Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».
Оценка 4.9

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
08.07.2018
Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».
Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов». Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методические, информационные, технологические, организационные и педагогические ресурсы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. В данном докладе вы можете найти подробное описание понятия "современные информационные технологии" и их особенностей.
ИКТ в учебном процессе..docx
МОУ «Зыковская средняя школа» Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов» Подготовила: Вдовина Е.С. учитель начальных классов 2017­2018 уч.год                   Для создания, развития и эксплуатации информационно­образовательной среды необходимо полностью   задействовать   научно­методические,   информационные,   технологические,   организационные   и педагогические   ресурсы.   Учитывая   новизну   и   сложность   этой   проблемы,   ее   решение   требует экспериментального   поиска   на   основе   имеющегося   в   системе   образования   опыта   работы   с информационными   технологиями.   Правительство   РФ   определило   приоритетные   направления   развития образовательной системы РФ до 2020 года: улучшение содержания и технологии образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, использование информации как действительного средства   проведения   системных   изменений.   Но   и   на   сегодняшний   день   поставленные   правительством приоритеты   остаются   актуальными   в   развитии   образовательной   системы.   Компьютер   сегодня рассматривается не только как обучающая машина или объект изучения, он становиться, прежде всего, средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Кроме того, важно использование компьютеров как   инструментов   управления   учебным   процессом   и   информационных   машин,   а   так   же   средств коммуникаций, в частности – телекоммуникаций. Фактически следует говорить не о компьютеризации образования,   а   об   освоении   в   образовании   новых   информационных   и   коммуникационных   технологий, новых   технологий   интеллектуальной   деятельности.   Сейчас   в   образовании   возникло   противоречие, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных возможностей компьютерной техники   и   уровня   их   реализации   в   условиях   сложившейся   системы   образования.   Так   как   обучение является   передачей   информации   ученику,   а   информационные   технологии   –   процессы,   связанные   с переработкой информации, то можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии используются   всегда.   Более   того,   любые   методики   или   педагогические   технологии   описывают,   как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология ­ это информационная технология.             Когда   компьютеры   стали   настолько   широко   использоваться   в   образовании,   то   появилась необходимость   говорить   об   информационных   технологиях   обучения,   выяснилось,   что   они   давно фактически   реализуются   в   процессах   обучения,   и   тогда   появился   термин   «новая   информационная технология обучения». Таким образом, появление такого понятия – новая информационная технология (НИТ)   –   связано   с   появлением   и   широким   внедрением   компьютеров   в   образовании.   В   последнее десятилетие проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования вызывает высокий интерес в российской педагогической науке. Понятие информационных технологий и их специфические особенности Информатизация (по А. П. Ершову) — это система следующих взаимосвязанных процессов: ­информационного   обособления   и   представления   всей   социально   значимой   информации   в   форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами; ­познавательного   формирования   и   сохранения   целостной   информационной   модели   мира,   позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов; ­материального строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации. По данным ЮНЕСКО: когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25%   видимой   информации,   когда   видит   и   слушает   –   65%   получаемой   информации.   Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека: управление, проектирование, исследование и т.п.                Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства, вплоть до   персональных   компьютеров,   стали   или   становятся   привычными   в   повседневном   быту   многих обучаемых. Активное применение технических средств обучения ­ это привилегия не отдельных учителей. ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там, где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.                 Самого   пристального   внимания   требуют   вопросы   организации   учебного   процесса,   его интенсификация, заключающаяся  в том, чтобы при наименьших  затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения. В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения.                 Особого   внимания   требуют   вопросы   организации   учебного   процесса,   его   интенсификация, заключающаяся   в   том,   чтобы   при   наименьших   затратах   времени   давать   необходимое   количество информации, добиваться глубокого ее усвоения. В улучшении организации учебной работы и повышения ее   качества   большую   помощь   педагогам   могут   оказать   технические,   или,   как   их   еще   называют, аудиовизуальные средства обучения.         К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и   специально   созданные   дидактические   материалы   и   пособия:   диафильмы,   диапозитивные   серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, ­ т. е. экранно­звуковые средства.              Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание  методов,  форм  и  средств  обучения, прочность овладения  знаниями,  умениями  и  навыками, социализация обучаемого. Информационные технологии предоставляют возможность: ­рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; ­сделать   обучение   более   эффективным,   вовлекая   все   виды   чувственного   восприятия   ученика   в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; ­построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; ­вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; ­использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; ­интенсифицировать все уровни учебно­воспитательного процесса.          Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо   более   яркую   мультисенсорную   интерактивную   среду   обучения   с   почти   неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.                В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности   учащихся,   их   умение   самостоятельно   приобретать   новые   знания,   работать   с   различными источниками информации.               Выделяют   восемь   типов   компьютерных   средств   используемых   в   обучении   на   основании   их функционального назначения (по А В. Дворецкой): Презентации –   это   электронные   диафильмы,   которые   могут   включать   в   себя   анимацию,   аудио­   и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов. Электронные   энциклопедии –   являются   аналогами   обычных   справочно­информационных   изданий   – энциклопедий,   словарей,   справочников   и   т.д.   Для   создания   таких   энциклопедий   используются гипертекстовые   системы   и   языки   гипертекстовой   разметки,   например,   HTML.   В   отличие   от   своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио­ и видеофрагменты. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений,  представленных  в  электронном  виде,  обычно в  виде  простого набора  текстовых  файлов  в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. Программы­тренажеры выполняют   функции   дидактических   материалов   и   могут   отслеживать   ход решения и сообщать об ошибках. Системы   виртуального   эксперимента –   это   программные   комплексы   позволяющие   обучаемому проводить   эксперименты   в   “виртуальной   лаборатории”.   Главное   их   преимущество   –   они   позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента. Программные   системы   контроля   знаний, к   которым   относятся   опросники   и   тесты.   Главное   их достоинство   –   быстрая   удобная,   беспристрастная   и   автоматизированная   обработка   полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. Электронные   учебники   и   учебные   курсы –объединяют   в   единый   комплекс   все   или   несколько вышеописанных   типов.   Например,   обучаемому   сначала   предлагается   просмотреть   обучающий   курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний). Обучающие   игры   и   развивающие   программы –   это   интерактивные   программы   с   игровым   сценарием. Выполняя   разнообразные   задания   в   процессе   игры,   дети   развивают   тонкие   двигательные   навыки, пространственное   воображение,   память   и,   возможно,   получают   дополнительные   навыки,   например, обучаются работать на клавиатуре.                    Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.): ­Уроки,   на   которых   компьютер   используется   в   демонстрационном   режиме   –   один   компьютер   на учительском столе + проектор; ­Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет; ­Уроки,   на   которых   компьютер   используется   в   индивидуальном   дистанционном   режиме   –   урок   в компьютерном классе с выходом в Интернет. Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети ­Интернет: Средства обучения on­line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет; ­ Средства обучения off­line – это автономно используемые средства.                    На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний,   когда   необходимо   использовать   большое   количество   наглядного   материала.  Затем информационные   технологии   стали   вводиться   на   обобщающих   уроках,   когда   важно   не   только систематизировать   знания  и   умения   учащихся,   но   и   акцентировать   внимание   на  важнейших   моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного   класса   появилась   возможность   использовать   компьютер   для   проведения   лабораторных работ   и   экспериментов.   Применение   этого   электронного   продукта   возможно   на   всех   этапах   урока: проверка   знаний,   изучение   нового   материала,   закрепление   материала.  В   индивидуальном   режиме   с учащимися   желающими   углубленно   изучать   предмет   проводится   работа   и   с   другими   типами компьютерных   средств.   Это   электронные   учебники   и   энциклопедии,   программы­тренажеры   для подготовки   к   экзаменам,   которые   помимо   результата   дают   объяснение   и   правильный   ответ,   системы виртуального эксперимента, обучающие игры.  В образовательном процессе компьютер может быть, как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При   первом   –   усвоение   знаний,   умений   и   навыков   ведет   к   осознанию   возможностей   компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно­ воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство   общения,   компьютер   как   инструмент   в   управлении,   компьютер   как   развивающая   среда.   В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие  всех  их  одновременно не  только  в образовательном, но и  в  воспитательном  процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.                В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний   учащихся,   повышение   мотивации   учебной   деятельности.  Организация   учебного   процесса   в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять   её,   запомнить,   а   не   в   коем   случае   не   подорвать   здоровье.   