Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии
Оценка 4.7

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
17.02.2018
Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии
В материале отражены исторические аспекты национальной культуры коми-пермяцкого народа, отражена актуальность приобщения младших школьников к коми-пермяцкой национальной культуре. Из опыта работы отразила реализацию программы внеурочной деятельности "Страна Мастеров".В описании практических результатов сделан акцент на воспитание нравственности у обучающихся начальных классов.
Формирование нравственности у младших школьников с применением национальных традиций.docx
Формирование нравственности у младших школьников с применением национальных традиций «Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит всё житейское своё умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принуждён всё начинать сызнова». В.О. Ключевский Коми-пермякам во все эпохи жилось тяжело. Историк и этнограф XIX В.Н. Добротворский в очерке «Пермяки», опубликованном в «Вестнике Европы» за 1883 г. писал: «Племя это быстрыми шагами идет к вырождению, и можно с уверенностью сказать, что ему недолго существовать на белом свете, что оно уже доживает свои последние минуты». К счастью, писатели и историки ошибались в своих рассуждениях, предсказаниях. Да, коми-пермяцкому народу было нелегко, но он оказался живучим, выносливым и в труднейших условиях сумел сохранить себя. Народ выжил благодаря своему трудолюбию, выносливости, находчивости, вере. Коми-пермяк надеялся на покровительство добрых духов и старался их умилостивить. Он трепетал перед могущественными силами природы, но, страшась неведомых явлений, искал защиты у этой же природы. Мировосприятие отличается взаимодействием языческой веры и христианства. Это 1 коми-пермяков обусловлено тесной связью с природой: растениями, животным миром, стихией огня, воды, земли. Все духовно-нравственные корни закладывались в людях через празднично-обрядовую культуру. Хозяйственно- культурное развитие коми-пермяцкого народа тесно связано с традициями, обычаями, обрядами. Традиции (от лат. traditio – передача, предание) как бы организуют связь поколения, на них держится духовно- нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. С понятиями «традиция» и «обычай» тесно связано понятие «обряд». Обряды и обычаи имеют некоторые общие черты, так как и в том, и в другом случае существует типизация образцов конкретных действий, то есть это всегда регламентированное поведение; это два канала, по которым происходит функционирование традиций. Через организацию деятельности, на уровне простых стереотипно повторяющихся общественных отношений обычаи и обряды формируют необходимые духовные качества. И.Ф. Харламов содержание нравственности заключает в следующем: 1 В отношении к Родине (патриотизм) – любой к своей стране, истории, обычая, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2 2 В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3 В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить. 4 В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. Действительно, мощным средством нравственного воспитания является труд как физический, так и ручной. Мной разработана образовательная программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» к занятию «Умелые руки», способствующая развитию разносторонней личности младшего школьника, помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни на основе различных видов декоративно-прикладного искусства. Тематический план программы составлен с учетом национальных особенностей коми-пермяков. Программа состоит из нескольких блоков. Блок «В чудесном лесу» знакомит обучающихся с многообразием природного материала нашей территории: соломой, берестой, пустырными травами, листьями. При изготовлении поделок, композиций, аппликаций из природного материала дети исследуют историю развития 3 ремесел, знакомятся с традициями, обычаями, бытом своего народа. Так, понаблюдав за растительностью нашего села, получилась коллективная работа из пустырных трав «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Выполняя коллективную работу из соломы «Грибная поляна», обучающиеся исследовали мир грибов, растущих в наших лесах. Дети узнали, что собирательство грибов и ягод является исторически сложившейся традицией коми-пермяков, что, прежде чем забрать у леса дары, нужно попросить на это разрешение у «хозяина» леса, поблагодарить его. Блок «В гостях у ниточки и иголочки» знакомит обучающихся с историей рукоделий России и родного края. Традицией данного блока является овладение вышивкой крестом. При освоении данного вида рукоделия обучающиеся получают углубленные знания о коми-пермяцкой культуре: устройство быта, убранство избы, особенности национальной одежды, украшение изделий вышивкой. Результатом овладения вышивкой крестом является активное участие творческих работ ребят в конкурсах, выставках, мероприятиях (краевой конкурс ДПИ «Акань» (кукла), «Узора Пармы», «Бранное ткачество и вышивка»). Блок «Пластилиновая гора» знакомит с материалами, которые можно использовать в лепке: пластилин, соленое тесто, глина. Работая с глиной, обучающиеся заочно знакомятся с народным умельцем Иваном Канюковым, его творческими изделиями. В этом блоке происходит ознакомление с объемными деревянными скульптурами 4 Егора Утробина: его «чудами». На практических занятиях дети лепили из голубой глины животных своего края, в частности, медведя – символа коми-пермяков.В результате ребята прочувствовать выразительность живой и неживой природы. возможность получают Блок «Проектная деятельность» создает условия для формирования общих учебных навыков: самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), развивать универсальные учебные действия. позволяет научить детей общаться, В ходе проектных работ младшие школьники расширяют и углубляют полученные ранее знания. В третьем классе ребята выполняли творческий проект «Декоративная композиция из бисера». Работа выполнялась в двух группах. В ходе реализации проекта обе группы узнали многое о ромашке – символе России и о купальнице – символе коми- пермяцкого народа. Таким образом, багаж знаний о богатстве реализация программы «Страна мастеров» дает возможность младшему школьнику пополнить культурных национальных традиций, обычаев, обрядов, позволяет ему сохранить свои национальные корни, свою самобытность и самоуважение. У ребят формируется уважительное отношение к труду людей и людям труда. Это и есть не что иное, как нравственность. Список использованной литературы: 5 1Волков И.П. Приобщение к творчеству. Москва: Просвещение, 1982. 146с. 2ГрибоваЛ.С. Декоративно-прикладное искусство. Москва.: Наука,1080.235с. 3Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва.: Просвещение, 1992.240с. 4Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, Кудымкар: Коми- обрядов и обычаев коми-пермяков. Пермяцкое книжное издательство, 2005. 256 с. 5Ключевский В.О. О русской истории: Москва.: Просвещение,1993. 576с. 6

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии

Доклад из опыта работы: Формирование духовно-нравственных начал у младших школьников с применением коми-пермяцких национальных традиций на занятиях по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018