Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс
Оценка 5

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
26.02.2018
Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс
Программа кружка "Азбука пешехода" предназначена для учащихся 1- 4-х классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.Программа кружка "Азбука пешехода"
азбука пешехода программа.docx
Пояснительная записка   Программа кружка  "Азбука пешехода"  предназначена для учащихся 4­х классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно­оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова.  Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения   и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании»,   «О   безопасности   дорожного   движения»,   с   целью   организации   работы   по   предупреждению детского   дорожно­транспортного   травматизма   и   улучшения   качества   обучения   школьников   Правилам дорожного движения.  Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.   Необходимость   создания   условий   для   непрерывного   обучения   участников   дорожного   движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском  и опасностями  дорожно­транспортных  происшествий.  Практически  с порога дома он  становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие   новых   социальных   ролей   младшего   школьника   как   участника   дорожного   движения,   культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно­транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.   Программа   направлена   на   реализацию   умения,   относящегося   к   культуре   безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.  Программа решает следующие задачи:  сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;  обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;  привитие умения пользоваться общественным транспортом;  ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;  воспитание   осознания   опасности   неконтролируемого   поведения   на   проезжей   части,   нарушения правил дорожного движения;  воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.    Основные принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2.  Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип   возрастной   безопасности. У   младших   школьников   довольно   рано   появляется   стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. 5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная   инспекция   безопасности   дорожного   движения.   Правила   дорожного   движения   нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. 6. Принцип   самоорганизации,   саморегуляции   и   самовоспитания. Этот   принцип   реализуется   при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Условия реализации программы Программа   предполагает   как   групповые   занятия,   так   и   индивидуальные,   а   также   проведение массовых   мероприятий.   Так   как   программа   больше   всего   уделяет   внимание   пропаганде   знаний   ПДД   и профилактике  детского  дорожно­транспортного  травматизма через реализацию  творческих  возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:  тематические занятия   игровые тренинги  разбор дорожных ситуаций на настольных играх  экскурсии  конкурсы, соревнования, КВН, викторины  изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;  выпуск стенгазет  разработка проектов по ПДД  встреча с работниками ГИБДД  просмотр видеофильмов Методы и средства обучения: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические   – выполнение   практических   заданий   в   тетрадях,   игровые   ситуации,   с   помощью   которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.  Формы и методы контроля:  организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;  проведение викторин, смотров знаний по ПДД;  организация игр­тренингов;   анализ результатов деятельности.  Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс). Программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» рассчитана на 135учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель). Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:     оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать   ответственное   отношение   к   собственному   здоровью,   к   личной   безопасности   и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является  формирование следующих  универсальных учебных действий: Регулятивные УУД      определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно­следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки   осознанного   и   произвольного   построения   сообщения   в   устной   форме,   в   том   числе творческого характера. Познавательные УУД   добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД      оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы Предметными   результатами изучения   курса   «Азбука   пешехoда»   является   сформированность следующих умений: Первый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:  определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);  сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;  определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко­ далеко; рядом, около; за; перед; ближе­дальше и др.);     объяснять свой путь от дома до школы;  определять свое положение на местности  по отношению к  важным  объектам  (близко­далеко  от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:  выделять из многообразия объектов транспортное средство;  выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);  различать цвет и форму запрещающих знаков;  различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;  находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);  различать сигналы светофора и объяснять их значение;  группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Второй год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:  сравнивать предметы по их положению в пространстве;  определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;  соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко­медленно; близко­ быстро);   различать   скорости   перемещения   разных   объектов,   отвечать   на   вопрос:   «Кто   (что)   быстрее (медленнее)?»;  самостоятельно   строить   и   перестраивать   (в   игровых   и   учебных   ситуациях)   пространственные взаимоотношения предметов (близко­далеко, ближе­дальше, рядом, около и пр.);  различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:  определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);  ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);  выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;  различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);  в   учебных   ситуациях   оценивать   наличие   опасности,   коллективно   определять   причину   ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;  объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);  различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;  оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;  группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Третий год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:  определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);  определять   «на   глаз»   особенности   движения   и   скорость   передвижения   объекта   (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:  выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;  определять   по   световым   сигналам   поворота   транспортного   средства   направление   его   движения (налево, направо, назад);  находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;  находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;  объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;  выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);  самостоятельно   выбирать   маршруты   безопасного   движения   от   дома   до   школы   (библиотеки, кинотеатра, магазина). Четвёртый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:  характеризовать слова «опасность», «опасный»;  объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;  предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;  представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;  осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:  объяснять значение правил дорожного движения;  группировать   знаки   ДД   по   назначению   (предупреждающие,   запрещающие,   предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;  соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;  анализировать   погодные   условия,   знать   особенности   тормозного   пути   транспорта   при   разных дорожных условиях;  выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также   в   реальной   жизни);   проводить   игры   и   учебные   ситуации   со   сверстниками   и   малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;  анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. Такой   подход   позволяет   реализовывать   требования   федерального   государственного   образовательного стандарта начального общего образования. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют: ­  умственному развитию  – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; ­ нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.  ­  эстетическому   воспитанию  –   учащиеся   участвуют   в   конкурсах   рисунков,   плакатов,   литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;  ­ трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);  ­ физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.  Методические рекомендации к организации занятий по программе   Целью  внеклассной деятельности по профилактике дорожно­транспортного травматизма является обеспечение личностно­деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Проведение   занятий   предусматривает   теоретическую   подачу   материала   и   практическую деятельность   в   виде   занятий   в   «городке   безопасности»,   экскурсий,   игр,   подготовки   театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений. Учебно­тематический план     Ориентировка в окружающем мире Ты — пешеход Ты — пассажир     1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 17 11 5 33 24 6 4 34 10 21 3 34 11 17 6 34 Содержание программы Первый год Ориентировка в окружающем мире (17 ч.) Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные   положения   и   взаимоотношения   объектов   окружающего   мира   (близко­далеко;   рядом, около; за; перед; ближе­дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение).  Ты — пешеход (11 ч.) Дорога.   Тротуар   как   часть   дороги,   предназначенная   для   движения   пешеходов.   Правила   движения   по тротуару:   движение   навстречу   транспорту;   движение   по   обочине   при   отсутствии   тротуара;   движение   в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный   пешеходный   переход»,   «надземный   пешеходный   переход»,   «место   остановки   автобуса (троллейбуса)»,   «место   остановки   трамвая»   (название,   назначение,   внешние   признаки).   Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).  Ты — пассажир (5 ч.) Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Ориентировка в окружающем мире (24 ч.) Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, Второй год объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко­ближе, далеко­дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко­близко; медленно­быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт   личный   и   общественный   (отличие,   классификация).   Механические   транспортные   средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Дорога.   Состояние   дороги   (асфальт,   грунт).   Практическое   определение   времени,   которое   может   быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Ты — пешеход (6 ч.) Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».   Знаки   для   водителей,   которые   необходимо   знать   пешеходам:   «дорожные   работы»,   «дети», «движение   прямо,   направо,   налево…».   Значение   конкретного   знака   (в   значении,   приближенном   к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Ты – пассажир (4 ч.) В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Ориентировка в окружающем мире (10 ч.) Третий год Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание   дорожных   ситуаций:   расстояние   до   приближающегося   транспорта   и   его   скорость   (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Ты — пешеход (21 ч.) Дорога   используется   для   движения   транспортных   средств.   Особенности   дорог   в   городе   и   в   сельской местности   («полевые   пути»,   «зимники»).   Части   (элементы)   дороги:   проезжая   часть;   тротуар,   обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток   —   место   пересечения,   примыкания   или   разветвления   дорог.   Разные   виды   перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток. Правила   передвижения   в   соответствии   со   знаками   дорожного   движения.   Предупреждающие   знаки: «железнодорожный   переезд   со   шлагбаумом»,   «железнодорожный   переезд   без   шлагбаума».   Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Ты — пассажир (3 ч.) Выходить  из  транспортного   средства  на  проезжую  часть   только   в том   случае,   если  нет  опасности  и  не создаются помехи для других участников движения.   Ориентировка в окружающем мире (11 ч.) Четвёртый год Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего. Ты — пешеход (17 ч.) Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной   дороге.   Тупик.   Дорожное   движение   при   разных   дорожных   условиях   (обобщение   знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные   знаки.   Знаки   дорожного   движения   для   водителей,   которые   нужно   знать   пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные   знаки   (общее   представление):   «указатель   направления»,   «предварительный   указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор.   