ИКТ   должны   выступать   как вспомогательный   элемент   учебного   процесса,   а   не   основной.   Учитывая   психологические   особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.     Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:  использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет­ресурсов…);  введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;  проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);  осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ. Существует 4 варианта применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы: 1. Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов). Очень важно, что учащиеся не просто пассивные   поглотители   информации.   Целью   учителя   становится   формирование   у   учащихся   навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых),   тема   которых   может   быть   связана   с   учебными   дисциплинами,   а   также   с   событиями   и проблемами   окружающей   действительности.   Кроме   того,   защита   проекта   требует   выработки   у   ребят навыков   публичного   выступления,   дискутирования,   умения   аргументировано   отстаивать   собственную позицию.   Работа   преимущественно   осуществляется   в   группе   и   требует   овладения   особыми   навыками коллективной   работы,   межличностного   общения.   Создание   мультимедийного   проекта   –   это   мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности. 2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди). Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно­ познавательным   текстом,   рисунками   включает   задания   для   практической   работы,   тренировочные   и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не   обращаясь   собственно   к   программированию.   Использование   различных   тестов   приобретет   особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к муниципальному тестированию, а затем и к сдаче ЕГЭ. 3.  Урок,  интегрированный  с   информатикой   (3­4  классы).  Задачи   такого  урока:  отрабатывать  учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования   ПК.   Неограниченные   возможности   использования   информационных   технологий предоставляет   и   внеурочная   деятельность.   Один   из   активных   методов   –   деловая   игра,   использующая имитацию реального изучаемого объекта для создания у учащихся наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Именно деловая игра позволяет:  имитировать объект,  различать ролевые цели при выборе решений,  достигать общую цель всем игровым коллективом,  реализовать в процессе игры «цепочку решений»,  иметь многовариантность решений. При   подготовке   к   урокам   и   внеклассным   мероприятиям   учитель   использует   электронные   ресурсы учебного назначения:  мультимедийные курсы,  презентации к урокам,  логические игры,  тестовые оболочки,  ресурсы Интернет,  электронные учебники и энциклопедии. Для   успешной   организации   уроков   и   внеклассных   мероприятий   с   использованием   информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:  обрабатывать   текстовую,   цифровую,   графическую   и   звуковую   информацию   при   помощи соответствующих   процессоров   и   редакторов   для   подготовки   дидактических   материалов   (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;  создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;  использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;  организовать работу с электронным учебником на уроке;  применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);  осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   Интернете   в   процессе   подготовки   к   урокам   и внеклассным мероприятиям. К одной из форм использования ИКТ учителем начальной школы относится подборка и конструирование мультимедийных   презентаций   (медиатеки,   аудиотеки,   видеотеки)   и   демонстрации   с   использованием проектора, интерактивной доски. Мультимедийная   презентация   ­   это   программный   продукт,   который   может   содержать   текстовые материалы,   фотографии,   рисунки,   слайд­шоу,   звуковое   оформление   и   дикторское   сопровождение, видеофрагменты   и   анимацию,   трехмерную   графику.   Основным   отличием   презентаций   от   остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Основным назначением   уроков   с   мультимедийной   поддержкой   является   организация   усвоения   учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается   при   подключении   зрительной   памяти.   Известно,   что   большинство   людей   запоминает   5% услышанного   и   20%   увиденного.   Одновременное   использование   аудио­   и   видеоинформации   повышает запоминаемость до 40­ 50%. Информация, представленная с применением мультимедиа технологий делает процесс   обучения   более   эффективным.   Экономия   времени,   необходимого   для   изучения   конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не   только   информационное,   но   и   эмоциональное   воздействие.   Таким   образом,   внедрение   новых информационных   технологий   в   учебный   процесс   начальной   школы   позволяет   в   доступной   форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся. Методика использования мультимедийных презентаций предполагает: 1.   Совершенствование   системы   управления   обучением   на   различных   этапах   урока.   Презентация   дает возможность   учителю   самостоятельно   скомпоновать   учебный   материал,   исходя   из   особенностей конкретного   класса,   темы,   целей   урока,   что   позволяет   построить   деятельность   так,   чтобы   добиться максимального учебного эффекта. 2.   Усиление   мотивации   учения.   Учеников   привлекает  новизна   проведения   мультимедийных   уроков.  В классе создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Необходимо отметить,   что   этап   мотивации   в   данном   случае   увеличивается   и   несет   познавательную   нагрузку. Безусловно, это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. 