное обучение, которое способствует гибко реагировать на
меняющуюся ситуацию в школе, имеет непрерывно – циклический характер обучения
( обучение
новый цикл
обучения), даёт возможность осуществления инновационной деятельности в рамках
метапредметной технологии. Первым шагом являются проектно – аналитические семинары
по выявлению назревших противоречий и проблем.
1 Практическая работа. 5 мин.
Первый проектно – аналитический семинар по решению проблемы мотивации педагогов к
инновационной деятельности по созданию новых организационных форм педагогического
взаимодействия » Проектно сетевое взаимодействие как основа мобильности
педагогического пространства» Попытаемся провести один из этапов семинара.
Определение цели и выявление противоречий.
Даётся задание группам. ( Из предложенных формулировок выбрать формулировку цели
и задач)
Цель: Мотивировать деятельность педагогического коллектива по созданию новых форм
педагогического взаимодействия в коллективе, свободных и открытых для творчества.
Задачи
1 Проанализировать инновационное состояние в школе. ( в районе)
2 Выявить назревшие противоречия и проблемы.
3 Подвести педагогов к осознанию необходимости создания новых форм педагогического
взаимодействия в коллективе.
4 Определить условия, необходимые для создания проектно – сетевого взаимодействия как
основы мобильности педагогического пространства
Как только определены цель и задачи проектно –аналитического семинара группы
работают над вопросами.
1 группа обсуждает вопросы и заполняет таблицу.( При возникших затруднениях раздаются
готовые ответы для выбора. Задача участников внимательно прочитать и выбрать то, что
соответствует данной проблеме)
Проблема
Что есть
В чём созрела необходимость
для решения проблемы
Возникшее
противоречие
« Как хорошо мы знаем опыт своих коллег в школе, если они работаю в различных
методических объединениях? Способствует ли традиционная работа МО, традиционных
педсоветов и совещаний эффективному надпредметному проектному взаимодействию?
2 группа знакомится с методическими папками по обобщению опыта учителей школы и
заполняет таблицу
Проблема
Что есть
В чём созрела
необходимость
Возникшее
противоречие
Как отражает
описанный опыт
11 Хатунцева Вероника Руслановна
для решения
проблемы
3 группа обсуждает вопросы и заполняет таблицу.
Проблема
В чём созрела
необходимость
для решения
проблемы
Что есть
Возникшее
противоречие
педагогов их
творческий
индивидуальный
стиль работы?
Позволяет ли
классно –
урочная система
реализовать
творческий
потенциал и
способствовать
сотрудничеству
всех участников
образовательного
процесса.
Подведение итогов. Таблица высвечивается на экране. Участники сравнивают то, что у них
получилось.
Проблема
Что есть
В чём созрела необходимость для решения проблемы
Возникшее противоречие
« Как хорошо мы знаем опыт своих коллег в школе, если они работают в различных
методических объединениях? Способствует ли традиционная работа МО, традиционных
педсоветов и совещаний эффективному надпредметному проектному взаимодействию?
Накопленный педагогический опыт –индивидуальная, суверенная территория, которым
могли бы воспользоваться педагоги для повышения своей профессиональной
компетентности, но происходит это редко. Главный ресурс взаимодействия это
предметно – методические объединения, которые способны эффективно работать в
узкопредметных сферах итрадиционные формы взаимодействия: педсоветы, совещания и
т.д.
В новых формах педагогического общения, способствующих качественному диалогу и
взаимодействию между педагогическими мирами разных предметностей и реализации
потребности в надпредметном проектном взаимодействии.
противоречие между традиционной формой представления педагогического опыта
и реальным процессом индивидуализированного педагогического творчества,
требующим поиска новых, открытых и свободных форм педагогического
взаимодействия.
Как отражает описанный опыт педагогов их творческий индивидуальный стиль работы?
12 Хатунцева Вероника Руслановна
Идеи, реализация собственных образовательных возможностей, но слабое информационное
описание.
Новые организационные формы педагогического общения, способствующие качественному
информационному описанию надпредметного педагогического опыта.
Педагоги школы реализуют свои педагогические идеи, вырабатывают свой
собственный стиль, моделируют различные образовательные возможности,
которые входят в противоречие со слабым информационным описанием
Позволяет ли традиционная классно – урочная система реализовать творческий потенциал
способствовать сотрудничеству всех участников образовательного процесса в создании
надпредметного педагогического опыта
многосубъектное классно – урочное пространство, состоящее из индивидуально –
личностных территорий,
создаваемых каждым педагогом, где активизируется
педагогический творческий потенциал учителя, который описать не хватает ни сил, ни
времени.
Новые организационные формы педагогического общения, способствующие качественному
диалогу и взаимодействию, созданию архива надпредметного педагогического опыта.