Разные   виды   светофора   (обобщение   изученного   материала).   Особенности   светофоров   на железнодорожных   переездах,   светофоров   для   пешеходов   и   транспортных   средств,   с   дополнительными стрелками. Нерегулируемые   участки   дороги.   Нерегулируемый   перекресток.   Правила   движения   на   нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные   опасности.   Населенный   пункт,   знаки,   обозначающие   разные   населенные   пункты.   Правила поведения   на   дорогах   в   разных   населенных   пунктах   и   при   разных   погодных   условиях   (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Ты — пассажир (7 ч.) При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Календарно­тематический план Первый год № п/п Тема занятия Количество Дата часов проведения 1   2 3 4 5­6 7­8 9 10­12 13 14 15­16 17   18­20 21 22­23 Введение Ориентировка в окружающем мире Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат) Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация) Пространственные   положения   и   взаимоотношения   объектов   окружающего мира (близко­далеко; рядом, около; за; перед; ближе­дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет   и   форма   запрещающих   знаков:   «движение   пешеходов   запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки Экскурсия «Мы идем по улице» Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой. Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. Транспортное   средство.   Участники   дорожного   движения:   водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Игра «Дорожный калейдоскоп» Ты – пешеход Дорога.   Тротуар   как   часть   дороги,   предназначенная   для   движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки. Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход»,   «пешеходная   дорожка»,   «подземный   пешеходный   переход», «надземный   пешеходный   переход»,   «место   остановки   автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). 1   1 1 1 2 2 1 3 1 1 2 1   3 1 2 24 25 26 27 28   29­30 31 32 33   Проектная работа «День дорожного знака» Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Творческая работа. Изготовление макета светофора Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» Ты – пассажир Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами;  не задерживаться  у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно Игра «Какой ты пассажир?» Экскурсия по городу Тест «Знаешь ли ты правила ДД» Всего   Второй год 1 1 1 1 1   2 1 1 1 33                         № п/п Тема занятия Количество Дата часов проведения Ориентировка в окружающем мире Повторение правил ДД по материалам 1 класса Предметы   и   их   положение   в   пространстве:   определение,   сравнение, объяснение   соотношений   с   использованием   соответствующей   терминологии (близко­ближе, далеко­дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости   движения   по   отношению   к   другим   предметам   и   участникам дорожного движения (далеко­близко; медленно­быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные   средства.   Маршрутное   транспортное   средство   (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» 1 2­4 5­7 8 9­11 12 13­14 Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Творческая работа «Улицы моего города» 15 16­17 Дорога.   Состояние   дороги   (асфальт,   грунт).   Практическое   определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. 1 3 3 1 3 1 2 1 2 18­20 Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В 3 каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда   пешеходы   представляют   опасность   для   транспортных   средств   и водителей? Целевая прогулка «Правила юного пешехода» 21 22­23 Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор   маршрутов   следования   учащихся   по   улицам   с   интенсивным движением. Блиц­опрос Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» Ты – пешеход Знаки   дорожного   движения:   «светофорное   регулирование»,   «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки   для   водителей,   которые   необходимо   знать   пешеходам:   «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» Ты – пассажир 24   25 26­27 28 29 30   31­32 Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности.   На   первом   сидении   ребенок   ехать   не   может.   Из   машины выходить   можно   только   со   стороны   тротуара   или   обочины.   Не   открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Проектная работа «Безопасность на дорогах» Тест «Какой ты пассажир?» 33 34 1 2 1   1 2 1 1 1   2 1 1 34                               Всего  Третий год № п/п Тема занятия Количество Дата часов проведения 1   2­3 4­5 6 Повторение правил ДД по материалам 2 класса Ориентировка в окружающем мире Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение) Оценивание   дорожных   ситуаций:   расстояние   до   приближающегося транспорта   и   его   скорость   (мчится,   стремительно   приближается,   едет   с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается   в   обе   стороны,   есть   «закрытые»   участки,   повороты, подъемы, спуски). 1   2 2 1 7­8 Сигналы   транспортного   средства   в   начале   движения   и   изменении 2 направления   движения   (поворот,   задний   ход,   обгон,   разворот),   правила поведения   пешехода   в   соответствии   с   ними.   Применение   аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. Встреча с инспектором ГИБДД Игра «Аукцион знаний» Ты – пешеход 1 1   9 10   11­12 Дорога   используется   для   движения   транспортных   средств.   Особенности 2 дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). 13­14 Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная 2 полоса. Рисуем схему дороги 15 16 17 18 19­20 21 22­23 Правостороннее   движение   транспортных   средств   и   пешеходов.   История появления этого правила. Перекресток   —   место   пересечения,   примыкания   или   разветвления   дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки» Проектная работа «Виды перекрёстков» Регулируемый   перекресток.   Светофоры   с   дополнительными   секциями. Правила   поведения   пешехода   в   соответствии   с   направлением   движения стрелок дополнительных секций светофора. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. Викторина «В гостях у Светофорчика». Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов.   Разбор   дорожных   ситуаций   с   применением   сигналов регулировщика. 1 1 1 1 2 1 2 24­25 Проектная   работа по   теме:   «   Регулировщик   и   его   помощь   пешеходам   и 2 водителям». 