3.   Улучшение   качества   обучения   и   воспитания,   что   повышает   информационную   культуру   учащихся. Преподаватель, использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. Как упоминалось ранее, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта в восприятии и запоминании информации. 4.   Повышение   уровня   подготовки   учащихся   в   области   современных   информационных   технологий. Изменяется отношение к ПК, демонстрируются его возможности не только как средства игры. Ребята начинают воспринимать компьютер в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация,   таким   образом,   наиболее   оптимально   соответствует   триединой   дидактической   цели эффективного урока. Выделяют следующие этапы подготовки мультимедийной презентации:  структуризация учебного материала, целеполагание;  составление сценария;  разработка дизайна презентации;  подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);  тестирование­проверка, рекомендации к оформлению презентаций ;  презентация должна быть краткой, доступной и композиционно­ целостной.  не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации;  на каждом слайде должно быть не более двух картинок;  размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24­28 пунктов;  дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, анимация возможна один раз в течение 5 минут;  вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.). При создании мультимедийной презентации необходимо решить важную задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого. Мультимедийные презентации на уроке могут быть использованы: 1. Для обозначения темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя. В практике используем созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимацию, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. 3. При закреплении новой темы. 4.   Как   информационно­обучающее   пособие.   В   обучении   особенный   акцент   ставится   сегодня   на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае   выступает   как   организатор   процесса   учения,   руководитель   самостоятельной   деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 5. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам. 6.   Для   проверки   и   контроля   знаний.   Использование   компьютерного   тестирования   повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. 7. Как средство эмоциональной разгрузки. Приведём примеры использования презентаций на различных уроках   в   начальной   школе.   Обучение   грамоте   на   современном   этапе   формирование   навыка   чтения достаточно   проблематично,   и   этому   есть   ряд   причин:   низкий   уровень   мотивации,   низкий   уровень читательской активности у родителей, отклонения в речевом развитии детей. Применение ИКТ на уроках чтения значительно увеличило мотивацию, у детей появился читательский интерес. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом используют на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. На экране можно выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связанный текст, в занимательной форме познакомиться со словарным словом, провести орфографическую минутку. На уроках математики, применение презентаций на уроке усиливает мотивацию школьников при изучении материала,   повышает   интенсивность   урока,   способствует   лучшему   усвоению   материала   и   развитию математических способностей. При помощи средств ИКТ можно решить проблему дефицита подвижной наглядности   (сравнение   способом   наложения   геом.   фигур,   решение   задач   на   движение,   анализ взаимоотношений   множеств   и   т.д.).   На   уроках   окружающий   мир   используя   программу   Microsoft PowerPoint, можно создавать динамичные таблицы, карты, что способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала. Бесспорно, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным,   вовлекая   в   процесс   восприятия   учебной   информации   большинство   чувственных компонентов   обучаемого.   Они   имеют   возможность   превратить   учебную   наглядность   из   статической   в динамическую, следовательно, обеспечивают возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Конечно, использование мультимедиа не является основным средством повышения эффективности урока. Ничто   не   заменит   живое   слово   учителя,   его   притягательную   силу   в   общении   с   детьми.   Напомним, мультимедийные   продукты   рассматриваются   как   средство   образовательного   процесса.   Это   не «натаскивание» учеников, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. Сотрудничество   учителя   и   ученика,   их   взаимопонимание   было   и   остается   важнейшим   условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии   высокой   мотивации   всех   участников   возможен   положительный   результат   использования мультимедиа технологий. Определим преимущества использования ИКТ в учебно­воспитательном процессе начальной школы:  приводят к интенсификации образовательного процесса;  повышают эффективность и качество учебно­воспитательного процесса;  способствуют индивидуализации обучения и развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;  дают педагогу возможность построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;  повышают мотивацию обучения, активизирующую познавательную деятельность учащихся;  обеспечивают оперативность и объективность контроля;  создают эффективную обратную связь;  дают возможность учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации;  позволяют осуществлять гибкое управление учебным процессом. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что­ то новое, делать выбор и принимать решения. Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании является социально значимым и актуальным. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре   —   он   должен   стать   координатором   информационного   потока.   