противоречие между реальным содержанием индивидуальной педагогической
деятельности и её формальным описанием
Попробуйте вывести ключевую проблему
На экране.
Вывод: . Одной из ключевых проблем школы стала проблема создания системы
повышения квалификации педагогов на основе проектносетевого взаимодействия.
2 Представление работы коллектива школы по решению проблемы. 3 мин.
Под сетевым взаимодействием мы понимаем педагогическую взаимодополнительность
педагогов, которые работают над проектами совместно с учащимися и их родителями. Под
проектным взаимодействием мы понимаем работу над педагогической проблемой,
результатом которой становятся новвоведения. Сетевое взаимодействие не является чисто
информационным. У него должна быть проектная предметность. Наиболее продуктивным
фактором педагогического развития школы является формирование сетевого проектного
надпредметного пространства педагогического клуба как свободного пространства
профессиональной коммуникации. В клубно – проектной форме педагогического
взаимодействия нет жёсткой предметно – ролевой закреплённости. выявляются
стратегические направления, в которых по факту развивается опытно – экспериментальная
и методическая работа. Обмен опытом происходит в свободной клубной обстановке по
принципу круглого стола. Выявленные направления – основа деятельности проектно –
сетевых, конференц групп. Конференц группы носят открытый характер, их состав
подвижен. Деятельность таких групп проводится только на инициативной основе.
Конференц – группа собирается под заявленную идею и занимается описанием разного
педагогического опыта. Большое значение имеет обучение педагогов и деятельность по их
индивидуальной образовательной программе.
Происходят изменения и в управлении.
Системный интегратор создаёт временные союзы: рабочие группы, проектно – сетевые
группы, конференц – группы. Назначаются координаторы, которые координируют работу
групп. следят за обсуждением, организуют консультации. Большое значение отводится
социально – психологической службе, которая является поддержкой для педагогов. Это
консультации, беседы, тренинги. Органично сюда входит система организационного
обучения педагогов, которое находится внутри системы и осуществляется в процессе
13 Хатунцева Вероника Руслановна
решения задач деятельности. Информационная служба обеспечивает информационную
открытость.
Модель сетевого взаимодействия педагогов школы сх 1
Системный интегратор
модератор
Рабочая группа по выявлению ближайших зон развития
координаторы
Конференц группы
Сетевые проект группы
Социально – психологическая служба
Архив педагогического опыта
3 Практическая работа 3 мин.
Знакомство с локальными актами по работе рабочих групп проектно – сетевого
взаимодействия, проектно – сетевых, конференц групп, системном интеграторе,
координаторе, информационной службе.
4 Практическая работа с картой инновационного опыта на основе педагогических
интересов педагогов школы. 2 мин.
Задание 1. Выберите те проблемы и вопросы, которые вызывают у Вас наибольший
интерес и по которым можно поделиться опытом, либо напишите свои.
На экране показать надпредметные творческие группы педагогов школы. Сравнить, что
получилось у участников занятия.
5 Практикум по выявлению противоречий, постановке проблемы, цели и задач.
Инновации в школе начинаются с этапа определения потребности в новшестве
определённой целевой группы.
Направленность образовательного учреждения на удовлетворение запросов потребителей
должна быть сопоставима с имеющимися ресурсами и предоставляющимися
возможностями, диктуемой внешней и внутренней средой. Это позволит избежать
искусственности в постановке целей, их оторванности от понимания реального положения
школы.
Анализ внешней и внутренней среды составляет информационную платформу системы
стратегического управления инновационным процессом, на которой в дальнейшем
выстраивается стратегия реализации новшества. Этот этап в системе стратегического
управления называется «стратегический анализ».
Это процесс сбора и обработки данных о внутренней и внешней среде, превращение данных
в знание, способствующие лучшему пониманию ситуации.
Цель стратегического анализа выявить угрозы и возможности внешней среды, значимые в
процессе внедрения новшества, а также сильные и слабые стороны школы.
Изучить свот анализ по созданию информационной среды школы и выявить противоречие в
соответствии с проблемами современной школы.
Работа со свот анализом по формированию ИОС.
1.
2.
Можно зачеркнуть, чего нет в вашей школе, добавить то, что есть.
Работа по формулированию противоречий по технологической карте.
Работа с технологическими картами, заполнение таблицы в соответствии со свот –
анализом.
Пробле
ма
Хорошо ли мы
знаем опыт
Хорошо ли мы
владеем ИКТ
Всегда ли
только
Чт
о
В чём
созрела
Возникшее
противоре
14 Хатунцева Вероника Руслановна
чие
ест
ь
необходимо
сть для
решения
проблемы
технологиями и
что мешает
профессиональн
ому развитию на
основе ИКТ?