26 27 28 29 30 31   32 33 34 Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток. Правила   передвижения   в   соответствии   со   знаками   дорожного   движения. Предупреждающие   знаки:   «железнодорожный   переезд   со   шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки   для   водителей,   которые   должны   знать   пешеходы:   «дорога   с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Праздник «Дорожный переполох» Ты – пассажир Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников Экскурсия в Автогородок Тест «Дорожная азбука» 1 1 1 1 1 1   1 1 1 Четвёртый год № п/п Тема занятия Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»  Количество часов Цель занятия Дата проведения  Сформировать   и   развивать   у   учащихся   целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Ориентировка в окружающем мире   1    2­3 4­5 6­7 8 Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный   транспорт.   Вид,   отличительные   и   опознавательные   знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Правила   эксплуатации   велосипеда.   Технический   осмотр   велосипеда перед   выездом.   Экипировка.   Возрастные   ограничения.   ДТП   с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. Творческая работа «Мой друг велосипед» Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого» 9 10­11 Проект «Транспорт будущего».   Ты – пешеход 12­13 Дорога.   Автомагистраль.   Главная   дорога.   Знаки   главной   дороги. Поведение   пешехода   при   приближении   к   главной   дороге.   Тупик. Дорожное   движение   при   разных   дорожных   условиях   (обобщение знаний). 2 2 2 1 1 2 2  Сформировать   представление   учащихся   об   опасности перехода   проезжей   части   перед   близко   идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля.  На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам   истории   развития   правил   дорожного   движения формировать   умения   и   навыки   применять   известную информацию в практической жизни  Формировать   знания   и   представления   о   безопасном движении велосипедистов на дорогах.  Научить   предвидеть   опасность   при   езде   на   велосипеде, обучить правилам обращения с ним  Проверка полученных знаний учащимися.  Развитие творческих способностей.    Сформировать   у   учащихся   представление   о   знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного   поведения,   умению   предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. 14 15 16 17 18 19 20 Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу   с   полосой   для   маршрутных   транспортных   средств»,   «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». знаки     «указатель Информационные   направления», направления», «наименование   объекта»,   «схема   движения»,   «схема   объезда», «указатель расстояний». (общее   представление): указатель   «предварительный     Знаки   сервиса:   «пункт   первой   медицинской   помощи»,   «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). 21­22 Особенности светофоров на железнодорожных  переездах,  светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд­источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. КВН «Азбука безопасности» 23 24­25 Нерегулируемые   участки   дороги.   Нерегулируемый   перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка 1 1 1 1 1 1 2 1 2  Ознакомить   с   историей   появления   автомобиля   и   ПДД, воспитывать   дисциплинированность   и   ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах  Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.    Познакомить   учащихся   со   значением   «Запрещающие знаки».  Познакомить   учащихся   со   значением   «Информационные знаки».  Познакомить учащихся со значением «Знаки сервиса»  Проверка полученных знаний учащимися.  Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.  Объяснить для чего служит светофор, его виды.  Проверка полученных знаний учащимися.  Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть   опасность,   воспитывать   наблюдательность, осторожность. 26 27 28   29 30 31 32 33 34   Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах  и при разных  погодных  условиях  (недостаточная  видимость, гололед, маневры автотранспорта). Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» Игра­конкурс «Я – участник дорожного движения» Ты – пассажир При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Разбор   дорожно­транспортных   происшествий   с   участием   детей, происшедших   в   городе.   Выявление   причин   дорожно­транспортных происшествий. Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. «Это   может   случиться   с   каждым»,   «Простейшие   правила   помощи пострадавшим при ДТП» Викторина «У дорожных правил каникул нет». Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». Всего    1 1 1 1 1 1 2 1 1  Сформировать у учащихся представление об опасности на   дать   понять   об   оборудовании железной   дороге, железнодорожных   переездов,   перехода железнодорожных переездов.   правила  Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей.  Проверка полученных знаний учащимися.    Познакомить   учащихся   с   правилами   пользования общественным транспортом.  Сформировать   у   учащихся   осознанные   представления   о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.  Сформировать   у   учащихся   осознанные   представления   о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.  Дать знания и навыки первой медицинской помощи  Проверка полученных знаний учащимися.  Проверка полученных знаний учащимися. 34 Учащиеся 4­го класса должны знать:  что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит; Правила:    перехода дорог с двусторонним и односторонним движением; перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта; перехода железной дороги. Учащиеся 4­го класса должны уметь:     ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и  односторонним движением, наличием трамвайных путей; переходить железнодорожные пути; переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.  Ожидаемые результаты Сокращение количества ДТП с участием обучающихся    Повышение уровня теоретических знаний по ПДД   Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности  дорожного движения)    Для учащихся: Список  литературы: 1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка­тетрадь для 1 класса. – М.:  Третий Рим, 2002. 2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка­тетрадь для 2 класса. – М.:  Третий Рим, 2002. 3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка­тетрадь для 3 класса. – М.:  Третий Рим, 2002. 4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка­тетрадь для 4 класса. – М.:  Третий Рим, 2002. Для учителя: 1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно­методическое пособие для  общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова –  М.: Третий Рим, 2007. 2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и  дорогах. – М.: Третий Рим, 2007. 3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006. 4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1­4 классов общеобразовательных  учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999. 8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д:  Феникс, 2006. 9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО,  2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс

Программа кружка "Азбука пешехода" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018