Следовательно,   учителю необходимо   владеть   современными   методиками   и   новыми   образовательными   технологиями,   чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование ­ это непрерывный процесс. Для   начальной   школы   это   означает   смену   приоритетов   в   расстановке   целей   образования:   одним   из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для   реализации   этих   целей   возникает   необходимость   применения   учителем   начальных   классов информационных технологий в учебно­воспитательном процессе. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:  развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;  овладевать практическими способами работы с информацией;  развивать   умения,   позволяющие   обмениваться   информацией   с   помощью   современных   технических средств. При этом средства ИКТ могут представлять:  источник информации;  наглядное пособие;  тренажер;  средство диагностики и контроля. Внедрение информационных технологий в учебно­воспитательный процесс основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:  наглядно­образное мышление;  неравномерное и недостаточное развитие анализаторов;  смена ведущей деятельности с игровой на учебную;  высокая степень эмоциональности. О   целесообразности   использования   ИКТ   в   обучении   младших   школьников   говорят   такие   возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно­ образного мышления по сравнению с вербально­логическим, а также 3 неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс   более   плавным.   Высокая   степень   эмоциональности   младших   школьников   значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование ИКТ позволяет частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. ОПЫТНО­ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ   КОММУНИКАЦИОННО­ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Сегодня,   когда   компьютер   прочно   вошёл   в   нашу   повседневную   жизнь,   когда   наши   дети   свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Ведь использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения современного ребёнка. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Одной   из   главных   задач,   стоящих   перед   учителем   начальной   школы,   является   расширение   кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация  умственной деятельности детей, развитие речи. Уроки   с   использованием   новых   информационных   технологий   здесь   особенно   актуальны:   ученики   1­4 классов имеют наглядно­образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно   больше   качественного   иллюстративного   материала,   вовлекая   в   процесс   восприятия   нового   не только   зрение,   но   и   слух,   эмоции,   воображение.   Здесь,   как   нельзя,   кстати,   приходится   яркость   и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Анализируя   опыт   применения   ИКТ,   на   различных   уроках   в   начальной   школе,   можно   с   уверенностью сказать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий позволяет: обеспечить   положительную   мотивацию   обучения,   проводить   уроки   на   высоком   эстетическом   и эмоциональном уровне (музыка, анимация, голоса птиц и животных), повышать и стимулировать интерес учащихся, уровень комфортности обучения, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, развивать навыки самообразования и самоконтроля, повышать скорость изложения и усвоения информации, вести экстренную коррекцию знаний. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно­ иллюстрированного   способа   обучения   к   деятельностному,   при   котором   ребенок   становится   активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. В работе со своими первоклассниками я применяю данные технологии, начиная с первых уроков. ИКТ использую по следующим направлениям: ­ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка своих и применение готовых компьютерных программ по различным предметам); ­   проведение   урока   с   частичным   использованием   ИКТ   (применение   ИКТ   на  отдельных   этапах   урока, использование   ИКТ   для   закрепления   и   контроля   знаний,   организация   групповой   и   индивидуальной работы), ­ внеклассной работы и работы с родителями. Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе   объяснения   нового   материала.   Компьютерные   программы   позволяют   создать   разнообразные зрительные   иллюстрации   и   звуковое   сопровождение,   что   способствует   лучшей   реализации   принципа наглядности в обучении. Например, при знакомстве с цифрой 1 на уроке математики мы «отправились» в цирк. При знакомстве с компонентами задачи слайды использовались только при изучении нового материала. На уроках обучения грамоте: в страну Азбуковедения, где при изучении новой буквы мы отслеживаем на слайдах обозначения звуков буквами, образование слогов­слияний, месторасположение новой буквы на буквенной ленте. Работа со слайдами сменяется работой с индивидуальным или классным наборным полотном, работой в учебнике. На уроках письма осваиваем «письмо с секретом». Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить любые преобразования. Уроки   с   использованием   компьютерных   технологий   позволяют   сделать   их   более   интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио­сопровождения. Планируя   урок   (работу)   с   использованием   ИКТ,   я   тщательно   продумываю   цель,   место   и   способ использования ИКТ. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. ИКТ помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Поэтому работа с использованием ИКТ чётко продумана и дозирована, носит щадящий характер. Частота   использования   любых   технических   средств   обучения   влияет   на   эффективность   процесса обучения: если ИКТ используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие   и   возбуждает   эмоции,   мешающие   восприятию   и   усвоению   учебного   материала.   