других школ,
хорошо ли мы
владеем
технологиями,
способствующ
ими
организовать
диалог и
работать в
едином
образовательно
м
пространстве.
собственн
ые
ресурсы
школы
позволяют
организова
ть
доступное
и
качественн
ое
образован
ие?
Поверим, что получилось
Проблема
Что есть
В чём созрела необходимость для решения проблемы
Возникшее противоречие
Хорошо ли мы знаем опыт других школ, хорошо ли мы владеем технологиями,
способствующими организовать диалог и работать в едином образовательном
пространстве.
У школы есть интересное, уникальное содержание, о котором она хотела бы рассказать
другим школам. Но не только рассказать, но и предъявить его таким образом, чтобы другие
школы хотели и могли его не только услышать и отнестись к нему в некоем диалогическом
взаимодействии, но и работать в едином образовательном пространстве.
В информационной открытости: в сетевом диалоге школ, дистанционных формах обучения,
общих сетевых проектах.
противоречие между потребностью в сетевом взаимодействии и сетевом диалоге
и традиционными формами педагогического общения.
Всегда ли только собственные ресурсы школы позволяют организовать доступное и
качественное образование?
В школе реализуется профильная дифференциация, предпрофильная подготовка учащихся,
организуются индивидуальные образовательные маршруты, но не всегда имеющиеся
собственные ресурсы школы и информационная закрытость позволяют организовать их на
высоком уровне
В информационной открытости, в создании единого информационного пространства с
учреждениями, способными предоставить необходимые ресурсы.
противоречие между потребностью в организации доступного, качественного
образования и отсутствием информационной открытости и единого
образовательного пространства с учреждениями, способными предоставить
необходимые ресурсы.
15 Хатунцева Вероника Руслановна
Хорошо ли мы владеем ИКТ технологиями и что мешает профессиональному развитию на
основе ИКТ?
учителя школы осваивают ИКТ, испытывают потребность в создании создают собственных
электронных ресурсы, использовании различных программ и сервисов, но отсутствие
единой информационной образовательной среды школы не позволяет организовать на
высоком уровне систему профессионального развития педагогов школы на основе ИКТ.
В создании единой образовательной среды, способствующей профессиональному развитию
педагога.
между потребностью педагогов школы в развитии ИКТ компетентности и
отсутствием единой системы управления качеством образования, основанной на
ИКТ, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.
Выведите ключевую проблему школы на основе выявленных противоречий.
Проблема создания условий для формирования ключевых компетенций, повышения
качества образования на основе единой информационной образовательной среды
школы, способствующей успешной социализации личности.
Выведите цель. Цель решает проблему.
Цель: Формировать информационную образовательную среду школы как условие
повышения качества образования, способствующую успешной социализации личности.
Сформулируйте задачи, которые способствуют достижению цели. Что нужно
сделать, чтобы достичь намеченной цели.
Для этого обращаемся к выявленным противоречиям. Что нужно предпринять, чтобы
устранить выявленные противоречия.
ІІІ Рефлексия. ( 3 мин)
Ответьте на вопросы.
Что Вы хотели получить от занятия, оправдались ли Ваши ожидания?
Как Вы думаете, решает ли проектно сетевое взаимодействие проблему
мотивации педагогов к инновационной деятельности?
Что необходимо сделать для создания новых организационных форм
педагогического взаимодействия в Вашей школе ( в районе) ?
1.
2.
3.
16 Хатунцева Вероника Руслановна
Мастеркласс
Тема: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения
качества учебного процесса и достижения образовательных результатов,
соответствующих требованиям ГПРОН»
Форма проведения: семинарпрактикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий
для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ГПРОН
Задачи:
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном
процессе.
2.Применение технологий в учебном процессе.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика
должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Ход семинара:
1.Орг. момент
(желтый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранного
ключика.
. Участникам семинара предлагается выбрать карты по цвету
17 Хатунцева Вероника Руслановна
Слайд № 2
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Разрешите
представиться – Хатунцева Вероника Руслановна учитель физики, стаж работы 20 лет,
категория – высшая. Предлагаю вам мастеркласс по теме
Слайд № 3
«Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества
учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих
требованиям ГПРОН»
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий
для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ГПРОН
Создание ситуации успеха:
С каким настроением вы пришли на мастеркласс? Это замечательно!
А вы знаете, что признаком хорошего настроения является улыбка. Я улыбнусь вам, а вы
улыбнитесь мне и друг другу, и подумайте о том, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я
желаю, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас не только до конца мастеркласса, но
и всего семинара!
Теория:
С введением новой системы образования изменились требования к выпускнику школы.
Слайд № 4
Выпускник школы – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий
ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике; осознанно выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и
окружающей его среды;
Слайд № 5
Исходя из этого приоритетом обучения становится не освоение учениками
определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться
самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное,
прочно их запоминать, связывать с другими.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение
ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов, основной
задачей которого является научить ребенка работать с информацией, научить
учиться.
Слайд № 6
Столкнулись с проблемой: современные дети не хотят учиться. У них отсутствует
мотивация: зачем хорошо учиться? Дети , видя по ТВ, читая в интернете и слушая
разговоры взрослых, раз за разом убеждаются, что:
( КЛИК) Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни: можно и в институт
поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же
хорошо учиться?
( КЛИК) Многие предметы — "лишние", "ненужные". Обучаясь в школе,
дети изучают множество предметов: и математику с русским языком, и ОБЖ, и
основы светской этики, и биологию, и химию и т.д. Многие дети и их родители уверены:
"Эти предметы не нужны": "Я буду психологом / парикмахером / журналистом — и
мне не нужна математика с ее логарифмами и производными".
18 Хатунцева Вероника Руслановна
( КЛИК) Отсутствие связи предмета с реальной жизнью: учебники примеров
из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту
связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников,
опять же никогда в жизни не пригодятся.
Такое отношение к школе и школьным знаниям, как мы уже сказали, формирует окружение
ребенка: родители, друзья, одноклассники и учителя.
Поэтому, первоочередной задачей учителя является формирование положительной
мотивации к учению. Учитель должен помочь ребенку осознать, что успеваемость в
школе — это его будущее.
Мы должны помнить, что чем больше удовольствия станет получать ребенок от
учебы, тем легче будет и ему, и нам.
Слайд № 7
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Как вы думаете, что помогает учителю сделать урок увлекательным путешествием в мир
знаний? Ведь как говорил Василий Александрович Сухомлинский « Урок – это зеркало
общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (ответы)
(Применение учителем современных методов обучения и современных технологий)
Слайд № 8
!!! Сейчас я предлагаю вам определить ключевое слово нашего мастеркласса. Для этого
отгадайте ребус.
( КЛИК) «Технология».
***Что такое технология?
( КЛИК) Технология от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos
(понятие, учение). (наука об учении, о мастерстве)
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических
решений.
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете
вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.
Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя
принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно
ориентированной), щадящей (личностно ориентированной), технологией
сотрудничества и уметь применять их на практике!!!
Слайд № 9 Я вам расскажу о технологиях, которые применяю на уроках:
«Двадцать первый век. Чудеса творит не любовь, а технологии»
Технология системнодеятельностного подхода в обучении
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационнокоммуникационные технологии
Проектная деятельность
ТРКМ
19 Хатунцева Вероника Руслановна
Слайд № 10 Технология системнодеятельностного подхода в обучении
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу
Стала основной образовательной технологией с введением стандартов второго поколения.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети
«открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
При деятельностном методе меняется структура урока. Урок должен начинаться с
создания проблемной ситуации.
Объяснительноиллюстративный метод
Сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний
Объяснение нового
Закрепление
Контроль
Деятельностный метод
Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)
«Открытие» детьми нового знания
Первичное закрепление (с комментированием)
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Решение задач на повторение
Решение тренировочных задач
Контроль
Рефлексия
Слайд № 11 Например: Периметр прямоугольника: бабушка дала задание внукам
вычислить Р участка занятогокартофелем, который имеет длину 5м и ширину 2м.
Нашли так: 5+2+5+2=14 (м) 5*2+2*2=14 (м) (5+2)*2=14 (м) Кто прав?
Слайд № 12 Игровая технология
Горький А.М. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призваны изменить»
“Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
Игры можно классифицировать по разному (слайд), на этом не останавливаюсь!
Использовать игру можно на любых этапах урока. Особенно нравятся детям игры
соревнования, эстафеты, сюжетноролевые, уроки в нестандартной форме (игра, сказка,
путешествие, КВН и т.д)
Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление
новых игр – компьютерных, видеоигр. Все большую популярность приобретают живые
квесты. (Участие ЭМУ творческих команд, сейчас ЭМУквест, очень нравятся живые
модели) Главное – не заигрываться!!!!
Слайд № 13 Здоровьесберегающие технологии
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как
совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя
20 Хатунцева Вероника Руслановна
традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения.
в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю
физкультминутки
подвижные перемены. (С их помощью мы увеличили объём двигательной активности
школьников)
дыхательная гимнастика (неправильное дыхание приводит к нарушению
деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем)
пальчиковая гимнастика , (прямая зависимость между развитием мелкой моторики
и развитием функций головного мозга)
цветотерапия: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует
лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
задачи со здоровьесберегающим содержанием (математика Петя на празднике
съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
– Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать?