Наоборот, бездумное использование ИКТ приводит к потере уч­ся интереса к нему. Эффективность применения ИКТ зависит и от этапа урока. Использование любого технического средства обучения не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Поэтому работа со слайдами чередуется с работой в тетради, с учебником, с наборным полотном. Использование ИКТ в начале урока сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает   позже   обычного.   Например,   на   уроке   математики   для   разминки   я   использую   презентации «Устный   счет».   В   начальной   школе   очень   важно   сформировать   навыки   устного   счета   и   применение различных игр способствует этому. Устойчивое внимание уч­ся практически в течение всего урока позволяет поддерживать использование мультимедийной презентации или других ТСО во 2 части урока и в конце его. В этот период времени для самостоятельной работы на уроке математики детям может быть предложено задание составить примеры по картине или решить задачу. На уроках я использую лишь один компьютер – на учительском столе, но постепенно я даю элементарные навыки использования ПК, приглашая детей для ответа к моему рабочему столу, чтобы каждый ребенок преодолевал неуверенность в работе с любой обучающей программой и тем самым почувствовал свои силы, и заинтересованность в дальнейшем получении знаний. На уроке окружающего мира дети имеют возможность увидеть ночное небо, планеты и звезды, природное местонахождение полезных ископаемых и многое другое, что является необязательным дополнительным материалом, но весьма интересным для учащихся. Беседы по безопасности жизнедеятельности мы готовим к уроку вместе с учениками: они получают стихи, определенные   роли  и   наряду  с  учителем   проговаривают  правила  поведения,  как  для   себя,  так  и   для других. И здесь применение мультимедийной презентации тоже играет свою важную роль. Правильное   чередование   различных   средств   обучения   может   предотвратить   переутомление   младших школьников.   Минуты   напряженного   умственного   труда   необходимо   чередовать   с   эмоциональной разрядкой. Для этой цели я использую динамические разминки, «музыкальные паузы», а также готовые обучающие мультфильмы. Например, уроки тетушки Совы по арифметике и азбуке, где для каждой буквы или цифры дается   отдельной   урок   продолжительностью   3­5   минут.   Дети   с   удовольствием   смотрят   эти   уроки   и, отдыхая,   подсознательно   закрепляют   полученные   на   уроках   знания.   А   мультипликационный   или видеосюжет любой электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. В работе с родителями презентация удобна тем, что наглядное тезисное отображение устного выступления учителя   в   большей   степени   достигнет   желаемых   целей   и   задач   конкретного   собрания.   Зрительное восприятие предлагаемых вопросов находит более живой отклик у собравшихся, а не просто безучастное прослушивание, скорее порождает обсуждение темы. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения   на   качественно   новый   уровень.   Нельзя   сбрасывать   со   счетов   и   психологический   фактор: современному   ребенку   намного   интереснее   воспринимать   информацию   именно   в   такой   форме.   При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичным видео­ и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Современное   программное   обеспечение   позволяет   использовать   как   готовые   программы   (диски   с программами), так и составленные, разработанные самим учителем. И для этого совсем необязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер не как на врага, а как на помощника, способного сделать урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка. Уроки   с   использованием   ИКТ   дают   возможность   творчески   работающему   учителю   расширить   спектр способов   предъявления   учебной   информации,   позволяет   осуществлять   гибкое   управление   учебным процессом,   в   процессе   обучения   влияет   на   рост   профессиональной   компетентности   учителя,   это способствует значительному повышению качества образования, Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти   ту   грань,   которая   позволит   сделать   урок   по­настоящему   развивающим   и   познавательным. Использование   информационных   технологий   позволяет   мне   осуществить   задуманное,   сделать   урок современным, и ведёт к решению главной задачи образовательной политики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Информационная   технология   должна   быть   органично   включена   в   целостный   процесс   обучения   при изучении   различных   учебных   дисциплин   начальной   школы.   Именно   в   этом   случае   компьютерные технологии   смогут   стать   мощным   фактором   повышения   эффективности   обучения   по   всем   учебным дисциплинам. Внедрение информационных технологий в учебный процесс в начальных классах позволило улучшить и облегчить работу учителя, а также улучшило усвоение учащимися материал, повысилась мотивация к учению, применение информационных технологий привело к концентрации внимания со стороны учащихся и активность на уроках. Практическое внедрение информационных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к   желанию   ее   использовать.   Поэтому   немаловажным   является   создание   на   занятиях   атмосферы, способствующей   формированию   у   младших   школьников   положительных   мотивов   к   использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой­ нибудь   развлекательной   игры,   что   даёт   новый   мощный   импульс   для   развития   самостоятельной познавательной активности Компьютер   позволяет   учителю   значительно   расширить   возможности   предъявления   разного   типа информации.   