(Правильно питаться))
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
(лит.чтение Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок» Какой вред здоровью могли нанести
поступки детей?)
Гимнастика для глаз (слон)
Слайд № 14 Информационнокоммуникационные технологии
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача
современной школы» академик А.П. Семенов
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость,
диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Создание презентаций к урокам.
Работа с ресурсами Интернет.
Использование готовых обучающих программ. (тренажеры)
Разработка и использование собственных авторских программ. (Игры!!!)
Средство наглядности
Звуковое оформление уроков
Тесты
Участие в онлайн конкурсах (сайт Учи.ру «Русский с Пушкиным, Юный
предприниматель, олимпиада Плюс, Заврики)
Слайд № 15 Проектная деятельность
«Проектная деятельность действие, совершаемое от всего сердца и с
определенной целью» Е.Г. Каган
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и
направляющей функции учителя: замыселреализацияпродукт; а также прохождение
следующих этапов деятельности:
Принятие решения о выполнении какойлибо деятельности (подготовка к каким
либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
Формулирование цели и задач деятельности.
Составление плана и программы.
Выполнение плана.
Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок,
викторин, конкурсов, спектаклей, проведение миниисследований, предусматривающих
21
Хатунцева Вероника Руслановна
обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров
проектной деятельности в начальной школе.
Слайд № 16 Технология развития критического мышления
“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать” Рене
Декарт
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики,
умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты
как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и
активной работе с текстами.
(КЛИК) СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ
Фаза «Вызов» По пословице, «доброе начало полдела откачало». , У учащихся
активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме.
Фаза «Осмысление» (изучение нового материала) »; в его ходе происходит
непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная,
осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по
мере соотнесения старой и новой информации
Фаза «Рефлексия» это стадия размышления, сами учащиеся подводят итог, определяют
личные результаты и проводят оценку собственной деятельности
Слайд № 17 Приемы стадии "Вызова"
1. Кластер (подходит для любой стадии)
2. Корзина идей
3. Денотатный граф
4. Дерево предсказаний
5. Верные и неверные утверждения
(КЛИК) Кластер. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма
представление информации в графическом оформлении. В центре записывается
ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое
понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня"
(пример)
(КЛИК) Верные и неверные утверждения. Детям предлагается поиграть в игру
«Верите ли вы, что…». 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена
таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы,
которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в
группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «».
Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся
вернуться к заполненной таблице. А теперь давайте вернемся к нашим вопросам,
снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова
читаю вопросы. Во 2ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы,
дети отвечают. По каким вопросам ваше мнение совпало? Объясните, почему вы
так решили? По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Слайд № 18 Приемы стадии "Осмысление"
1.
2.
Инсерт
Чтение с остановками
22 Хатунцева Вероника Руслановна
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Фишбоун (Рыбий скелет)
Таблица «Плюсминусинтересно»
Таблица ЗХУ
Таблица синтез
Сводная таблица (линия сравнения)
Концептуальная таблица
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Прием «Толстый и тонкий вопрос»
«Ромашка Блума» (Ромашка вопросов)
Слайд № 19 Чтение с остановками. Остановки в тексте своеобразные шторы: по
одну сторону находится уже известная информация, а по другую совершенно
неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. 1.
При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 2. После каждой
остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть
задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
Фишбоун. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние
косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими,
представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Таблица ЗХУ. Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал,
расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит
таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
Сводная таблица. Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить
большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная
таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что
"линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают
различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики
Слайд № 20 Прием «Толстый и тонкий вопрос». Для организации взаимоопроса. После
изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три
«толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают
друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». Толстые ? В эту
графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий»,
обстоятельный ответ. Тонкие ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые
предполагается однозначый, «фактический», обстоятельный ответ.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
23 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Хатунцева Вероника Руслановна
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Приемы стадии "Рефлексия" Слайд № 21
1.Эссе
РАФТ
Диаманта
Синквейн
Хокку (Хайку)
.Бортовые журналы
Двухчастный дневник
Шесть шляп мышления
Пример синквейна:
Тайга
Хвойная, зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга!
Берегите!
Помните! На уроке используйте не более трех различных приемов ТРКМ
Слайд № 22 26
Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно
сделать увлекательным, доставляющим удовольствие и ребенку и учителю и добиться
качественных результатов. Могу сказать, что в последние 78лет качественная
успеваемость в моем классе составляет 5060%.
Слайд № 27
Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.
Главным является органическое соединение эффективных образовательных
технологий и личности педагога.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным
автором – Учителем.
Поэтому, изучайте новые технологии и новаторски используйте старое: не надо
изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда
можно использовать поновому
Слайд № 27 Рефлексивный экран
Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают
себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Я попробую…
Расскажу дома, что
У меня получилось…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Было интересно…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Я смог…
24 Хатунцева Вероника Руслановна
Я понял, что…
Мне захотелось…
Было трудно…
Я почувствовал, что…
Я не знал… Теперь я знаю…
И в завершение хочется вам пожелать:
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
Пойдя на уроки, постарайтесь определить, какие технологии будут применять учителя
25 Хатунцева Вероника Руслановна
Тема
Общие цели:
Задачи:
Материалы и
оборудование:
Этапы проведения
Приветствие
участников
активизация
Деление
на группы
«По цвету»
Информационный
Тренинг с коучинговым подходом: « Целеполагание »
Оказать содействие участникам тренинга в ознакомлении
с понятием «цель» и целеполагание SMART, в умении применять
и соотносить цели урока и ожидаемый результат.
1.Выявить уровень знаний и практических умений учителей по
данной проблеме постановки целей урока.
2.Показать актуальность данной проблемы в контексте
изменения подходов к преподаванию и обучению в современной
школе, ознакомить коллег со SMART целями.
3.Содействовать пониманию учителями того, что каждый этап,
каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому
результату, который запланирован в основной цели
4.Способствовать развитию коммуникативных навыков и
повышению профессионального уровня педагогов.
прогнозировать ожидаемый результат, поймут, что целеполагание
влияет на успешность учебного процесса,
учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.
компьютер, проектор, экран, презентация, флипчарты, маркеры,
стикеры, листы А4, раздаточный материал для обратной связи
(стикеры)
Ход занятия
Ожидаемые результаты: Участники тренинга смогут ставить цели урока по SMART,
Время Действия преподавателя и действия
участников тренинга
Если вы каждый свой день готовы посвятить
педагогическому труду, то хлопните в ладоши!
Если вы пришли сюда, чтобы поделиться
идеями и узнать чтото новое, то покажите
класс!
Если вы готовы меняться, то приглашаем вас
к сотрудничеству!
Тренер делит участников на две группы по цвету
(зеленый и красный)
3 мин
2 мин
5мин
Вспомните вашу мечту…о чем мечтали в детстве,
юности…НА КОГО учились? Вы достигли этого?
Что такое ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ? Кстати, одни
советуют цель представить, другие – пощупать, но
как пощупать то, что не представляешь? Сегодня
здесь и сейчас мы научимся это делать!
Посредственный учитель рассказывает,
хороший учитель объясняет, замечательный
учитель показывает, гениальный учитель
26 Хатунцева Вероника Руслановна
Определимся с целью
Зачем приехали?
Чего хотите от курсов?
Защита проектов.
Работа в группах по созданию
постеров
5 мин
вдохновляет.
1.Участники тренига на постерах выполняют
кластер
«Наши цели» ( прослушать 23 ответа)
2 мин
15 мин Работа с новым ресурсом по Раздаточным
материалам стр 316 318. (Метод обратного
дизайна 1 группа заключается в применении
алгоритма проектирования ( от цели
к
по
содержанию, обеспечивающему эту цель)
пирамиде Блума. 2 группа
Защита постеров
3 мин
.
Вывод: цель это то, к чему стремятся, что надо
осуществить.
Целеполагание – то, с чего начинается
грамотное, продуктивное планирование
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на
урок! Процесс целеполагания – процесс
трудоемкий и времяемкий.
Просмотр презентации
15 мин Учителя понимают, что на современном этапе
целеполагание предполагает постановку цели
урока с позиции ученика.
ПРАКТИКА
15 мин
Задания группам:
1, Проанализируй цели учебного занятия и
определи ошибки:
1. Изучить творчество А.С Пушкина
2. Воспитать толерантность у учащихся
3. Познакомиться с новым материалом
4. Работать над повышением орфографической
грамотности
5. Прочитать текст
6. Достигнуть успехов в изучении предмета
7. Выполнить контрольную работу
8. Дать детям представление о площади
прямоугольника
Работа с ресурсами: познакомиться с видами
ошибок, исправить их, на постерах подготовить
измененный вариант.
Выступление участников тренинга
10 мин
Задание 2
27 Хатунцева Вероника Руслановна
Работа в группах
Работа с вопросами на осмысление
Приведем пример: урок истории по теме
«Реформы Петра I». Учитель поставил цели:
1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I
привели к укреплению царской власти.
2.Раскрыть прогрессивный характер петровских
преобразований. 3.Формировать
оценочные суждения на основе обобщения
событий и явлений определенного исторического
периода.
Обсуждение правильно ли поставлены цели
урока?
10 мин Участники тренируются ставить цели урока по
SMART, обсуждают и корректируют
поставленные цели.