При   дидактически   правильном   подходе   компьютер   активизирует   внимание   учащихся, усиливает   их   мотивацию,   развивает   познавательные   процессы,   мышление,   внимание,   развивает воображение и фантазию. В последнее время информационному воспитанию школьников придается особое значение, так как это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Грамотное  использование  современных  информационных  технологий  в  начальной  школе  способствует активизации   познавательной   деятельности,   повышению   качественной   успеваемости   школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у   учащихся;   повышению   активности   и   инициативности   младших   школьников   на   уроке;   развитию информационного   мышления;   формированию   информационно­коммуникационной   компетенции,   также вызывает положительный эффект на любой стадии педагогического процесса. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать процесс обучения более плавным; большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими   школьниками   во   внеурочной   деятельности;   их   практическая   ценность   утрачивается,   а прочность ­ существенно   снижается.   Применение   же   полученных   знаний,   умений   и   навыков   в   игровой компьютерной   среде   приводит   к   их   актуализации   и   мотивации   их   приобретения;   высокая   степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия   же   на   компьютере   позволяют   частично   разрядить   высокую   эмоциональную   напряженность   и оживить   учебный   процесс;   мультимедиа­учебники   призваны   автоматизировать   все   основные   этапы обучения от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. Использование информационных технологий на уроках позволяет проводить уроки интересней, у детей повышается интерес к уроку, повышается уровень знаний по темам, которые проходили с применение компьютера, также компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Информационные технологии способствуют повышению прочности знаний, повышению общей эффективности и интереса учеников к предмету, учителям информационные технологии позволяют сэкономить время на разработку дидактического   материала.   На   этапах   урока,   когда   основное   обучающее   воздействие   и   управление передается   компьютеру,   учитель   получает   возможность   наблюдать,   фиксировать   проявление   таких качеств   у   учащихся,   как   осознание   цели   поиска,   активное   воспроизведение   ранее   изученных   знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю строить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. И использование компьютерных программ должно быть   соотнесено   с   дидактической   целью   урока,   органично   входить   в   его   структуру   и   вести   к рациональному решению поставленные задачи. Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение   главной   цели   ­   максимального   высвобождения   педагога   от   выполнения   рутинных   и трудоемких   операций,   не   связанных   с   непосредственным   общением   со   школьниками.   Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить   собственному   профессиональному   росту,   разработке   новых   учебных   и   методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников. Средства информационных   технологий   должны   создавать   возможность   приобретения   дополнительных связей   и   межличностных   контактов   школьников.   Функциональное   назначение   педагогических программных   средств ­ предоставлять   учебную   информацию   и   направлять   обучение,   учитывая индивидуальные возможности и предпочтения учащихся. Причиной создания авторских педагогических программных средств является несоответствие в полной мере имеющихся на рынке готовых программных средств,   ориентированных   на   начальную   школу,   требованиям,   выдвигаемым   учителями.   Поэтому возникает   необходимость   в   создании   собственных   программных   средств,   соответствующих   уровню обучения конкретного ученика, класса. Как правило, педагогические программные средства предполагают усвоение новой информации при наличии обратной связи между обучаемым и программой. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно­ познавательной деятельности, которые необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы. Применение новых   информационных   технологий   в   традиционном   начальном   образовании   позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации,   позволяет   осуществлять   гибкое   управление   учебным   процессом,   является   социально значимым и актуальным. Информационные технологии в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее   на   развитие   познавательной   активности   младших   школьников.   Только   такой   двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно­познавательной деятельности.   Поэтому,   для   достижения   максимального   результата   в   решении   поставленных   задач обучения   необходимо,   чтобы   внедрение   компьютерных   технологий   в   процесс   обучения   младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы. Информационные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения начальной школы. Именно в этом случае информационные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности изучения всех учебных дисциплин в младших классах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ­ М., 1995. 2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004. 3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. ­ Новосибирск, ИПСО РАО.­1997.­ 1. с.77­81. 4.   Павлова   С.   А.   ,   Трофимова   Р.   Я.   Информационно­технические   средства   обучения   в   начальной школе. //Начальная школа.­ 2009.­ №4. 5.  Яриков  В.  Г.  Информационные  технологии  на уроках  в начальной  школе/сост.  О.  В. Рыбъякова.  – Волгоград: Учитель, 2008.

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».

Доклад «Формы использования ИКТ и Интернет – ресурсов в процессе изучения учебных предметов».
Скачать файл