Затем коучем – тренером задаются такие
вопросы как:
Скажите мне, пожалуйста, легко ли вам было
ставить
цели по SMART?
С какими трудностями вы столкнулись при
постановке целей с позиции ученика?
Итоговая рефлексия “5 пальцев”
3 мин. Рефлексия “5 пальцев”
Чему учились? Что нового узнали? Что было
легко? Что было трудно? Что понравилось?
Обратная связь
2 мин.«Корзина. Мясорубка. Чемодан”
Как правильно поставить цель урока?
Минианкета:
Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «+»
1.
Насколько мне
всё было ясно и понятно?
0
4
2. Насколько мне это было необходимо?
0
5
5
1
2
3
6
7
8
1
2
3
4
8
6
7
9
9
10
10
1
3.Насколько нужен и полезен для меня предложенный
материал?
0
7
4.Насколько я готов использовать полученные
знания на своих уроках?
0
3
4
2
3
4
5
6
8
1
2
5
6
7
9 10
8
9 10
28 Хатунцева Вероника Руслановна
5. Насколько мне нужна помощь?
0
2
3
1
4
5
6 7
8
9
10
Приложение
Целеполагание на уроке
Цель это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
В педагогике целеполагание это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности
(учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно
быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное
планирование
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс
трудоемкий и времяемкий.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не
согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который
преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы
избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью
записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели
урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
сам себе их поставил
они понятны ему
очевидны
с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и
возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают
качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
29 Хатунцева Вероника Руслановна
Описывающие желаемый результат.
Реальные. Достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует
употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием
образовательного результата
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать
приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания
классифицирую на:
1. Визуальные:
Темавопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель
с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге,
поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только
отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что
цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через
действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад,
составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на
доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не
только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они
цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных,
но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
30 Хатунцева Вероника Руслановна
Поясним некоторые приемы целеполагания
Темавопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем
больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи
других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может
сам учитель при субъексубъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом
случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили
план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу
объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема
урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока.
Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном
слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание",
"Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на
обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не
могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих
действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные
исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено
цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на
выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего
предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы,
обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а
вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно
31 Хатунцева Вероника Руслановна
рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ,
печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с
предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям
необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко
определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц,
бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит
правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ
закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок
арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и
ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
32 Хатунцева Вероника Руслановна
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для
самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, изза недостаточности знаний или недостаточностью времени,
что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока
можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и
обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество
приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы,
слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить
собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из
таких приемов целеполагания.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик
реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Процесс целеполагания– это коллективное действие, каждый ученик – участник,
активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся
высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и
слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Памятка "Цели урока"
Учебные цели
1) Формировать знания учащихся о…
2) Способствовать усвоению учащимися знаний о…
3) Закрепить знания о…
4) Обобщить и систематизировать знания учащихся о…
5) Подвести учащихся к выводу о…
6) Обеспечить усвоение учащимися
7) Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных,
сформулированных на предыдущих уроках
8) Уяснить сущность
9) Усвоить учащимися материал о
10) Изучить
11) Раскрыть основные особенности и главные итоги
12) Раскрыть сущность и значение
13) Показать роль
14) Ознакомить учащихся с…
15) Повторить и закрепить
33 Хатунцева Вероника Руслановна
16) В ходе изучения учебного материала раскрыть (уяснить, обеспечить понимание)
17) Формировать глубокую убежденность в…
18) Стимулировать активность
19) Углубить и расширить знания о
20) Добиваться более полного усвоения
21) Расширить представления о
22) Раскрыть закономерности
23) Актуализировать знания учащихся по
24) Проверить степень овладения
25) Проверить глубину усвоения (осмысления) знаний по
26) Выяснить причины
Развивающие цели (навыки)
1) Учить учащихся анализировать
2) Учить применять знания при выполнении
3) Формировать умения добывать самостоятельно знания о
4) Продолжить формирование умений конспектировать учебный материал,
составлять план, пользоваться таблицами. Осуществлять самоконтроль…
5) Учить учащихся оценивать
6) Развивать умения работать в коллективе, в парах, индивидуально…
7) Продолжить развитие умений сравнивать, выявлять различия…
8) Способствовать выработке умения выделять главное в учебном материале…
9) Развивать умение выделять главное
10) Учить логически излагать…
11) Учить преодолевать трудности в учении
12) Учить дискутировать
13) Развивать интерес к учению
14) Развивать познавательные интересы учащихся
15) Учить выполнять творческие задания
16) Учить правильно строить вывод, критически осмысливать высказывания других,
отстаивать свою точку зрения, правильно строить доказательство или опровержения…
17) Учить комментировать
18) Учить обобщать результаты урока
19) Учить работать с книгой, справочником, периодической печатью
20) Тренировать память, внимание
Воспитательные цели
1) Воспитывать чувство гордости за успехи Родины
2) Воспитывать желание достичь наивысших успехов в развитии, чтобы приносить
пользу Родине
3) Воспитывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания
4) Воспитывать дисциплинированность и собранность, честность и усердие
5) Воспитывать бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям
6) Воспитывать максимальную трудоспособность на уроке
7) Воспитывать чувство долга, ответственности, трудолюбия, добросовестности
8) Воспитывать озабоченность трудами товарищей, с радостью сопереживания их
успехам
9) Воспитывать скромность, требовательность к себе, чувство собственного
достоинства
34 Хатунцева Вероника Руслановна
Задачи
1) Формировать такие качества личности как творческий подход к решению
познавательных задач
2) Формировать четкость и организованность в труде, умение контролировать свою
деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь
3) Воспитывать благожелательное отношение, определяющее характер
взаимоотношений в коллективе
4) Формировать психологический климат, оказывающий положительное влияние на
характер
Так что же такое ЦЕЛЬ?
Тренер просит участников коуч сессии написать свою ближайшую цель в жизни. Кто хочет,
может озвучить. Коуч пока никак не комментирует прочитанные цели.
Что такое цель урока и зачем она нужна? Учителя составляют кластер и презентуют его.
Цель — это осознанное,
выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической
деятельности. Цель также понимают и как формальноеописание конечного
состояния, задаваемого любой системе.
Целеполагание процесс постановки целей.
Методика постановки SMARTцелей – пожалуй, самая известная в целеполагании. Давайте
разберемся, в чем она заключается и какие есть способы ее применения.
Но сначала немного истории. В переводе с английского “smart” означает
“умный”. В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер
Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки
целей:
1.Specific — Конкретная
2.Measurable — Измеримая
3.Achievable — Достижимая
4. Relevant — Релевантная (реалистичная)
5.TimeBound
Определенная по времени
Затем участники соотносят
свою первоначальную цель с данными критериями по SMARTи вносят изменения.
Таким образом цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем,
используя дидактические, методические и психологические приемы.
Ошибки целеполагания".
1. Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не
позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в
какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата
деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с
новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает
формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия
учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются
диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными.
35 Хатунцева Вероника Руслановна
Примеры формулировок диагностичных целей обучения можно посмотреть в
известной педагогам таксономии Б.С. Блума и подобных разработках других
авторов.
2. Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у
обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого
не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса
взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели,
достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию
толерантности.
3. Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели,
когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной
цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже
имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается
эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели
воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.
4. Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от
интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим
потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для
важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их
мотивов.
5. Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые,
недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю
что».
6. Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает
не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и
деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению
желаемой ситуации.
7. Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цельпожелание
или цельвообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы
поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в
изучении данного предмета» и т.д.
36 Хатунцева Вероника Руслановна
Тема
Цель
КАК ВЫЯВИТЬ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ
УЧЕНИКОВ?
учителя познакомятся со стратегиями
будут активно участвовать на семинаре
будут уделять внимание работе с одаренными и талантливыми
учениками на уроке
умеют работать в группе
Результаты
обучения
раскрытие сущности модуля «Обучение талантливых и
одарённых учеников»
Ключевые идеи
Одаренность, талант, гениальность, способность
Материалы и
оборудование
Учителя
Интерактивная
доска
37 Хатунцева Вероника Руслановна
фотографии
презентация
светофор
Ход проведения
этап
Задания
1.
Организационный
этап
2. Целеполаган
ие
Психологический
минитренинг
Приветствие
«
КАК….» (слайд 2)
Упражнение
–
«Мизинец
большой палец»
(диагностика
развития левого и
правого
полушария)
Для того, чтобы
педагоги
смогли
сформулировать
желаемый
результат, который
может
быть
достигнут,
необходимо задать
вопрос «Что Вы
хотите вынести из
нашей встречи?»
(слайд 3)
врем
я
57
мину
т
1
мину
та
Деятельность
коуча
Деятельность
учителей
Какие чувства
вызвало у Вас это
упражнение?
Участники/слуша
тели выполняют
задание
на
развитие левого и
правого
полушария
Что еще?
Давайте поставим
вопрос шире: вы
хотите узнать, как
помочь учителям
в определении
собственных
потребностей?
Если Вы хотите
узнать, как
помочь учителям
в определении
потребностей, как
бы Вам хотелось
это сделать?
Хорошо, теперь я
понимаю, о чем
Участники/слуш
атели
выдвигают идеи
38
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Сборник материалов коучингов и мастер классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.